понедельник, 7 марта 2011 г.

Запорожский краевед Владимир Шовкун: Будь я мэром, я бы на каждой остановке развесил плакаты с высказываниями Сталина по национальному вопросу


-Чем Вас далеко не коммуниста, а скорее  националиста подкупило сталинское высказывание?
-  Это одна из работ Сталина по национальному вопросу. Сталин пишет о необходимости приоритета национальных культур в союзных республиках. И в первую очередь в развитии национального языка. Он считал:  чиновник, не владеющий, например, украинским языком, не имеет права занимать в Украине пост выше мастера производства. В Украине был введен украинский всеобуч. Все должны были изучать украинскую мову...

Проезжаешь по главной улице Запорожья – Ленинскому проспекту – и создается впечатление, что ты находишься где-то за рубежом, в европейском городе. Так назойливо пестрят в глазах иностранные названия – на магазинах, в витринах, на афишах и т.д. Еще больше усилится у вас такое впечатление, если вы зайдете в один из супер-маркетов, которых в областном центре больше, чем достаточно. Там тоже сплошные иностранные этикетки - японские, австрийские, китайские и прочие.

Смотришь на все это и грустно становится: Неужели у нас нет своего, отечественного? Неужели наши названия типа «Маричка», «Казачий дозор» хуже чужеземных, которые нам непонятны и далеки? Неужели в Украине разучились производить продукцию, которая и по качеству лучше и по цене дешевле? И, наконец, неужели трудно понять, что наводняя Украину иностранщиной, мы рубим сук, на котором сами же и сидим?

Своей точкой зрения на этот счет делится в беседе с нашим корреспондентом хорошо известный запорожцам Владимир Шовкун – краевед, книголюб, большой патриот своего Запорожского края. И вообще человек неординарный по-своему. И хотя его высказывания не всегда совпадают с общепринятыми историческими выводами, бывают нередко достаточно спорными, а порой и крайне ортодоксальными, все равно слушать Шовкуна-рассказчика интересно. Во-первых, потому, что свою речь он щедро пересыпает меткими народными выражениями. Во-вторых, он каждый раз выдает массу любопытных малоизвестных исторических и литературных фактов, которые черпает из первоисточников своей уникальной библиотеки, насчитывающей около 85 тысяч экземпляров книг.

-Владимир Николаевич, как Вы относитесь к тому, что в Запорожье, городе казацкой славы, больше иностранных названий, чем казацких?

-Это настоящая дуристика. А виноват в этом, я считаю, прежде всего Головко – бывший в 90-е годы мэр Запорожья.

-Причем здесь Головко? Это же по всей Украине такое наблюдается.

-Мы говорим с вами о Запорожье. Поэтому еще раз повторяю: виноват в этом прежде всего Головко. Это он давал указания, чтобы все названия, связанные с казачеством, с запорожцами, были вытеснены из города. Он обкладывал обьекты с такими названиями сумасшедшими налогами. Стоит казачий куринь – налог сумасшедший. А если стоит какой-то вайзер-драйзер – никаких налогов. Вот вам и вся причина.

- Может Вы не владеете достоверной информацией по этому вопросу, ваши утверждения, по-моему, безосновательны.

- Это факт. В то время мы организовали общество украинской мовы. Головко был тогда мэром. И все, что было связано с запорожцами, с Хортицей, обкладывалось сумасшедшими налогами. Конечно, по указанию Головко.

- Может, он таким образом хотел скорее привести нас в Европу?

-Я не знаю, куда он хотел нас вести, но он задавил все патриотическое. Если вы приедете в Крым, например, в Севастополь, Судак или Ялту, то обязательно заметите целый ряд моментов, свидетельствующих о том, что когда-то это была греческая земля и что там сложилась греческая культура. Вы увидите там разные рисунки, остатки начертаний греческого алфавита и т.д. У нас же не осталось никаких следов, которые напоминали бы о том, что здесь когда-то жили запорожские казаки. Это все стерто. Осталась Хортица, то есть, то, что нельзя стереть. А все остальное, казацкое, - все стерто, все задавлено.

-Это все стиралось и давилось еще до Головко, в советские времена.

- Ну, нельзя же так делать. На каждом шагу что-то должно напоминать о том, что это казацкий край, что это Украина. А у нас ничего нет.

-Мне кажется, что в последнее время в нашем городе стало больше появляться украинского.

-Ну, если его вообще не было, а теперь что-то есть, то конечно.

- В Запорожье есть ресторан «Пузата хата», филиал киевской фирмы. Таких ресторанов по Украине более 30. Два из них у нас в Запорожье.

- И почему эта хата пузата?

- Украинское название.

- И только?

-Нет, не только. Там все напоминает об Украине – и интерьер, и форма одежды работников ресторана, и их украинская мова, и, конечно же, большой выбор украинских блюд.

- Ну, слава Богу, хоть что-то появилось украинское. В позапрошлом году это подметил и российский поэт Евгений Евтушенко. Он был на Хортице. Заехали мы с ним в музейный комплекс «Запорізьска Січ». Он начал восхищаться: мол, интересно как. А я ему говорю: «Это все халтура. Тут ничего нет соответствующего казацкому быту». А он мне: «Хоть что-то да есть. Раньше и этого здесь не было». Тут я с ним согласен. Наверное, он прав. Правда, все, что там сделано, это совсем не то, что было у казаков. А ведь современная молодежь все это воспринимает за чистую монету, думает, что действительно все так и было.

- То есть, Вы за то, чтобы не искажать историческую правду даже в воспроизведении казацкого быта?

- Конечно, а как же иначе. В результате неправильного описания казацкого быта у многих сложилось мнение, что казак – это пьяница и заядлый курильщик. Казака изображают обязательно с люлькой и чаркой. А между тем казаки не пили. Тогда не было сахара, самогонных аппаратов. Правда, вино и горилка были, но казаки употребляли их только в редких случаях: когда их принимали в казаки и когда они одерживали победу над врагом.

-Ну, тут Вы уж точно неправы. А казак, сидящий на пивной бочке? Это что, вымысел историков?

-На бочке с пивом сидели донские казаки, а не запорожцы. А это не Украина, а Россия. Это был герб донского казачества, да будет Вам известно.

- А я считал, что запорожцы пили не меньше донских казаков.

-Да, это герб Новочеркасска, столицы донского казачества. Казак голый на пивной бочке, но с оружием.

-То, что в России пить умеют по полной программе, это не секрет.

-Сейчас везде умеют пить. Сейчас и в Германии пьют не хуже нас. Кругом пьют. А казаки запорожские не могли пить. На этот счет у них был строгий порядок. А кто его нарушал, строго наказывали.

-Увлечение Европой началось, как известно, еще во времена Петра Первого. Но Петр не только научил пить и курить Россию. Ко всему прочему он научился сам и научил россиян строить корабли. То есть, брал прежде всего технологии.

- Да, Петр Первый построил флот, построил город Петербург. Правда, построил он его на костях народа и прежде всего украинского. Потому что Мазепа поставлял туда самых здоровых мужиков, которые там и загинули.

-В одной из своих басен, критикуя чрезмерное поклонничество перед Западом, Иван Андреевич Крылов писчал о тех, « что с вожделением глядят на заграничные наклейки, а сало русское едят». Скажите, эти крыловские слова применимы к сегодняшнему дню?

- Не совсем. И знаете почему? Потому что у нас сегодня нет своего сала, мы едим польское сало. У нас сегодня не выгодно стало выращивать свиней - нет хлеба, кормить их нечем. Раньше колхозы были, можно было там красть. А сегодня и красть негде.

-Все-таки что нам дала Европа сегодня?

- Она дала торгашам дурные деньги. У нас, как сказал Азаров, четыре с половиной миллиона торгашей. Речь идет не о реализаторах, а о хозяевах-торгашах. Сколько у нас в городе магазинов? Наверное, исчисление их идет на тысячи. В каждом доме по три магазина. И везде есть директор, заместитель директора, секретарь и т.д. А за счет чего это все делается? За наш счет с вами. Нас же дурят, наваривают себе прибыль. Купят за рубль, а прдают за два.

-Что поделаешь – рыночная экономика. Что пользуется спросом, то и продают. Конечно, было бы лучше, если бы вместо магазинов появлялись промышленные объекты, которые производили бы нашу, отечественную продукцию.

-Торгаши фактически грабят нас. А куда им девать деньги? Вы же видите, какие у нас появляются дачи? Раньше члены правительства не могли и мечтать о таких дачах. Может, только у Сталина была такая дача. Так это же Сталин, руководитель большой державы. А сейчас у каждого из них дома не хуже, чем у Сталина. Два-три и более этажей. И машины крутые. И поездки за границу. И обстановка вся. Ездиют за наш счет.

- И часто предлагают товары не лучшего качества, хотя с яркими заграничными наклейками.

-Это уж само собой. Поэтому надо брать в Европе не продукты и шмотки, которые, как правило не отличаются хорошим качеством, а заимствовать современные технологии. Вот у нас твердят на каждом шагу, что у нас богатые черноземы. Да будь они неладные, что они дают? Самый большой урожай с гектара – это 60 центнеров. И это только там, где применяются особые удобрения и прочее. В Голландии же – ни грамма чернозема, а с гектара собирают по 180 центнеров зерна.

- Интересно, что же нам и кто мешает брать за границей эти самые современные технологии?

-Так кто же будет это заимствовать? У нас же дикий капитализм. О народе никто не думает. Все гребут под себя. Вот у нас в городе есть памятник комсомольцам. Советский еще памятник. И на нем написано: «У власти орлиной орлят миллионы и ими гордится страна». А что сегодня можно было бы на нем написать? Думайте сами. Сегодня у нас каждый думает, как бы ограбить, нахвататься и смыться за границу. Все.

-Да, обидно. Двадцать лет уже Украина независимое государство, а живем мы, к сожалению, не так, как надо. Все примериваемся, куда нам двигаться – на запад или на восток. Сколько же можно топтаться на месте?

- Чтобы изменить сознание нашего народа, потребуется лет сорок, не меньше. Вспомните Библию. Сколько лет Моисей водил евреев по пустыне - сорок лет. Пока старые не вымерли и народились новые. Когда Украина стала самостоятельной, у нас же 90 процентов голосовали за это. Даже, кажется, 93 процента. А когда стали выбирать Президента, большинство закричали – только коммуниста. Ну, и избрали Кравчука. Я перед ним преклоняюсь больше, чем перед остальными борцами за самостийность. Да, он сделал Украину независимой. Не Бандера и не Пилсудский. Не Махно. А именно Кравчук. Правда, сделал он это неправильно.

-Как неправильно? Что он сделал не так?

-Независимость надо завоевывать, революцию делать. Кондрат Рылеев писал когда-то: «Ну, где, скажите, когда без жертв была искуплена свобода?» Я с ним согласен. А нам независимость Москва преподнесла на блюдечке. Мы проглотили готовую таблетку. Мы избрали Президентом коммуниста, вместо того, чтобы избрать Черновола.

-Вы думаете было бы по-другому?

-Конечно. Мы жили бы по-человечески. Он сумел бы сделать все необходимое для Украины. А Кравчук пошел по инерции, по набитому пути.

-Кравчук был недолго, вскорее его сменил Кучма. Но и он, на мой взгляд, не осчастливил Украину своим президенством.

-Ну, дожили мы до Кучмы. Решили: нет, Кравчук это не тот коммунист, давай изберем другого. Избрали директора завода, тоже коммуниста. Ну, и что это дало? Да, ничего. Давай нового. Взяли нашего, слава Богу, - Ющенко. А почему его взяли? Потому что он проживал в приграничных местах с Россией. Руководствовались одним – лишь бы не западенца. Бандера! Бандера! Да при Бандере мы жили бы припеваючи. Избрали на свою голову Ющенко. Видишь ли у него пятеро детей. А самая лучшая машина в Европе – у его сына. Весь бюджет страны там. Как же – пятеро детей.

-Ющенко уже пройденный этап. Теперь у нас новый Президент.

-Да, избрали Януковича. А он ничего не сделает без кивка России. И еще думали, что русский язык будет вторым государственным. Ну, а зачем он нам? Это же погибель украинскому языку. Зачем два языка в одной державе?

- Все украинские президенты ориентируют нас на Европу. Но все подряд брать у Европы, вы сказали, не стоит. Так что же все-таки брать и что не брать?

-Надо брать технологии, я уже об этом говорил. И брать то, чего у нас нет. Что наши атомщики глупее, чем заграничные? Вряд ли.

- А барахло старое, или как его называют сэкенхенд, нам это надо?

-Вы знаете, это неплохая вещь. Но это нажива для кое-кого. Если бы эта помощь распродавалась, это было бы правильно. Ну, а сейчас в любой день я прихожу на городскую свалку, что на Бабурке, и могу там одеться с ног до головы. Машинами привозят. Фактически два раза в неделю привозят туда сэкенхенд.

-А зачем? Что, спроса нет или качество не соответствует?

-Не распродали, вот и везут. У нас целый месяц на свалку привозили машину пива. Срок прошел и его везут туда. Но неужели нельзя было пустить его по гривне?

-А вдруг кто-то отравится?

-Такого не было, чтобы пивом травились. Просто цены не хотят снижать, это не в их интересах. И целый месяц ежедневно туда привоззили машину пива.

-Сэкенхенд нам пока нужен. Что еще?

-Если разобраться, в Европе нам брать нечего. Брать их продукцию – она хуже нашей. Сегодня вся дрянь идет к нам. Как в интернет, куда сливают все помои. А то, что нужно, там не найдешь. Вот у меня имеется 13 томов Сталина. Я считал, что это его полное издание. И вдруг узнаю, что в Твери вышло, якобы, 21 томное издание. Стал искать в интернете, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но, конечно, ничего не нашел. Попробовал звонить в коммунистические партии Запорожья. Их, оказывается, аж четыре у нас в городе. Разумеется, с разными названиями. И вы думаете мне там помогли? Они вообще о работах Сталина представления не имеют.

-Двадцать лет назад поляки жили хуже нас. Сегодня мы уже им завидуем. А сами мы что, не можем изменить нашу жизнь к лучшему?

-Можем. Но для этого нужна революция. Надо нам сделать в стране такой порядок, как в Швеции. Там, если человек получает тысячу крон, то восемьсот он отдает державе. Ему остается двести крон. Если он получает пятьсот крон, то государству он платит только двадцать. Там, чем выше оклад, тем выше налог.

-Когда-нибудь, может, и у нас так будет? Законы –то у нас вроде бы неплохие, вот только они не работают так, как в Швеции. Но тут, наверное, наша демократия мешает. Некоторые ее воспринимают как вседозволенность. Что, по-вашему, надо сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

-Надо установить смертную казнь. Если она будет, красть в таком масштабе перестанут. Воровство станет исключением, будут бояться. Не будут убивать, насиловать и т.д. А так что, убил кого-то депутат, его оправдывают или в худшем случае штрафуют. Все. Суд дает убийце максимально 15 лет. Так почему меня должно судить государство, а не мать с отцом? Люди должны судить тех, кто совершил тяжкое преступление.

-Но это же будет самосуд. А как быть тогда с демократией?

- Демократия переводится, по-моему, с греческого, как народовластие. А народ – это мы с вами.

- Мы выбираем депутатов. Они – то и представляют нас с вами в государственных органах.

-Плохо они представляют там народ. Я вообще за то, чтобы у нас был изменен избирательный ценз. До чего мы дошли – у нас голосуют зэки. А ведь в Конституции написано, что человек имеет право избирать и быть избранным. Раз зэк голосует, то, значит, он может быть и избран. Так получается. Так было с Гитлером. Когда его избрали Президентом, он сидел в австрийской тюрьме.

-Владимир Николаевич, как вернуть молодежь в читальные залы, в библиотеки. Чтобы они читали Пушкина, Шевченко и других классиков?

- Для этого надо сделать так, чтобы электроэнергия была на вес золота. Чтобы не могли они шарить по интернету. И телевизоры надо ликвидировать.

-Ну, это Вы уж слишком хватили. Современную цивилизацию без телевизора и компьютерпредставить просто невозможно. Но я с Вами согласен, что-то делать надо, чтобы молодежь повернулась лицом к классикам мировой художественной литературы, а не шарила в интернете, довольствуясь окололитературными сплетнями.

-Погибло все. Погиб оперный театр. На кой черт мне театр, если можно кино посмотреть. Правда, сегодня в кино не каждый может пойти – дорого.

-Это же все духовно обедняет человека.

-Человек дичает. Даже наши ученые-гуманитарии не знают толком своего алфавита. Ссылаясь на источники старины, искажают смысл текста. А потом дерут друг у друга и такм образом тиражируют языковые ошибки в своих научных работах. Печальная картина и в нашем образовании. Попридумывали звания = бакалавр, магистр, а знания у них на уровне седьмого класса. И, как я уже сказал, нам нужно пересмотреть возрастной ценз.

- В какую сторону и каким образом?

-Ну, вот смотрите: по правилам водку в магазине могут продавать только тем, кому исполнился 21 год. А в советское время можно было 18-летних посылать в Афганистан. Теперь скажите, пожалуйста, чем 15-летний подросток отличается от 75-летнего старика, который имеет право голоса, участвует в выборах? Я считаю –ничем.

-Ну, Вы даете! Выходит, мы с вами скоро станем неадекватными избирателями?

-Да, мы уже не те. Нам с этой властью, которую мы избираем, может, уже жить не придется.

-Как раз этот возрастной контингент и идет на выборы. А молодежь их просто нередко игнорирует.

-В том-то и дело. То есть, в основном выбирают старики. Но не жить же мне с новым правительством еще 10 лет, может, я завтра дуба дам. Для молодежи надо выбирать новую власть, для тех людей, которые будут жить при ней. Нам-то один черт уже. Надо ограничить избирательный ценз до 60 лет. Пошел на пенсию – будь здоров, ты свое отголосовал.

-Владимир Николаевич, если бы Вы были мэром нашего города, какое бы распоряжение в первую очередь Вы издали?

-Я бы распорядился, чтобы плакаты с высказыванием товарища Сталина по национальной политике были развешаны на всех остановках общественного транспорта города.

-Чем же Вас далеко не коммуниста, а скорее даже националиста подкупило сталинское высказывание. В чем его суть?

- Я дам его Вам прочитать. Это одна из работ Сталина по национальному вопросу. А работы Сталина у меня есть и на русском, и на украинском языке. А если коротко, то суть этого высказывания вот в чем. Сталин пишет о необходимости приоритета национальных культур в союзных республиках. Этому вопросу он придавал большое значение. И в первую очередь в развитии национального языка. Он считал, что ни один чиновник, не владеющий, например, украинским языком, не имеет права занимать в Украине пост выше мастера производсва. В Украине был введен украинский всеобуч. Все должны были изучать украинскую мову.

- Что, и так было не только на словах?

-Это было постоянным жестким требованием как со стороны Сталина, так и со стороны Ленина. Такой порядок действовал с 23 по 30-й год. А всеобуч действовал до смерти Сталина. А потом уже наши украинские руководители, в угоду Кремлю, стали заниматься русификацией Украины.

-Мы ругаем молодежь за то, что она такая-сякая, не интересуется классикой и т.д. А может, надо с верхов начинать?

- Безусловно. Рыба же воняет с головы, а чистят ее с хвоста. А голову, к сожалению, не трогают. В этом и заключается наша главная беда. Никак мы не можем найти свежую голову для Украины.

Николай Зубашенко, журналист.

На фото Валерия Полюшко: Владимир Шовкун (слева) и автор.  

"Журналист. Интервью-газета"















Комментариев нет:

Отправить комментарий