понедельник, 25 апреля 2011 г.

АКТЕР. Сергей Астахов: «Я ничего не пробивал, никого не бил и вообще никому ничего плохого не делал…»




Едва закончив работу над двумя фильмами – "Королев" и "Одна любовь на миллион", - он уже снимается еще в трех картинах. В свободный от съемок день тоже отдохнуть не получается: сегодня я уже вторая журналистка, берущая у Астахова интервью. Но даже усталость не может приглушить невероятное обаяние моего собеседника. С Сергеем очень легко общаться, и мы обсудили самые разные темы – его фильмы, жизнь на Дальнем Востоке, где он провел детство, и секреты счастливой семейной жизни. 
 -Как вы считаете, почему режиссер Юрий Кара именно вас выбрал на главную роль в фильме "Королев"?
- Это вопрос к нему, я не знаю.
- Какие сцены вы играли на кинопробах?

-Меня утвердили без проб.
- Вы рассказывали, что в первый день съемок, перед началом работы, Юрий Кара звонил Алексею Леонову. Какую сцену снимали в тот день?
- Одну из последних – когда Королев приходит в порт и требует, чтобы его взяли на пароход.
- Над этой лентой работали сотни людей, даже модель ракеты конструировали в РКК "Энергия" имени Королева, но повествует картина о жизни вашего героя. Вы волновались, выходя на съемочную площадку?
- Конечно, волновался! Было бы странно, если бы я оставался абсолютно спокоен!
- Как вы справлялись с волнением? Как себя настраивали перед съемками?
- Чем больше я думал о том, что мне нужно сделать, тем меньше было волнения. Старался по-настоящему запускать ракеты, верить в происходящее и забыть о том, что это фильм. Вот чертежи, вот ракеты, вот ГУЛАГ, вот зима… Хотел прожить все это как свою жизнь…
-С чего началась ваша работа над ролью? Какие черты характера Королева стали для вас отправной точкой в создании этого образа на экране?
-Глубокая вера в то, что создаваемое тобой – это и есть истина, и убежденность в своей правоте…

- Очень хорошая актриса, игравшая королеву, во время съемок однажды рявкнула на своего партнера, звезду российского театра и кино, который попытался ей что-то объяснить: "А ну молчать! Я императрица и лучше знаю, как надо играть!" И логика в таком поведении есть: королева должна верить, что никто не смеет ей противоречить. С вами на съемках происходило нечто подобное?
- Нет, мне было бы неловко строить людей, с которыми вместе работаешь на съемочной площадке, и напоминать им, что я здесь играю главную роль. Так что командовал я только на экране, а вне кадра в основном смотрел, вслушивался и учился…
- Королев – гениальный ученый и конструктор. Готовясь к съемкам, вы знакомились хотя бы в общих чертах с отраслями науки, которым он посвятил свою жизнь?
- Разумеется, когда у меня было свободное время, я читал научные книги и мемуары современников Королева. Но времени оставалось мало, потому что съемки начались через три дня после того, как я узнал, что будет такой фильм… Но по ходу работы я что-то узнавал, что-то спрашивал, читал, смотрел, слушал… и открыл для себя много интересного.
- Освоению премудростей ракетостроения как-то помогла ваша недолгая учеба в Авиационном институте? Все-таки сходный профиль…
-Абсолютно никак. Институт ничем мне не помог в создании образа, который я должен был воплотить на экране. Я опирался на свой жизненный опыт: пытался трансформировать собственные чувства, мечты, удачи и неудачи в те, что выпали на долю Сергея Павловича Королева…
- Королев не только гениальный ученый и конструктор, но и столь же великий организатор, способный сплотить в команду самых разных, порой несовместимых людей…
- Да, это одна из важнейших черт характера Сергея Павловича, о ней говорили все, кто знал его лично. Мы стремились воплотить ее на экране.
- И спаянность, дружеское тепло, взаимная поддержка созданных Королевым команд чувствуются даже в зрительном зале. Как этого добивались во время съемок?
- (Улыбается.) Обычно если я чего-то очень сильно хочу, то буду добиваться этого всеми возможными способами. А люди, которые работали на съемочной площадке, стремились к той же цели, что и я, поэтому они меня понимали, поддерживали, входили в положение, а иногда и просто слушались…
- Важное место в фильме занимают тюремные и лагерные сцены, и они получились очень достоверными. Как вы к ним готовились?
-Это все актерское воображение. Ничего страшного здесь нет. Конечно, намного комфортнее загорать у бассейна, чем ходить по снегам. Но если роль требует идти – значит, нужно идти…
- И как вы себя на это настраивали?
- А как вы себя настраиваете, когда нужно в тридцатиградусный мороз идти на работу?! Я действовал примерно так же.
- Сколько времени снимался эпизод конвейера – длившийся трое суток допрос Сергея Королева в НКВД?
- Два дня.
- В этой сцене усталость вашего героя идет по нарастающей. Как вы приводили себя в нужное состояние?
- Для этого существует система Станиславского, в которой все подробно прописано. Вот вы в жизни когда-нибудь уставали? Сначала стояли, опираясь на одну ногу, потом – на другую… Обычная память совершённых действий.
- Марс снимали в Таджикистане, а где снимали концлагерь и это фантастически красивое зеленое море?
- Море снимали в Крыму ранней весной, а лагерь специально для фильма построили в Подмосковье.
- Вы родились в Воронежской области, но вскоре вашего отца-офицера перевели служить на Сахалин, и вы много лет прожили там. Жизнь на Сахалине сильно отличается от жизни на материке?
- Радикально! Вообще-то, мы жили на материке, в Хабаровском крае, в городке Ванино, но жизнь там и в самом деле совсем другая. Люди, отношения между людьми, природа, воздух – все иное!
- Какие же там отношения между людьми?
- В крупных мегаполисах людьми движет желание удержаться в этом мегаполисе, сохранить свое положение и упрочить его. А в маленьких городках, таких, как Ванино, люди занимались серьезным делом - защищали Родину и верили, что это важно. Во всяком случае, когда я там жил, было именно так… Люди по-настоящему помогали друг другу, радовались чужим радостям, сочувствовали неудачам и не переживали из-за всякой ерунды…
- Когда вам приходится играть офицеров и вообще служивых людей, вам помогает то, что вы видели в детстве? Ваш отец ведь долгие годы служил офицером…
- Напрямую – нет, но подсознательно - помогает, так как я своими глазами видел жизнь в военных городках и знаю, что такое дисциплина. Сейчас все иначе, а раньше люди жили по правилам, нарушать которые было… не принято. Люди верили, что живут не зря… То время мне очень нравится, хотя и в современном мире, конечно же, есть много хорошего.
- В детстве вы были тихоней или хулиганом?
- Скорее всего, хулиганом. Я, конечно, не привлекался и не участвовал, но мог позволить себе разные шалости, а однажды даже пытался поджечь школу... случайно, естественно…
- Почему же вы решили стать актером?
- Это был неосознанный поступок, объяснения которому я не нашел до сих пор. Не знаю, не помню… честно… Вы же помните не все, что случилось с вами в восемнадцать лет, и почему вы пошли на север, а не на юг?
- Вы окончили театральное училище в Воронеже и некоторое время работали в театрах этого города. Эта работа чему-то научила вас как актера?
- Да, я играл в хороших пьесах, работал с прекрасными режиссерами. Это стало для меня серьезной школой актерского мастерства.
- Сколько времени вы пробивались на экран?
- Мне не нравится слово "пробиваться". Я ничего не пробивал, никого не бил и вообще никому ничего плохого не делал. Я честно работал и продолжаю это делать и сейчас. А то, что в последнее время меня снимают чаще, чем раньше, - это вознаграждение за мой труд, не более того. Я по-прежнему хожу на кастинги, и меня утверждают или не утверждают на роли…
- Не возникало желания все бросить и вернуться в Воронеж, а то и профессию сменить?
- Такое желание у меня периодически и сейчас возникает – все бросить и уехать куда-нибудь подальше от Москвы… Вы считаете, мне так приятно каждый день доказывать свою состоятельность, если я уже давно прекрасно знаю, что я – абсолютно состоявшийся человек?!
- В комедии "Есть идея!" вы снимались вместе с Евгением Мироновым, который в то время уже был очень большой звездой. Как вам с ним работалось?
- Со всеми большими актерами работается очень хорошо. Это серьезные, глубокие, интересные люди. С ними легко работать и приятно общаться и на экране, и в жизни.
- Если верить американской комедии "Тутси", долгоиограющие сериалы снимаются очень суматошно. То сценарий на ходу меняется, то пленку засветят и экстренно переснимают серию, сразу выпуская ее в прямой эфир, а актеры при этом не успевают учить текст и несут отсебятину… Российские сериалы снимаются так же нервно?
- Не столько нервно, сколько нудно, монотонно и не очень интересно. Чтобы каждый год сниматься в стосерийном сериале, нужно быть очень выносливым человеком и уметь четко распределять свои силы.
- Какая ваша любимая марка автомобиля?
- Это как у Гоголя: если бы нос Ивана Ивановича приставить к бакенбардам Бенедикта Бенедиктовича… Так что любимой марки у меня нет, разные автомобили хороши по-своему. И мне еще не попадался автомобиль, в котором бы сочеталось все, чего я хотел. Спортивность и комфорт – две вещи несовместные…
- Вы очень много работаете, а такой образ жизни не идет на благо здоровью. Как поддерживаете себя в форме?
- Очень просто. Когда есть хоть малейшая возможность - сплю в перерывах между съемками. А в выходные дни хожу в лес, думаю о жизни, отдыхаю… Иногда отправляюсь по магазинам и с глупым выражением на лице рассматриваю все продаваемые товары, от радиодеталей до обуви.
- В театр возвращаться не планируете?
- Планирую, и предложения есть, но пока ищу хороший материал. С одной стороны, он должен быть кассовым, с другой - серьезным и интересным. Мне хотелось бы отделить свою сериальную жизнь от того, что я намерен делать впредь…
Светлана Степнова

Комментариев нет:

Отправить комментарий