суббота, 28 апреля 2012 г.

ОЛЕГ ЦВИРКУН: «Запорожцы оформили более 18 тысяч госактов на землю». Интервью июня 2011 года.


 Интервью с многолетним руководителем Запорожского городского управления Государственного комитета по земельным ресурсам, профессионалом с более чем 30-летним опытом работы, Олегом Цвиркуном


 Корр.: Олег Михайлович, недавно Запорожский районный совет принял решение относительно границ города Запорожья и, собственно, района. Дайте, пожалуйста, свою оценку действиям районных властей.

Олег Цвиркун: Решение Запорожского районного совета относительно того, что некоторые районы города Запорожья располагаются за пределами утвержденных в 1969 году официальных границ города – это полный юридический абсурд.
Дело в том, что границы любого города может устанавливать только Верховная Рада. Ни районный, ни городской совет не могут самостоятельно менять установленные законом границы. В 1969 году Верховный Совет УССР установил границы Запорожья. В 1988 году был издан указ Президиума Верховного Совета «О расширении границ города Запорожья с целью урегулирования земельных отношений». Эти документы на сегодняшний день регулируют территорию Запорожья. Расширение границ может произойти только после принятия нового Генерального плана. Работы по определению новых границ мы уже начали, этот процесс – трудоемкий и дорогостоящий.
Согласно имеющимся на данный момент документам (акты приема-передач, согласования и прочее), границы города установлены, в том числе, и с согласованием землеустроителя Запорожского района. То есть оснований что-либо менять, а уж тем более выдвигать ультиматумы и давать указания вышестоящим органам у депутатов Запорожского района нет.

Корр.: Начался процесс реформирования Государственного комитета по земельным ресурсам в Государственное агентство. Какие плюсы вы видите от этого процесса?

Олег Цвиркун: Данное преобразование нацелено на оптимизацию государственного управления. Отшлифовка функций различных структур является одной из главных задач данного процесса. Скажу сразу, нам – не привыкать. Наше ведомство очень часто попадало под реорганизацию. Еще совсем недавно мы назывались Управлением земельных ресурсов Запорожского горисполкома.
Каждая реорганизация должна подразумевать под собой улучшение самой структуры управления, внутренних процессов для более эффективного выполнения возложенных функций. Хочется отметить, что в нашем городе проживает больше миллиона жителей, хотя количество прописанных граждан меньше.
Ежедневно мы получаем большое количество обращений. При нынешнем количестве сотрудников в Управлении, мы не успеваем реагировать на все запросы и требования не только граждан, но и всевозможных инстанций. В день мы получаем около 80 обращений от других государственных учреждений – Налоговой администрации, правоохранительных органов – по предоставлению информации на землепользователей в городе.
Таким аппаратом, каким мы располагаем на данный момент, мы не в состоянии отвечать всем в тот же день, а завтра придет еще столько же писем, если не больше. Хотелось бы, чтобы при реорганизации эти моменты были учтены, и управление было в состоянии мобильно решать эти и другие задачи.

Корр.: Олег Михайлович, остров Хортица относится к территории Запорожья. Какой статус имеет земля на острове?

Олег Цвиркун: Да, Хортица полностью находится в границах Запорожья. На всю территорию острова выдан единый Государственный акт. Его распорядителем выступает Национальный заповедник «Хортица». Но в акте отображено, что на острове есть и «сторонні землекористувачі». Это означает, что акт выдан на всю территорию, но на острове есть и другие землепользователи.
Задача администрации заповедника, согласно указу Президента Украины, определить землепользователей, которые противоречат статусу Национального заповедника, и отселить их. На освободившихся землях должна обеспечиваться работа по приведению в порядок территории, в соответствии с задачами заповедника.
На данный момент, те из землепользователей, которые не противоречат деятельности заповедника, могут оформлять правоустанавливающие документы на землю. Например, коммунальные службы могут получать государственные акты, а все остальные – только договор аренды.
Государственные предприятия, например, «Укрзалізниця», обязаны получить госакт. Все остальные предприятия должны согласовать внешние границы своих участков с Национальным заповедником и оформить договора аренды. Вполне возможно, что по Земельному кадастру числится одна площадь, к примеру, 0,8 га, а в действительности занято уже более одного га.
Получается, что всю остальную территорию необходимо будет забирать у Национального заповедника «Хортица». Практически это не возможно. Территорию в границах, установленных в Земельном кадастре, они имеют право оформить, а вот «изъятие» из территории острова можно осуществить только решением Верховной Рады, так как вся земля острова – государственная собственность.

Корр.: Как вы прокомментируете тот факт, что сейчас на территории острова ведутся активные сельскохозяйственные работы – засеваются и возделываются поля, убирается урожай?

Олег Цвиркун: Ранее существовало государственное предприятие ЦНИИПТИМЭЖ, которое осуществляло хозяйственную деятельность на территории острова. Сейчас предприятия уже нет. И всей землей распоряжается администрация заповедника «Хортица». То, что на острове на протяжении нескольких лет проводится возделывание земель, противоречит законодательству.
Дело в том, что на территории заповедника должны проводиться работы по «воспроизведению степей и природного ландшафта острова», а не активные сельскохозяйственные действия. Тем более, что подобное «возрождение» природы украинской степи занимает от 10 лет. Сельское хозяйство подразумевает использование различных химикатов, фосфатов и т.д., что совсем не способствует положительной динамике восстановления природного состояния земель на территории заповедника. Поэтому я отрицательно отношусь к тому, что сегодня на территории Хортицы ведутся работы по возделыванию земель. Хочу подчеркнуть, что освоение таких территорий невозможно одноразово, необходим плановый подход.
Корр.: В Украине полным ходом идет процесс оформления землеустроительных документов. Расскажите, как это происходит в Запорожье?
Олег Цвиркун: Городским управлением Госкомзема были проведены определенные мероприятия по оповещению граждан и предприятий. Прежде всего, мы повесили объявления о том, что регистрация и выдача Государственных актов проводится ежедневно. На сегодняшний день активность граждан низкая. В день обращается около 10 человек, а иногда и меньше. Хотя раньше эта цифра стабильно держалась на уровне 25-30 обращений в день.
Также мы обратились в районные администрации со списками граждан, чьи акты уже готовы, чтобы они пришли и их получили. Районные администрации, в свою очередь, персонально обратились к гражданам, процесс этот набирает обороты и я надеюсь, что скоро он станет глобальным.
Подчеркну, что получение и регистрация Государственного акта проводится вне очереди, так как, кроме этого, мы регистрируем и выдаем множество других справок.
Мы также самостоятельно обзваниваем граждан, согласно базе ГЗК, но информация в ней сильно устарела. Хочется отметить, что ранее процессом выдачи Госактов занимался Государственный земельный кадастр и те документы, которые они изготавливали и не выдавали на протяжении нескольких лет, по разным причинам, нам передали единоразово и с 1 января управления Госкомзема должны все выдать за определенное время.

Корр.: Какое количество жителей Запорожья должны получить госакты?

Олег Цвиркун: Общее количество госактов, которые мы должны оформить, около 30 тысяч. На 1 июня 2011 года было оформлено около 18 тысяч госактов.

Корр.: Как вы оцениваете существующее земельное законодательство в сфере использования свободных земельных участков?

Олег Цвиркун: Существующее законодательство, на мой взгляд, несовершенно. Вся земля, которую хотят использовать с коммерческой целью, сегодня должна проходить через земельный аукцион. Кроме исключительных случаев. Если посмотреть на эту проблему глубже, то получается, что гражданин, который хочет организовать небольшой бизнес и за счет чего существовать, не может этого сделать из-за несовершенства законодательства.
Представьте себе, оформление таких мелких объектов как киоск, согласно законодательства, необходимо осуществлять только путем аукционов. Все аукционы проводятся за счет средств городского совета, то есть бюджета. Для оформления объекта типа «ларек», нужно потратить минимум 15-20 тысяч гривен. Но, ведь необходимо еще организовать и провести аукцион. Представьте, какая будет цена у киоска – ведь нужно не только покрыть затраты, но и получить выгоду. Процесс не оправдывает себя.
И это касается не только киосков, но и мелких павильонов, маленьких магазинов на окраинах и ряда других мелких объектов, которые, на мой взгляд, нет смысла выдвигать на аукцион. В недоскональное земельное законодательство необходимо срочно вносить изменения. Я предложил бы следующую формулировку: «Проводить аукционы целесообразно для всех коммерчески привлекательных объектов».
Действующее законодательство не только тормозит процесс развития малого и среднего бизнеса, но и не дает поступлений в бюджет. Ведь при оформлении участков деньги поступают в казну всех уровней в виде налогов или арендной платы. А из-за подобного порядка страна теряет сотни миллиардов гривен и экономике государства наносится огромный ущерб.

Справка.
Олег Михайлович Цвиркун – заслуженный землеустроитель Украины, общий стаж работы составляет более 35 лет. С 1976-1984 работал специалистом в Институте «Укрземпроект»(ныне Институт Землеустройства). С 1984 по 1992 год – начальник отдела земельных ресурсов Вольнянского района Запорожской области. С 1992 по 1997 года – первый заместитель начальника Управления земельных ресурсов Запорожской области. С 1 ноября 1997 года – начальник Управления Госкомзема в городе Запорожье.
Источник: http://izvestiya.in.ua


Комментариев нет:

Отправить комментарий