понедельник, 27 декабря 2010 г.

ВРАТАРЬ. Чемпион Кубка Украины по футболу 1952 года Шихрази Фитаев: «Сегодня «Металлург» совсем плохо играет. Теперь туда негров набирают»

В текущем году запорожский клуб «Металлург» отмечал свое 75-летие. Накануне этого события одна из местных газет обратилась к ветеранам областного центра, футбольным болельщикам, с просьбой присылать в редакцию свои воспоминания по истории запорожского футбола. Обращение не осталось безответным. И самой приятной неожиданностью стало письмо 89-летнего запорожца Шихрази Фитаева.
Из письма стало известно, что он в начале 50-х был вратарем в «Металлурге». Причем, именно при нем запорожская команда завоевала первенство и кубок Украины. Известно стало и другое. Оказывается, Шихрази – ветеран Великой Отечественной войны, участвовал в освобождении Запорожья, награжден многими боевыми наградами, в том числе орденом Славы и медалью «За отвагу». Сегодня ветеран ВОВ и запорожского футбола – гость «Хроник»

- Как - то неудобно обращаться к такому почтенному человеку, как Вы, только по имени. А где же отчество?

- По национальности я татарин, у нас это принято. Так что не смущайтесь, называйте меня Шихрази, это мое законное имя, всю жизнь меня так называют. Правда, товарищи по футбольной команде называли меня Сашей. Так они перевели мое имя на русский язык.

- Ну, хорошо. Тогда, пожалуйста, расскажите, как и где начиналась Ваша жизнь.

- Родился я в Крыму, в селе, в 1922 году. Жили бедно. Мать старуха и мы, дети. А поскольку в нашем селе не было семилетней школы, меня отправили в Феодосию, в интернат. Там я и закончил семь классов. После семилетки поступил в Керченский металлургический техникум. Когда началась война, я учился на втором курсе. Когда немцы подходили уже к Крыму, из Москвы пришло распоряжение - эвакуировать студентов техникума на Урал, в Магнитогорск, для продолжения учебы в Магнитогорском металлургическом техникуме.

- И как Вас встретил Магнитогорск? Техникум закончить дали возможность?

- Нет, в Магнитогорском техникуме мы уже не потребовались, нам сказали, устраивайтесь, где кто может. Мы с товарищем устроились на завод, получали там по 600 граммов хлеба. А потом услышали, что требуются добровольцы на фронт. Пошли в военкомат, сказали, что хотим идти на войну. Нас направили в город Миас, в воинскую часть при авиаучилище.

- Так Вы служили в авиационных войсках?


- При авиаучилище - это было временно. Оттуда нас направили в пехотное училище, в город Тюмень. Но проучились мы там недолго. Немец уже был под Сталинградом и из Москвы пришел приказ – направить всех курсантов училища на фронт. Привезли под Харьков. Там дислоцировалась 8-я гвардейская армия Чуйкова. Боевые действия для нас начались под Донецком. Это был сорок второй год, немцы уже отступали.

- Воинское звание у Вас в то время какое было?

- Ну, мы же училище не закончили, приехали на фронт курсантами, то есть, рядовыми. После Донецка пошли с боями на Запорожье. Много потеряли боевых товарищей. Я попал в минометный батальон. Расчет -7 человек. Я был заряжающим, а когда погибали товарищи, приходилось быть наводчиком и т.д. Случалось, что из семи членов расчета после боя оставалось два человека.

- Боевые действия для Вас начались с Донецка. А где закончили войну?

- После Одессы был Первый Белорусский фронт, потом взяли Варшаву и войну закончили в Берлине. Боевыми наградами меня не обходили. У меня орден Славы, медаль «За отвагу» и многие другие боевые награды. Всю войну я был рядовым минометчиком.

- Вы не сказали, когда началось ваше увлечение футболом.

- Ни в детстве, ни в техникуме я футболом не увлекался. Вообще не играл в составе футбольных команд. Неплохо играл в волейбол – это да. И вот закончилась война. Мы – в Германии. Наш командир дивизии, генерал Вагин был большим любителем футбола. Командующий армией Чуйков тоже любил футбол. И генерал Вагин создал в дивизии футбольную команду. Как-то я наблюдал за тренировкой наших футболистов. Меня попросили постоять на воротах. И с тех пор я стал штатным вратарем этой команды. Потом меня оставили на сверхсрочную.

- То есть, у Вас получалось неплохо, потому, наверное, и на сверхсрочную оставили?

- Именно поэтому и оставили. Потом мне и ехать некуда было. Я уже знал, что моих родных из Крыма депортировали, они уже были в Узбекистане. Мой адрес они знали. Я же писал по старому адресу в Крым, и мое письмо вручили сестре, когда их грузили в машину, чтобы депортировать. Их просто выбросили из родных мест, как и сотни тысяч других крымских татар. Половина из них умерла еще в дороге. Это была страшная трагедия нашего народа. В общем, мне ехать было некуда, потому я согласился остаться на сверхсрочную. Два года был вратарем дивизионной команды. Я бы и еще остался в армии, но командующий армией Чуйков сказал, что более двух лет не имеют права оставлять рядовых на сверхсрочную.

- Ваше дело даже до Чуйкова дошло?

- Он был большим любителем футбола, не пропускал ни одного матча с участием нашей команды. А сказал мне об этом командир дивизии, генерал Вагин. Воинская служба для меня закончилась. А куда ехать? В Крым дорога для меня закрыта.

- И Вы выбрали Запорожье?

- У меня был товарищ, тоже футболист, Щербаков, родом из Запорожья. Вот он и подсказал мне: езжай, говорит, в Запорожье, поживешь у моей матери, а там видно будет. Я согласился. Во–первых, другого варианта не было, а, во–вторых, Запорожье совсем близко к моей родине, к Крыму. Это я тоже учел.

- Как попали в «Металлург»?

- Приехал я в Запорожье, к матери Щербакова. Приняли меня хорошо. Устроился на работу. А потом через некоторое время и Щербаков вернулся со службы. Как-то весной пошли мы с ним на стадион «Локомотив». В это время команду «Локомотива» распускали и «Запорожсталь» формировала новую - команду «Металлург». Меня взяли в эту команду вратарем. Вот так и начал я там играть. Это 50- 52-е годы. В 52-м мы выиграли первенство и кубок Украины.

- Кого из футболистов «Металлурга» той поры помните?

- Малкина, капитана команды, помню, Устименко, Тищенко, братьев Кикнадзе.

- Из старой гвардии «металлурговцев» в Запорожье вас осталось двое – Вы и Петр Григорьевич Тищенко. Вы с ним общаетесь?

- А как же! Мы знакомы с ним с 50-х годов, вместе играли. Потом я ушел, а его взяли в киевское «Динамо». Он там несколько лет играл, потом вернулся в Запорожье, работал тренером в «Металлурге». Мы и сейчас с ним перезваниваемся. Он, как и я, участвовал в освобождении Запорожья.

- Я это знаю, мы с ним встречались. Он и о Вас мне говорил. Он, как и Вы, имеет много боевых наград, в том числе медаль «За отвагу». А почему Вы рано ушли из «Металлурга»? Всего три года были там.

- После того, как мы выиграли первенство Украины, начались соревнования на первенство СССР. Это более высокий уровень. Руководство клуба решило омолодить команду. А мне уже было 30 лет. И большую часть состава заменили на молодых.

- Пока Вы были в «Металлурге», с какими известными командами приходилось играть?

- С минским «Динамо» сыграли со счетом 1:0 в нашу пользу. Это когда были игры на кубок СССР. Потом в Москве со «Спартаком» играли. Но там мы проиграли.

- Выиграли первенство Украины и на этом ваша футбольная карьера закончилась? Или еще приходилось дело иметь с футболом?

- Можно сказать и так. После этого работал слесарем на электродном заводе. Выступал на соревнованиях в заводской футбольной команде. Но это уже было на уровне любительском.

- Не сомневаюсь, что футбол Вас интересует и сегодня. За кого болеете?

- Конечно за «Металлург». Только сегодня он совсем плохо играет. На последнем месте. Раньше у нас в команде играли только свои, а сейчас туда негров набирают.

- На новом городском стадионе приходилось бывать?

- Ноги у меня не ходят. А посмотреть очень хотелось бы.

- В «Металлурге» Вас вспоминают хоть иногда?

- После того, как газета написала обо мне в связи с юбилеем клуба, ко мне приезжал директор клуба юных футболистов Ключик с ребятами. Убрали у меня в квартире. Я же живу теперь один, жена и дети уже умерли. Ключик говорил, чтобы я обращался, если что надо. Но мне неудобно самому навязываться.

- Ну, и напрасно. Могли бы позвонить директору школы юных футболистов - уверен, откликнется и в чем-то обязательно поможет. И обязательно напомните ему, чтобы Вас свозили на новый стадион. Вам понравится. Ну, а я Вам, Шихрази, желаю здоровья и терпения.

- Спасибо.

Николай Зубашенко, журналист

Комментариев нет:

Отправить комментарий