четверг, 16 февраля 2012 г.

ИГОРЬ ШКИРЯ: Для транспортного сопровождения Евро-2012 необходимо импортировать до 1000 автобусов туркласса


Народный депутат Украины, руководитель Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков, руководитель рабочей группы Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря дал интервью журналу «Голландский транспорт» (Nederlands vervoer), в котором рассказал о наиболее актуальных проблемах в сфере автотранспортных перевозок в канун проведения в Украине чемпионата Европы по футболу 2012 г.

– Сейчас Украина готовится к Евро-2012. Насколько ваша страна готова принять миллион болельщиков, которые приедут на чемпионат Европы по футболу?
 – Сказать однозначно, что завтра мы примем и обеспечим качественными услугами по перевозке миллион человек, наверное, нельзя. В Украине существуют экономические проблемы – это не секрет для Европы. Да и сам процесс подготовки к чемпионату резко активизировался только два года назад после смены власти: началось строительство аэропортов, взлетно-посадочных полос, новых стадионов, гостиниц, дорог. Например, за прошлый год – впервые с начала независимости Украины – было построено и капитально отремонтировано порядка 1 тыс. км дорог. Для примера: в предыдущие годы эта цифра составляла 100-200 км. Инвестиции в дорожную инфраструктуру значительно увеличились, идет процесс обновления поездов, проводится реконструкция железнодорожных вокзалов. А вот автотранспортная составляющая претерпела наименьшие качественные изменения по сравнению с другими инфраструктурными проектами.
– Каковы причины сложившейся ситуации?
 – Подавляющее большинство автомобильного транспорта в Украине принадлежит частному бизнесу. В 90-х годах, после распада СССР, прошла приватизация автотранспорта. С учетом существовавших в то время экономических проблем – бедности населения, социального регулирования тарифов на перевозки и пр. – сфера автомобильных перевозок не имела возможностей для интенсивного развития. В Украине только в 2000-х годах начали предлагать банковское кредитование и лизинговые программы. Перевозчики пользовались ними всего несколько лет – с 2002 по 2007 год, и затем разразился мировой финансовый кризис. По Украине он ударил намного больнее, чем по Европе. А молодому украинскому автомобильному и такому же молодому банковскому и лизинговому рынку кризис нанес катастрофический удар. В результате, ухудшились экономические показатели работы перевозчиков, в то время как ответственность перед банками и лизинговыми компаниями осталась. В 2008 году и без того сложная ситуация усилилась девальвацией гривны, когда за один день произошел резкий скачок курса – от 5 до 8 грн за доллар. И в этой связи гривневые обязательства всех валютных заемщиков перед банками и лизинговыми компаниями выросли на 60%. А бизнес при этом продолжал работать в национальной валюте.
 2008-2009 годы были очень тяжелыми для Украины, и именно поэтому автомобильная отрасль наименее реформирована к Евро. Тем не менее, мы за очень короткий промежуток времени все же сумели выполнить базовые требования УЕФА.
– Что государству удалось уже сделать к Евро в плане автомобильных пассажирских перевозок?
-Государству удалось решить проблему перевозок в городах, принимающих чемпионат. Например, были воссозданы коммунальные автопарки для перевозки пассажиров. За счет средств государственного бюджета на льготных условиях приобретены новые автобусы и троллейбусы производства Львовского автобусного завода. Но в городах перевозки осуществляет не только коммунальный транспорт – здесь много представителей частного бизнеса, доля которых на рынке автомобильных пассажирских перевозок в Украине составляет 98%.
Следует учесть, что муниципальный транспорт работает на территории города, при этом не решает проблему перевозки пассажиров в дальнем сообщении, экскурсионного обслуживания, чартерных рейсов. Это уже сфера частных автотранспортных предприятий, которые работают на устаревших автобусах как в техническом, так и плане комфортности. Сегодня катастрофически не хватает мягких автобусов туристического класса вместимостью более 45 мест.
 Сегодня частные перевозчики поднимают вопрос обновления автопарка, его увеличения и качественного улучшения. Украинские заводы пока не имеют возможности производить мягкие автобусы туристического класса: с конвейеров сходит мизерное количество, а качество оставляет желать лучшего. Поэтому есть необходимость завозить комфортные автобусы из Европы или Азии. Но технику нужно не просто купить в Голландии или Германии, ее необходимо еще и ввезти в страну, уплатив таможенные издержки – 20% НДС и 20% пошлина. То есть при ввозе того же автобуса, его стоимость автоматически увеличивается на 40%.
 В отличие от коммунальных предприятий, частный транспортный капитал пока не получил государственных преференций в отношении обновления автопарка. И чтобы как можно быстрее решить эту проблему, перевозчикам нужны налоговые льготы, возможность оперативного ввоза и таможенного оформления импортируемой техники.
– А сколько не хватает автобусов?
    На сегодняшний день пассажиров Евро с трудом перевезти все же можно, но на автобусах с большим сроком эксплуатации и низким уровнем комфорта. Но не хотелось бы на таком транспорте встречать болельщиков чемпионата. Мы во Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) подсчитали: чтобы качественно принять гостей Евро-2012, не хватает около 1000 мягких автобусов.
 Частично решить проблему можно за счет каботажа, когда иностранные перевозчики оказывают транспортные услуги внутри другой страны. Эта форма работы достаточно развита в Европейском Союзе, где перевозчики стран ЕС работают на территории других государств Союза, не испытывая каких-либо таможенных барьеров. Но работа иностранных компаний в полном объеме в Украине – это удар по экономике нашей страны (так как основные налоги от их деятельности будут поступать странам-регистраторам компаний) и особенно – по отечественным перевозчикам, которые просто лишатся пассажира. Поэтому каботаж в полном объеме, с нашей точки зрения, не равноценный вариант и будет работать преимущественно в интересах иностранного перевозчика. Ведь Украина не входит в состав ЕС. И если украинские перевозчики начали бы активно работать на рынке, например, Голландии или Франции, то я уверен, местные профсоюзы и транспортные компании сразу перекроют дороги. Правильно?
  Ну, в принципе – да.
- Поэтому мы предлагаем другой путь: мы приглашаем партнеров, в том числе и европейских, которые готовы предоставить свою технику и совместно с украинскими компаниями организовать транспортный прием гостей из Европы. Отечественные транспортные компании готовы рассмотреть подобные предложения.
– А включает ли государство частный сектор в организацию перевозок на время проведения Евро?
- Частный бизнес автоматически сам подключился к данному процессу, прежде всего, через консолидацию с туристическими компаниями. Так, в Украине уже создан союз туристических компаний, принимающих гостей Евро-2012, – «Туральянс-2012», транспортным партнером которого является, например, наша Всеукраинская ассоциации автоперевозчиков (ВААП)
И наша ассоциация выступила с инициативой помочь альянсу в транспортном сопровождении, дать возможность украинским перевозчикам получить прибыль, приобрести необходимый опыт, и, главное, помочь в предоставлении качественных услуг иностранным гостям. Чтобы качественно и организовано предоставить транспортные услуги болельщикам, мы объединяем все имеющиеся автобусные ресурсы, но, к сожалению, нынешнего парка мягких автобусов туристического класса пока не хватает. Поэтому мы готовы рассмотреть предложения от европейских партнеров по совместному использованию их техники на взаимовыгодных условиях, например, в форме аренды, лизинга и пр.
– Есть ли взаимодействие с государством в этом вопросе?
– Сейчас мы вышли на уровень Кабинета министров с инициативой о необходимости предоставления льгот на импорт автомобильной техники. Но нужно понимать, что Министерство инфраструктуры, курирующее эти вопросы, в течение последних лет решало массу первоочередных глобальных вопросов – строительство стадионов, аэропортов, автодорог, реконструкция железных дорог, вопросы коммунального транспорта принимающих городов, подготовка персонала для всех вновь созданных объектов… И к решению нашего вопроса подошли только сейчас. И я рад, что у нас есть понимание и поддержка со стороны вице-премьер-министра – министра инфраструктуры Бориса Колесникова, в тандеме с которым мы пытаемся решать наиболее важные вопросы автоперевозчиков.
– Что значит для Украины проведение Евро-2012?
– Во-первых, для Украины это, конечно, возможность показать, что мы европейская страна. Долгое время Европа считала, что ее география заканчивается в Вене, потом – в Варшаве, Братиславе и Будапеште, теперь – в Бухаресте. Но мы хотим сказать: и Киев – Европа, и Минск – Европа, и Москва – Европа. Во-вторых, Евро – это шанс, который мы частично реализовали, для модернизации страны, развития экономики, инфраструктуры.
– Пришли ли иностранные инвесторы, решившие вложить средства в связи с проведением Евро-2012?
– Массово иностранные инвесторы не пришли, хотя мы их ждали. Не знаю по каким причинам – политическим или экономическим – но немного иностранных инвесторов решили вкладывать в украинскую экономику. А когда в 2007 году было принято решение о том, что Украина и Польша будут принимать Евро-2012, Украина была в эйфории – мы думали, что европейский бизнес активно пойдет в нашу страну, и процесс модернизации станет более активным. Но, наверное, Украина недостаточно рекламировала себя до кризиса, государство не предприняло для этого должных усилий, а бизнес-ассоциации и бизнес-структуры не имели опыта представления и лоббирования своих интересов за рубежом. Поэтому бизнес свой шанс не использовал. Кроме того, свою роль сыграли нестабильная политическая ситуация и экономический кризис, сотрясавшие Украину в 2008-2009 годах.
– Но сейчас можно говорить о политической стабильности в стране. Как вы считаете, изменилось ли к вам отношение Европы?
– Европа все равно относится к Украине с легким недоверием. Возможно, в чем-то оно оправдано, но во многом нет. Наверное, большим европейским компаниям нужно рискнуть и зайти в Украину. Например, транспорт – в этой отрасли есть огромная ниша. И мы, как транспортная ассоциация, открыты к переговорам с любыми крупными компаниями, готовыми вкладывать инвестиции в украинскую транспортную отрасль. Мы готовы их принимать, осуществлять контакты с перевозчиками. В определенной степени выступать в роли гарантов, которые могут дать рекомендации по тому или иному виду деятельности. В частности, автобусный бизнес – здесь возможны проекты, которые могут начать работать до начала Евро. Сейчас это мега-задача, и нужно ее решить в кратчайшие сроки. В Украине открыты большие возможности для инвестиций в транспортную отрасль.
 Евро-2012 – уникальная возможность продемонстрировать миру, что Украина – страна европейского уровня не только по географическому признаку, но и по духу, по уровню комфортности жизни. Но для этого мы должны думать не только о периоде трех недель проведения чемпионата, но и о том, какие условия жизнеобеспечения останутся после столь важного спортивного события. И немаловажный в этой связи вопрос – транспорт какого качества будет обслуживать в дальнейшем украинских пассажиров.

Беседовал Джером Розендал (Jerom Rozendaal)
 Журнал «Голландский транспорт» (Nederlands vervoe

Комментариев нет:

Отправить комментарий