В январе 2023 года часы Судного дня перевели на 10 секунд вперед. Теперь стрелка показывает 90 секунд до полуночи — все из-за российского вторжения в Украину. Полночь на часах символизирует мировой ядерный катаклизм, и чем ближе к ней стрелка, тем мир ближе к ядерной катастрофе.
/ На фото: Стокгольм
С тех пор Россия успела разорвать два международных договора по регулированию ядерного оружия, провести испытания ракеты с ядерным двигателем «Буревестник», разместить тактическое ядерное оружие в Беларуси и не раз рискнуть целостностью реактора Запорожской АЭС.
Вместе с тем, атомная отрасль — одна из немногих, где Евросоюз не смог наложить санкции на Кремль. Сейчас Россия занимает почти половину мирового рынка по поставкам обогащенного урана.
В 2010-х годах западные страны стали отказываться от производства радиоактивного топлива из-за катастрофы на атомной станции в Фукусиме. Россия же наоборот решила заполнить пустующий рынок.
Кроме того, государственный монополист «Росатом» объединяет под своим крылом все российские предприятия, работающие с ядерной энергетикой. В его структуру входят компании по добыче, переработке и обогащению урана, образуя полный производственный цикл, чем не могут похвастаться западные страны.
Поэтому Европа не может отказаться от российского атома — новых поставщиков просто негде взять. В 2022 году, несмотря на войну, экспорт «Росатома» вырос на 15–20%.
Хотя торговля России ядерными элементами в ЕС не под санкциями, журналисты издания Expressen нашли нестандартный
в Швецию. Уже 9 лет их доставляют компании, связанные с ГРУ.
Год назад Центр «Досье» рассказывал о Сергее Скворцове и Елене Кульковой — семейной паре россиян из Швеции, которые оказались агентами ГРУ. Их обвинили в шпионаже и поставках техники для российской военной промышленности через сеть европейских компаний. Задерживали россиян в лучших традициях американских боевиков: шведские силовики прибыли к семейной вилле на вертолетах и спустились по веревкам на балконы.
В сетку компаний, аффилированных со Скворцовым, входили шведские экспедиторские компании Vealog AB и BDP-International AB. С их помощью Скворцов отправлял в Россию санкционную технику.
Кроме этого, последние 9 лет компании привозят в Швецию российские изотопы, обнаружил Expressen в базе данных российской таможни. Обе фирмы учредил Вячеслав Кайзин, гражданин Молдовы и Швеции. Его подозревали в шпионаже вместе со Скворцовым, но потом перевели в статус свидетеля.
Мирные изотопы, поступившие в Швецию, выпустил совсем не мирный ФГУП «Комбинат “Электрохимприбор”», который входит в систему предприятий «Росатома». Он производит ядерные боеголовки.
Завод начали строить в 1947 году, а вместе с ним — засекреченное поселение под кодовым названием Свердловск-45. Город возвели заключенные ГУЛАГа. Изначально комбинат занимался разделением изотопов, но в 1951-м его основным профилем станет создание ядерного оружия — по 60 боеголовок в год. Два года спустя «Электрохимприбор» изготовит компонент для первой советской водородной бомбы.
После развала СССР Свердловск-45 рассекретили и переименовали в город Лесной. Но он до сих пор остается одним из самых закрытых мест в России, ведь производство ядерного оружия — гостайна. Посторонний может попасть в город только по особому разрешению: пускать человека или нет, решают ФСБ и служба безопасности завода. Так, глубоко на Урале, за рядами колючей проволоки, заборами и КПП по сей день проживают 48 тысяч человек.
Производство атомных бомб всегда было основной деятельностью завода. Но еще с советских времен он выпускает и гражданскую продукцию. Изотопы за границу экспортировали еще в 80-е годы, что позволяло заработать иностранную валюту, рассказал «Досье» собеседник, работавший на заводе. На нее закупали иностранные видеоплееры, кассеты и телевизоры. Эти вещи были настолько ценными, что, продав несколько штук, можно было купить квартиру, вспоминает он.
Судя по таможенной базе РФ, с 2018 года Vealog AB заказывала изотопы «Электрохимприбора» прямо на домашний адрес Кайзина — жилую виллу в 40 минутах езды от Стокгольма.
В разговоре с журналистами Expressen Кайзин отрицал, что получал российские изотопы и заверил, что не знаком с компанией «Электрохимприбор»:
«Это нехорошо, особенно в тех обстоятельствах, которые происходят сейчас…», — прокомментировал он факт производства ядерного оружия заводом.
«Я никогда не заказывал ничего от компании, которую вы упомянули, или от любой другой компании, которая имеет отношение к производству ядерного оружия или любые другие виды военной продукции. У меня экспедиторские и транспортные компании, которая предлагают транспортные услуги как шведским, так и зарубежным компаниям».
Еще одна шведская компания, заказывавшая изотопы на домашний адрес Кайзина, — Neonest AB. Она принадлежит россиянину с шведским гражданством Петру Васильеву. Компания Васильева открыто продает изотопы в интернете — на сайте buyisotopes.com. Правда, на странице не стали упоминать, кто именно производит их товары.
В разговоре с репортерами Expressen Васильев сразу признал, что закупает продукцию у «Электрохимприбора», и заверил, что его клиенты осведомлены о производителе. По его словам, он не знал, что завод выпускает еще и ядерное оружие. Тем не менее он не увидел этической дилеммы в сложившейся ситуации:
«Мое отношение таково, что мы поставляем продукцию для медицинского применения, что соответствует примерно 80% наших клиентов. Если мы прекратим поставки, как, по-вашему, это повлияет на людей в Европе и США, ожидающих лечения рака или сердечно-сосудистых заболеваний?»
Вопреки ответам Кайзина, Васильев подтвердил, что сотрудничает с Vealog AB и BDP-International AB и они помогают ему организовать доставку изотопов в Швецию. Об участии Кайзина в деле о шпионаже Васильев, по его словам, услышал впервые.
Expressen удалось установить двоих клиентов Neonest AB. Это Лаборатория Ангстрема и Каролинский медицинский институт, они заказали партию изотопов в 2018 году. Neonest AB постаставляет продукцию «Электрохимприбора» на Запад с 2012 года: за это время она переправила больше 50 партий. Компания не была связана с адресом Кайзина до 2019 года. Тем не менее следы ГРУ в этой истории — однозначно тревожный сигнал.
После снижения зависимости от российских природных ресурсов атомная энергетика может стать новым рычагом давления на Евросоюз. Кремль уже давно подсаживает Европу на свое ядерное топливо. Атомные электростанции Болгарии, Чехии, Финляндии, Венгрии и Словакии используют ядерные реакторы российского производства, которые работают только на российском уране. Отказ от его поставок может обесточить страны: Венгрия и Словакия получают от АЭС около половины всей электроэнергии, а Болгария, Чехия и Финляндия — примерно треть. Поэтому отказаться от российского атома будет сложнее, чем от нефти и газа.
Прямо сейчас «Росатом» строит 22 энергоблока в 7 разных странах, и эти объекты еще долго будут нуждаться в топливе, обслуживании и консультациях монополиста. В 2022 году портфель зарубежных заказов госкорпорации составил 200 млрд долларов.
Эта статистика вызывает опасения у западных экспертов, ведь Кремль уже не раз прибегал к газовому и ядерному шантажу. Мирный атом может оказаться еще одним оружием в геополитической войне Владимира Путина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий