Все меняется в украинской политике. Оппозиция становится властью, власть - оппозицией. И только Нина Карпачева уже одиннадцатый год подряд остается украинским Омбудсманом - Уполномоченным по правам человека. После назначения в 1998-м Карпачева еще дважды переизбиралась большинством голосов народных депутатов - в 2003 и 2007 годах. Согласитесь, это действительно уникальное достижение в украинской политике. Сразу после окончания комитетских слушаний ВР по соблюдению прав человека в деятельности ОВД, ИМК поинтересовался отношением украинского Омбудсмана относительно защиты прав граждан в стране, относительно судебной и уголовно-процессуальной реформ.
- Нина Ивановна, заканчивается еще один год, как Вы занимаете должность Омбудсмана, что еще Вы планируете сделать в этом году?
- Активно готовлюсь к встрече с Президентом по поводу целого ряда вопросов, связанных с соблюдением прав и свобод человека в Украине. Эту встречу мы готовим вместе с аппаратом Президента. И я надеюсь, что накануне Международного дня прав человека такая встреча состоится.
- Как часто Вы обсуждаете с Президентом ситуацию по соблюдению прав и свобод?
- Мы встречаемся, но по поводу обсуждения только каких-то конкретных вопросов, в том числе связанных с судебной реформой.
- Вас устраивает то, как внедряется судебная реформа?
- Могу сказать, что это первые попытки ввести большую судебную реформу ... Конечно, она хромает, и очень серьезно хромает, но по крайней мере ее нужно было начать. Позитив в том, что мы начали процесс, но именно во время этого процесса мы имеем заметить все недостатки и немедленно внести изменения в действующее законодательство.
- А в чем именно проблема?
-Как по мне, то это проблема выборности всего судебного корпуса Украины. Я считаю, что судьи должны избираться на конкретный срок, но это должно быть всенародное избрание. Это первый вопрос.
Второй вопрос. Должна начать работу Высшая квалификационная комиссия. Только теперь уже на профессиональной основе. Вы знаете, что ранее были созданы такие комиссии в регионах, теперь создана единая структура, выделенные средства, но средства до сих пор до них не дошли, и представители комиссии до сих пор работают на общественных началах. Но, как меня заверили, уже в декабре деньги должны к ним поступить. Тогда мы ожидаем, что комиссия заработает в полную силу.
Подбор кадров очень важен, и, конечно, она должна быть действительно независимой. Власть не должна влиять на эти вопросы, должен влиять народ. Как единственный источник власти на сегодня. Плюс должен быть контроль за действиями судей, но контроль должен быть со стороны профессиональных органов: Высшей квалификационной комиссии и Высшего совета юстиции.
Этот контроль должен быть лишен влияния различных властных структур, они должны быть сами независимые, чтобы контролировать независимую ветвь власти. Поэтому сегодня независимость этих органов - это комплексный вопрос. Посмотрим, насколько мы сможем его продвинуть. Но Янукович заявил, что без демократии он не видит современной Украины, и поэтому, конечно, я надеюсь, эти демократические процессы Президент будет настойчиво претворять в жизнь.
- Ваше отношение к ситуации вокруг принятия нового Уголовно-процессуального кодекса.
-Это просто боль Украины. Но мы должны это сделать. Ввести его. Кстати, в этом кодексе мы просили, чтобы был определен четко статус в судебном процессе и Омбудсмана Украины. Три года законопроект лежит в Верховной Раде в одном из комитетов, недавно я разговаривала с Сергеем Киваловым и просила его - а они именно дорабатывают этот кодекс - все же внести предложение и четко определить статус в уголовном процессе Омбудсмана Украины. Это очень важно для усиления защиты прав людей, которые проходят через уголовный процесс.
- Подходит к концу первый год новой власти у государственного руля. Какие проблемы, непосредственно затрагивают вашу деятельность, Вы назвали бы наиболее болезненными?
- Это, прежде всего, несоблюдение правоохранительными органами прав человека во время задержаний, арестов. Кроме того, бесспорно, длительность судебных разбирательств до десяти лет включительно. Причем по этому поводу есть соответствующее решение Европейского суда по правам человека.
Плюс блок вопросов, связанных с соблюдением прав ребенка, а также вопросы украинских трудовых мигрантов, поскольку, как вы знаете, еще не принята концепция миграционной политики ... Поэтому дел хватает.
Вот недавно Майдан приходил ко мне. Состоялась встреча с предпринимателями, я принимала пикетчиков ... Они защищали свои права малого и среднего бизнеса, которые не были соблюдены в проекте нового Налогового кодекса, и очень хорошо, что Президент вернул этот документ на доработку в ВР. Кстати, я лично внесу официальное представление Президенту, чтобы состоялись встречи, переговоры на этот счет, чтобы был диалог с общественностью, которая занимается этой проблемою. Больше того, ко мне уже обращаются сами правоохранители.
-!?
- Да. Это рядовые работники, которых увольняют с грубым нарушением законодательства. И не могу на это не реагировать. Ибо не только они нарушают права, но и высшее руководство нарушает их трудовые права.
- А можно привести конкретные примеры?
- Это дело Игоря Индила. Так, во время парламентских слушаний началось рассмотрение уголовного дела о смерти студента Игоря Индила. Мое производство было открыто буквально в первый же день, когда стало известно о его гибели, я сделала заявление, что это фактически убийство, и отметила на объективном расследовании. В моем производстве было почти триста человек опрошено, в том числе и правоохранители. Мой представитель находится в Деснянском суде, и я очень надеюсь, что суд выслушает мою мысль относительно этого инцидента.
Я считаю, что во время моей ближайшей встречи с недавно назначенным Генпрокурором мы вернемся сразу к нескольким резонансным делам, в том числе и пропавшего журналиста Климентьева и студента Индила. Ибо все эти резонансные дела не дают сегодня свободно дышать украинскому обществу. Это очень важно. Поэтому я как Омбудсман являюсь голосом тех, чьи права нарушаются, или голосом тех, кто уже не может за себя сказать.
Это 23 погибших в Днепропетровске три года назад во время взрыва газа. Помните, я вынуждена была выступать в Верховном Суде, добиваясь возвращения этого дела на новое судебное расследование. Ведь 23 погибших - ни одного виновного, никто за это не ответил! А это проблема системная, поэтому от правительства требую, чтобы сейчас, когда уже начались холода, состоялась системная проверка всех газоснабжающих систем, особенно в коммунальной сфере. Поскольку после Днепропетровска был взрыв газа через год в Крыму, в Евпатории, в Киеве, и множество других можно привести примеров. Это системные проблемы. Поэтому стараюсь своим маленьким аппаратом делать то, что должна делать.
- А, кстати, сколько в ваш аппарат входит людей?
-100. Да, 100 человек на всю Украину. Для сравнения: в Генеральной прокуратуре - 11 тысяч.
- Подытоживая наш разговор, хотелось бы еще раз вернуться к вопросу нарушения прав представителями МВД, а если откровенно, то пыток в отделениях, число которых просто шокирует последнее время. Есть ли системное решение этой проблемы?
- К сожалению, до сих пор не создан гражданский орган с независимым статусом ... Я на специальном заседании ВР поставила вопрос, что в итоге правительство должно выделить средства, пусть небольшие, для создания независимого превентивного механизма в виде национального комитета. И главной задачей этого комитета должны быть превентивные меры, чтобы исключить массовые и систематические нарушения прав как задержанных, так и заключенных. И именно до мая, по предварительному плану, должна быть создана такая структура за факультативным протоколом относительно Конвенции ООН против пыток ...
Источник: http://imk.ua/ru
Фото: 2000.net.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий