Для контрабандистов судоходство всегда было излюбленным способом перевозки запрещенных товаров. Но после пандемии COVID-19, когда многие воздушные и сухопутные границы оказались закрыты, проблема контрабанды на судах, вышла на новый уровень.
Контрабандой на судне может оказаться почти что угодно. Не считая наркотиков, сигарет и оружия, любой товар, по сути, может оказаться контрабандным, если его не задекларировать или подделать. Однако несомненным лидером в незаконном «путешествии» по морским портам мира являются именно наркотики. По данным Международной палаты судоходства, одним из основных методов незаконной перевозки наркотиков по всему миру остается коммерческое судоходство.
Согласно отчету, который опубликовало ведомство в апреле этого года, почти 90% всего кокаина, 45% каннабиса и 30% амфетаминовых стимуляторов, изъятых во всем мире в период с января 2017 года по апрель 2020 года, перевозились торговым флотом.
Данные Управления ООН по наркотикам и преступности демонстрируют, что большая часть кокаина, имеющегося на европейских рынках наркотиков, переправляется в Европу морским путем, в основном — в морских контейнерах, поступающих большей частью в порты Антверпена, Роттердама, Гамбурга и Валенсии.
В отчете за 2020 год УНП ООН отмечает, что сокращение авиасообщения с Европой в связи с пандемией COVID-19, вероятно, приведет к увеличению прямых морских перевозок кокаина из Южной Америки в Европу. А в основном кокаин транспортируют через Мексику в Северную Америку.
Существует даже специальная программа ООН по контролю контейнеров (CCP): она помогает странам, которые стремятся улучшить управление рисками и безопасность цепочки поставок. Недавний отчет ООН показывает, что раскрываемость случаев контрабанды на судах растет с каждым годом. Но значит ли это, что правоохранители по всему миру стали работать лучше и оперативнее? Или просто объемы самой контрабанды стали еще больше?
USM собрал самые крупные операции по предотвращению контрабанды наркотиков в портах мира за первое полугодие 2021 года.
В феврале этого года власти Болгарии сообщили, что конфисковали более 400 кг героина с судна в порту Варна. Ориентировочная стоимость изъятого наркотика — $22 млн. Героин расфасовали в 487 упаковок и спрятали среди катков для асфальта. По версии полиции, наркотики должны были продать в Западной Европе.
В том же месяце в Испании правоохранители обнаружили у северо-западного побережья страны судно, на борту которого находились 3 тонны кокаина. Злоумышленники за 2 часа смогли утопить судно, чтобы скрыть улики. Девять членов экипажа были задержаны Национальной полицией. А полиции все-таки удалось вытащить наркотики из воды и задержать остальных подозреваемых. Членами экипажа судна оказались граждане Грузии и Турции.
Контрабанду можно найти не только на частных или просто небольших грузовых судах, но и на крупных, принадлежащих солидным компаниям. Так, в марте этого года в Австралии конфисковали более 200 кг кокаина с контейнеровоза MSC Joanna. Ориентировочная стоимость наркотика — $70 млн.
Для раскрытия схемы Федеральная полиция Австралии получила разведывательные данные о грузовом судне и совместно с австралийскими пограничниками и разведчиками создала спецоперацию «Пуатье» для перехвата наркотиков и ареста лиц, причастных к контрабанде.
Немного позже MSC (Mediterranean Shipping Company) подтвердила, что понесла значительный финансовый и репутационный ущерб в результате ареста другого своего судна, MSC Gayane, на борту которого в 2019 году нашли почти 20 тонн кокаина ориентировочной стоимостью свыше $1 млрд.
По данным американской прокуратуры, минимум 8 из 20 членов экипажа судна были причастны к наркоторговле. Контрабанда происходила следующим образом: злоумышленники использовали кран для подъема грузовых сетей, заполненных грузом кокаина, а затем спрятали наркотики в контейнерах среди легального груза. Члены экипажа использовали поддельные пломбы, чтобы снова запечатать контейнеры. Всем участникам сговора грозит пожизненное заключение.
В марте власти Канады завершили одну из крупнейших операций по предотвращению контрабанды тонны опиума через порт Ванкувера. Оценочная стоимость наркотика составила $8 млн. Расследование длилось несколько месяцев.
Чтобы узнать конечный пункт прибытия контрабандных наркотиков, правоохранители заменили наркотики на подделку. Злоумышленники забрали контейнеры в порту в феврале и далее транспортировали их на склад в Суррее, Британская Колумбия.
После того, как контейнеры прибыли на склад, пятерых человек задержали на месте происшествия. Шестой мужчина сбежал и избежал задержания.
Наркотики и спорт — понятия несовместимые? А вот австралийский чемпион по гребле на байдарках Натан Баггали считал иначе. В апреле 2020 года он и его брат Дрю были осуждены за попытку переправить на лодке 650 кг кокаина в родную страну.
Австралийские власти обнаружили место, в которое братья должны были прибыть на моторной лодке, чтобы забрать наркотики с другого судна. Правоохранители направили туда группу лодок Королевских ВМС, чтобы перехватить катер. По имеющейся информации, брат спортсмена выбросил кокаин за борт, и судно преследования прекратило погоню, чтобы вытащить груз из воды. Катер водной полиции Квинсленда перехватил лодку братьев, когда те приблизились к берегу.
Исследования показали, что изъятый кокаин был чистым на 76%. Если бы эту партию продали в Австралии, где цены на кокаин — одни из самых высоких в мире, то злоумышленники получили бы около $150 млн прибыли.
Братья Баггали были арестованы, их обвинили в пособничестве или подстрекательстве к ввозу наркотиков для дальнейшего сбыта. Один из участников схемы свидетельствовал в суде против них в обмен на смягчение приговора.
Весной этого года в Испании поочередно задержали два судна с контрабандой наркотических веществ. Среди членов экипажа обоих судов были украинцы. Троих задержали на рыбацком судне Albatros Guard (флаг — Панама). На борту правоохранители обнаружили 18 тонн гашиша. Позднее в Гибралтарском проливе задержали еще одно судно с украинским экипажем. На борту буксира Felsted снова нашли гашиш, на этот раз — 7 тонн.
В мае греческие водолазы обнаружили 47 кг кокаина, спрятанного в корпусе судна под водой. Береговая охрана Греции опубликовала видео изъятия наркотиков, спрятанных под водой за решеткой в корпусе балкера Skyros. Компания-менеджер судна заявила, что является жертвой в этом деле, где судно невольно стало «наркокурьером».
Когда судно прибыло из Бразилии в греческий порт Каламаки, недалеко от Коринфа, его обыскали. Однако ни эксперты Управления по борьбе с наркотиками, ни служебные собаки не смогли обнаружить наркотики на борту.
Пока балкер стоял на якоре, водолазная группа из Подразделения подводных миссий начала подводный осмотр судна. За решеткой всасывающего дренажа водолаз обнаружил водонепроницаемую сумку, в которой уже на берегу инспекторы нашли 38 пластиковых пакетов с кокаином весом почти 47 кг.
В июле ВМС Колумбии совместно с коллегами в Панаме и США изъяли 5,4 тонн кокаина на сумму $185 млн со скоростного катера, задержанного после преследования береговой охраны. Судно осмотрели и обнаружили на нем 81 мешок кокаина, а на берегу среди растительности нашли еще 147 спрятанных мешков с тем же наркотиком.
Тем временем, полиция Коста-Рики изъяла в порту Мойн 4,3 тонны кокаина, произведенного в Колумбии, с торгового судна. Местные власти заявили, что это второй по величине случай с изъятием наркотиков в Центральной Америке и пока что крупнейший в этом году. Партию наркотика перевозили в контейнере с керамической плиткой.
По данным Министерства безопасности Коста-Рики, в 2020 году власти изъяли почти 57 тонн кокаина, что на 56% больше, чем годом ранее. Ранее Коста-Рика была одним из самых стабильных государств Центральной Америки, но частые аресты крупных партий кокаина вызвали у чиновников опасения, что она превратилась в одну из основных транзитных стран для передачи наркотиков.
Контрабанду перевозят, разумеется, ради получения прибыли. Но интересно, когда сами деньги становятся предметом контрабанды. Так, в сентябре прошлого года в США правоохранители изъяли $27 млн наличными в транспортных ящиках на борту небольшого грузового судна в порту Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. Незадекларированная валюта была упакована в вакуумные пакеты, которые находились в спрятанных поддонах с коробками.
Но вернемся к наркотикам. Страны Черноморского региона — одни из лидирующих по объемам перевозимой в портах контрабанды. В частности, недавно USM писал о контрабанде в морских портах Украины. Даже если наркотики провозят через страну транзитом, часть груза остается внутри и распространяется на внутреннем рынке.
Рост объемов контрабанды запрещенных веществ в мире означает не только «разгул» преступных синдикатов или желание отдельных людей подзаработать на схеме, которая может сработать. Это также сигнализирует, что по всему миру с каждым годом растет масштаб употребления наркотиков, а спрос, как все мы знаем, рождает предложение. И это проблема мирового масштаба. Помимо огромного оборота нелегальных товаров и денег, это — заражения инфекциями, смертность, сломанные судьбы наркозависимых и их семей, которые не каждое государство будет спасать и поддерживать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий