Беларусь и Россия готовят выпуск совместного легкого турбовинтового самолета «Освей». Его будут собирать в Барановичах по разработкам «Уральского завода гражданской авиации». Есть ли у России и Беларуси возможность создать свой самолет? Этот вопрос сайт Charter97.org задал летчику-инструктору и полковнику Вооруженных сил Украины в запасе Роману Свитану:
— Это среднеразмерный самолет, который может поднимать до 20 пассажиров.
Уровень чешского L-410. В принципе, нет большой сложности создать такой
самолет.
Здесь вопрос стоит в его эксплуатации. На мировые рынки он никак не выйдет:
сегмент очень плотно забит производителями. Цены на них варьируются в районе 5
миллионов долларов. Сегмент рынка, где он используется, очень узкий.
Да, Россия может использовать такой самолет на некоторых дистанциях, им это
выгодно. Беларуси же этот самолет не очень нужен: небольшая страна, а использовать
его на международных рейсах нет смысла. За это же время можно быстрее
«долетать» на машине с одной точки в другую, чем возиться с посадкой/высадкой
самолета. Это нерационально для Беларуси.
Для таких самолетов нужно пространство до 1000 километров — Россия или
Китай, но там есть свои самолеты. На свой рынок Китай «Освей» вряд ли пустит.
Подчеркну, это больше гражданский или технический самолет, не военная
машина. Потому перспектива, в принципе, есть, но только с завязкой на
российский рынок. Если РФ не станет заказывать, то этот проект утопичен в
смысле реализации.
— На самолете будет
установлен двигатель ВК-800, который разрабатывают с 1998 года, но до сих пор
не установили ни на один самолет. Существует ли вообще этот двигатель в
природе?
— Да, проблема с «движками» у россиян есть. Они не смогли довести до ума ни
один двигатель. Думаю, что в случае с «Освеем» не будет иначе.
Вот в Украине был Запорожский завод по производству авиационных двигателей,
а также предприятия в Харькове и Киеве, где десятки лет производились
двигатели. Их и чехи покупали, ставили на свои аппараты. Россия же так «движки»
и не запустила, даже для вертолетов, тех же Ка-52. Их двигатели просто «летят».
К слову, в этой ситуации нужно понимать сегмент. Любой гражданский или
технический самолет — это не истребитель. Здесь нет высочайших требований к
технологиям.
Грубо говоря, это «сарай с крыльями». Построить его — не проблема. У такого
«сарая» нет больших эксплуатационных перегрузок, взлет-посадка, полет по
маршруту — и все.
Такой «сарай с крыльями» слепить могут даже российские предприятия, но,
повторю, с двигателями проблема. Ведь это высокотехнологичное производство,
начиная от станков и заканчивая подготовкой технического персонала. А вот тут
проблема есть именно с высокими технологиями у россиян.
В общем, да, проект могут реализовать, но только после того, как будут
произведены двигатели. Либо закуплены, например, у Китая, но у них тоже
проблемы. Почему китайцы и хотели «заграбастать» запорожский завод авиадвигателей "Мотор Сич" Именно из-за этих технологических моментов, которых ни у Китая, ни у России
просто не существует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий