"Массовые протесты против ареста лидера оппозиции Алексея Навального вселяют неуверенность в режим Путина. Используются странные исторические реминисценции", - пишет на страницах швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Фритьоф Беньямин Шенк, профессор истории Восточной Европы в Базельском университете.
"Долой
царя!", - скандировали студенты вечером 23 января 2021 года у московской
станции метро "Страстной бульвар". "Свободу, свободу!", -
кричали другие. Виктор Шендерович, знаковая фигура российской журналистики и
политической сатиры 1990-х годов, с удивлением наблюдал за происходящим и,
сбитый с толку, задался в Facebook вопросом: "Какой у нас век?".
(...)
"В
политической борьбе между Навальным и Владимиром Путиным, от которой после
всего того, что произошло в последние недели, российский президент больше не
может увернуться, будущее России интересным образом почти не играет никакой
роли, - указывает автор статьи. - Примечательно в свою очередь то, насколько
сильно обе стороны в своей борьбе за общественное внимание апеллируют к
коллективной памяти людей и применяют историю страны в качестве политического
оружия".
"Так,
в разоблачительном фильме Навального якобы о "дворце для Путина"
подробно описывается, что ворота замка украшены золотым орлом, что напоминает
ворота Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. (...) Каждый россиянин, комментирует
Навальный в своем фильме, знает эти известные ворота дворца в Санкт-Петербурге,
не в последнюю очередь по "штурму Зимнего дворца" в известном
историческом фильме "Октябрь" Сергея Эйзенштейна, снятом в 1927 году.
Память о свержении царя в 1917 году не стерлась в сегодняшней России. Несмотря
на то, что в 2017 году российское правительство основательно пыталось уделять
100-летию переворота как можно меньше внимания, протестный клич "Долой
царя!" в субботу звучал как зов из далекого прошлого", - говорится в
статье.
Происходившее
в центре Москвы напомнило и Виктору Шендеровичу о трагическом событии позднего
царского времени. Лишь чудом удалось избежать "ходынки",
прокомментировал он. "Этим он напомнил о массовой панике во время торжеств
на окраине Москвы в честь коронации в 1896 году Николая II, в результате
которой погибли более 1300 человек. Для многих историков долгая предыстория
российской революции 1917 года началась на Ходынском поле", - указывает
Шенк.
"Но
и официальная правительственная пропаганда, вынужденная каким-то образом
отреагировать на возвращение Навального в Россию 17 января, глубоко залезла в
старый сундук истории", - отмечает автор статьи. Так, на телеканале
"Россия 1" вышел сюжет под названием "В пломбированном
вагоне", рассказывающий о возвращении Навального как о спецоперации
немецкой спецслужбы.
"Так
же, как в апреле 1917 года Владимир Ленин переправился из нейтральной Швейцарии
в Россию, чтобы подорвать страну, так и немецкое правительство с "немецкой
основательностью" приложило большие усилия для возвращения Навального. В
сопровождении нескольких полицейских машин блогера привезли на
правительственном лимузине в аэропорт, а немецкие полицейские прошли
регистрацию на рейс вместо Навального и его жены, говорилось в сюжете".
"В
передаче подчеркивалось, что в аэропорту Навальный не дал интервью ни одному
немецкому журналисту. Сведущие в истории зрители могли воспринять это как намек
на отказ Ленина разговаривать с представителями прессы во время своей поездки
по территории Германии в апреле 1917 года", - пишет историк.
"То,
что на родине к нему будут враждебно относиться как к "немецкому
шпиону", было понятно Ленину уже при отъезде из Цюриха. Также и Алексей
Навальный после возвращения в Россию столкнулся со старым обвинением в том, что
он марионетка иностранных сил, стремящихся к дестабилизации России и свержению
действующего порядка".
"Пытаясь
найти объяснение турбулентным событиям последних недель, российская
общественность ищет убежища в собственной истории. Россия, как гласит
популярное выражение, - страна с непредсказуемым прошлым. И сегодня в
политических дебатах толкование настоящего и будущего страны в очередной раз
производится путем обращения к истории".
"Были
ли все люди, участвовавшие в большой демонстрации в Санкт-Петербурге 23 января,
историками? - спросила маленькая дочь молодую преподавательницу истории после
ее возвращения с демонстрации. "Наверное, нет", - ответила она. Но,
возможно, своим массовым протестом люди вошли в историю", - заключает
Шенк.
Источник: Neue Zürcher Zeitung
Комментариев нет:
Отправить комментарий