пятница, 1 ноября 2024 г.

Бомба взорвалась в «Боинге-747» на высоте 9500 метров. Обломки самолета обрушились на городок Локерби.../ Расследование


Звон колоколов и Рождественские песни 1988 г. 270 пассажиров и членов экипажа рейса 103 авиакомпании Pan American в тот вечер не услышали.  После семи часов вечера 21 декабря в салоне «Боинга-747»  взорвалась бомба, когда самолет достиг своей крейсерской скорости на высоте 9500 м над Шотландией... 

Ошеломленные авиадиспетчеры в лондонском аэропорту Хитроу наблюдали, как самолет исчезает с экранов радаров. Обломки самолета обрушились на маленький городок Локерби.

В тот день погибли 270 человек, находившихся на борту, и 11 жителей Локерби. Смерть и разрушения пришли на смену радости рождественских праздников. На следующий день сотрудники ЦРУ отказались от своих праздничных планов, узнав, что среди погибших был их коллега. Новая звезда была высечена на белом мраморе мемориальной стены в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли.


Даже для тех, кого трагедия непосредственно не затронула, фотографии обломков самолета на обложках журналов стали напоминанием о том, что зло работает без выходных. Огромное поле на месте крушения было покрыто человеческими останками, личными вещами погибших и кусками самолета. Лишь немногие СМИ отважились показать это в новостях, однако одна фотография потрясла мир и стала своего рода символом трагедии. Это было изображение поврежденной носовой части «Боинга» с веселой надписью «Дева морей», воткнувшейся при падении в грязную землю.


Терроризм не был чем-то новым для ЦРУ или неизвестным для зрителей вечерних новостей. Однако катастрофа самолета авиакомпании Pan American выглядела по-другому. Самолет потерпел крушение не в истерзанной войной стране. На борту были студенты, отцы семейств и матери. Это были самые обычные люди, чья жизнь прервалась ужасным образом. В чем были виноваты студенты, ехавшие домой на рождественские каникулы? Бессмысленная бойня ломала всю привычную логику вещей.


В ЦРУ быстро пришли к выводу, что это был террористический акт, хотя личности преступников, их мотивы были неизвестны. Подробности стали появляться в течение следующих недель, когда следователи собрали сведения и доклады оперативников, данные радиоэлектронной разведки и фрагменты самолета. Бомба была спрятана в магнитоле Toshiba RT-SF16, которую можно было купить в магазинах бытовой электроники. Фрагменты радиодеталей, а также инструкция по эксплуатации были обнаружены в обломках грузового контейнера, где и произошел взрыв.


На радиодеталях были найдены следы пластиковой взрывчатки Semtex, и эксперты подсчитали, что около 400 г этого вещества, расположенного достаточно близко к внешнему корпусу, было достаточно, чтобы пробить полуметровое отверстие в фюзеляже. Через несколько секунд после взрыва в самолете произошла декомпрессия, началось разрушение обшивки и оторвалась носовая часть. Но еще более загадочным, чем наличие взрывчатки Semtex в магнитоле, было то, что осталось от коричневого чемодана Samsonite. 


Тесты показали следы Semtex на фрагментах чемодана, что свидетельствовало о его более чем вероятном угрожающем содержимом. Тем не менее ни один такой чемодан не был зарегистрирован и проверен в качестве багажа на Мальте, отправной точке багажного контейнера, в котором произошел взрыв, и следователи не смогли «привязать» эти коричневые обломки ни к одному из пассажиров на борту самолета.


С самого начала следователи сосредоточились на использовании взрывчатки Semtex. Эксперты по борьбе с терроризмом начали подозревать палестинские группы, базирующиеся в Сирии, так как однажды они уже использовали бытовую электронику в качестве носителя взрывчатки. Иранские террористы также применяли это взрывчатое вещество, и потому следствие обратило внимание на гражданина Ирана на борту рейса из Франкфурта в Лондон, который вышел до вылета самолета в Нью-Йорк.


Хотя следователи уже представляли, что случилось, изучение целого поля обломков дало немного сведений о том, кто это сделал и каким образом бомба была помещена в авиалайнер. 


Только через 18 месяцев местный житель на расстоянии около 180 км от поля с обломками наткнулся на остатки футболки из магазина в порту города Слиема на Мальте. В материал клочка футболки вплавился фрагмент электронной платы размерами с почтовую марку. Это крошечный вещдок в конечном итоге и позволил распутать террористический заговор.


Тем не менее след бомбы над Локерби брал начало не в европейской столице и не на Ближнем Востоке, а в странах Африки южнее Сахары. С Республикой Чад, бывшей французской колонией, США поддерживали дружественные отношения. Задолго до трагедии над Локерби, в начале 1980-х гг., местная служба безопасности во время ареста лица, подозреваемого в шпионаже, и обыска в его чемодане нашла радиоприемник с небольшим количеством взрывчатки Semtex внутри. 



Разведка Чада, не имея возможности для углубленного технического анализа, передала обнаруженное устройство ЦРУ. Проводя анализ, Оркин отметил неожиданно сложную схему устройства. Электронная часть управлялась пейджером швейцарской фирмы Meister & Bollier AG (MEBO).


Несколько лет спустя, осенью 1986 г., в Ломе, столице Того, местные власти обнаружили тайник террористов с оружием. Американских специалистов пригласили для изучения находок.


Среди кучи старого оружия и боеприпасов выделялись два современных таймера, один из которых Оркин получил для анализа. Как и найденное в Чаде, это устройство также вело к фирме MEBO в Швейцарии.


Джон Оркин был руководителем направления в OTS, занимавшегося техническими исследованиями, в том числе оценками результатов использования советской и другой спецтехники, применяемой против американских объектов. Эти устройства, как правило, оказывались в ЦРУ в результате поисковых мероприятий или приобретались благодаря связям с дружественными спецслужбами.


Инженеры в отделе Оркина, как правило, анализировали каждое получаемое устройство, чтобы определить страну происхождения, назначение, материалы, конструкцию и возможности.


Аэропорт Дакара

В феврале 1988 г. два известных ливийских разведчика были сняты с рейса и арестованы в Дакаре, столице Сенегала. Среди предметов в одном из портфелей этих пассажиров был бесшумный пистолет, боеприпасы, четыре блока тротила и два блока Semtex вместе с таймером. Местные власти разрешили офицерам ЦРУ сфотографировать таймер. Фотографии, как и таймеры из Чада и Того, оказались в лаборатории Оркина. И опять-таки таймеры были связаны с фирмой MEBO.


«Мы обнаружили, что устройства из Чада были изделиями нового поколения, – объяснял Оркин. – Затем мы обнаружили, что устройство из Того является его прототипом. Если срезать углы платы, изменить кое-что в разных местах, вы сможете положить ее в коробку и красиво оформить. И это было именно то, что мы получили в третьем, сенегальском устройстве, которое было красиво упаковано». Был виден процесс того, как террористы обучались и совершенствовали принципы конструирования формы, комплектации и функций взрывных устройств.


У Оркина было теперь три устройства – все из Африки, все напрямую связанные с изготовителем в Швейцарии и с ливийским следом. Отчеты о каждом устройстве, как примеры «любопытной техники», не имевшей на тот момент непосредственного оперативного или разведывательного значения для ЦРУ, хранились в архивах OTS.


Потом произошла трагедия с самолетом Pan American. В сентябре 1989 г. следователи побывали в магазине на Мальте. Владелец магазина вспомнил клиента, который купил футболку, и описал его как человека с Ближнего Востока, который покупал без примерки все подряд, как будто просто пытался заполнить чемодан. Полиция сделала фоторобот покупателя, однако не было никаких намеков на его имя.



Шотландская полиция по-прежнему с большим трудом продвигались в исследовании крошечного кусочка электронной платы на клочке футболки. Было невозможно соотнести этот фрагмент с частью самолета или известных электронных компонентов, и фотографию фрагмента отправили в ФБР. Анализ фотографии дал мало,  не принес ничего нового. 


Через шесть месяцев ФБР получило разрешение показать это фото другим спецслужбам США. В тот же день в кабинете Оркина раздался неожиданный звонок.


«Мне позвонил парень из отдела взрывчатых веществ ФБР. Он приехал в мою лабораторию, вытащил фотографию и лист отчета с кратким описанием фрагмента, в котором было сказано, что это эпоксидное стекловолокно и семислойная электронная плата, – вспоминал Оркин. – Мы обратили внимание на зеленое покрытие мест пайки. Плата покрывается защитным слоем в тех местах, где вы не хотите делать пайку».


Оркин ранее уже видел подобную конструкцию. Зеленое покрытие пайки в сочетании с изгибом платы соответствовало предыдущим отчетам об устройствах, найденных в Того и Сенегале, и было связано с Ливией. Тогда он обнаружил, что методы их изготовления, а также типы разъемов соответствуют устройству, обнаруженному в Чаде. Все они указали на швейцарскую фирму МЕВО. Это уже было отправной точкой расследования, хотя и по-прежнему шаткой.


Теперь ФБР начало масштабное расследование, опираясь на информацию о компонентах, найденных на африканских платах. Бюро отследило компоненты и в итоге вышло на конкретную фирму. Фирма подняла свои записи, которые показали, что сто штук было продано в MEBO, опять-таки швейцарской фирме. 


Далее следователи  прибыли в МЕВО. Как позже узнал Оркин, следователям рассказали: «Да, мы сделали 10 устройств в пластиковом корпусе и 10 без пластикового корпуса для ливийцев». После этого, понимая, какая информация вскрылась, менеджер решил больше не говорить со следователями.


Таймеры назывались MST-13 и были сделаны специально для Министерства обороны Ливии. Точность устройства обеспечивала задержку взрыва до 10 000 часов. 


«Это был сложный электронный таймер с кварцевой схемой управления, что давало ему большую точность, – объяснял Оркин. – Тот самый таймер, который находился в чемодане около плоскости самолета, совершавшего рейс из Мальты во Франкфурт. В Германии багаж был направлен на другой рейс, в Лондон, а затем его положили в самолет Pan American, рейс 103. Это устройство позволяло задержать взрыв на много часов».



На основании восстановленной картины было похоже, что таймер был установлен с целью срабатывания над Атлантикой. Однако неожиданные задержки из-за погоды в аэропорту Хитроу и сильные ветры задержали полет над Шотландией. Если бы самолет взлетел по расписанию, как и планировалось, бомба взорвалась бы над океаном, и все доказательства, вероятно, были уничтожены или потеряны навсегда.


С помощью этих открытий подозрения с сирийцев и палестинцев перешли теперь на ливийское правительство. Ливийский перебежчик, бывший сотрудник спецслужб, назвал двух ливийцев, своих коллег, которые стояли за взрывом рейса 103. 


Первый, Абдель Бассет Али аль-Меграхи, был установлен в качестве покупателя, который приобрел футболку и другую одежду в швейцарском магазине. 


Второй ливиец, Аль Амин Халифа Фимах, работал «под прикрытием» в ливийской авиакомпании в аэропорту Мальты. Это создавало им идеальные условия для размещения чемодана в грузовом отсеке самолета. Теперь задача следователей и обвинения была в том, чтобы оба подозреваемых предстали перед судом. Однако ливийский лидер Муаммар Каддафи отклонил просьбу передать этих людей для судебного разбирательства.


Концы этой истории были найдены в марте 1990 г., после распада Советского Союза. Оказалось, что взрывчатка Semtex была изготовлена в Чехословакии. 



Во время пресс-конференции в Лондоне, получившей широкое освещение в СМИ, чехословацкий президент Вацлав Гавел рассказал, что его страна, бывшая в то время под коммунистическим правлением, продала около 1000 тонн Semtex Ливии.


В 1992 г. собранные материалы рассматривалось Советом Безопасности ООН. На Ливию были наложены санкции, и переговоры с ливийским правительством затянулись на долгие шесть лет. Только в 1998 г., когда санкции стали большим экономическим испытанием, ливийцы согласились, наконец, передать суду двух своих граждан.


Процесс предполагалось провести в Нидерландах, на месте бывшей американской военной базы. Поскольку на суде должны были рассматриваться улики, стало ясно, что таймеры будут играть ключевую роль в доказательстве причастности двух ливийских офицеров к взрыву самолета. Согласно шотландскому закону, в ходе суда защите необходимо было показать, как следователи вышли на таймер. 


Это ставило Оркина в сложную ситуацию, вся профессиональная деятельность которого велась под прикрытием, не связанным с ЦРУ. Он должен был появиться в международном суде на открытом слушании как опытный свидетель. ЦРУ предложило суду беспрецедентную помощь. Мало того что Оркин должен был свидетельствовать в суде, в случае необходимости два бывших резидента ЦРУ также могли там появиться. Содержание секретных оперативных телеграмм ЦРУ фигурировало как доказательство.


Ливийский лидер Муаммар Каддафи


Роль Оркина была в том, чтобы представить ключевые доказательства, которые указывали бы на связь между взрывными устройствами и Ливией, показать их путь, который начинался в Швейцарии, проходил через Африку и трагически закончился в поле в Шотландии. 


Оркин был единственным свидетелем, который мог обеспечить неопровержимую улику в этой детективной истории, которая началась с крохотной части пластмассы, найденной совершенно случайно. Но его присутствие на следствии могло повредить его оперативному прикрытию, что серьезно усложнило бы его жизнь и подвергло его семью опасности.


