вторник, 24 декабря 2024 г.

Крупнейшим поставщиком иранского оружия в Россию оказался сын советника аятоллы Хаменеи с офисами в Лондоне, Женеве и Сингапуре


Больше четверти поставок оружия из Ирана в Россию обеспечивает бизнесмен Хоссейн Шамхани – нефтяной магнат и сын советника аятоллы Хаменеи. Об этом со ссылкой на источники, знакомые с ходом сделок, а также представителей властей США, Великобритании и ЕС
пишет агентство Bloomberg.

По их данным, перевозкой оружия, деталей беспилотников и товаров двойного назначения сеть фирм, связанных с Шамхани, начала заниматься с прошлого года. Для этого использовались суда дубайской компании Crios Shipping LLC, которые, как выяснилось, в середине 2023 года переместились в Каспийское море и с тех пор курсируют между Ираном и Россией.

В 2024 году два судна этой компании совершили как минимум пять рейсов по Каспийскому морю из Ирана в Астрахань, пишет Bloomberg.


Москва расплачивается за эти грузы бартером – нефтью, утверждают источники Bloomberg. По их информации, через компании, которыми управляет Шамхани, проходит около четверти всех поставок иранского оружия в Россию.

Ранее о связи Шамхани с поставками России беспилотников для войны в Украине заявлял экс-советник по нацбезопасности США Джон Болтон.

Шамхани – сын Али Шамхани, бывшего министра обороны Ирана, а сейчас советника верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Как ранее писал Bloomberg, ему принадлежит сеть компаний, которая занимается экспортом иранской и российской сырой нефти. В 2022 году выручка дочерней компании сети составила около $15 млрд.

Бизнес-империя иранца включает также хедж-фонд, имевший офисы в Лондоне, Женеве и Сингапуре, и флот из десятков судов, в том числе нефтяных танкеров и грузовых судов.

Сам Шамхани заявляет, что ведет логистический бизнес, не имеет отношения к торговле нефтью и работает только в странах, не находящихся под санкциями.

СТАТЬЯ  Bloomberg

Иранский нефтяной магнат «Гектор» играет ключевую роль в продаже оружия России

По словам официальных лиц США и людей, знакомых с его делами, Хоссейн Шамхани, чей отец является высокопоставленной фигурой в Тегеране, стал крупным игроком в поставках иранского оружия в Россию. Иранский нефтяной магнат, сумевший незаметно внедриться в самое сердце западной финансовой системы, входит в группу бизнесменов, занимающихся поставками оружия через Каспийское море в Россию, помогая Москве в ее войне на Украине.

Хоссейн Шамхани через сеть фирм, которые он курирует, включая базирующуюся в Дубае Crios Shipping LLC, начал перевозить ракеты, компоненты беспилотников и товары двойного назначения через Каспийское море по крайней мере на двух судах в прошлом году, по словам более десятка официальных лиц США, Великобритании и Европы, а также людей, непосредственно осведомленных о его сделках. Они говорили на условиях анонимности из-за деликатного характера информации.

Источники утверждают, что Москва оплачивает поставки нефтью, и этот вид бартерной торговли становится все более распространенным из-за санкций США и Европы в отношении России и Ирана.

Сделки, которые совпали с использованием Россией большего количества иранского оружия в ходе нападения на Украину, представляют собой другую сторону обширной глобальной деловой сети, которая обогатила Шамхани, чей отец был министром обороны Ирана, занимавшим самый долгий пост, и остается главным советником верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.


По словам людей, отслеживающих транзакции, сеть фирм Шамхани обрабатывает более четверти общего объема поставок иранского оружия в Россию. Его империя также охватывает хедж-фонд, который работал из офисов в Лондоне, Женеве и Сингапуре, а также базирующуюся в Дубае фирму по торговле сырьевыми товарами, которая имела дело с западными нефтяными гигантами.

Иран и Россия признали укрепление своего оборонного сотрудничества, не раскрывая всех деталей. Хотя двусторонняя торговля оружием подвергает участников потенциальным санкциям со стороны западных правительств, она не является незаконной.

«Насколько я понимаю, сеть Шамхани связана с контрактами на поставку беспилотников для использования на Украине», — заявил в интервью бывший советник по национальной безопасности США Джон Болтон, который в настоящее время руководит базирующейся в Вашингтоне группой по исследованию внешней политики Фонда американской безопасности и свободы.


Представители правительств Ирана и России, а также Crios не ответили на запросы о комментариях. Адвокат, представляющий Шамхани, который постоянно оспаривал сообщения Bloomberg о его деловых делах, отказался комментировать подробности этой истории в ответе на вопросы, отправленном по электронной почте.

Представитель Госдепартамента заявил, что США предупреждали об углублении партнерства в сфере безопасности между Россией и Ираном с самого начала полномасштабного вторжения Москвы на Украину.

«Это партнерство угрожает европейской безопасности и иллюстрирует, как дестабилизирующее влияние Ирана распространяется за пределы Ближнего Востока и по всему миру», — заявил представитель.

Каспийский оружейный транзит

По данным отслеживания судов, собранным Bloomberg, с середины 2023 года несколько судов Crios, ранее курсировавших по Средиземному и Черному морям, внезапно переместились в Каспийское море и с тех пор курсируют между Ираном и Россией.

По словам людей, среди этих кораблей есть Sea Castle (также известный как Tooka) и Sea Anchor (также известный как Roja), хотя они не единственные.

По данным Bloomberg, в этом году оба судна совершили не менее пяти рейсов из иранских портов в российскую Астрахань.

По стандартам международного судоходства, Sea Anchor и Sea Castle — крошечные, но достаточные для перевозки оружия на короткие расстояния через Каспий. Они имеют грузоподъемность 3000 и 4000 тонн, что составляет примерно 1/100 того, что могут перевозить гигантские контейнеровозы, перевозящие товары через мировые океаны.

108-метровый (354 фута) «Морской якорь» был построен в 1984 году в Румынии, через год после того, как в бывшем Советском Союзе был построен «Морской замок», который на метр короче.

База данных, поддерживаемая S&P Global, не содержит страны, в которой зарегистрировано ни одно из судов. Записи, собранные морской разведывательной фирмой Pole Star Global, показывают, что оба судна использовали флаги Палау, тихоокеанского острова, который, как судовой реестр, находится в международном черном списке .

Торговля оружием в обмен на нефть — последняя деталь продолжающегося целый год расследования Bloomberg News деловой активности Шамхани, включающего интервью с более чем четырьмя десятками человек, знакомых с его операциями, а также изучение конфиденциальных документов и корпоративных записей.

Неясно, сколько оружия было доставлено судами, контролируемыми сетью Шамхани, или их точное размещение. Оружие не было заявлено в грузовых манифестах, чтобы избежать бумажных следов, говорят люди.

Маршруты Sea Anchor и Sea Castle из Ирана в Россию.


По словам людей, непосредственно знакомых с ситуацией, финансовая империя Шамхани контролирует флот из десятков судов, включая нефтяные танкеры и грузовые суда.

Crios, фирма, центральная для каспийских поставок, была основана в Дубае в октябре 2020 года, как показывает федеральный реестр организаций, работающих в Объединенных Арабских Эмиратах. На своем веб-сайте компания называет себя международной фирмой по управлению судами, но не раскрывает никаких подробностей о своих владельцах или руководстве.

 По словам людей, это одна из групп судоходных компаний, контролируемых Шамхани, включая Oceanlink Maritime DMCC и Koban Shipping LLC. Некоторые грузоотправители сидят рядом с сотрудниками его хедж-фонда и нефтеторговых фирм. Большинство сотрудников называют Шамхани просто «H» или «Гектор», говорят люди.

По словам Дэвида Танненбаума, бывшего сотрудника Управления по контролю за иностранными активами Министерства обороны США, который является экспертом по отслеживанию каспийских поставок и анализу принадлежности судов в так называемом темном флоте, у Crios «тесные отношения» с Oceanlink и Koban, которые действуют от имени логистики вооруженных сил Министерства обороны Ирана.


В апреле США ввели санкции против Oceanlink и определили 13 судов, находящихся под управлением этой компании, как заблокированную собственность, не указав при этом на их связь с Шамхани.

Представители Oceanlink и Koban не ответили на просьбы прокомментировать ситуацию.

Большинство недавних действий, направленных против его сети, были сосредоточены на поставках нефти. Усилия по пресечению транскаспийских сделок сталкиваются с дополнительными трудностями.

«Применить санкции против этих бартерных сетей гораздо сложнее, особенно если учесть историческое доминирование России в регионе», — сказал Бехнам Бен Талеблу, эксперт по иранской безопасности в Фонде защиты демократий. «Краткосрочной целью должно стать выставление этих сетей на всеобщее обозрение».

Бен Бартенштейн

При содействии Джулиана Ли и Альфреда Канга

Источник bloomberg.com


Комментариев нет:

Отправить комментарий