суббота, 30 апреля 2011 г.

ЧИНОВНИК. Вице-премьер Борис Колесников: Из-за чего собрался в Киеве налоговый майдан? Это же смешно!


На вопросы журналистов отвечает вице-премьер Кабинета министров Украины, куратор «ЕВРО-2012» Борис Колесников
 - Вы объявили о планах запустить скоростной экспресс Киев-Москва, который будет покрывать расстояние между столицами за четыре часа. Сколько лет может занять реализация этого проекта?
— На этой неделе я подписал приказ о создании рабочей группы по проекту “Славутич-Сапсан”. Во второй декаде мая мы должны провести первые переговоры с нашими российскими партнерами. Проект очень смелый и дорогой, поэтому и мы, и россияне ищем долгосрочные инвестиции. Это будут займы на 15-20 лет под гособлигации с последующей продажей долей частным инвесторам.

Речь идет об экспрессе со скоростью движения состава 300 км/час. Для этого нужно построить абсолютно новые железнодорожные пути. Не такие, как у нас сейчас есть до Львова, Харькова и Днепропетровская, где мы добились скорости 180 км/час. Новый путь — это 120-ти метровые бесшовные рельсы, которых наша страна пока не производит.
В японских условиях километр такого пути стоит 25 миллионов долларов, в украинских условиях — обойдется в 10-12 миллионов. То есть даже если взять десять миллионов за километр и умножить на 320 км украинской части до границы с Россией, это будет около 3 миллиардов долларов. И примерно в 5 миллиардов долларов обойдется часть пути по России. Если мы закончим строить такой путь к 2020 году — это будет очень хорошо.
- То есть это футуристический проект? А нужен он вообще?
— Смотрите: сегодня средняя зарплата в Москве более 1 тысячи долларов. Мы надеемся, что за эти девять лет и в Киеве будет не меньше. Появится рынок. И скоростной поезд создаст настоящую конкуренцию самолету, только он будет еще быстрее. Потому что вам, чтобы долететь до Москвы, надо еще добраться до Борисполя, а потом в Москве ехать из аэропорта.
А на экспрессе до Москвы с остановками в Чернигове, Брянске и Калуге вы доберетесь за четыре часа максимум. Если мы это сделаем, нам ничего не стоит такой же экспресс пустить вдоль автомобильного полотна из Киева до Одессы, который будет добираться за 2,5 часа. Единственное, что нас смущает некоторая сезонность поездок до Одессы — это направление больше востребовано летом.
- Когда будет запущен первый скоростной поезд Hyundai по маршрутам Евро-2012?
— Первый поезд будет запущен вместе с журналистами в середине мая следующего года. Сейчас мы успеваем получить шесть из десяти поездов, которых будет достаточно, чтобы обеспечить сообщение между четырьмя городами, принимающими участие в Евро-2012. Hyundai — это единственная компания, которая взялась за такой проект в такие сроки.
- Но, например Крюковский вагоностроительный завод жалуется, что выбор в пользу корейского Hyundai — это унижении национального производителя!
— Крюковский вагоностроительный завод — это такая же компания, как и все остальные! Если они хотят продавать свою продукцию, то должны за свои деньги запустить экспериментальный поезд, сертифицировать его и продать Укрзализныце. А они хотят продать нам чертежи! Так не делается.
Я лично встречался с директором завода и сказал: единственное, чем мы можем помочь предприятию, чтобы уровнять их шансы с иностранцами — это заплатить проценты за привлеченные кредиты.
- Вы обсуждали этот вопрос с совладельцем завода и вашим коллегой в правительстве Сергеем Тигипко?
— Нет. Сергей Тигипко никак не лоббировал свой завод. Я говорил с другим владельцем крупного пакета акций.
- Следующий вопрос — о строительстве дороги Львов-Краковец за бюджетные деньги. Насколько нам известно, был готов проект ее строительства за частные средства с дальнейшей концессией этой дороги. Но вы от него отказались и стали строить за деньги бюджета. Почему?
— Слово “концессия” глупо звучит в украинских реалиях. Наши венгерские коллеги потерпели полный дефолт в этом вопросе! Зам министра финансов Татьяна Ефименко специально летала в Будапешт на стажировку. Концессия — это когда частный инвестор вам строит дорогу, а вы как государство гарантируете, что по этой дороге пройдет 5 тысяч автомобилей в час. Пройдет больше — прибыль поделите. Меньше — государство должно доплатить. Так Венгрия доплачивает больше, чем стоила бы новая дорога! Сегодня концессия в Украине — это утопия. Для нее здесь нет рынка.
- Но это тоже несправедливо, когда, например, донецкая больница недополучит денег, потому что строят дорогу во Львовской области!
— Дороги должны строиться за акцизный сбор с бензина, и только он должен являться источником денег для этих целей. Надеюсь, с 2012 года так и будет. Эта же практика установлена в Германии, Швейцарии и в северной Европе, которые отказались от концессионных дорог и пошли по принципу “платит тот, кто ездит”. У Минфина должен быть контроль над каждым пистолетом на бензоколонке. Сегодня мы недополучаем акцизный сбор, и половину акцизов мы не видим. Но эта система, когда на строительство дорог идут деньги акцизного сбора, пока работает 3,5 месяца. А до этого некоторые суперолигархи...
- Типа Коломойского?
— …продавали вообще без акциза, называя бензин смесью “Мустанг”! Огромной проблемой является технологическая отсталость отечественных НПЗ, за которую платит украинский потребитель. Расходы на производство бензина на украинских НПЗ выше, чем на западе, от 15 до 30%. Это не говоря о качестве. Поэтому НПЗ вместо того, чтобы воровать акцизы, пусть лучше сконцентрируются на технологии.
Я купил хоккейный клуб
- После Евро-2012 власть задумала новый мега-проект — Зимняя олимпиада в Карпатах в 2022 году. Какие возможны материальные доходы Украины от этого, какой вообще смысл в ней? Ведь зимние олимпийские игры проводят государства, где развиты зимние виды спорта!
— Почему же весь мир стоит в очереди, чтобы получить олимпиаду? Южнокорейский город Пхёнчхан третий раз участвует в этом конкурсе. Для Украины это может быть последний шанс развить зимние виды спорта. Олимпиада — это маяк. Когда говорят о курортах западного мира, всегда подчеркивают: “Там была олимпиада”. Во всей горнолыжной среде это как гроссмейстерский статус. Это уже манит. Мы никогда не сделаем Карпаты европейским курортом, если мы не проведем там турнир такого значения.
- Но олимпийские объекты, которые никогда не окупятся, опять будут строить за бюджетные деньги! А кто станет использовать трамплины или трассы для бобслея, которые не пригодны для массового спорта?
— Украинские спортсмены, которые будут получать золото для украинской сборной. Ну нет нигде в мире частных трамплинных вышек, так что теперь? А все, что касается жилья в месте проведении олимпиады, то его будет строить бизнес.
- И кому нужен ледовый дворец на 15 тысяч зрителей во Львове? Кто там будет выступать, если во Львове нет хоккейной команды?
— Если Украина получит право проводить Олимпиаду, то лишь в этом случае будет построен дворец в 2016-2019 году. Откуда вы знаете, будет ли во Львове через 7-8 лет хоккейная команда? Я слышал, что ЛАЗ уже в этом году создает хоккейный клуб во Львове. Кроме того, спортивные комплексы все универсальны, там можно проводить концерты, массовые мероприятия...
- Но на это же пойдут деньги государственного бюджета!
— Да, но если есть частные инвесторы для спортивно-концертного комплекса во Львове, то я думаю, что город предоставит лучший участок.
- Может, лучше за эти деньги строить онкоцентры и больницы, чем бобслейные трассы и ледовые дворцы?
— И онкоцентры, и больницы надо строить. Программа подготовки к Олимпиаде рассчитана на 11 лет. И значительного ущерба каким-то социальным проектам она не принесет. А занятость на Западной Украине всегда была проблемой.
Сами курорты будут построены за частные деньги. Да, лыжная инфраструктура частично будет построена за государственные, частично — за частные средства. Что такое лыжная инфраструктура? Это лыжные подъемники. Государство вложило деньги, а вокруг выросли сотни маленьких отелей. Мы протянули руку малому бизнесу.
Из-за чего в конце прошлого года собрался в Киеве предпринимательский Майдан? Это же смешно! Нигде в мире нет льгот малому бизнесу через налоги. Есть через инфраструктурную помощь, через погашение процентов по кредитам. Олимпиада — это возможность помочь всему бизнесу в Западной Украине — от общественного питания до гостиничного хозяйства. Спросите директоров гостиниц: “Вы хотите, чтобы вам построили больницу или подъемники?” Они скажут: “Мы сами вылечим от всех болезней, лучше подъемники”.
- Это правда, что вы стали вкладывать деньги в хоккейный клуб “Донбасс”?
— Да. Я стал стопроцентным владельцем клуба в июле прошлого года. Я всегда любил хоккей, с детства. Я помню хоккей с первого матча СССР против канадских профессионалов 1 сентября 1972 года, с первой шайбы, которую нам забросили на первой минуте. Тогда сборная СССР выиграла 7:3.
- Но где будет играть “Донбасс”? В российской КХЛ?
— Мы объявим об этом позже. Я думаю, что к КХЛ мы еще не готовы, надо пройти подготовку. Я бы хотел, чтобы Украина имела свой чемпионат из 10 клубов. И чем меньше клубов будет уходить в КХЛ, тем сильнее будет украинский чемпионат. Поэтому мы даже в следующем году будем играть в одной из российских лиг и в украинском регулярном чемпионате.
- Вы считаете, что хоккей может стать украинским видом спорта? У нас для этого нет не только инфраструктуры, но даже климатических условий.
— Подождите! Наш Сокол выигрывал бронзу СССР! В стране, где была полная гегемония московских клубов. Это заслуживает уважения.
- Но вопрос ведь в приоритетах. Баскетболисты жалуются, что на хоккей выделяется в год около 100 миллионов из бюджета, а на другие виды спорта — баскетбол, волейбол, гандбол и водное поло — суммарно около 10 миллионов. То есть не является ли ваша личная симпатия к хоккею причиной аккумуляции бюджетных средств именно на хоккее, а не, например на баскетболе?
— Программа выделения средств на хоккей была принята еще в 2007 году при Януковиче, а потом была поддержана правительством Тимошенко. Это программа только для создания основных фондов: площадок, искусственного льда и так далее. А если этого не делать, то кто поедет от нас на зимнюю олимпиаду? И вообще, клуб “Донбасс” вполне самостоятельный, начнем создавать свою собственную базу. В этом году клуб начнет за собственные средства создавать Академию хоккея и базу для главной команды в Донецке.
- В киевском Дворце спорта после ремонта нет даже баскетбольного покрытия. Есть только хоккейное — это нормально?
— Мы приобретем во втором этапе реконструкции баскетбольное покрытие для Дворца спорта. И за четыре часа между хоккеем и баскетболом сможем трансформировать дворец в баскетбольную площадку. Задача киевским баскетбольным клубам одна — собирать по 6 тысяч 800 зрителей.
- Сколько составил бюджет реконструкции Дворца спорта, который открылся на прошлой неделе?
— 96 миллионов гривен — это стоимость первого этапа реконструкции.
- При чисто визуальном осмотре нет впечатления, что сделаны работы на такую немалую сумму.
— Ну, я вас могу сводить на экскурсию. Самое дорогое — это инженерия, генерирующее оборудование, все сети внутри дворца, которые были созданы в 1960-ом году и сейчас были заменены. Визуальные изменения стоят дешевле, но их не было, потому что мы не успевали. Мы выполнили то, что заложено в регламенте Чемпионата мира. Сегодня “Сокол”, “Белый Барс” и “Подол” могут подписать договор и получить для своих игр Дворец спорта на весь чемпионат Украины. Это, плюс недорогие билеты, могут вернуть популярность хоккею в Киеве. Главное, чтобы у “Сокола” нашелся спонсор.
Государство для проведения Евро-2012 построит только два объекта
- Давайте поговорим о подготовке к Евро-2012. Если говорить искренне: вы лично верите в то, что стадионы и аэропорты строятся без откатов?
— Лично я не только не верю — я имею информацию о попытках подмены цемента марки 500 на марку 300, о воровстве бетонного раствора, о воровстве стекла. У нас в стране всего 700 объектов, связанных с Евро-2012, из них 80 — крупные объекты, их которых 5 — стратегические. На этих проектах работает 40 тысяч человек, и почти 400 компаний. Я допускаю, что при разговоре генподрядчика с субподрядчиком возможны какие-то злоупотребления. Но я люблю говорить о фактах, а не о домыслах. Но что считать злоупотреблением? Если компании два года простояли без доходов, а сейчас показывают повышенную рентабельность, то можно ли считать это злоупотреблением? Другой вопрос, сколько они уплатят налогов — посмотрим.
- Почему вся инфраструктура для Евро-2012 строится фирмами, которые отбираются без конкурса, то есть по “тендеру с единственным участником”?
— Эта процедура применяется на тех объектах, которые требуют немедленного строительства. Поэтому, когда мы попали по времени в цейтнот, то сразу сказали: “Мы будем сами подбирать, кто будет строить, и делать будем это очень быстро, исходя послужного списка этих компаний”. Верховная Рада пошла нам на встречу и приняла специальный закон. Что касается львовской олимпиады, то такое априори невозможно в будущем. Впереди еще 11 лет до олимпиады, для строительства объекта бог знает сколько времени. Это все вполне умещается в тендеры.
Только тут надо применять западный опыт: если вы выиграли тендер на стройку стадиона с бюджетом 200 или 500 миллионов долларов, то это уже не вопрос властей, где генеральный подрядчик будет брать у субподрядчиков материалы и по какой цене. Потому что государство устроила основная цена. А у нас процедура расписана так, что мало того, что генподрядчик выиграл тендер, он должен еще у себя провести все тендеры.
- Есть информация о том, что сейчас появилось отставание от графика по строительству стадионов для Евро-2012. Почему?
— Нет, это неправда. Все стадионы будут сданы осенью этого года. Украина давала обязательства сыграть за два года до чемпионата на львовском и киевском стадионах. Все сроки были нарушены в 2009-2010 году. В прошлом году в ЮАР главный стадион был сдан за 50 дней до начала чемпионата мира. 25 мая мы решим, когда открывать НСК “Олимпийский” — 24 августа, на День независимости, или в последнее воскресенье октября. На 11 ноября Федерация футбола запланировала матч со сборной Германии. Вопрос — в сроках натяжки тефлонового покрытия. Нас подвели наши немецкие партнеры по срокам даже не на 60, а на 75 дней.
- Почему произошла задержка с установкой навеса?
— Я входил в команду, созданную Ринатом Ахметовым, по подготовке строительства стадиона “Донбасс-Арена” с момента зарождения его идеи в 1999, на “Стад де Франс” в Париже, и до открытия “Донбасс-Арены”. У нас все было прописано в контракте с “Енка”, которая входит в пятерку самых больших строительных компаний в мире.
Мы должны были получить стадион в мае 2008, а получили в августе 2009. Стоимость была прописана 250 миллионов долларов. В конечном итоге Ринат уплатил за стадион 420 миллионов, и плюс еще “Енка” получила 80 миллионов официальных убытков. То есть 500 миллионов долларов — это цена “Донбасс-арены”.
Кстати, когда вы сравнивали стоимость НСК “Олимпийский” с европейскими стадионами, у меня была к вам претензия, потому что вы взяли стадионы, построенные в Европе 6-8 лет назад, не учитывая индекс инфляции, и не взяли Варшавский стадион, который на 16 тысяч меньше киевского и миллионов на 70 долларов дороже.
К тому же западные стадионы, публикуя информацию о своей стоимости, не указывают стоимость сетей. Если мы очистим стадион от стоимости сетей, то стоимость будет сопоставимой.
- Вы можете сказать, в какой пропорции вкладываются государственные и частные средства в подготовку к Евро-2012?
— Я смогу сказать об этом 30 апреля следующего года, когда будут сданы в эксплуатацию все отели. Я думаю, сумма частных инвестиций в отели будет не менее 2-3 миллиардов. А государственных инвестиций у нас только в два объекта — в два стадиона. Аэропорты мы и так должны были построить.
- Вы уже определились, кто будет хедлайнером церемонии открытия НСК “Олимпийский”?
— Это пока тайна. Хорошо открывать стадионы в США, и приглашать местных артистов — Bon Jovi, Бритни Спирс, Мадонна…У нас немножко посложнее. Это не значит, что украинские коллективы лучше или хуже. Но они не англоязычны.
Режиссером открытия будет Анатолий Соловяненко. Ему поможет интернациональная команда, в том числе мы пригласим уроженца Киева Бориса Краснова. Но пока нас просто подвесили строители, потому что у нас нет даты открытия, и мы не можем вести переговоры.
У Суркиса конфликт не со мной, а со своей совестью
-  Чем у вас закончился конфликт с Григорием Суркисом?
— У меня нет конфликта с Суркисом. У Суркиса конфликт со своей совестью, как можно быть одновременно руководителем Федерации футбола и владельцем “Динамо” Киев. Это приносит вред и Федерации, и “Динамо”.
- После Евро-2012 вы будете предпринимать попытки, чтобы его снять?
— Послушайте, я был против Суркиса по объективным причинам. Наглым образом в 2001 году Федерация футбола нарисовала гол в Запорожье и отобрала у нас золото. Этот конфликт родился не вчера, а еще в конце 1990-х. А решение о руководителе Федерации футбола будут принимать члены Федерации. Мы здороваемся с Суркисом, общаемся редко, но в УЕФА все представители украинской власти и общественности выглядят одной командой.
Источник: Українська правда

Комментариев нет:

Отправить комментарий