Новый Генеральный прокурор Украины рассказал "Сегодня" о том, , что по делу об отравлении Ющенко впервые был допрошен Сацюк и что следствие продолжит копать под заказчиков убийства Гонгадзе даже после того, как дело Пукача уйдет в суд…
— Что нового в деле об отравлении Виктора Ющенко? Он уже дал согласие пройти повторное обследование на предмет наличия в крови диоксина?
— Получается какая-то странная ситуация. Мы направили Виктору Андреевичу три письма с предложением повторно сдать анализы. Его доверенное лицо заявило, что он согласен. Однако до дела пока не дошло... Но если говорить о чем-то новом в этом деле – на днях мы допросили в Москве бывшего первого зампреда СБУ Владимира Сацюка, на чьей даче 5 сентября 2004 года, как уже не раз сообщалось, и состоялся тот ужин, в ходе которого Ющенко якобы и был отравлен. Официально Сацюка в присутствии наших представителей и по нашему поручению допрашивали следователи Генпрокуратуры России. Он дал показания. Какие - пока говорить не могу. Но это был его первый допрос в рамках дела по отравлению Ющенко. Ранее он нами не допрашивался.
— Его допросили как свидетеля?
— У него и не было другого процессуального статуса - ни подозреваемым, ни обвиняемым по этому уголовному делу он не был. И в розыск не объявлялся.
— Мы Сацюка тоже "допрашивали", правда, как журналисты. И знакомы с его версией о том, что никакого отравления Ющенко не было.
— Эта версия идентична той, какую он выдвинул и сейчас. Но уточнил ряд эпизодов и обстоятельств, очень важных для следствия, которыми ранее мы не располагали.
— Можно ли предположить, что эти уточнения Сацюка дадут делу новый поворот, и следствие тоже придет к выводу об отсутствии отравления?
— Чтобы окончательно во всем разобраться, нам и нужны повторные образцы крови Ющенко. Но их нет. А ведь в процессе предыдущего отбора, хранения и транспортировки результатов анализов был допущен ряд нарушений. Например, пробирки с образцами не были должным образом опечатаны, что, в свою очередь, не исключало доступа к ним посторонних. Были и другие вопросы. К сожалению, они открыты и сегодня. Ответы на них должна найти нынешняя следственная группа Владимира Проскурника. Ей приходится уточнять и доуточнять многое из того, что делала следственная бригада Галины Климович. Да, с одной стороны, это шаг назад. А с другой - два шага вперед для установления истины, выяснения всех обстоятельств - было ли отравление, и если да, кто виновен.
— Или же не было...
— Такое тоже не исключается. Но если отравления не было, необходимы неопровержимые доказательства этому. И ответ на следующий вопрос: а что же было?
— В ходе работы предыдущей следственной группы периодически всплывала информация о том, что допрашивается Борис Березовский, другие известные лица, которые проверялись на причастность к отравлению - что о них можно сказать?
— На мой взгляд, пусть не обижается Галина Климович, но ее группа, вольно или невольно, в какой-то степени подыгрывала определенным политикам и политическим силам. Это была беда для следствия - упускались важные моменты и внимание переключалось на второстепенные, малозначимые детали, которые не играли никакой принципиальной роли. Резюмируя, должен отметить: в деле, несмотря на то, что накопила следственная группа, над ее действиями не было надлежащего прокурорского надзора. Сейчас есть и сильная группа, и соответствующий надзор. Надеюсь, это поможет установить истину.
— Сацюк получил какие-то гарантии безопасности, что может вернуться в Украину и не будет здесь задержан или арестован?
— У следственных органов нет оснований его задерживать.
— Хорошо. Тогда о деле Пукача, следствие по которому закончено. В каком суде дело будет слушаться, когда, в закрытом или открытом режиме?
— Следствие уложилось в процессуальные сроки, и материалы будут направлены в суд. Все поступившие ходатайства рассмотрены. По ним приняты соответствующие постановления. Где дело будет слушаться, в каком режиме - предстоит решать суду. В деле есть материалы с грифом "Секретно". Они касаются, в частности, лиц, осуществлявших наружное наблюдение за Гонгадзе, уничтожения документов, свидетельствующих о слежке за журналистом. В этой части суд, очевидно, примет решение о рассмотрении дела в закрытом режиме. Остальное может слушаться и открыто.
— А в тех материалах, которые сейчас направляются в суд, указано, что приказ убить Гию Пукач получал от Кравченко?
— Да, в них содержатся свидетельства Пукача и другие доказательства того, что такие указания исходили от Кравченко.
— Какой у Кравченко был мотив убийства Гонгадзе?
— Мотив мог быть. Но не будем углубляться в тонкости уголовного дела.
— В то же время в интернете появляются распечатки показаний Пукача, где говорится, что ему Кравченко якобы рассказывал о том, что к делу причастны и Кучма, и Литвин…
— Это может быть линией защиты Пукача. Будем исследовать только те обстоятельства, которые могут лечь в основу доказательств.
— Но упомянутые выше люди фигурируют в рамках уголовного дела?
— Сейчас завершено следствие об убийстве Гонгадзе, в котором фигурирует Пукач. Но есть еще одно дело, которое касается заказчиков убийства журналиста. И оно расследуется до сих пор. Там отрабатываются все версии.
— Алексадр Мороз в интервью "Сегодня" выдвинул версию о чисто бытовой версии - мол, Гонгадзе с неким известным политиком не поделил девушку...
— Ну, это точка зрения Александра Александровича. А у следствия есть доказательства того, что Гонгадзе был убит в связи с его профессиональной и общественной деятельностью.
— Бывший адвокат Олег Мусиенко заявил на днях, что между Пукачем и следствием была заключена некая договоренность, мол, он дает лишь те показания, которые от него требуют...
— Я не привык оперировать слухами и домыслами. У меня такой информации нет. Есть доказательства вины Пукача, квалификация его действий согласно нормам уголовного права и состав преступления.
— Адвокат Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко заявила, что ей не дали возможности ознакомиться с материалами дела в порядке статьи 217 УПК как представителю потерпевшей!
— Это не так. Следствием, как это и предусмотрено законом, были разосланы по Киеву уведомления о том, что 3 декабря потерпевшие и их законные представители могут начать ознакомление с материалами уголовного дела. И хотя законодательством не предусмотрено никаких сроков, следователь ожидал трое суток. Однако никто так и не явился и не сообщил по телефону о желании знакомиться с делом. После этого было принято решение предоставить материалы уголовного дела для ознакомления обвиняемому. То есть выполнили требования статьи 218 УПК.
— Еще Теличенко сказала, что следствие переквалифицировало обвинения с заказного убийства на убийство по предварительному сговору, что предусматривает более мягкое наказание и уводит следствие от заказчиков - почему?
— Убийство совершено по сговору группой лиц и Юрий Кравченко - в этом сговоре.
— Эксгумация тела Вячеслава Чорновила не проведена?
— Она скоро начнется. Этим делом будет заниматься прокуратура Киева.
— Может ли эксгумация перевернуть версию о случайном характере ДТП?
— Многое должна прояснить комиссионная экспертиза.
— В последнее время в Генпрокуратуру неоднократно вызывали лидеров оппозиции Юлию Тимошенко, Александра Турчинова – что конкретно им ставится в вину? Какие перспективы - их посадят? Они говорят, что такое возможно.
— Они говорят, другие говорят... И Тимошенко, и Турчинов еще недавно были должностными лицами, занимавшими высокое положение в Кабинете министров. Их деятельность проверили Контрольно-ревизионное управление, Счетная палата, призванные контролировать исполнение бюджетного законодательства. Они нашли нарушения. Чтобы выяснить, что за этими нарушениями стоит, была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза. Ей предстоит выяснить, как расходовались бюджетные средства, причинен ли ущерб, каковы его масштабы. Эти материалы поступают в органы прокуратуры. Прокуратура должна реагировать? Должна. Вот и все. Но под все это пытаются подводить политику... Сегодня скрывается от следствия бывшая глава Госказначейства. Если она в бегах, то почему? Если невиновна, почему скрывается от следствия?
— Обвинения в даче суду взятки Тимошенко в 2004 году не сняты?
— Мы говорим о совсем недавних событиях - 2009-2010 годов.
