На фото российский военный корабль «Сергей Котов», который в марте потопили украинские безэкипажные катера. Российские верфи, на которых строят корабли для военного флота, вопреки санкциям, по-прежнему получают материалы из Европы и США при помощи посредников, сообщает «Би-би-си»
Зеленодольская верфь против которой действуют санкции США и ЕС, среди
прочего строит корабли, которые Россия использует против Украины
Зеленодольская верфь в Татарстане попала под санкции США в марте 2019 года
в связи с «неоправданной атакой на украинские корабли в Керченском проливе» 25
ноября 2018 года, а под санкции ЕС — вскоре после начала полномасштабной войны
в Украине, в марте 2022 года.
Среди военной продукции в онлайн-каталоге завода есть патрульные корабли
проекта 22160 — один из них, «Сергей Котов», в марте потопили украинские
безэкипажные катера.
В Татарстане также построили ракетный катер на воздушной подушке «Самум»,
который был поврежден у берегов Крыма в середине сентября 2023 года.
Второго апреля министр обороны Сергей Шойгу заявил, что до 2025 года
Зеленодольский завод передаст ВМФ пять ракетных кораблей, а пятое судно проекта
22160 («Виктор Великий») скоро спустят на воду.
Зеленодольский завод продолжил закупать оборудование в Евросоюзе через
партнера в Хорватии и после начала полномасштабной войны в Украине
В 2016 году Зеленодольская верфь и хорватская судостроительная компания
Adria Winch создали в России совместное предприятие «Адриа Винч Зеленодольск»
(Adria Winch контролирует 51 процент) в рамках «программы импортозамещения».
Adria Winch также владеет фирмой «Адриа Винч в Москве», которая регулярно
поставляет запчасти для Зеленодольской верфи.
Так, в августе 2022 года «Адриа Винч в Москве», судя по информации в
таможенной базе Import Genius, получила от Adria Winch электрические реле
гидравлической буксировочной лебедки производства французской Schneider
Electric — оборудование отправили на верфь в Зеленодольске.
На верфи также построили буксир проекта NE012, который передали Росгвардии
(под санкциями ЕС с декабря 2022 года). Для этого судна в марте-сентябре 2022
года Adria Winch отправила в Зеленодольск расходники и запчасти для лебедок —
судя по таможенным декларациям, они обошлись почти в 726 тысяч долларов.
По подсчетам «Би-би-си», всего с февраля 2022 по июль 2023 года
предприятия, связанные с Adria Winch или ее «дочками» поставили в Россию товары
на 1,2 миллиона долларов.
Импортные детали через посредников также получает «Северная верфь» в
Санкт-Петербурге
В мае 2022 года Adria Winch отправила «Адриа Винч в Москве» партию
оборудования собственного производства и других европейских компаний, например,
немецкой Spohn & Burkhardt. Согласно таможенным документам Import Genius,
это поставка для проекта 23120 — так обозначены суда тылового обеспечения,
которые строят на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Одно из них, «Всеволод
Бобров», участвовало в боях за остров Змеиный. В том же месяце хорваты
поставили для этого судна еще и финские запчасти.
Последнюю поставку для 23120, которую нашли в таможенных документах
журналисты, оформила компания «Морские пропульсивные системы» из
Санкт-Петербурга — деталь от шведского производителя Jowa (стоимостью 7,5 тысяч
долларов) доставили через Китай.
В Adria Winch подтвердили, что продолжили сотрудничать с российскими
партнерами после того, как они попали под санкции
Президент и акционер Adria Winch Миливой Перузович сказал, что компания
продолжила сотрудничать с Россией после санкций, но перестала поставлять товары
напрямую: «Мы нашли способ осуществлять поставки через третьи страны. Например,
через Турцию, через компании-посредники в Россию. Я также установил связь с
посредниками в Китае, и мы продолжали работу».
Согласно отчетности Adria Winch, в 2022 году Россия была одним из ее
главных клиентов — сумма поставок составила более 700 тысяч евро (21 процент от
общего числа операций Adria Winch).
В декабре 2023 года Adria Winch купила хорватская Global Offshore
Engineering. Местные СМИ писали, что новым владельцем компании стал Матко
Зуанич — ему также принадлежат дочерние предприятия Global Offshore Engineering
в Турции и ОАЭ.
Компании, связанные с российским ВМФ, также закупают товары у латвийской
Marine Systems
На сентябрь 2022 года владельцем Marine Systems значился Игорь Смолин —
позже, согласно данным из латвийского реестра юрлица, собственницей стала
Эвелина Смолина. Игорь Смолин по-прежнему контролирует российскую «Марине
системс» в Санкт-Петербурге — компания закупает судовое оборудование в
Германии, Японии и США. Прибыль фирмы в 2023 году составила рекордные 11
миллионов рублей (против миллиона в 2022 года).
Судя по таможенным документам, латвийская
Marine Systems в 2023 году продолжала поставки в Россию. Хотя в декларациях
указывали, что детали предназначаются для гражданских судов, партнеры у
компании не поменялись (ранее они ввозили запчасти для военных кораблей).
В Россию через посредников поставляют продукцию итальянской компании Melcal
— ее также используют на военных кораблях
По данным Import Genius, в октябре 2022 в Санкт-Петербург из Стамбула
привезли запчасти для вспомогательного судна проекта 20360M. Корабли этого
проекта предназначены для транспортировки и загрузки боеприпасов на подводные
лодки и надводные корабли, которые находятся в открытом море.
В октябрьскую поставку попали детали для судового крана: немецкие фильтры
для масла от Hydac International и итальянские лампы почти на 13 тысяч
долларов. Производитель судового крана —
итальянская компания Melcal.
«Би-би-си» отмечает, что основной заказчик деталей для таких судов —
«Торгово-промышленное объединение “Кронштадт”».
У компании Melcal, судя по информации на сайте, головной офис в Италии, а
также представительства в Германии и Китае, а до недавнего времени — в России.
После начала полномасштабной войны в Украине оборудование Melcal стали
отправлять в Россию через Турцию, Гонконг или Китай. Всего, по данным Import
Genius, с октября 2022 года по июль 2023 года российские компании заплатили
продукцию Melcal 255 тысяч долларов.
«Атомфлот» получает детали для атомных ледоколов через турецкие и китайские
компании
Как сообщает «Би-би-си», поскольку против «Атомфлота», которому принадлежат
российские атомные ледоколы, с мая 2023 года действуют санкции США, запчасти
для судов этого проекта 22220 (атомоходы «Якутия», «Чукотка» и «Ленинград»)
получают из ЕС и США через турецкие и китайские компании.
Судя по таможенным документам, заказчиком чаще всего выступает
санкт-петербургская «Рунитор», которая входит в группу компаний «Морсудснаб»
(поставляет запчасти российскому ВМФ).
Только за июнь—июль 2023 года для «Рунитора» и других заказчиков турецкие
посредники поставили в Санкт-Петербург в рамках проекта 22220 испанские
сигнальные лампы и буксирный комплекс, немецкие и польские детали к системе
пожаротушения, итальянские стеклоочистители — всего на 16,5 миллиона долларов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий