Более полвека назад на экраны Советского Союза вышел художественный фильм «Весна на Заречной улице». За эти годы картину посмотрели сотни миллионов зрителей. Снимал «Весну» тогда мало кому известный кинорежиссер Марлен Хуциев в Запорожье, на металлургическом комбинате «Запорожсталь».
Здесь главный герой кинофильма, актер Николай Рыбников, сыгравший в фильме сталевара Сашу Савченко, впервые увидел и мартеновскую печь, и «сталеварскую ложку», и расплавленный металл. Как же Рыбникову удалось так профессионально сыграть сталевара? Как снималась эта кинокартина в условиях действующего металлургического комбината? Почему ЦК КПСС задержал выход картины на экраны? Об этом и многом другом рассказывают сталевар «Запорожстали», Герой социалистического труда СССР Григорий Пометун, обучавший актера Рыбникова сталеварскому делу, и режиссер «Весны на Заречной улице» Марлен Хуциев, с которыми нам удалось встретиться. 13 декабря 2010 года Николаю Рыбникову исполнилось бы 80 лет…
Здесь главный герой кинофильма, актер Николай Рыбников, сыгравший в фильме сталевара Сашу Савченко, впервые увидел и мартеновскую печь, и «сталеварскую ложку», и расплавленный металл. Как же Рыбникову удалось так профессионально сыграть сталевара? Как снималась эта кинокартина в условиях действующего металлургического комбината? Почему ЦК КПСС задержал выход картины на экраны? Об этом и многом другом рассказывают сталевар «Запорожстали», Герой социалистического труда СССР Григорий Пометун, обучавший актера Рыбникова сталеварскому делу, и режиссер «Весны на Заречной улице» Марлен Хуциев, с которыми нам удалось встретиться. 13 декабря 2010 года Николаю Рыбникову исполнилось бы 80 лет…
«Я учил Колю Рыбникова сталеварскому делу…»
- Григорий Константинович, сколько же вам было лет, когда снималась «Весна на Заречной улице»? – спросили мы, встретившись с Григорием Пометуном в Запорожском металлургическом лицее, где он сейчас работает.
- 23 года. И Коле Рыбникову было тогда 23. А «Запорожстали» было тогда 20. Когда начал фильм сниматься, я лет пять сталеваром отработал. Можно сказать, немного.
- Тогда почему режиссер Хуциев выбрал именно вас в качестве учителя для актера Рыбникова?
- На комбинате были сталевары намного опытнее меня, люди известные и уважаемые. Но это было решение Марлена Хуциева. Дело было так. Приходит в мартеновский цех толпа народу: секретарь парткома, Марлен Хуциев, сценаристы, операторы. Прошли по цеху, посмотрели, подходят ко мне. Из них я знал только секретаря парткома. Один из гостей - им оказался режиссер Хуциев - и говорит: « А вы могли бы нам помочь, познакомить с работой сталевара наших артистов?». Спросил: не помешает ли это моей работе? У нас тогда кого только не было в мартеновском цехе – и поляки, и китайцы. Я и говорю: нам никто не мешает, вы свое дело делаете, а мы свое дело знаем.
- И Рыбников с ними был?
- Нет, его тогда не было. Спустя время приезжает Коля. Не один, трое артистов было. Я тогда не знал, что из них надо было выбрать на главную роль одного. Это уже потом, когда мы познакомились, Коля мне об этом рассказал. Я потом спросил у Марлена, почему он выбрал молодых - и меня, и Колю. Мы же действительно были совсем молодыми. А он отвечает: «А я так хотел – взять молодых и лепить из вас, что захочу». Он нас лепил, а я лепил из Коли сталевара.
- К мартеновской печке стажера Рыбникова подпускали?
- А как же! Коля сначала спецовку поменял. Ему выдали новую, он подошел к подручному сталевара и говорит: «Давай махнем - я тебе новую робу, а ты мне свою старую». «А зачем?» - спрашивает подручный. «Да ты понимаешь, браток, я только на работу устроился, не хочу ходить в новой робе, чтобы меня не считали салагой. А так я уже на сталевара буду похож». И «плетку» Коля пускал, и плавку пускал. Ходил в цех, как на работу. Надевал спецовку и к печке. Он делал все, как сталевар. Как говорят, профессионально вживался в образ.
- На комбинате уже все знали, что снимается кино?
- И на комбинате знали, и в городе знали. Что вы! Это же какое событие было!
Сталевар Саша не хотел потеть
- Как же в цехе фильм снимали? Это же столько народа, громоздкая киноаппаратура, да и освещение слабое…
- Все кинооборудование установлено было в цехе как положено. С освещением была проблема. Марлен попросил открыть заслонки всех мартеновских печей. Чтобы цех лучше освещался. Он договорился с начальником цеха, по селектору передали: в 15.00 всем сталеварам открыть заслонки всех печей! Вы знаете, все озарилось! А Коля как раз ходил вокруг моей печки. С «ложкой» сталеварской ходил. То, как он ходил, Марлену не нравилось. Потом ручка на «ложке» ему не понравилась. Пришлось делать короче. Нагрел я «ложку», тут же в цехе и сделал, как просил режиссер.
- Но вы же не кузнец, а сталевар…
- Я во время войны со своим 80-летним дедом работал в кузнице. И в ремесленном училище в Днепродзержинске хотел учиться на кузнеца, но директор училища сказал: прежде чем ковать, надо сначала металл сварить. А когда сварите, будет что ковать. Так вот.
- У каждой мартеновской печки есть свой технологический цикл. То, что Хуциев просил поднять заслонки, на технологию не влияло?
- Если на 5 минут, то не влияло. Это надо было, чтобы показать Рыбникова в работе.
- В общем, Рыбников потел вместе с вами?
- В том-то и дело, что не потел. А по сценарию он должен был стоять у печки с потом на лице. Я потный, работа у сталевара горячая, а он ходит за мной и не потеет. Марлен кричит: «Николай, ты почему не потеешь?!». Марлен тогда (сейчас весь живой), а тогда вообще был как пламя. Раз! – набирает воды в чане и окатывает Рыбникова. Все смеются. Марлен кричит: « В конце концов, он может вспотеть!» Сняли этот кадр, но в фильме не показали. Показали другой – как он очки поднимает, на учительницу смотрит, когда она в цех пришла. Я ему говорю: «Коля, не поднимай – это не профессионально. У нас так не делается». А Марлен говорит: «А я хочу, чтобы он очки поднял». Режиссер есть режиссер.
- В цехе съемки были не один день?
- Долго снимали. По частям. Разливку, печной пролет, рабочую площадку, миксерное отделение. Отдельно шихтовый двор. Их все интересовало.
- Рыбников, как все сталевары, и пробы металла носил в лабораторию?
- Он не пробы носил, а ходил с девчатами знакомиться. Мол, у меня плавка еще не расплавилась, поэтому я пришел заранее узнать, кому пробу принести. Веселый был парень по жизни.
- Плавки, понятное дело обмывали…
- Получилась плавка, не получилась, мы это дело не обмывали. Вот если праздник какой – это другое дело.
- Ну, а начало сталеварской карьеры Рыбникова…
- Это было. Тайком ходили. На углу улицы в кафе можно было выпить. Коньячок, мороженое. С Колей интересно было.
«Я повстречал любовь свою…»
- О чем могли разговаривать сталевар и актер в таком возрасте? О девчатах?
- О девчатах – это само собой. О работе, о жизни. Он говорил: такая жара, пыль, такая тяжелая работа! Как ты это терпишь? А насчет девчат, так он однолюбом был. Как влюбился в сокурсницу Аллу Ларионову, так до конца жизни любил ее. С ума сходил от нее! От ревности даже на самоубийство покушался, чудом спасли. Я с Колей встречался много раз, знаю. А как он песню спел в фильме! Так спеть мог только человек, который любил.
- А говорили, что любовь Рыбникова – актриса, сыгравшая в фильме учительницу…
- Что вы! Только Ларионова. Всю жизнь ее любил, на руках носил. Она ушла из жизни на 10 лет позже Коли. Он за ее больной матерью ухаживал, все в доме делал, готовил, по магазинам ходил…
- Фильм снимать закончили, а дружба с Рыбниковым осталась на всю жизнь…
- Да, мы с ним дружили до последних дней его жизни. Приезжал он в Запорожье на День металлурга и просто так. Коля часто говорил моей жене: «Шурик, научи украинский борщ варить!» Я смеялся: «Ты что, борщ варить будешь?» «Да, буду. Мне это надо. У меня жена такая, такая!»
- Вы учили его сталь варить, а жена – борщ. А почему он говорил: «жена такая, такая!»? Какая?
- Он все дома сам готовил. Ларионова сначала вышла замуж за другого, хотя Коля за ней ухаживал. Но он сказал, что все равно своего добьется. И он своего добился – Алла вышла за него замуж и убедилась, что это самый лучший мужчина. Алла была единственной любовью Колиной жизни. Они прожили вместе 33 года и воспитали двух дочерей. А моя жена все-таки научила его варить украинский борщ. Он очень любил готовить. Говорили, что его соленья, особенно помидоры были известны на всю Москву.
- Долго фильм снимали на «Запорожстали»?
- Долго. Мы думали, что у них ничего не получится. Но как-то в Запорожье ЦК проводило большое совещание. Тогда в отделе черной металлургии работала, если не ошибаюсь, Авраменко Вера Степановна. Заходит она со свитой в цех, а я уже работал мастером мартеновского цеха, и говорит: «Товарищ Пометун, вы Рыбникова учили, фильм не вышел, а вы и не спрашиваете. Сегодня в ДК посмотрим картину и будем решать, что с ней делать». Правда, я думаю, она этот фильм раньше видела.
На просмотре картины в ДК она и говорит директору «Запорожстали» Юпко (я рядом сидел и все слышал): «Лев Дмитриевич, пьяницу из сталевара сделали. Все пьет и пьет, не просыхает. У вас что, стаканами пьют?» Это она о главном герое картины, которого сыграл Коля Рыбников. А Юпко в ответ: «Что вы! Нет!»
- Кто в ДК смотрел кинофильм?
- Да считай весь город! Если бы все вместились. Коллективный просмотр и коллективное обсуждение. Покритиковали, почеркали и разрешили в прокат. И появляется на экранах СССР металлургический кинофильм. Боже, сколько тогда разговоров было! В кинотеатрах билетов не возьмешь.
- А что выбросили?
- Ценное все оставили. Производство металлургическое показали, любовь показали…
Два «генерала»
- Григорий Константинович, в фильме главный герой, сталевар Саша Савченко бьется над проблемой внедрения кислорода в мартеновское производство. Такое тогда было в жизни?
- Что вы! Действительно, тогда кислород на печах внедрялся. В фильме показали передовое, как люди учатся. Тогда был клич – новая техника внедряется, все должны учиться. Все металлургические заводы СССР все новое внедряли. И это показали. Фильм чисто металлургический, поэтому он всем металлургам в душу запал. И Коля постарался.
- Последний раз когда встречались?
- Я вам такой случай расскажу. Как-то, когда он был в Запорожье у нас дома, жена пошутила: «Коля, ты разные роли играешь. А вот когда ты генерала сыграешь?» Посмеялись и забыли. И вот однажды поздно вечером звонок в дверь. Жена открывает: стоит Коля в генеральской форме. «Ну, что, Шурик, вот я и генерал!» Оказалось, что недалеко от Запорожья на Днепре снимался фильм, где Рыбников играл генерала. Так он прямо со съемок и приехал в форме генерала. Это было в его характере.
- А вы когда генералом стали – «генералом стали»? Когда Героя получили?
- В 1958 году. Фильм закончили снимать в 1956. 28 лет мне было. Говорят, самым молодым Героем соцтруда стал. Как сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР – за особые заслуги в развитии черной металлургии. На мартеновских печах такого типа, как моя, в то время выплавляли 180 тысяч тонн стали в год. А я выплавил 205 тысяч тонн.
Спустя много лет, однажды во время автопробега по СНГ, на встрече ко мне подходит человек и говорит: «Николай Николаевич, как это мы просмотрели – когда вам Героя труда присвоили?» Приняли меня за Колю Рыбникова.
- А с Марленом Хуциевым, когда встретились, узнали друг друга?
- Узнали. Правда, с грустью отметили, что сильно изменились. Вспомнили, как снимался фильм, проехали по местам сьемок. Это же сколько лет прошло! Я вот недавно отметил 60-летие своей трудовой деятельности.
Картину смотрели по несколько раз
- Марлен Мартынович, как родилась идея создания фильма «Весна на Заречной улице»?- спросили мы у режиссера легендарной кинокартины Марлена Хуциева во время его поездки в Запорожье.
- С Феликсом Миронером мы вместе учились во ВГИКе и даже жили в одной комнате. Мы и написали совместный сценарий для дипломной работы, которая называлась «Градостроитель». Вскоре Миронер загорелся идеей фильма о металлургах. Сначала появилась одноактная пьеса. Затем - сценарий.
Есть еще один человек, без которого фильма не было бы. Это директор Киевской студии, где мы проходили студенческую практику, Александр Валентинович Горский. Когда его перевели на Одесскую студию, Александр Валентинович вспомнил о нас и доверил нам, вчерашним выпускникам, создание нового фильма.
Когда фильм вышел на экраны, я и Феликс решили проверить, как принимает его зритель. Для этого инкогнито побывали в двух кинотеатрах Москвы. Заметили, что зрители активно реагируют на все, что происходит на экране. Прозвучит какая-то остроумная реплика, а в зале уже проговаривают ее продолжение. Значит, некоторые уже видели этот фильм несколько раз.
- Рыбников действительно был талантливым актером?
- Очень талантливый, выраженный лирический актер. Его способности проявились еще во время учебы во ВГИКе. Учился он в мастерской Герасимова. В деканате хранится папка с перечнем ролей, сыгранных студентом Рыбниковым на экзаменах и зачетах.
Назову лишь несколько фрагментов, в которых довелось ему играть. Это Клочков в чеховской «Анюте», Кошевой в «Тихом Доне» Шолохова, Дон-Жуан в «Каменном госте» Пушкина, Жюльен Сорель в «Красном и черном» Стендаля, роль Петра в «Юности Петра» Толстого и так далее. А сколько сыграно в сценариях, написанных самими студентами, сколько было учебных этюдов, отрывков.
И человек он хороший. Во время съемок мы все жили в одной гостинице. Были молоды, разыгрывали друг друга, шутили.
- Как сложилась дальнейшая судьба главной героини фильма, учительницы, которую сыграла актриса Нина Иванова?
- Нина Иванова – не профессиональная актриса. Она когда-то в детстве сыграла в фильме «Жила-была девочка», Потом играла в дипломной работе одного из вгиковцев. Там мы ее и заметили.
После «Весны на Заречной улице» она снялась еще в двух-трех фильмах и больше не снималась. Работала вторым режиссером на киностудии имени Горького. А когда для кинематографа наступили тяжелые времена, стала работать медсестрой в больнице. Я приглашал ее с собой в Запорожье, но она отказалась. Сыграла она в фильме, конечно, чудесно.
- Появление в Запорожье улицы Заречной связано с вашим фильмом?
- Думаю, что такая связь есть - Заречная улица появилась в Запорожье после выхода фильма. Кстати, в Одессе, где мы снимали эпизоды этой ленты, тоже возникла улица Заречная. После наших сьемок.
- Марлен Мартынович, вас, очевидно, часто спрашивают, откуда такое имя – Марлен?
- Редким именем я обязан отцу. Он был коммунистом с дореволюционным стажем. На рабочем столе отца всегда стояли портреты Маркса и Ленина. Поэтому я стал Марленом. Меня всегда окружали замечательные люди. Среди них Миронер, Тодоровский, Рыбников… Полвека назад мы были счастливы. Мы делали кино…
Фильм как мироощущение целого поколения
В 1956 году фильм «Весна на Заречной улице» стал лидером проката. Его посмотрели более 30 миллионов человек. Кто смог достать билеты. Это время принято было считать началом «хрущевской оттепели». Лирическая картина о металлургах несла в себе дух обновления. Как сказал Армен Джигарханян, «это был очень хороший кинематограф, он имел энергетику».
Весь Союз распевал тогда песню, услышанную из уст сталевара Саши Савченко про «заводскую проходную, что в люди вывела меня». Песня стала гимном многих металлургических заводов СССР – «Запорожстали», Челябинского меткомбината, Магнитогорского, Енакиевского, Белорецкого, «Криворожстали», и других металлургических предприятий бывшей огромной страны.
На всероссийском празднике поэзии и песни, прошедшем недавно на родине одного из авторов песни, композитора Алексея Фатьянова, песню из «Весны на Заречной улице» стоя пела многотысячная «поляна» во главе с российским президентом Владимиром Путиным. На празднике «Криворожстали» в День металлурга исполнил «заводскую проходную» из любимого кинофильма премьер-министр Виктор Янукович.
В том же техническом училище в Днепродзержинске, которое окончил сталевар Григорий Пометун, осваивал профессию сталевара и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Его любимый кинофильм - «Весна на Заречной улице». А любимая песня его и экс-президента Украины Леонида Кучмы – «та заводская проходная, что в люди вывела меня». Кстати, когда Алексей Фатьянов принес стихи про заводскую проходную в журнал «День поэзии», их так жестко раскритиковали, что поэт не выдержал и заплакал. Редколлегия не увидела в стихах будущей знаменитой песни.
Часы влюбленных, установленные несколько лет назад по инициативе мэра Александра Поляка на центральном проспекте Запорожья, мелодией песни из «Весны на Заречной улице» как бы говорят о том, что этот фильм был для страны больше, чем просто фильмом – он стал мироощущением целого поколения. Фильмом без границ.
В России песня из этой картины звучит на проходной Саранского приборостроительного завода – часы-куранты каждый день встречают рабочих любимой мелодией. И фильм, и песня давно стали народными. Это был действительно хороший кинематограф.
Валерий Полюшко, Николай Зубашенко, журналисты
На фото Валерия Полюшко: Григорий Пометун.
Комментариев нет:
Отправить комментарий