суббота, 23 марта 2013 г.

«ЗАПОРОЖЦЫ» И РЕПИН. Остроглазый запорожец за левым плечом писаря - некто иной как генерал Драгомиров, командующий Киевским военным округом

Незамеченным прошел 120-летний юбилей культовой картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Евгений Анисимов рассказывает об истории ее создания

Летом 1878 года в подмосковной усадьбе Абрамцево – владении гостеприимного капиталиста Саввы Мамонтова – принимали украинского историка и собирателя народных песен и легенд Дмитрия Яворницкого. Рассказы его об Украине, запорожцах Сечи были очаровательны, а когда он стал читать письмо запорожцев турецкому султану, гости покатились со смеху.

Потом, наверное, многие забыли эту историю, и только одному из гостей – Илье Репину она запала в душу. Как истинный художник, творчески перерабатывающий впечатления от окружающего мира, он загорелся идеей воплотить услышанную историю на холсте.

Существует второй вариант картины, который Репин попытался сделать более «исторически достоверным», но явно оказался неудовлетворен результатом и бросил на полпути.

Началась характерная для Репина многолетняя, порой мучительная работа: поездка в 1880‑м в Украину, на днепровские пороги, в Екатеринослав, сотни эскизов и зарисовок, беседы с коллекционерами и знатоками украинской одежды и оружия, долгие паузы (когда он писал другие картины) и почти непрерывное переписывание уже, казалось бы, готового полотна, пишет http://forbes.ua

Наконец, в 1891 году картина была показана на персональной выставке Репина в Санкт‑Петербурге и произвела сильное впечатление на публику. Полотно понравилось Александру III, и император купил «Запорожцев». Картина оставалась в царской коллекции до 1917‑го, а после революции оказалась в собрании Русского музея.


Тарас Бульба. Прототипом этого хрестоматийного персонажа стал журналист и писатель Владимир Гиляровский

На запорожцев Репин, несомненно, смотрел глазами великого Гоголя. Недаром хохочущего пузана в белой папахе (отчасти срисованного с московского писателя Владимира Гиляровского) народ окрестил Тарасом Бульбой. И конечно, художник, как всякий, кто побывал на благословенной земле Украины, проникся любовью к этой чудесной стране, к ее пленительным пейзажам, певучему и жизнерадостному народу. Репин сам родился под Харьковом, но очень рано покинул родные места и по-настоящему открыл для себя Украину уже в зрелые годы.

«Вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, – пишет он об украинцах, – нельзя расстаться – веселый народ… Недаром о них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»

Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову

Композиция картины менялась не раз: одни герои «задвигались» в пеструю толпу, другие выходили на первый план, появлялись и исчезали дымы костров, но суть оставалась одна – Репин изобразил дух свободы, явленный через смех. Художник и искусствовед Игорь Грабарь точно заметил, что полотно Репина – «атлас смеха». Действительно, как по‑разному смеются персонажи картины: одни гогочут, другие киснут, лопаются, покатываются, ржут и заливаются!

Тем самым каждый раскрывает свой характер, что тонко подметил художник. Воистину – вспомним еврейскую пословицу: человек познается по рюмке, кошельку, гневу, а также по смеху его! Впрочем, порой, оказавшись возле компании ржущих взрослых мужиков, сразу смекаешь: наверняка вся эта «жеребятина» замешана на непристойностях. И на полотне Репина изображена как раз такая жизнерадостная «жеребятина».

Легендарная история события, изображенного на картине, проста: летом 1675 года в Сечи получили грамоту турецкого султана с требованием немедленно подчиниться Блистательной Порте. А как раз прошедшей зимой запорожцы наголову разбили 15-тысячный отряд янычар, посланный султаном для уничтожения Сечи. Турецкую грамоту перевели, генеральный писарь сел сочинять ответ под диктовку кошевого атамана Сирко, писарский стол из душного и темного куреня вынесли на свежий воздух. Тут подошли другие казаки, узнали, в чем дело, и… пошло‑поехало.

Художник по ходу работы над холстом неоднократно приезжал в Украину, где встречался с прототипами будущих персонажей и консультировался с историком Дмитрием Ивановичем Яворницким

Послание султана Мехмеда IV по традиции начинается по‑восточному цветастым титулом: «Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле… царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь» и т. д. Можно представить, как запорожцы, недавно в бою с янычарами утвердившие свою силу, упражнялись в скабрезном сочинительстве.

Писарь (его прообразом стал сам Яворницкий) принялся переиначивать султанские этикетные формулы обращения: «Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта брат i товариш, самого Люцеперя секретарь». Столпившиеся вокруг запорожцы, перебивая друг друга и задыхаясь от смеха, подбрасывали писарю: «який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб’єш», «самого гаспида онук і нашого х… крюк», «свиняча морда, кобиляча срака», «нехрещений лоб, мать твою…» и тому подобное, в том же незамысловатом духе.

Но увы! Не будем обольщаться. Всего этого никогда не было. «Письмо запорожцев» – подделка, сочиненная в более поздние времена «смеха ради». Хотя в XIX веке у редкого украинского писаря или дьячка не было копии сей «эпистолы», никаких следов подобной переписки запорожцев с султаном не сохранилось. Да и у Репина не могло быть ни единого подлинного портрета запорожцев времен Сирко, а были лишь выразительные «малороссийские типы», которые он подметил на переправах, майданах, в гостиных украинских помещиков. Бог весть, как выглядели они – запорожцы XVII века! Репин все придумал. Но это выдумка гения.

Атаман Сечи Сирко. Для одного из главных персонажей картины позировал генерал Михаил Иванович Драгомиров, командующий войсками Киевского военного округа

Так и хочется верить, что тот остроглазый запорожец за левым плечом писаря и есть якобы подписавший «письмо» кошевой атаман Сечи Сирко. Для него позировал генерал Драгомиров, который и сам слыл большим шутником. Будучи командующим Киевским военным округом, он как-то раз забыл поздравить императора Александра III с именинами. Спохватился только на третий день и тогда же отправил государю телеграмму: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров», и в ответ получил высочайшее: «Пора и кончить. Александр».

Иван Сирко – тоже личность легендарная и героическая. Талантливый полководец, почти не знавший поражений в частых битвах с поляками, турками, татарами, русскими, он был необыкновенно удачлив в бою – недаром восемь раз запорожцы выбирали его своим кошевым атаманом. И даже после смерти Сирко в 1680 году запорожцы «на счастье и удачу» возили с собой в походы его правую руку, кощунственно отделенную от тела.

Человек неграмотный, он обладал редкостным талантом дипломата, тонким пониманием тогдашних политических реалий, умел сталкивать лбами соседей Запорожья, ловко играть на их противоречиях, оставаясь истинным, бескорыстным патриотом Сечи – уникальной демократической республики. При нем Сечь ни перед кем не склоняла головы. Не раз Сирко грозила смерть, за свое непослушание царю он даже был сослан в Сибирь и, наконец, узнал, где раки зимуют.

Но Сирко везло, он выбрался даже из Тобольска. Отвагой и хитростью, мечом и пером многие годы он защищал политическую независимость Запорожья, свободу своего народа. И поэтому мог вместе со своим народом заразительно хохотать над очередным посланием кому‑нибудь из своих врагов. В этом смысле Репин, несомненно, историчен: изображая запорожцев, он уловил главное – так хохотать могут только свободные, раскованные (замечательное русское слово!) люди. Закованные в цепи рабы так смеяться не могут…

Хроники и комментарии









Комментариев нет:

Отправить комментарий