четверг, 19 декабря 2024 г.

"Рыбу ловишь, разрезаешь, а у нее внутри практически нефть". Побережье Кубани после крушения танкеров на 130 км заполонил мазут


Утром 15 декабря два российских танкера "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" потерпели крушение в Керченском проливе. В общей сложности на борту было более восьми тысяч тонн мазута. В тот же день черные пятна

и испачканных в нефтепродуктах птиц заметили на побережье Краснодарского края – в двух муниципалитетах объявили режим ЧС. Международная природоохранная организация Greenpeace заявляет, что такой объем выбросов потенциально может стать одной из крупнейших техногенных катастроф в акватории Черного моря.

Оба танкера потерпели крушение в результате непогоды, уточнили в МЧС. Первым сигнал бедствия послало судно "Волгонефть-212" – около 9 утра у него оторвало волной носовую часть – к обеду под воду ушла и корма. Около 10 утра сигнал бедствия подал танкер "Волгонефть-239" с 14 людьми на борту: экипаж принял решение "лечь в дрейф", то есть попытаться удержать судно на месте. К вечеру дрейфующий танкер прибило на мель в 80 метрах от краснодарского порта Тамань.

На каждом из танкеров было по 4300 тонн мазута, уточнило госагентство ТАСС со ссылкой на данные оперативных служб. 

Краснодарский активист Юрий Озаровский опубликовал кадры мазутных пятен на нескольких пляжах поселка Витязево под Анапой. По его наблюдениям, утром интервал выбросов ускорился: за пару часов небольшие черные пятна превратились в лужи с нефтью. 

На берегу заметили покрытых темной пленкой птиц – чаек, уток и лебедей. Пострадали животные, после выброса оказавшиеся вблизи берега – в том числе бродячие собаки. Лазурный берег недалеко от Анапы оказался почти полностью покрыт черной пленкой.

Птица в нефтяных пятнах и кадры из видео о крушении двух танкеров
Птица в нефтяных пятнах и кадры из видео о крушении двух танкеров

К ликвидации последствий аварии в Краснодарском крае привлекли 267 сотрудников МЧС – на опубликованных губернатором кадрах они лопатами убирают в мусорные мешки чистый песок. В станице Благовещенской на уборку территории побережья с видимыми следами нефтепродуктов вышли местные казаки. В общей сложности к уборке привлекли около 600 волонтеров – 18 декабря к ним присоединились еще 400 человек, среди которых сотрудники администрации, муниципальных учреждений и предприятий Темрюкского района.

Режим чрезвычайной ситуации ввели в Запорожском, Новотаманском, Таманском и Сенном сельских поселениях Темрюкского района, а также в станице Благовещенской Анапы, сообщили в оперштабе региона. Длина береговой линии от Запорожского до Витязево, где также замечены нефтяные пятна, составляет более 130 км. 

Министр МЧС Краснодарского края Сергей Штриков при этом оценил размеры зоны загрязнения в 30 км: в своем выступлении в числе пострадавших населенных пунктов он упоминает лишь поселок Веселовка и станицу Благовещенскую.

Приступить к ликвидации последствий аварии с помощью сорбентов и нефтяных ловушек будет возможно только после улучшения погодных условий – пока продолжается шторм, они не будут эффективны, объяснил Штрихов. По данным регионального управления МЧС, в первый день выброса нефтепродуктов на краснодарское побережье с пляжей под Анапой и в Темрюкском районе убрали 12,6 тонны загрязненного песка.

"То, что должно было случиться"

До сих пор непонятно, все ли нефтепродукты на двух танкерах попали в море, однако уже сейчас можно говорить о том, что это один из самых крупных разливов нефти, и он еще много лет будет отравлять экосистему, говорит сопредседатель экологической организации "Экозащита" Владимир Сливяк.

"То, что сейчас выбрасывает на берег, – это небольшая часть. В основном все останется в море и будет еще долго отравлять экосистему и включаться в пищевые цепочки. В основном эти нефтепродукты осядут на дно. Если совсем по-простому, то все, что поблизости вылавливается из моря, будет внутри содержать нефтепродукты. Такое бывает: рыбу ловишь, разрезаешь, а у нее внутри практически нефть. Погибнет большое количество птиц", – прогнозирует эксперт.

Ликвидация последствий разлива нефтепродуктов на побережье Черного моря
Ликвидация последствий разлива нефтепродуктов на побережье Черного моря

Говоря о крушении двух танкеров 15 декабря, он вспоминает катастрофу 2007 года – тогда в Керченском проливе затонул танкер "Волгонефть-139". Во время шторма его разломило пополам – по официальным данным, из перевозимых на борту 4 тысяч тонн мазута порядка 1300–1600 тонн попало в окружающую среду. Суммарный объем грузов танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" в два с половиной раза больше.

Участвовавший в исследовании берега после аварии 2007 года краснодарский эколог, глава профильной общественной организации (мы не называем его имени из-за репрессивного российского законодательства) отмечает, что к обеим катастрофам привел один и тот же фактор – рейдовая перевалка нефтепродуктов через Керченский пролив. Танкеры класса "река-море" вроде "Волгонефти" подвозят грузы с волжских НПЗ в район Керченского пролива, туда подходит крупнотоннажный морской танкер – топливо сливают, и далее оно отправляется на экспорт.

"Это было придумано в 90-х, когда портовых мощностей России не хватало из-за того, что Украина установила свои условия по своим портам. Она продолжилась потом даже несмотря на то, что были построены нефтяные терминалы. Сама эта деятельность достаточно выгодная в том плане, что вложений в инфраструктуру не надо никаких: подогнал танкер, перекинул перекачивающие устройства – и качай сколько хочешь. Никто не контролирует ни утечки, ни протечки. Издержки минимальные, а прибыль максимальная", – продолжает эколог.

Тот факт, что рейдовую перевалку через Азовское море после 2007 года не запретили, собеседник называет "удивительным". Керченский пролив сложен для судоходства: фарватер узкий, все остальное вокруг – это мели, шторма бывают приличные, очень сильные ветры, а течения непредсказуемые, перечисляет он: "Я бы еще понял, если бы летом перевалка велась, а в холодный период прекращалась, но нет же, это идет круглогодично".

По данным издания "Подъем", танкеры "Волгонефть" под номерами 212 и 239 были построены в 1969 и 1973 годах соответственно. В ходе перепроектирования под современные нужды у обоих танкеров вырезали среднюю часть. Именно по этому сварному шву, по информации журналистов, и ударила буря: "танкеры буквально развалились пополам".

На протяжении последних месяцев они оба доставляли грузы между портом "Кавказ" и причалами нефтеперерабатывающих заводов на Волге – до 2022 года заказы на перевозку владеющая ими "Волгатранснефть" получала от Роснефти, сообщают со ссылкой на документы "Важные истории".

После аварии выяснилось, что танкер "Волгонефть-239" вообще не имел разрешения на плавание. В реестровой книге Российского речного регистра танкер числится под статусом "Приостановлено действие документов".

"К перевозкам на столь старых танкерах в районах, где происходят такие шторма, вообще-то нужно относиться не как к внезапной случайной катастрофе, а как к тому, что должно было случиться. Танкер, которому свыше 50 лет, вообще не должен эксплуатироваться и что-то перевозить. Здесь со стороны российского государства полное пренебрежение к стандартам безопасности, экологической в том числе. Вывод очень печальный: значит, это будет происходить и дальше", – заключает сопредседатель "Экозащиты" Владимир Сливяк.

  • Груженый мазутом танкер "Волгонефть-109" в ночь на 17 декабря подал сигнал бедствия у порта "Кавказ" в Краснодарском крае вблизи Керченского пролива и аннексированного Крыма. Причиной стала трещина на борту. Судно перешло на якорную стоянку в районе поселка Кучугуры юго-восточнее мыса Пеклы.
  • Министры иностранных дел стран Евросоюза утвердили 15-й пакет санкций в отношении России из-за войны против Украины. Ограничительные меры направлены на борьбу против нефтяных танкеров "теневого флота", благодаря которым Россия обходит "ценовой потолок", и аффилированные с ними нефтетрейдерские компании и перевозчики.
  • "Теневые" суда не имеют надежной страховки, что делает их потенциально опасными для окружающей среды. Совместное расследование издания Politico и некоммерческой журналистской группы SourceMaterial выявило по меньшей мере девять случаев с 2021 года, когда суда такие корабли оставляли разливы нефти в мировых водах: инциденты происходили в Таиланде, Вьетнаме, Италии, Мексике, в Панамском канале и Красном море.
  • Источник
  • 2
  • Убытки от аварии танкеров в Керченском проливе могут достичь 14 млрд долларов – украинские власти

  • Предварительно убытки в результате аварии двух танкеров в Керченском проливе могут достичь 14 миллиардов долларов, сообщила министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлана Гринчук. Об этом пишет Центр транспортных стратегий со ссылкой на Интерфакс-Украина.

    «Если использовать наши методики по расчету убытков, если объем этих продуктов составит более 4 тысячи тонн, то это убытки на 14 млрд долларов для акватории Черного моря», – сказала она.

    Гринчук, министр окружающей среды, водных и лесных ресурсов Румынии Мирча Фекет, а также и.о. министра окружающей среды и воды Болгарии Петар Димитров обменялись имеющейся информацией и скоординировали дальнейшие действия. Однако, по ее словам, только после улучшения погодных условий можно будет говорить о получении качественных спутниковых снимков, необходимых для анализа ситуации и более детального моделирования. 

  • Гринчук сообщила, что они с министрами уже договорились осуществлять постоянный мониторинг и моделирование распространения загрязнения.

  • Ключевыми угрозами она назвала загрязнение прибрежных экосистем и риск попадания нефтяной пленки и на другие территории Крымского побережья.

    Отмечается, что уже подготовлено обращение в Секретариат Комиссии по защите Черного моря от загрязнения с сообщением об инциденте и предложением созвать внеочередное заседание комиссии и провести независимую экспертизу состояния вод, донных осадков и морской экосистемы.

    Сообщается, также совместно с Министерством иностранных дел Украины и Мининфраструктуры Украины подготовлено обращение в соответствующие конвенции ООН, UNEP, ЮНЕСКО, Европейского Союза, Международной морской организации (IMO).

  • 3

  • 2 российских танкера, с 4 тоннами мазута на каждом, развалились и затонули в Черном море 

  • 2 российских танкера, с 4 тоннами мазута на каждом, развалились и затонули в Черном море (дополнено)

    Российский танкер разломился пополам и тонет возле Керченского пролива. Находящиеся в нем четыре тонны мазута вылились в море.

    Утром 15 декабря стало известно, что тонут сразу два танкера: "Волгонефть 212" и "Волгонефть-239". Обоих разломило пополам волнами, и мазут начал течь в воду.

    На "Волгонефти 212" находились 13 членов экипажа, на борту танкера было около 4300 тонн мазута. Позже стало известно, что следом за ним затонул еще один — "Волгонефть-239", у которого также сломался на две части корпус после удара волны.

    Четыре тысячи тонн мазута вытекло из резервуаров "Волганефть-212". В море образовалось огромное черное пятно. Спасатели на буксирах пытаются вытащить моряков из воды.

    В МЧС РФ официально подтвердили, что тонут «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». На место вылетел вертолёт МИ-8. На борту «Волгонефть-212» находятся 13 человек и мазут, на «Волгонефть-239» — 14 человек и нефтепродукты.

    На помощь экипажу из Керчи вышел буксир "Меркурий" и вылетел Ми-8 МЧС России со спасателями. «В ликвидации последствий уже задействованы более 50 специалистов и 11 единиц техники. Дальнейшая информация уточняется», — сообщают в МЧС.

    Один моряк погиб на танкере «Волгонефть 212» в Керченском проливе, 12 моряков спасены, — МЧС РФ. Росморречфлот: разлив нефтепродуктов произошел в Керченском проливе в результате. В настоящее время принимаются меры по ликвидации разлива нефтепродуктов силами Морспасслужбы и МЧС России, руководство осуществляет оперативный штаб, созданный в г. Ростов-на-Дону на базе АМП Азовского моря. В связи с погодными условиями работа Керченской переправы приостановлена», — говорится в сообщении. В росМЧС заявили, что один из терпящих бедствие в Керченском проливе танкеров сел на мель. Это «Волгонефть 212».

    Новости по состоянию на 17:00. Капитану танкера «Волгонефть 212» удалось выжить — он наглотался воды с мазутом и потерял сознание. Спасателям удалось спасти весь экипаж судна (13 человек) - 11 из них находятся в больнице Анапы с обморожением. Больше всех в катастрофе пострадал капитан танкера Леонид В.: по словам источника «Базы», мужчина наглотался воды с мазутом, потерял сознание, получил ушиб позвоночника и обморожение. Капитан «Волгонефть 212» вместе с еще одним членом экипажа находится в реанимации. Двум членам экипажа госпитализация не потребовалась. На протяжении последних 6 месяцев «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» доставляли в порт «Кавказ» мазут и экспортное нефтяное топливо с НПЗ «Роснефти».

    На втором танкере - "Волганефть 239" - всё ещё ждут помощи 14 человек. Вертолет не может забрать их из-за сильного ветра. Судно село на мель в 80 метрах от порта "Тамань". Носовая часть переломлена и уходит под воду, люди перешли в кормовую, рассказала член экипажа Ольга.

    Между тем у берегов Ялты терпит бедствие плавучий кран.








Комментариев нет:

Отправить комментарий