В его черно-белом мире Виктор Янукович – гениальный политик, великий хозяйственник и вообще отец родной. И если бы Виктору Федоровичу вздумалось прогуляться по Крещатику в одних трусах и с бейсбольной битой в руках – Михаил Чечетов и этот поступок объявил бы «блестящим шагом по укреплению стабильности в стране». Полемические умения экс-шефа Фонда госимущества ярчайшим образом проявились и в его интервью «Обкому».
- Вы можете внятно объяснить, для чего нужно это бесконечное подгребание под себя властных полномочий? Это похоже на ботулизм: уже распухло брюхо, «а руки все тянутся». И ведь народ не наделял Януковича этими полномочиями, он лишь избрал его Президентом...
- А вы с народом говорили? Я общаюсь с народом, и когда начинаю говорить с людьми на предмет Конституции, то вижу, что они Конституции даже не видели и не читали! Они говорят: меняйте Конституцию, как хотите, это ваши проблемы, но единственная просьба: ни в коем случае не ослабляйте президентскую власть! Потому что мы впервые увидели, что местные князьки уже повтягивали головы в плечи. Бояться начали! Ведь в условиях анархии хуже всего живется простому человеку! А прохвостам, авантюристам, ворюгам, хапугам – тем, кто издевается над простым народом – легко жить в условиях анархии! Но когда есть власть, люди чувствуют себя под защитой. И поэтому они говорят: Христом-Богом вас просим: да, мы Конституции не читаем, но президентскую власть укрепите!
- А вам не кажется, что местными князьками-вассалами становятся как раз назначенные Януковичем губернаторы?
- А местные князьки – это разные люди: руководители предприятий, бизнес-структур, правоохранительных органов. Понимаете, когда хаос в стране, то простой человек беззащитен, он управу не найдет ни на кого. А нынешняя власть заставляет всех остальных шевелиться и работать в рамках закона. Поэтому сегодня есть такой, я бы сказал, социальный заказ на сильную президентскую власть. И при этом власть демократическую! Но с другой стороны, в том, что мы перешли от парламентско-президентского формата к президентско-парламентскому – ничего такого нет! В Америке вон чисто президентская форма правления – так что там, диктатура? Нет! Это выбор нации, какую форму правления иметь...
- Но украинскую нацию как раз никто об этом не спрашивал!
- ... Здесь абсолютно не усматривается элемент диктаторства! Просто переход – это да! При парламентско-президентской власти центр тяжести перенесен под крышу парламента и Кабмина...
- В Америке, о которой вы говорите, президентская власть контролируется огромным количеством гражданских организаций и общественных институтов. В Украине такого нет. И, наблюдая за напором, с которой ваша политическая сила лишает оппозицию последних полномочий, приходишь к вопросу: не приведет ли это к полной узурпации власти?
- Нет, ну есть же Конституция! Ну, подождите, эта Конституция была признана лучшей в Европе! И если предыдущая политреформа критиковалась всем украинским политикумом и европейскими институциями, то теперь мы возвратились к той Конституции, которая считалась одной из лучшей в Европе!
- Эта Конституция, может, и была одной из лучших в Европе, но именно при ней президентская власть Леонида Кучмы функционировала таким образом, что к 2004 году у Президента был колоссальный «вотум недоверия». Известно ведь, что зачастую не Конституция определяет уклад жизни в стране, но правитель, который ею манипулирует. Классический пример – Сталин и его Конституция...
- ...Но в любом случае, если за руль шестисотого «Мерседеса» посадить дилетанта и автогонщика, то результат будет разный. Дилетант машину сразу угробит, а автогонщик проедется на ней с ветерком и оценит красоту, как говорится, полета! Поэтому понятно, что тот, кто садится за руль государства, может либо воспользоваться потенциалом, заложенным в системе управления, либо, наоборот, исковеркать ее. Но в любом случае, сегодняшняя система выстраивается так, что дает возможность, с нашей точки зрения, максимально эффективно управлять государством.
Ведь в чем отличие нас от оппозиции в части понимания демократии? Они ставят знак равенства между демократией и хаосом. Они считают так: чем больше хаоса, тем больше демократии! А мы ставим знак равенства между демократией и управлением. Чем больше управляемости в государстве – тем больше демократии. Поэтому мы всегда говорим, что если не будет восстановлена управляемость страной; если мы погрязнем в хаосе, то тогда мы не то что из грязи не вылезем – страны не будет! И если бы еще прошло 2-3 года, страны бы точно не стало!
А теперь смотрите (распаляясь – «Обком»): ушла эта власть – и что, сегодня кто-нибудь говорит о правом-левом береге Днепра? Нету! Никто не говорит, уже фразы такой нет! Нету! А тогда откуда шла? Левый-правый берег Днепра придумал кто – простой человек от сохи, от лопаты? От мартена? Из шахт шахтер придумал? А придумали это сверху! Значит, на правый-левый берег Днепра сверху кололи!
- Этот тезис (об Украине 1-2-3 сортов), насколько мы все помним, придумал авторы телероликов и плакатов из 2004 года. И внедряли его не «оранжевые», а пиар-технологи из штаба кандидата в президенты Виктора Федоровича Януковича...
- В лексиконе Виктора Федоровича Януковича терминология «правый-левый берег» никогда не использовалась! Это все время говорил кто? Виктор Андреевич Ющенко! Ушел Ющенко – и забыли! И все теперь говорят: Украина у нас одна! То есть получается, что оттуда, сверху, делили на правый и левый берег Днепра! В условиях хаоса делили! И я говорю, еще бы два года хаоса – Украины б не было! А сейчас восстановили управление. А в условиях управляемости страной можно решать любые вопросы!
- Вот и прекрасно, несколько слов об управляемости. Существует проверенная информация о том, что в канун Банковая спустила губернаторам, а также главам областных управлений МВД и СБУ, одинаковый «план выработки»: обеспечить по областям не менее 60% голосования за Партию регионов. В этом, по-вашему, заключается триумф управления страной?
- Это абсолютная чушь и ложь! Президент собирал и губернаторов, и милицию. Всех жестко предупредили: если чиновники будут уличены в подлогах, фальсификации, то они будут как минимум уволены с должностей! Вы ж поймите, на кону сейчас значительно больше, чем выборы какого-то мэра! На кону – имидж страны! Ведь почему перед Януковичем открылся весь мир? Да потому что вся мировая общественность признала легитимность избрания Президента! Весь мир признал свободные-честные-прозрачные выборы!
Кроме госпожи Тимошенко! Весь мир признал! И после этого имидж страны поднялся, ее репутация была очищена от той грязи, которая была. Весь мир раскрылся перед нами! А теперь – дальше! И нам немаловажно сейчас эти выборы так же провести! Не мэра какого-то избрать (та, изберут какого-то Иванова-Петрова – ради Бога, людям с ними жить!), а для нас самое главное – имидж страны. Мы укрепим имидж страны (а это будет зависеть только от признания международной общественностью честности и прозрачности выборов). И мы не хотим разрушить имидж, который мы своими же руками подняли!
- А как же недавняя резолюция ПАСЕ?
- Резолюция ПАСЕ была написана...в версии ПАСЕ там одни комплименты! И про стабильность политической ситуации, и про управляемость...Но потом наши умники с политического мусорника, которым надоело на этом мусорнике сидеть, поехали туда и решили подсуетиться и добавить грязи.
- Ну, ПАСЕ все-таки не детский сад, чтобы вот так, с чьей-то подачи...
- ...Но в ПАСЕ умные люди! И поэтому к резолюции ПАСЕ пристала далеко не вся грязь, которую хотели прилепить туда наши умники...
- Все же большое количество грязи (как вы эту критику называете) пристало...
- ...Не пристало! Знаете, я хочу привести пример. Я в 1994 году впервые попал в Соединенные Штаты Америки. Как депутат Верховной Рады был и в Белом Доме, и в Конгрессе, встречался с депутатами, там с ними дискутировали. И вот меня поразила жесточайшая дискуссия между республиканцами и демократами. Причем одни защищали Президента, другие нападали. Мне было аж непривычно, настолько все было жестко!
Через четыре месяца эти, убеленные сединами американские сенаторы приезжают сюда, и мы принимаем их в Верховной Раде. И те два сенатора (один – республиканец, другой – демократ), которые чубы там рвали друг другу чубы, здесь в один голос рвали на груди рубашку и говорили: «У нас самый лучший в мире Президент! У нас самая лучшая демократия!». И я тогда понял, почему Америка – действительно цветущая и образец демократии. Потому что они никогда, выезжая за границу, не льют грязь. Это примерно как семья: не бывает так, чтобы не поссорились муж и жена. Но если жена будет выходить и рассказывать соседям, что муж – алкоголик, а муж за бокалом пива будет говорить «моя жена – проститутка», то это не семья!
И вот когда наши политики поумнеют и, выезжая за границу...они думают, они Януковича или Партию регионов обливают грязью? Нет, (драматически понижая тон – «Обком») грязь течет по телу страны...Вот в чем беда! А европейские политики это понимают. И когда они видят, как наши чудотворцы приезжают и начинают обливать грязью страну, то они уже на этих политиков смотрят, мягко говоря, снисходительно.
- Хорошо, но почему же тогда на заседаниях ПАСЕ представители России льют грязь на третьего Президента Украины Виктора Ющенко, а представители Партии регионов не желают даже их одернуть?
- Ну, я там не был, но я знаю, что мы никогда за границей не льем грязь на страну. И, будучи за границей, избегаем критики даже своей власти! Вот тут мы выступаем как патриоты. Внутри страны – пожалуйста!
- Уже сейчас человек с полномочиями Виктора Федоровича де-факто является царем. Но в странах с развитой монархической традицией царей взращивают, как цветы; они с малолетства должны готовиться к престолу, учиться слышать всех своих подданных и не демонстрировать лукавства. Между тем, наш Президент публично налагает запрет на использование его образа в предвыборной кампании, но при этом Партия регионов заполонила страну лайтбоксами и бигбордами с его лицом...
- Я знаю, что у Виктора Федоровича очень добрая душа и доброе сердце. Но рука у него очень твердая! Характер очень твердый! Поэтому я думаю, что кто-то из власть предержащих, или из губернаторов, с должностей будет снят.
- Вы можете спрогнозировать, кто это будет?
- Ну, я не могу спрогнозировать, потому что у меня нет картинки. Но когда его распоряжения не выполняются, он очень жестко спрашивает.
- А вы сами-то давно встречались с Президентом?
- Ну, по мере загрузки... с моей стороны сейчас навязывать ему встречу, когда он мотается с одной стороны в другую, когда он пытается поднять имидж страны на международной арене, который упал за пять лет...Вы же видите, он то в Китае, то в России, то в Брюсселе...
- Михаил Васильевич, скоро будет уже год, как Виктор Федорович при власти. Когда вы перестанете критиковать оппозицию? У нее ведь уже не осталось практически никаких рычагов влияния!
- Так мы и не критикуем! Мы просто говорим, от чего оттолкнулись! Дальше мы уже смотрим и движемся вперед! Мы движемся в Европу. Причем мы не просто продекларировали это, а и в закон об основных направлениях внешней политики записали безальтернативность курса на интеграцию. И как бы нам не мешали, мы Украину в Европу приведем! И правильно Азаров сказал: если нам палки в колеса будут вставлять, мы эти палки переломаем!
- Да ну кто же вам будет вставлять в колеса эти палки, если часть оппозиционеров арестована, а другая часть ходит на допросы?
- ...А как же? Вот, они поехали в Европу, они же не приблизили нас?
- ...И почему в списке подследственных коррупционеров нет ни одного человека из Партии регионов?
Здесь Михаил Васильевич, которого уже не раз вызывали к голосованию коллеги, стал двигаться ко входу в сессионный зал. Однако, услышав последний вопрос, он повернулся и, взмахнув рукой, торжествующе сказал:
- Почему? Первого замминистра экологии сняли за взятки!..
...И ринулся семафорить в гущу парламентских событий.
Евгений Кузьменко, «Обком»
Комментариев нет:
Отправить комментарий