Для защиты от расшифровки суд согласился, чтобы Оркин и резиденты могли воспользоваться псевдонимами и оперативной маскировкой. Псевдонимы, которые ранее выбирались для технарей OTS, состояли из комбинации заумных слов и сложных для простого восприятия профессий, и теперь г-н Оркин значился как эксперт по устройствам подслушивания. 


Было неизвестно, раскроют ли такую уловку ливийцы, но поскольку дата суда приближалась, ключевой свидетель все больше беспокоился о своем прикрытии. То, что ранее казалось забавным, теперь вызывало беспокойство. Адвокаты могли так или иначе использовать псевдоним, чтобы дискредитировать его как свидетеля. 


Для подготовки свидетелей OTS выбрала старшего офицера подразделения оперативной маскировки. Оркину необходимо было выглядеть не только естественным, он должен был чувствовать себя как в реальной жизни и оставаться совершенно спокойным. Было принято решение сделать его неузнаваемым с помощью грима.


Специалист OTS сделал Оркину макияж и прическу, убрав волосы в одних местах и добавив там, где их раньше не было. «На мне был старый синий костюм с белой рубашкой. Я заклеил дужку очков изолентой, чтобы усилить эффект».


Оркин прилетел в Нидерланды и предварительно встретился с обвинителями для беседы перед процедурой в зале суда. Было решено не смущать судей и адвокатов бессмысленным перечислением технических терминов, но и не давать другим юристам поводов заманить себя в ловушку умными юридическими вопросами. 


Например, адвокат мог бы спросить Оркина, дает ли научное исследование стопроцентный точный результат, на что грамотный инженер мог бы ответить отрицательно, потому что точность результатов любого исследования составляет 99,99 %. Была вероятность того, что адвокаты уцепятся за этот факт. И потому обвинители подготовили Оркина к тому, что ему придется говорить максимально ясно и понятно.


«Мы собираемся с помощью ряда вопросов установить вашу квалификацию, – сказал обвинитель Оркину. – Отвечайте строго на поставленный вопрос. Если мне понадобится дополнительная информация, я задам вам уточняющий вопрос».


Обвинители предупредили Оркина, что два адвоката уже разыгрывали старую комбинацию «хороший и плохой полицейский» в течение предыдущих дней суда. «Представьте, один из адвокатов встает и сладким голосом пробует заставить вас сказать то, что вы не должны говорить. Потом встает другой адвокат и подвергает сомнению ваш профессионализм и все остальное, чтобы попытаться вас сбить с толку и заставить волноваться».


Оркин прибыл в суд и провел 45 минут на месте свидетеля, отвечая на вопросы обвинителя. Он детально рассказал о процессе «обратного проектирования», в ходе которого фрагмент электронной платы был определен как часть таймера, что, в свою очередь, привело к фирме MEBO. Смущали ли эти технические детали адвокатов, или они просто не считали важной эту часть, было неясно. 


Однако после представленных многочисленных доказательств обвинения на основании показаний Оркина сторона защиты просто сказала: «Вопросов нет». 


А другой адвокат встал и задал вопрос, который показал его полную неосведомленность в технических вопросах: «А верно ли, что все электрические устройства содержат электронные компоненты?»


«Совершенно определенно», – прямо ответил Оркин. И больше вопросов не последовало.


К концу слушаний уже не было сомнений в том, что таймеры, произведенные MEBO, оказались в руках ливийского правительства. Свидетельствами стали показания двух служащих корпорации Toshiba, которые подтвердили, что в 1988 г. Ливия купила 20 000 кассетных магнитофонов той же самой модели, в которой скрывалась бомба.


В целом же, адвокаты ливийских офицеров вызвали только трех свидетелей в течение 84 дней суда. 31 января 2001 г., спустя более 13 лет после того, как самолет компании Pan American был взорван, группа из трех судей огласила приговор: один ливиец виновен, а второй – нет. Выдержка из постановления суда:


«Доказательства, которые мы рассмотрели, не оставляют у нас сомнений в том, что причиной крушения был взрыв самодельного взрывного устройства, которое содержалось внутри магнитолы Toshiba, находившейся в чемодане Samsonite коричневого цвета вместе с другими предметами одежды, которая была куплена в магазине Mary's House в городе Слиеме, Мальта, и что взрыв был инициирован при помощи таймера MST-13».


Суд решил, что аль-Маграхи виновен в заговоре с целью убийства, и назначил ему наказание в виде 25 лет заключения. Его сообщник, Фимах, который складывал вещи в чемодан и помогал загружать его в самолет, был признан невиновным из-за недостатка доказательств.


Открытый источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий