суббота, 6 марта 2021 г.

Ярема Вишневецкий хотел построить маленькую Европу на левом берегу Днепра. Лабиринтами истории


На славянских языках — "князь", а на остальных европейских — "принц". В первой половине 17 века Ярема Вышневецкий был настоящим принцем Левобережной Украины. Отец Михаил отдал ему в наследство целую страну — "Вышневеччину" или "Лубненское государство" — значительную половину современной Полтавщины и большую часть Черниговщины.

В разные времена армия Вышневецких насчитывала от четырех до шести тысяч человек. С таким войском можно было не только отбиваться от соседей, но и влиять на принятие политических решений в тогдашней Речи Посполитой.

Двоюродный дед Яремы — Байда Вишневецкий — учредил Запорожскую Сеч на Хортице, был одним из родителей "казацкой нации". А отец построил Густинский и Ладанский монастыри, его воспели как "верного сына и столба православной церкви". Мать Раина была из монаршего рода Могил — хозяев Молдовы, родной сестрой просветителя Украины митрополита Петра Могилы. Ярема начинал учиться в Италии, окончил в Голландии. Когда вернулся в родные Лубны, стал меценатом. Известно шесть книг с авторскими посвящениями ему.

Женился Ярема так же, как и его отец, по политическому расчету. Род его жены Гризельды — Замойские — входил в пятерку самых знатных в Речи Посполитой.

Ярема был прекрасным хозяйственником. Укреплял в городках Вышневеччины — Лубнах, Прилуках, Лохвице, Хороле, Ромнах, Пирятине, Ичне, Варве, Срибном — цеховой уклад. Население "княжества" при его правлении выросло более чем в десять раз. К. Бочкарев в "Очерках Лубенской старины", изданных еще в 1900 году, писал: "Хозяйственная ретивость князя, такая необычная в среде разгульного польского панства тех времен, его личное, непосредственное участие в упорядочении края свидетельствуют, что намерения юноши-магната преследовали не личный интерес, а благо народа и культуры края".

В 1640 году в Лубнах было 2646 дворов и 40 мельниц. Пограничные городки освобождались от налогов на двадцать лет, чтобы строить оборонные сооружения. Другие имели несколько лет "слобод", поэтому платили в год фиксированные пять таляров со двора (тогда за бычка платили от 9 до 17 таляров) и два червонца (немного меньше одного таляра) с мельницы. Но — только после того, как становились на ноги.

Когда покупаешь себе дом — покупаешь и соседей. Эта народная мудрость годами выходила Яреме боком.

Ему "повезло" иметь невероятного своей жестокой ретивостью соседа — магната Самийло Лаща. В начале 1640-х годов они вели "войну домов" с использованием конницы и артиллерии. Оба настолько надоели королю и сейму, что тот поставил Лаща вне благородного права — поддал баниции — в общем 236 раз! Ярему также "банитовали".

Но за этим стояла еще и явная ненависть короля Сигизмунда III к Вишневецким — защитникам православия. Мать Яремы завещала часть средств на Лубненский Мгарский монастырь и предвестила "проклятие на того, кто нарушит монастырскую жизнь", ограничит православие на ее землях.

Сын не прислушивался к матери. Жизнь вынудила его перейти к римо-католикам. Она же подталкивала его к созданию отдельного княжеского удела на землях "заимки", на переднем крае ордынской опасности. Ярема хотел построить маленькую Европу на левом берегу Днепра, под боком у Московщины. Кое-кто говорит, что, если бы на историческую арену не вышел Богдан Хмельницкий, то именно Ярема Вишневецкий мог претендовать на статус князя возрожденной Руси. Однако для своих "заднепровских овец" он все равно оставался чужим — культурно, религиозно, социально. А в высокие деревья чаще попадает молния.

Весной 1648 года Хмельницкий выступил из Крыма. Однако Ярема не придал значение началу войны, поехал по делам в Житомир. Там его и застала весть о гибели Лубнов. 15 тысяч голоты ворвались в "земное небо", как ретиво, но достаточно объективно называли столицу Вишневеччины. От мещанства остались единицы.

Отряд Богдановского вожака Лысенко-Вовчура не обращал внимания ни на национальность, ни на происхождение. Яремин — значит, в ров. Те рвы откопали под лубненским валом лет через двести после событий. Все страшное из писем и хроник оказалось правдой. В первый год Хмельниччины повстанцы уничтожили также православные Мгарский и Густинский монастыри. Уничтожали свои же, православные. Брали все, что плохо лежало.

Дальше Ярема только мстил. Нашел "убийцу Лубнов" Лысенко-Вовчура — посадил на кол. А кульминацией его мести стало Берестечко.

Мы не знаем, от чего он умер. Внезапная инфекция, сердце не выдержало, наследственная традиция смерти от яда убийцы? Скорее всего. Он был непримирим. И Богдан это понимал.

Ежегодно в день его смерти к каплице святого Креста — крипты Олесницких в Новой Слупии в Польше — съезжаются фанаты. Ярема лежит там под стеклом в гробу — со страшной улыбкой и почти нетленным телом.

Кто кого превзошел в жестокости — оборотень Ярема или отец Богдан — не подсчитает ни одна статистика. В страшном 17 веке люди еще ничего не знали о своих правах.

Сын Яремы, польский король Михаил-Корибут, умер во Львове 10 ноября 1673 года. Был импотентом, поэтому детей не имел. На нем род Вишневецких и закончился.

1612 (точные дата и населенные пункты неизвестны) — родился Ярема Вышневецкий

1619 — осиротел. Ярему взял на воспитание дядя, Константин Вышневецкий

1631 — возвращается из Европы домой и вступает во владение "Вышневеччиной" или "Лубенским государством"

1633–1634 — принимает участие в Смоленской войне под руководством Александра Пясецкого, в частности в битве под Путивлем

1636 — конфликт с Самийло Лащем за Домонтовские земли. Сейм не разрешает брак короля Владислава IV Вази с сестрой Яремы, Анной

1637–1638 — под руководством Николая Потоцкого принимает участие в подавлении казацких восстаний Павла Бута (Павлюка) и Дмитрия Гуни

1639 — брак с Гризельдой Замойской

1640–1646 — принимает участие в походах против татар; с гетманом Станиславом Конецпольским разбивает крымские войска Тугай-Бея при Охматове

1641 — после смерти дяди Константина становится старшим в роде и наследует остальные владения. Судебный конфликт за наследство с Александром Людвиком Радзивиллом

1646 — назначен воеводой руським; отбирает Гадяч у сына гетмана Конецпольского, Александра. Совместно из Янушем Тишкевичем отбирает Каневское староство у Самийла Лаща

1648, июнь — гибель населения Лубнов во время восстания Лысенко-Вовчура

1649 — возглавляет оборону крепости в Збараже

1651, 30 июня — 9 июля — принимает участие в битве под Берестечком

1651, 20 августа — умирает в лагере под Павлочью, причина смерти — неизвестна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий