вторник, 31 января 2012 г.

КОМЕДИЯ ОТУПЕНИЯ, или Почему убогие шутки правят бал в развлекательном киножанре



ХОРОШИЙ фильм хочется смотреть снова и снова, а многие современные комедии сложно даже один раз до конца доглядеть. Почти что все изобилуют «юмором ниже пояса». Недавно на одной премьере я — сорокалетняя женщина, далеко не монашеского склада, вынуждена была то и дело отводить глаза от экрана. Ну, противно же. Честное слово. И обидно.
Близость между мужчиной и женщиной не должна служить поводом для создания пошлого сюжета.
Не знаю, как, с каким коммерческим успехом прошел этот «мерзошедерв». Позиционируется он как молодежная комедия. Слушая, как общаются школьники, сидя на лавочке с пивом и сигареткой, думаю: им подобное кино покажется «прикольным». Несмотря на то, что там, как в большинстве современных кинокомедий, нет даже нормальной сюжетной линии. Ее успешно заменяет бред в духе «а-ля Мартиросян» — «типа» смешные миниатюры.
Жаль, что у создателей этих низкопробных киношек слово расходится с делом. На пресс-конференциях эти «умные дяди» говорят правильные вещи. Ратуют за воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и христианской морали. А на самом деле кормят зрителя пошлятиной. Причем утверждают, что это востребованный продукт. И, конечно же, хотят на нем заработать.
Что ж, работа киллера тоже востребована. Доход приносит немалый. Так вот, мне кажется, участие в отупении и опошлении молодежи — тоже киллерство. Только духовное. А что хуже, да подскажет каждому его совесть. Мне, как и многим зрителям, неприятно, когда в создании «пошлятины» и «тупизны» принимают участие мэтры кино. Не мне судить мастеров. Но видеть в «Самом лучшем фильме» Армена Борисовича Джигарханяна было больно. И это честно. Без пафоса. Человек, сыгравший огромное количество по-настоящему хороших ролей. Признанный самым востребованным актером СНГ. Да ему денег и славы хватит на всю оставшуюся жизнь. Еще детям и внукам останется.
В образы «судьи Крикса» в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя», плутоватого Тристана из фильма «Собака на сене» Армен Борисович вкладывал душу. В современных комедиях артист не избежал общей инфекции под названием «халтура». И халтурят почти все. Если раньше двухсерийный фильм снимался в среднем около года, сегодня съемки длятся парочку недель. Какая уж тут работа над ролью. Текст бы успеть выучить. Который, судя по качеству, пишется тоже впопыхах.
Хотя не все современные комедии вызывают «чувство резкой антипатии». К примеру, «Каникулы строгого режима». Не шедевр, но хоть смотреть не противно. Даже смысловая нагрузка в фильме есть. Дмитрий Дюжев, который сыграл в нем одну из главных ролей, сказал мне в интервью: «Я никогда не стану сниматься в картине ни о чем. Бессмысленный, пустой кинопродукт мне не интересен». Может, актер подсказал одну из составляющих успеха хорошей комедии? В ней должен быть смысл. Возможно, поучительный. «Светлые головки» нашей молодежи достаточно пусты. Туда много хорошего продукта поместится. Главное, сделать его интересным, «вкусным». И не надо угождать настояниям «продвинутой» молодежи без комплексов. Искусство должно облагораживать зрителя. Не думаю, что создатели бессмертных комедий, тот же Эльдар Рязанов, относились к зрителю, как к «безликой массе». Не было бы ни «Иронии судьбы», ни «Карнавальной ночи», ни «Служебного романа»...
Когда работают по принципу «пипл схавает — ваяем», душу не выкладывают. А создание шедевра — это ручная работа. И командное творчество. Куда и вкладывает душу не только режиссер, но сценарист, актер, оператор. Поэтому мэтры так бережно относились к тем, с кем заладилось работать. К примеру, Эльдар Рязанов часто снимал Лию Ахиджакову, Виктор Гресь — Альберта Филозова... Молодые режиссеры тоже снимают одних и тех же актеров. Но, увы. Результата пока нет.
Представители среднего и старшего поколения уже соскучились по добрым качественно снятым комедиям. И наверняка зрители порадуют продюсера такого фильма сборами в кассах кинотеатров.
Недавно создатель великолепной картины «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил возродить своих героев. И снял «Возвращение мушкетеров». В ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин, Антон Макарский, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Харатьян. Вроде бы и актеры те же — блистательные, но картина провалилась. На мой взгляд, в ней не было творческого «драйва». Играли как-то ни шатко ни валко. Исполнители главных ролей, и не только, были внутренне «потухшие». Такое бывает, когда вместе собирается компания людей не интересных друг другу. Все пытаются согласно этикету развлекать собеседников. А на самом деле каждый мечтает поскорее уйти домой. В первом же фильме о приключениях бравых мушкетеров актеры работали на подъеме. Они купались в истории. Играли ее «со вкусом». Поэтому зритель по сей день помнит этот фильм.
Недавно Верховная Рада приняла новый закон о кино. Якобы он освобождает кинопроизводителей от налогов. Но многие продюсеры уверяют «ВЕДОМОСТИ»: в законе очень много подводных камней. На поверхности торчат два. Первый — фильм должен быть лишь на украинском языке. А страна у нас, как ни крути, — двуязычная. Второй — в новом законе нет четко выписанных положений относительно освобождения от налогов. А это порождает путаницу и коррупцию. Так что всем любителям хороших комедий, думаю, пока стоит покупать диски. Со старым и добрым кино.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Илья Ноябрев — телеведущий, кинопродюсер и сценарист:
 — Качество современной комедииотвратительно, потому что классики жанра ушли. В силу социальных катаклизмов в 90-е годы произошел колоссальный разрыв между поколениями кинематографистов. Если бы была преемственность поколений, комедийный жанр не деградировал. Да простят меня мэтры. Посмотрите на последние работы Рязанова, Данэлии. Те же «Старые клячи»... Когда-то Олеша говорил: «В период быстрых темпов художник должен работать медленно». А у старых режиссеров уже возраст поджимал, деньги надо было зарабатывать. Вот они и решили идти якобы в актуалку. А попали в вакуум безвременья. Потом пришли новые режиссеры, воспитанные в безавторитетном творческом пространстве. А так нельзя. Молодежь должна по крупинкам собирать знания у великих мастеров. Недавно мне привели в продюсерский центр молодого режиссера. Когда мы начали разговаривать, оказалось, он не слышал о произведении Чехова «Три сестры». Зато восхищается «Шрэком».
Я лично приверженец хорошей литературы. А многие сценаристы пишут на молодежном сленге. Якобы по-другому не поймут. Ничего подобного. У нас есть нормальная молодежь. Ребята читают умные книжки. А словечки — это возрастное.
Оно пройдет. Еще придумали «мульку» — снимаем то, что потребляет зритель. Как-то Юрский сказал: «Моя задача как художника — не убедить зрителя в чем-то. А переубедить его вообще. Не чтил раньше человек родителей. Теперь почитает. Это стало его программной идеологией». Если наше искусство поднимется на такой уровень, тогда и будут хорошие комедии.
ВЗГЛЯД.
Данилец— Моисеенко: «Сделал аншлаг во Дворце «Украина» — получи звание «народного»
— ВО ВРЕМЕНА СССР звание «народный артист» ценилось высоко. Оно приравнивалось к военному — генерал. Давало привилегии на получение квартиры, машины. Пенсия была большая. Сейчас, к сожалению, звание нивелировалось. Если народный артист Украины служит в государственном учреждении, он получает доплату. Какие-то копейки. А еще это звание гарантирует место на Байковом кладбище. И больше ничего. Сегодня 80% народных артистов Украины мало кому известны даже в творческой тусовке. А публика их и вовсе не знает. Это звание нужно давать тому, кто способен собрать полный зрительный зал Дворца «Украина». 
Как-то Ян Табачник говорил: «Если за неделю на твой концерт или спектакль нет свободных мест — ты хороший артист. А если за 15 минут до начала в кассе мне предлагают места на выбор — не рассказывай, какой ты великий артист».
В 1999 году мы на День милиции в прямом эфире показали номер «Парламент». Там фигурировали спикер, несколько народных депутатов. Номер был острый и очень смешной. Показали, как «любят» милицию наши нардепы. Министру внутренних дел Юрию Кравченко наше выступление очень понравилось, а спикеру Верховной Рады Александру Ткаченко — нет. На следующий день он открыл заседание Рады словами: «Все видели по телевизору, как вчера «кролики» глумились над парламентом и надо мной. Предлагаю снять с них звание «народных артистов». Но депутаты его не поддержали.
А через два дня мы на торжественном приеме встретились с Леонидом Даниловичем Кучмой. Тогда — президентом страны. И он нам сказал: «Слышали, как вчера Ткаченко хотел с вас снять звания «народных артистов». Так вот. Не он давал. Не ему снимать». Звание «народный артист Украины» присваивается указом президента. Сначала творческие профессиональные союзы подают прошение в Министерство культуры. Там выносят свой вердикт. И отправляют кандидатуры на утверждение президенту. Снимать звание «народного артиста» никто, кроме главы государства, не имеет права.
По материалам «КВ»

Комментариев нет:

Отправить комментарий