Народный
депутат Украины, руководитель Всеукраинской ассоциации автомобильных
перевозчиков, руководитель рабочей группы Комитета Верховной Рады по вопросам
транспорта и связи Игорь Шкиря дал интервью журналу «Голландский транспорт»
(Nederlands vervoer), в котором рассказал о наиболее актуальных проблемах в
сфере автотранспортных перевозок в канун проведения в Украине чемпионата Европы
по футболу 2012 г.
– Сейчас Украина готовится к Евро-2012.
Насколько ваша страна готова принять миллион болельщиков, которые приедут на
чемпионат Европы по футболу?
– Сказать однозначно, что завтра мы примем и
обеспечим качественными услугами по перевозке миллион человек, наверное,
нельзя. В Украине существуют экономические проблемы – это не секрет для Европы.
Да и сам процесс подготовки к чемпионату резко активизировался только два года
назад после смены власти: началось строительство аэропортов, взлетно-посадочных
полос, новых стадионов, гостиниц, дорог. Например, за прошлый год – впервые с
начала независимости Украины – было построено и капитально отремонтировано
порядка 1 тыс. км дорог. Для примера: в предыдущие годы эта цифра составляла
100-200 км. Инвестиции в дорожную инфраструктуру значительно увеличились, идет
процесс обновления поездов, проводится реконструкция железнодорожных вокзалов.
А вот автотранспортная составляющая претерпела наименьшие качественные
изменения по сравнению с другими инфраструктурными проектами.
– Каковы причины сложившейся ситуации?
– Подавляющее большинство автомобильного
транспорта в Украине принадлежит частному бизнесу. В 90-х годах, после распада
СССР, прошла приватизация автотранспорта. С учетом существовавших в то время
экономических проблем – бедности населения, социального регулирования тарифов
на перевозки и пр. – сфера автомобильных перевозок не имела возможностей для
интенсивного развития. В Украине только в 2000-х годах начали предлагать
банковское кредитование и лизинговые программы. Перевозчики пользовались ними
всего несколько лет – с 2002 по 2007 год, и затем разразился мировой финансовый
кризис. По Украине он ударил намного больнее, чем по Европе. А молодому
украинскому автомобильному и такому же молодому банковскому и лизинговому рынку
кризис нанес катастрофический удар. В результате, ухудшились экономические
показатели работы перевозчиков, в то время как ответственность перед банками и
лизинговыми компаниями осталась. В 2008 году и без того сложная ситуация
усилилась девальвацией гривны, когда за один день произошел резкий скачок курса
– от 5 до 8 грн за доллар. И в этой связи гривневые обязательства всех валютных
заемщиков перед банками и лизинговыми компаниями выросли на 60%. А бизнес при
этом продолжал работать в национальной валюте.
2008-2009 годы были очень тяжелыми для
Украины, и именно поэтому автомобильная отрасль наименее реформирована к Евро.
Тем не менее, мы за очень короткий промежуток времени все же сумели выполнить
базовые требования УЕФА.
– Что государству удалось уже сделать к
Евро в плане автомобильных пассажирских перевозок?
-Государству
удалось решить проблему перевозок в городах, принимающих чемпионат. Например,
были воссозданы коммунальные автопарки для перевозки пассажиров. За счет
средств государственного бюджета на льготных условиях приобретены новые
автобусы и троллейбусы производства Львовского автобусного завода. Но в городах
перевозки осуществляет не только коммунальный транспорт – здесь много
представителей частного бизнеса, доля которых на рынке автомобильных
пассажирских перевозок в Украине составляет 98%.
Следует
учесть, что муниципальный транспорт работает на территории города, при этом не
решает проблему перевозки пассажиров в дальнем сообщении, экскурсионного
обслуживания, чартерных рейсов. Это уже сфера частных автотранспортных
предприятий, которые работают на устаревших автобусах как в техническом, так и
плане комфортности. Сегодня катастрофически не хватает мягких автобусов
туристического класса вместимостью более 45 мест.
Сегодня частные перевозчики поднимают вопрос
обновления автопарка, его увеличения и качественного улучшения. Украинские заводы
пока не имеют возможности производить мягкие автобусы туристического класса: с
конвейеров сходит мизерное количество, а качество оставляет желать лучшего.
Поэтому есть необходимость завозить комфортные автобусы из Европы или Азии. Но
технику нужно не просто купить в Голландии или Германии, ее необходимо еще и
ввезти в страну, уплатив таможенные издержки – 20% НДС и 20% пошлина. То есть
при ввозе того же автобуса, его стоимость автоматически увеличивается на 40%.
В отличие от коммунальных предприятий, частный
транспортный капитал пока не получил государственных преференций в отношении
обновления автопарка. И чтобы как можно быстрее решить эту проблему,
перевозчикам нужны налоговые льготы, возможность оперативного ввоза и
таможенного оформления импортируемой техники.
– А сколько не хватает автобусов?
– На
сегодняшний день пассажиров Евро с трудом перевезти все же можно, но на
автобусах с большим сроком эксплуатации и низким уровнем комфорта. Но не
хотелось бы на таком транспорте встречать болельщиков чемпионата. Мы во
Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) подсчитали: чтобы
качественно принять гостей Евро-2012, не хватает около 1000 мягких автобусов.
Частично решить проблему можно за счет
каботажа, когда иностранные перевозчики оказывают транспортные услуги внутри
другой страны. Эта форма работы достаточно развита в Европейском Союзе, где
перевозчики стран ЕС работают на территории других государств Союза, не
испытывая каких-либо таможенных барьеров. Но работа иностранных компаний в полном
объеме в Украине – это удар по экономике нашей страны (так как основные налоги
от их деятельности будут поступать странам-регистраторам компаний) и особенно –
по отечественным перевозчикам, которые просто лишатся пассажира. Поэтому
каботаж в полном объеме, с нашей точки зрения, не равноценный вариант и будет
работать преимущественно в интересах иностранного перевозчика. Ведь Украина не
входит в состав ЕС. И если украинские перевозчики начали бы активно работать на
рынке, например, Голландии или Франции, то я уверен, местные профсоюзы и
транспортные компании сразу перекроют дороги. Правильно?
–
Ну, в принципе – да.
-
Поэтому мы предлагаем другой путь: мы приглашаем партнеров, в том числе и
европейских, которые готовы предоставить свою технику и совместно с украинскими
компаниями организовать транспортный прием гостей из Европы. Отечественные
транспортные компании готовы рассмотреть подобные предложения.
– А включает ли государство частный
сектор в организацию перевозок на время проведения Евро?
-
Частный бизнес автоматически сам подключился к данному процессу, прежде всего,
через консолидацию с туристическими компаниями. Так, в Украине уже создан союз
туристических компаний, принимающих гостей Евро-2012, – «Туральянс-2012»,
транспортным партнером которого является, например, наша Всеукраинская
ассоциации автоперевозчиков (ВААП)
И
наша ассоциация выступила с инициативой помочь альянсу в транспортном
сопровождении, дать возможность украинским перевозчикам получить прибыль,
приобрести необходимый опыт, и, главное, помочь в предоставлении качественных
услуг иностранным гостям. Чтобы качественно и организовано предоставить
транспортные услуги болельщикам, мы объединяем все имеющиеся автобусные
ресурсы, но, к сожалению, нынешнего парка мягких автобусов туристического
класса пока не хватает. Поэтому мы готовы рассмотреть предложения от
европейских партнеров по совместному использованию их техники на взаимовыгодных
условиях, например, в форме аренды, лизинга и пр.
– Есть ли взаимодействие с государством
в этом вопросе?
–
Сейчас мы вышли на уровень Кабинета министров с инициативой о необходимости
предоставления льгот на импорт автомобильной техники. Но нужно понимать, что
Министерство инфраструктуры, курирующее эти вопросы, в течение последних лет
решало массу первоочередных глобальных вопросов – строительство стадионов,
аэропортов, автодорог, реконструкция железных дорог, вопросы коммунального
транспорта принимающих городов, подготовка персонала для всех вновь созданных
объектов… И к решению нашего вопроса подошли только сейчас. И я рад, что у нас
есть понимание и поддержка со стороны вице-премьер-министра – министра
инфраструктуры Бориса Колесникова, в тандеме с которым мы пытаемся решать
наиболее важные вопросы автоперевозчиков.
– Что значит для Украины проведение
Евро-2012?
–
Во-первых, для Украины это, конечно, возможность показать, что мы европейская
страна. Долгое время Европа считала, что ее география заканчивается в Вене,
потом – в Варшаве, Братиславе и Будапеште, теперь – в Бухаресте. Но мы хотим
сказать: и Киев – Европа, и Минск – Европа, и Москва – Европа. Во-вторых, Евро
– это шанс, который мы частично реализовали, для модернизации страны, развития
экономики, инфраструктуры.
– Пришли ли иностранные инвесторы,
решившие вложить средства в связи с проведением Евро-2012?
–
Массово иностранные инвесторы не пришли, хотя мы их ждали. Не знаю по каким
причинам – политическим или экономическим – но немного иностранных инвесторов
решили вкладывать в украинскую экономику. А когда в 2007 году было принято
решение о том, что Украина и Польша будут принимать Евро-2012, Украина была в
эйфории – мы думали, что европейский бизнес активно пойдет в нашу страну, и
процесс модернизации станет более активным. Но, наверное, Украина недостаточно
рекламировала себя до кризиса, государство не предприняло для этого должных
усилий, а бизнес-ассоциации и бизнес-структуры не имели опыта представления и
лоббирования своих интересов за рубежом. Поэтому бизнес свой шанс не
использовал. Кроме того, свою роль сыграли нестабильная политическая ситуация и
экономический кризис, сотрясавшие Украину в 2008-2009 годах.
– Но сейчас можно говорить о
политической стабильности в стране. Как вы считаете, изменилось ли к вам
отношение Европы?
–
Европа все равно относится к Украине с легким недоверием. Возможно, в чем-то
оно оправдано, но во многом нет. Наверное, большим европейским компаниям нужно
рискнуть и зайти в Украину. Например, транспорт – в этой отрасли есть огромная
ниша. И мы, как транспортная ассоциация, открыты к переговорам с любыми крупными
компаниями, готовыми вкладывать инвестиции в украинскую транспортную отрасль.
Мы готовы их принимать, осуществлять контакты с перевозчиками. В определенной
степени выступать в роли гарантов, которые могут дать рекомендации по тому или
иному виду деятельности. В частности, автобусный бизнес – здесь возможны
проекты, которые могут начать работать до начала Евро. Сейчас это мега-задача,
и нужно ее решить в кратчайшие сроки. В Украине открыты большие возможности для
инвестиций в транспортную отрасль.
Беседовал Джером Розендал (Jerom Rozendaal)
Журнал «Голландский транспорт» (Nederlands
vervoe
Комментариев нет:
Отправить комментарий