среда, 1 июня 2011 г.

Кардинал Гузар: Власть — это большой соблазн

Нам нужна мудрость. Посреди повседневности, преисполненной соглашений с искривленным обществом, которые оказываются сделкой с собственной совестью, нам нужна мудрость. Что напомнит нам о тех, возможно, простых, на первый взгляд, даже немного детских и наивных, но основополагающих вещах, утратив которые невозможно сделать следующий шаг вперед. Невозможно преодолеть обстоятельства, которые неволят нас. Невозможно преодолеть себя.


Этим текстом ZN.UA начинает серию статей Блаженнейшего Любомира кардинала Гузара по вопросам, от которых украинское общество, кажется, уже устало. Но без ответов на них мы вряд ли сможем жить завтра с достоинством.

Как бы ни относиться к тезису «власть — от Бога», я думаю, это неизбывная действительность. Власть — всегда от Бога, независимо от конкретного строя. Это монархия, или олигархия, или демократия — истинным источником власти всегда есть Бог. Другое дело, через кого, через какого носителя эта Божья воля происходит.

Пророк Самуил помазует Савла — помазует на первого царя, на проводника израильского народа. Отныне у него специфическая задача, к которой наставлен Богом. Это помазание — выражение Божьего выбора, и по этой традиции помазывались как короли, так и церковные лица, приобретая определенные признаки святости. Таким образом, Бог выбирает того, кто отныне должен вести народ. Это понимание помазаничества нашло отображение в монархических структурах. И даже сегодня цари продолжают получать помазание — когда они вступают в правительство, получают особое благословение своей церкви. В демократических обстоятельствах Божья воля совершается через народ, который является и источником, и носителем власти. Народ передает рычаги власти при помощи выборов какой-то группе людей, которых находит, избирает среди себя. Поэтому мы должны осознавать, что это не выдуманная кем-то, не навязанная нам власть — она наша, родная.

Но власть нужно понимать шире, чем просто передачу в чьи-то руки рычагов управления. Мы не до конца понимаем этот тезис о «власти от Бога», когда видим за помазанием исключительно личность императора или парламентария. Власть — это самая первая ответственность за тех, кого она должна вести. Нужно помнить и быть осторожным с определениями — именно «вести», а не «владеть». Ибо если «владеть», то это будет означать, что власть может делать, что захочет. А это не так. Совсем не так. Все почти наоборот.

И снова Святое Писание подает нам пример того, что на самом деле означает тезис «власть от Бога». Таким образом, Савел из племени Веньямина был помазан на первого царя израильского народа. Но почему же его история закончилась так горько? Ведь он был особо отмечен Богом! Да именно поэтому. Ибо Бог наставил его вести народ по Божьим законам, исполнять волю Божью. Он не делал этого достойно своему статусу помазанника. И потому потерял все. Зато следующий помазанник — царь Давид — оказался достойным этого дара, он исполнял Божью волю и вел народ по Его заветам. И прославился как самый достойный монарх, образец правителя-помазанника в истории человечества.

Нам кажется, что эти истории о царях-помазанниках — прошлое, которое не имеет отношения к нынешнему дню. Впрочем, что изменилось? Разве у нас больше нет власти, разве Божий закон о том, что кто-то должен вести народ, уже не действует? Или не действует Божий закон о том, что власть должна придерживаться законов и действовать достойно? Все это, как и раньше, актуально. В демократическом обществе власть также имеет определенную задачу и определенные правила, по которым должна действовать. Как врач через свою науку, знания, опыт должен добросовестно лечить людей, политическая власть через рычаги, которые ей вверили, должна достойно вести народ, заряжать формы общественной жизни.

Определенный круг людей получает полномочия от народа. Но это происходит с Божьей воли. Об этом мы должны помнить, ибо это означает, что полномочия выбранных очень ограничены Божьими законами или, как мы обычно говорим, основами морали. Они имеют право награждать или карать — но только согласно Божьей воле. Тот, кто избран к власти, не изъят из-под Божьего закона — наоборот, он должен исполнять власть по Божьей воле. Помним историю Савла.

Власть сейчас вызывает у нас много нареканий — и неэффективная, и аморальная, и вообще бесталанная. Но нужно задуматься вот над чем. Власть может быть очень эффективной и моральной. А может быть моральной, но неэффективной. Любой из нас может делать что-то очень честно, но не знает, как это делать, — и все равно ничего не получается. Но этот неудачливый работник при этом остается человеком добросовестным. Власть должна быть честной, если хочет действовать согласно Божьим законам. Вопрос лишь в эффективности — мудро она ведет себя или нет. Иногда случается даже такое, что власть очень нечестная, но работает в пользу народа, сама о том не задумываясь.

Так что мы должны прежде всего говорить о том, эффективна ли власть, служит ли она народу — то есть ведет народ к лучшей жизни. А во-вторых, ведет ли власть себя честно согласно Божьим законам. Почему Давид стал идеалом хорошего властителя? Ибо жил согласно Божьим законам и вместе с тем был очень эффективным как властитель. То есть объединял и набожность, и практичность. Но это — идеал. С которым в реальной жизни приходится встречаться нечасто. История человечества пестрит личностями царей, королей, президентов, которым казалось, что все они делают с Божьей воли, но выходило или несправедливо, или неэффективно. Власть светская (и, кстати, церковная также) может ошибаться, делать неэффективные шаги. Светская власть может делать очень несправедливые шаги, обижать людей. И при этом быть очень эффективной.

Другое дело — различить ту грань, за которой никакие аргументы в пользу эффективности уже не действуют, когда никакая эффективность не стоит той несправедливости, которую совершает власть.

Нам стоит помнить, что иметь власть — это большой соблазн. Суметь использовать ее для добра, не забыть о Божьем помазании и той ответственности, которая за ней стоит, — это великое благословение. Человека у власти поджидает соблазн использовать эту власть для собственных целей. Или убедиться в том, что все, что он делает, делает мир лучшим. Вспомните Советский Союз или гитлеровскую Германию — они были уверены, что делают новый лучший мир. Но создавали что-то чудовищное.

Поэтому не стоит ругать все время власть — задумаемся над тем, какой соблазн эти люди имеют. Спросим себя: а сам я вел бы себя иначе, если бы попал в такую ситуацию? Наша власть не является чем-то чуждым для нас, эти люди не появились среди нас ниоткуда, они не являются совсем другими, как остальной наш народ. Просто политики, их решения и поступки значительно больше бросаются в глаза.

http://zn.ua/articles/81757


Комментариев нет:

Отправить комментарий