пятница, 16 декабря 2011 г.

ДНЕПРОГЭС сегодня: ЛЕНИН, ШЕВЧЕНКО И КРЕДИТЫ ЕБРР. Первенец электрификации СССР работает на Украину. ФОТО

 
Последний раз я был на ДнепроГЭСе во время спецоперации.  Рейдовая бригада в составе - народного депутата Украины Сергея Кузьменко, прокурора Ленинского района Запорожья,  сотрудника милиции и меня – спецкора столичной газеты проверяла  работы охраны первенца ГОЭЛРО. Мы  беспрепятственно спустились с плотины в самое сердце электростанции – машинный зал с работающими турбинами и условно заминировали его. Шума тогда было на всю Украину. Глава Минэнерго даже издал по этому поводу специальный приказ с оргвыводами.


Сегодня на ДнепроГЭСе все как у людей в условиях капиталистической действительности – муха не пролетит мимо охраны и частной собственности. Как и на других предприятиях Украины,  сооруженный при социализме металлический забор электростанции теперь украшают спирали  новенькой  проволоки Бруно, хотя внешне административное здание ДнепроГЭСа ничем не отличается от того, каким оно было три десятка лет назад. На фронтоне станции все те же символы – барельеф Ленина, пятиконечная звезда с серпом и молотом без намека на то, что теперь ГЭС работает не на СССР, а на Украину.  
 
Чтобы узнать, как сегодня выживает первенец ленинского плана электрификации всей страны, надо договориться с администрацией, заказать пропуск, пройти бдительный фейс-контроль на входе в административное здание и получить согласие администрации о доступе к документам, хотя это совсем не гарантирует того, что вам здесь раскроют все тайны. Как сказали мне на ДнепроГЭСе, «мы расскажем вам о том, что можно рассказать».

Ленинский первенец -  ударник капиталистического труда

Сегодня  ДнепроГЭС, крупнейшая из шести гидроэлектростанций страны,  входит в единую энергосистему Украины в составе публичного акционерного общества «Укргидроэнерго», выполняя роль регулятора нагрузки в энергосистеме, роль так называемой «пиковой станции», которой под силу оперативное снижение или увеличение мощности. В работе 18 гидроагрегатов, из которых 6 работают в автоматическом режиме и 12 – в ручном. Мощность Днепровской ГЭС – свыше 1500 мегаватт.

 
Из документов, предоставленных корреспонденту "2000" администрацией электростанции, ясно, что с выполнением планов, а их всегда громадье, на ДнепроГЭСе все в порядке. Как образно заметила в разговоре начальник сектора экономики предприятия Наталья Орлова, есть вода – есть электроэнергия. То есть производство электроэнергии на гидростанции напрямую зависит от природных условий. В 2011 году  станция выработала больше электроэнергии в сравнении с 2010-м.

По  словам экономиста, на станции есть планы на все – на выработку электроэнергии, на ремонт, на производство, на социальную сферу, на реконструкцию, буквально на все. На выработку электроэнергии план доводится вышестоящей инстанцией ежегодно и корректируется ежемесячно. В зависимости от условий погоды и с учетом спроса на рынке, который определяют  сверху - станция входит в «Укргидроэнерго» как филиал.
 
Сработали вроде нормально. План выработки электроэнергии в  первом квартале 2011 года выполнен на 121%, во втором  – на 78, 7%, в третьем – на 114%, план октября – 100, 6%. В целом с начала года ДнепроГЭС произвел электроэнергии на   100,9%. Судя по тем же документам, рабочие мощности Днепровской электростанции в 2011 году были загружены на 101, 9%. Одним словом, не гуляли.

Реконструкция. Разговор  на эту тему портит нервную систему

О том, что ДнепроГЭС не вчера родился, а посему требует капитального ремонта, факт общеизвестный, который буквально не сходит с языка правительственных чиновников.
Март 2009 года. Во время визита в Запорожье директор Всемирного банка по Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер обещает вложить в гидросистему Украины 60 млн. долл. А одним из основных получателей средств станет ДнепроГЭС, где необходимо, по словам мэра Запорожья Карташова, заменить генераторы, отработавшие свой ресурс, другое электрооборудование, отремонтировать «быки» и проезжую часть плотины.

В августе того же года  нардеп Юрий Бойко заявляет, что украинская гидроэнергетика  переживает не лучшие времена. "Мощности отечественных ГЭС давно выработали свой ресурс и требуют капитального обновления. И такое обновление осуществляется уже более десяти лет - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет средств Всемирного банка».

 
Сработали вроде нормально. План выработки электроэнергии в  первом квартале 2011 года выполнен на 121%, во втором  – на 78, 7%, в третьем – на 114%, план октября – 100, 6%. В целом с начала года ДнепроГЭС произвел электроэнергии на   100,9%. Судя по тем же документам, рабочие мощности Днепровской электростанции в 2011 году были загружены на 101, 9%. Одним словом, не гуляли.

Реконструкция. Разговор  на эту тему портит нервную систему

О том, что ДнепроГЭС не вчера родился, а посему требует капитального ремонта, факт общеизвестный, который буквально не сходит с языка правительственных чиновников.
Март 2009 года. Во время визита в Запорожье директор Всемирного банка по Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер обещает вложить в гидросистему Украины 60 млн. долл. А одним из основных получателей средств станет ДнепроГЭС, где необходимо, по словам мэра Запорожья Карташова, заменить генераторы, отработавшие свой ресурс, другое электрооборудование, отремонтировать «быки» и проезжую часть плотины.

В августе того же года  нардеп Юрий Бойко заявляет, что украинская гидроэнергетика  переживает не лучшие времена. "Мощности отечественных ГЭС давно выработали свой ресурс и требуют капитального обновления. И такое обновление осуществляется уже более десяти лет - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет средств Всемирного банка».
 
Зарплата – дело святое

На ДнепроГЭСе нет долгов по заработной плате. Как рассказали экономисты станции,  работающее предприятие накрепко привязывает к себе его работников своей стабильностью. Идет постоянное обучение технического персонала как в вузах страны, так  и за рубежом. 

- Текучесть кадров – минимальная, - рассказала Наталья Борисова.- Вакансий практически нет. Каждый понедельник директор ведет прием по общим вопросам, всегда стоит очередь по поводу приема на работу. Потому что у нас стабильно работающее предприятие с нормальными, как на уровне области, зарплатами.

Средняя заработная плата на станции с начала года - 3900 гривен, за октябрь – 4300. Чтобы заинтересовать работников, на станции существует премии за стаж работы. Чем больше человек у нас работает, тем больше процент премии. В октябре всем работникам станции зарплата повышена на 2 процента, в ноябре – на 4 процента. В связи с повышением минимального прожиточного минимума.

Насчет разницы между зарплатой руководства станции и средней зарплатой на предприятии узнать не удалось – этот вопрос оказался из разряда государственных тайн, но без сомнения зарплата руководства на порядок выше, чем средняя.


 
Не так давно  в руководстве ДнепроГЭСа с хорошей зарплатой появился новый человек – помощником генерального директора стал бывший высокопоставленный сотрудник Администрации Президента Украины, работавший  в аппарате главы государства до 2009 года.

А с директором ваш вопрос согласован?

- В общем, у вас проблем нет? – спросил я у начальника сектора экономики.

- Почему? Сложности есть как на каждом работающем предприятии. И с ремонтом машин, и с финансированием. Есть участки устаревшие, давно не ремонтировались. Живем тяжело, и с финансированием сложно…

- Какие  источники финансирования реконструкции станции? Бюджетные деньги?

-  Источники финансирования – собственные средства, заемные средства… Но пусть лучше об этом вам расскажет Галина Николаевна, потому что это ее родное. Я могу рассказать, но пусть лучше об этом расскажут люди, которые этим занимаются.
 
Галина Николаевна, которая лучше знает, - начальник сектора капстроительства ДнепроГЭСа не особенно обрадовалась вопросу корреспонденту, попросившему назвать источники финансирования реконструкции станции.

- Т-а-к, давайте начнем с чего? С директором нашим это все согласовано? У вас письмо от редакции было? У нас справки об этом готовит главный инженер. Алло, Николай Владимирович? (звонит главному инженеру). Вот у меня корреспондент из газеты «2000». Что, ему всю информацию давать?! Ну, да, а он взял и к нам его привел (он – это помощник гендиректора ДнепроГЭСа –авт.) И об объектах, и о втором этапе реконструкции? Да, да, я тогда его к вам направляю…

Налоговый скандал: фискалы не родные, а соседние

Неоднозначную реакцию в Запорожье и  на ДнепроГЭСе вызвало новшество Кабмина: передать налоговый контроль над Днепровской ГЭС и «Запорожсталью» соседям – Днепропетровской областной ГНА. Формальный повод – якобы грядущее сокращение запорожских фискалов. Возмутились и запорожские власти. Первый замгубернатора Запорожской области Алексей Литвин назвал такое «сокращение неуместным», а передачу двух крупных предприятий под контроль днепропетровчан «усложнением своевременного исполнения областного бюджета».

 
Днепропетровская ГНА  в ответ заявила, что «инициатива задумывалась еще 10 лет назад, когда шло становление налоговых администраций» и что повода для паники нет – «налоги на землю и зарплаты с предприятий, как и раньше, будут идти в госбюджет и местные бюджеты Запорожской области». Не все налоговикам поверили. Политологи заявили, что эти «процессы могут быть финансовым выражением политических изменений, которые произошли в последнее время» и что «возможно, Запорожская область станет вотчиной каких-то новых олигархов или одного из них».

Перспективы ДнепрогЭСа: сами не выкарабкаемся, вся надежда на ЕБРР

Надежды с улучшением жизни на ДнепроГЭСе связывают  с подписанным главой Минэнерго Юрием Бойко в сентябре этого года соглашением с ЕБРР о предоставлении самого крупного в истории украинской энергетики кредита в 200 миллионов евро  на 15 лет под ставку примерно 2,23 процента годовых.

Глава «Укргидроэнерго» Игорь Сирота был на седьмом небе: «С  учетом кредита ЕБРР, Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка мы покроем 70-80 процентов затрат. На нашу долю останется всего 20 процентов! Это даст возможность существенно уменьшить нагрузку на тариф». То есть, украинским энергетикам не нужно будет закладывать в стоимость электроэнергии все затраты на реконструкцию электростанций. Ну, а Кабмину кредит позволит сдержать рост цен на электроэнергию для населения страны.
 
И еще одна цитата от Игоря Сироты: «При строительстве ГЭС закладывался срок службы плотин минимум в 100 лет. А самая старая наша станция ДнепроГЭС была построена в 1934 году. Значит, мы имеем временной запас по меньшей мере в четверть века. Иное дело — силовые агрегаты. Они со временем действительно нуждаются в реконструкции. На данный момент из 101 гидроагрегата прошли модернизацию 48. Они смогут работать еще минимум 40 лет. За счет средств ЕБРР будет реконструирован еще 21 агрегат. Полное финансирование проекта позволит нам реконструировать все гидроагрегаты». Так что, одна надежда на ЕБРР. Правда, кредиты отдавать придется не нам, а другому поколению.

ДнепрогЭС  и город – каждый сам по себе. Рыбаки и воры

Днепровская электростанция, расположенная посредине областного центра, живет отдельной жизнью от города, не считая того, что жители города являются работниками этого предприятия. Головной болью до последнего времени  ДнепроГЭСа, областной и городской  властей, Кабмина и Президента,  была дорога по плотине электростанции, находившаяся на балансе городского ОАО “Запорожмост”, содержание которой  выливалось    городскому  бюджету в копеечку.

 
Редко какой визит Кучмы, Ющенко и Януковича, а также премьеров Украины обходился без визитов на плотину ДнепроГЭСа.  Для таких случаев был даже приобретен  мощный бинокль, чтобы приехавший глава государства сам мог разглядеть трещины,  убедиться в аварийности плотины и дать указание выделить деньги на ее ремонт.  И так плотину ремонтировали от визита к визиту.

Во время подписания акта передачи автодорожного полотна плотины ДнепроГЭСа на баланс ОАО “Укргидроэнерго”  в июле 2010 года, тогдашний глава правления “Укргидроэнерго” Семен Поташник заявил, что на реконструкцию гидротехнических мощностей ДнепроГЭСа будет израсходована часть кредита в 60 млн. долларов, который “Укргидроэнерго” вот-вот получит от Всемирного банка.

После передачи автодорожного полотна плотины ДнепроГЭСа  городская власть вздохнула облегченно и умыла руки – теперь все претензии горожан по поводу разбитой дороги на плотине, аварийности плотинных «быков»  должны адресоваться акционерному обществу  с офисом в Вышгороде. Руководству «Укргидроэнерго» претензии уже можно принимать сегодня – асфальт на проезжей части плотины после лета снова «поплыл» и стал напоминать гармошку.

Не только дорогой по плотине пользуются запорожцы. Плотина – излюбленное место горожан-рыбаков, которые с многометровой высоты ДнепроГЭСа пытаются поймать рыбу спиннингами в реке Днепр и многим это удается. В рыбном промысле замечены и сами работники ДнепроГЭСа, которые чуть ли из машинного зала удят рыбку прямо среди бела дня.

Другие же занимаются промыслом явно криминальным, цитирую милицейскую сводку:  «…в районі греблі «Дніпрогес» в м. Запоріжжі, Ленінського району, здійснював протизаконний лов риби, забороненим знаряддям повід-сіткою, довжиною 20м, висотою 1м, пролом вічка 40х40мм. Було виловлено риби: карась у кількості 10 (десять) штук, вагою 2 (два) кілограми. Чим заподіяв шкоду рибному господарству України».  Суд штрафует браконьеров на 225 грн, а орудия лова конфискует.  Таких протоколов десятки.

 
Криминальный промысел коснулся напрямую и электростанции. Регулярно охрана ловит воров, покушающихся на демонтаж оборудования и средств связи. Так, двое жителей  Запорожья были задержаны в туннеле под плотиной, где пытались снять со стены 300 метров кабеля для сдачи его в пункт приема цветных металлов. Другим же удалось в туннеле аванкаверного моста плотины «Днепрогэс» перерезать кабель, вытащить его из туннеля, свернуть  в бухту. В это время подошли работники предприятия, которые  задержали воров вместе с кабелем.

Третьи же демонтировали на автодорожном проезде ДнепроГЭСа металлоконструкции, погрузили их в  автомобиль, но «преступление не было доведено до конца по причинам независящим от их воли, так как  они  были задержаны  сотрудниками милиции на месте совершения преступления».   Подобные примеры издержки соседства ДнепроГЭСа с городом регулярно оглашаются в виде приговоров в Ленинском райсуде Запорожья.

Профсоюз – уже не школа коммунизма

«Партийные организации? Упаси Бог, их у нас теперь нет», - сказали мне на ДнепроГЭСе. – А вот профсоюз у нас есть». Профсоюз на станции возглавляет Любовь Медведева, но она, как мне объяснили, ушла в отпуск на две недели. Но меня уверили экономисты - коллективный договор на станции существует и безоговорочно выполняется администрацией. Правда,  квартир, как в советские времена, не строят. Но на базу отдыха в Коктебель можно съездить, хотя, как призналась мне одна из работниц, это база АО «Укргидроэнерго». Своей базы у ДнепроГЭСа нет, он же теперь - филиал акционерного общества.
- Значит, в Турцию ездите отдыхать?
- Нет, в Турции опасно – там землетрясение.


На  ДнепроГЭСе профсоюз чувствует себя свободно и может резать правду-матку не только на собраниях. В холле админкорпуса, где размещена на всю стену «Доска объявлений профкома» правда-матка присутствует во всех материалах. Как в большом отчете о митинге протеста профсоюзов против власти 12 октября сего года в Киеве, так и в обращении профсоюза к центральной власти, в котором новый пенсионный закон  называется «антинародным», присутствуют и более жесткие оценки действующей власти.

В большом холле не без ведома администрации установлен бюст Тараса Шевченко,  под ним - табличка-комментарий с  рядом орфографических ошибок.  Свобода! Ни тебе парткома, ни тебе парторга, придирающегося к каждой букве. Как написали, так и разместили на всеобщее обозрение. У коммунистов с грамматикой лучше – на обновленной дорогостоящей мемориальной доске с золотым барельефом Ленина, вывешенной  возле входа в админздание ДнепроГЭСа – ни одной ошибки. Сказывается немалый политический опыт.

Из комфортабельного автобуса, подъехавшего к главному зданию ДнепроГЭСа,  выпорхнула ватага школьников. С учительницей. Увидев мой интерес, водитель автобуса заметил: «На экскурсию привез, 71-я школа. ДнепроГЭС  вот всем мире знают. Чего куда-то по заграницам ездить? Свое  тоже надо  знать». Это точно.

Валерий Полюшко, газета "2000" (фото автора)

Комментариев нет:

Отправить комментарий