— А Луценко, которого тоже допрашивали по делу о его водителе и 40 тысячах гривен, посадите?
— Дело расследуется и приближается к завершению.
— Есть ли громкие дела по чиновникам уже новой власти?
— Конечно. В Главном следственном управлении Генеральной прокуратуры сейчас 49 уголовных дел, среди них - Татьяны Рудь из Госкомцен, замминистра экологии Преснера, другие. Мы не различаем, к какой власти принадлежит чиновник. Для президента это тоже не имеет значения. Президент не единожды подчеркивал в своих выступлениях – действовать только строго по закону.
— Вы со своим предшественником Александром Медведько общаетесь?
— Да. Мы поддерживаем нормальные отношения.
— Что он говорил, передавая бразды правления, какие напутствия дал?
— По-доброму пожелал: "Держитесь! Нелегкая ноша у генпрокурора» и добавил: "Какая гора свалилась с моих плеч, а легла на Ваши!". В День работников прокуратуры 1 декабря Медведько не был на нашем празднике, так как приболел. Но мы его обязательно поздравим, вручим награды, которые он по праву заслужил.
— Не делите подчиненных на "людей Медведько" и "своих"?
— А для чего? Хотя ротация должна быть. Вы знаете, пришли новые замы генерального. Назначены новые прокуроры в Днепропетровскую, Киевскую и Луганскую области.
— Какие у вас отношения с Ренатом Кузьминым?
— Мы давно друг друга знаем и работаем нормально. Отношения, как и должны быть у генерального прокурора и его первого зама.
— О том, что вы верующий человек, написано уже немало...
— Да, я верующий человек. В Православную христианскую веру моих родителей и дедов.
— Вера помогает вам в работе?
— Да, вера помогает всем людям, независимо от того, кто верит больше, а кто меньше. Я знаком со многими священниками, где бываю, стараюсь встречаться со служителями церкви. Конечно, такое общение обогащает духовно. Но это уже очень личное. И набожность мою не надо возводить в абсолют. К сожалению, так же грешен, как и другие. Без веры человек лишен очень многого. Особенно когда от нас зависят судьбы людские.
— О судьбах - как они складывались у тех, чьи преступления вы расследовали? Помните ли свое первое уголовное дело?
— Помню, конечно. Это было тяжкое преступление – убийство, но тяжесть расследования заключалась в том, что родственник убил родственника. ... Были дела, по которым приходилось поддерживать обвинение в отношении жестоких убийц, в том числе приговоренным потом к исключительной мере наказания – смертной казни. После суда проходило время, дело начинало забываться, и вдруг приходит официальное уведомление в прокуратуру: "Приговор в отношении гражданина такого-то, обвинение которого вы поддерживали в суде, приведен в исполнение тогда-то там-то...". После этого ночами не мог уснуть.
— А вы за или против возрождения смертной казни?
— Трудный вопрос и двоякое мнение. С одной стороны, никому от имени государства не дано право лишать жизни другого человека жизни, даже серийного убийцу. В то же время преступнику дается шанс раскаяться в содеянном и до скончания века в тюремной камере быть наедине с мыслями о совершенном. Хотя никогда сторона потерпевших, у кого не стало родного, близкого человека, не была удовлетворена пожизненным наказанием тому, кто, по их мнению, заслужил смертного приговора...
НАЧИНАЛ ПРОСТЫМ СЛЕДОВАТЕЛЕМ
ПШОНКА Виктор Павлович.
Родился 6.02.1954 в Донецкой области.
Окончил Харьковский юридический институт. С 1980 года в органах прокуратуры — следователь, помпрокурора Краматорска. Работал прокурором города, области, замом и первым замом генпрокурора. С ноября 2010-го — Генеральный прокурор Украины.
Государственный советник юстиции.
Заслуженный юрист Украины. Почетный работник прокуратуры. Кандидат юридических наук.
Награжден орденом «За заслуги» III степени.
Имеет также ряд церковных наград. Увлекается настольным теннисом, плаванием, футболом. Души не чает в любимой внучке, которая, кстати, хорошо рисует.
Источник: Сегодня. Фото А. Яремчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий