среда, 6 июля 2011 г.

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА Вячеслав Сученко: «Мы можем констатировать снижение общего количества насильственных преступлений в армии»

Если военные прокуроры России бьют тревогу, заявляя о росте неуставных отношений, то в Украине ситуация совсем иная. Таких преступлений стало меньше, как и тяжких последствий, к которым могут привести проявления «дедовщины». Об этом в эксклюзивном интервью МАИР сообщил первый заместитель военного прокурора Центрального региона Украины Вячеслав Сученко.
Он также рассказал о том, куда исчезают медицинские вакцины, предназначенные для солдат, чем закончилась проверка в Главном военном госпитале Минобороны, и будет ли возбуждено уголовное дела в отношении экс-министра обороны Анатолия Гриценко.

- Вячеслав Владимирович, начался весенний призыв в армию. И родители, отправляя своего сына служить, волнуются, чтобы он вернулся оттуда живым и здоровым. Тем более, что в прошлом году военными прокурорами неоднократно озвучивалась информация о фактах «дедовщины». Изменилась ли ситуация в этом году? С Вашей точки зрения, насколько безопасна сегодняшняя армия для самих солдат?

- Сразу отмечу, что вопросы обеспечения безопасных условий военной службы и предупреждения насильственных преступлений среди военнослужащих являются одним из приоритетов в работе военной прокуратуры Центрального региона Украины. Действительно, в прошлом году прокурорские проверки выявили значительное количество насильственных преступлений в армейской среде и пострадавших от них лиц. По каждому такому факту мы принципиально реагировали. Прокурорами возбуждались уголовные дела (возбуждено 57 уголовных дел, в 2009 г. – 54), вносились представления командованию соответствующих воинских формирований для устранения причин и условий преступлений.

Сейчас проводится плановая проверка по всем направлениям, которые непосредственно касаются здоровья военнослужащих. Ведь солдаты живут в условиях режимных ограничений. Соответственно, для них должны быть созданы нормальные условия для питания, проживания и т.д. Но в первую очередь, когда речь идет о здоровье, прокуроры реагируют на факты насилия по отношению к военнослужащим. Ни одно виновное лицо не должно уйти от ответственности. За первый квартал 2011 года в Центральном регионе Украины прокуратурой возбуждено 15 уголовных дел о неуставных взаимоотношениях и применении насилия к подчиненным. К дисциплинарной ответственности привлечено 179 должностных лиц. Благодаря работе, проведенной в прошлом году, мы можем констатировать снижение общего количества подобных преступлений.

В нынешнем году мы продолжаем системную работу по противодействию насильственным преступлениям и, в первую очередь, неуставным проявлениям в воинских коллективах. Надеюсь, в этом году активизирует свою работу и Военная Служба правопорядка Вооруженных сил Украины, которая далеко не в полной мере реализуют свои полномочия органа дознания.

- Что заставляет молодых парней калечить друг друга?

- Буквально на днях возбудили уголовное дело в отношении военнослужащего, который решил показать свое превосходство над сослуживцем и ударил его несколько раз в грудь и лицо, нанеся легкие телесные повреждения. Ему не понравилось, как подали команду офицеру, который заходил в расположение подразделения. Потерпевший стоял дневальным, он подал команду, но старослужащему показалось, что она прозвучала тихо. Вот он и решил его «повоспитывать».

Чтобы этого не случалось, мы оперативно реагируем на все случаи проявления неуставных взаимоотношений. Эффект от этого есть. Уменьшается не только количество таких правонарушений, но и последствия от них становятся менее тяжкими. В прошлом году у нас был один тяжкий случай, когда после нанесения удара солдату пришлось удалить селезенку. Виновный – военнослужащий учебного центра Сухопутных войск - приговорен к двум годам содержания в дисциплинарном батальоне. В этом году преступлений с такими тяжкими последствиями нет.

- Но было несколько случаев самоубийств, о которых сообщали СМИ. Что послужило их причиной? Родители одного из военнослужащих, который погиб в Харькове, заявляли, что не верят в его самоубийство.

- К сожалению, самоубийства в армии еще имеют место. Что касается трагической ситуации, произошедшей в воинский части Внутренних Войск МВД Украины, то были проведены все необходимые в таких ситуациях экспертизы и проверки. Было установлено, что солдат сам повесился на поясном ремне. По выводам экспертов, отрыв от родного дома, привычных отношений с родственниками, особенно с матерью, оказался психотравмирующим фактором. На этой почве у него развились депрессивные расстройства, не имевшие демонстративного характера. Поэтому его молчаливость и замкнутость ни сослуживцы, ни офицеры не смогли расценить, как признак болезни. Тем более, что даже в таком состоянии он оставался дисциплинированным и исполнительным солдатом.

В моей практике был похожий случай. Служил себе парень спокойно, его никто не трогал, а потом он взял и повесился без видимых причин. Оказалось, что он очень сильно тосковал по дому. Я беседовал с его матерью, она рассказывала, что он был замкнутым человеком, чутко реагировал на многие вещи. Мог в грозовую ночь убежать в лес. И в этом находил какое-то удовольствие. К сожалению, не всегда удается увидеть то критическое состояние, за которым последует необратимое.

В ином случае, который зафиксирован в этом году в воинской части, дислоцируемой в Белой Церкви, военнослужащий контрактной службы заступил в караул и застрелился. Причиной самоубийства стала ссора с любимой девушкой.

- В воинской части «Десна» солдат умер от менингита. Неужели нельзя было оказать вовремя медицинскую помощь и спасти парня? Прокуратура проводила проверку по данному факту?

- В ходе проверки выяснилось, что в этом случае была оказана вся необходимая помощь. Немедленно из клинического госпиталя Министерства обороны выехала бригада, были квалифицированно проведены все реанимационные мероприятия, но солдат «сгорел» буквально за два дня. Поэтому оснований для возбуждения уголовного дела нет.

- Есть ли случаи, когда военные врачи проявили халатное отношение к больному?

- Имел место всего один факт неоказания медицинской помощи, и тоже в Черниговской области. В Козелецком районе человек попал в ДТП. А поскольку ближайшим медицинским учреждением оказался военный госпиталь, пострадавшего привезли именно туда. Но врач, подполковник медицинской службы, лишь наложил пострадавшему на ногу шину и отправил в гражданскую больницу. При этом не стал проверять, есть ли иные травмы, внутренние кровотечения, не сделал никаких анализов. К сожалению, человек умер в районной больнице. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила вследствие закрытой тупой травмы живота. Человека можно было спасти – если бы военный врач предоставил нормальную медицинскую помощь. По этому факту было возбуждено уголовное дело, и оно уже направлено в суд.

- Вячеслав Владимирович, в ходе прокурорских проверок выявлялись факты, когда лекарства или вакцины, предназначенные солдатам, пускались медиками «налево»?

- Нами расследуется уголовное дело, когда начальник медицинского пункта одной из воинских частей, получив вакцины, около 150 из них списал по документам, но никому из военнослужащих их не ввел. Имея такой факт, мы решили провести широкомасштабные проверки и в остальных воинских частях Центрального региона.

- В ноябре прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту отравления 96 курсантов Харьковского университета Воздушных Сил. Закончено ли расследование? Кто будет привлечен к ответственности?

- Действительно, военной прокуратурой Харьковского гарнизона было возбуждено уголовное дело по факту массовой вспышки кишечной инфекции у курсантов ХУВС по ч.1 ст.367 Уголовного Кодекса Украины (служебная халатность). Расследованием было установлено, что нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства допустили работники ООО «Ивала», и для дальнейшего расследования дело было передано в прокуратуру Харьковской области.

- С Вашей точки зрения, почему это произошло? Были ли случаи массового отравления военнослужащих или курсантов до появления на военном рынке этих услуг коммерческих фирм?

- Когда раньше готовили в армии сами, без привлечения посредников, таких фактов массового отравления практически не было. Продукты централизовано закупались и со складов поставлялись в воинские части. Были школы младших специалистов, где специально готовили армейских поваров. Я помню, когда сам еще был дежурным по столовой, там был очень жесткий контроль за каждой крошкой хлеба, за каждым кусочком мяса.

Если бы пищу по-прежнему готовили военные, за ними военная прокуратура могла бы осуществлять более оперативный надзор. Но за посредниками, которые сейчас обеспечивают поставки продуктов и приготовление еды, надзирают территориальные, гражданские прокуратуры. Поэтому нами предпринят ряд мер для усиления координации по этому вопросу.

-Недавно Контрольно-ревизионное управление в Киеве заявило о многомиллионных бюджетных нарушениях в «Главном военном клиническом госпитале». Материалы проверки были переданы военную прокуратуру Центрального региона. Возбуждено ли уголовное дело?

- Ни о каких многомиллионных убытках для государства речь не идет. В ходе прокурорской проверки были выявлены определенные нарушения бюджетной дисциплины, однако было установлено, что 250 тыс. грн. из резервного фонда в полном объеме были использованы для закупки лекарств для военнослужащих. Поэтому в возбуждении уголовного дела нами было отказано на основании п.2 ст.6 УПК – отсутствие состава преступления. Однако за нарушение бюджетной дисциплины два заместителя начальника Госпиталя привлечены к дисциплинарной ответственности.

- Глава государства Виктор Янукович одной из первоочередных задач перед правоохранительными органами ставит борьбу с преступлениями в земельной сфере. Важность выявления таких фактов и возвращение государству земель Минобороны, которые в последние годы были распроданы коммерческим структурам, подчеркивал и Генеральный прокурор Виктор Пшонка. Какая работа в этом направлении проводится военной прокуратурой Центрального региона?

- Военными прокурорами Центрального региона Украины принимаются системные меры для обеспечения законности в сфере использования земель Министерства обороны. В 2010 году прокурорами был заявлен 51 иск. По результатам рассмотрения исков возвращено 208 гектаров земли. В этом году заявлено 29 исков по землям площадью 797,46 гектара, из которых удовлетворен 21 иск и отменено решение органов местной власти о незаконном изъятии земель Минобороны площадью 360,86 га.

- Неоднократно озвучивались факты незаконной продажи военных городков. Зачем такое специфическое имущество понадобилось коммерческим предприятиям?

- В тех случаях, когда продавались военные городки, самым привлекательным на самом деле было не имущество, а земля. Заключался инвестиционный договор, под который Министерство обороны вносило в качестве пая военный городок. По договору должны возвести дом, в том числе и для военнослужащих. Вроде бы идея неплохая. Но потом оказывалось, что некое лицо выписывало себе несуществующую доверенность, ставило печать и перепродавало имущество военного городка вместе с землей направо и налево.

Есть и другие факты. Например, в 2008 году Киеврада приняла незаконное решение об изъятии у Минобороны земельного участка в Оболонском районе столицы общей стоимость 90 млн. гривен и его передаче коммерческой структуре под строительство и эксплуатацию жилищного комплекса с торгово-офисными помещениями и объектами социальной инфраструктуры.

Чиновники совершенно не стесняются передавать в долгосрочную аренду земли, которые находятся на балансе действующих воинских частей, которыми вообще не имеют права распоряжаться. Так, в апреле 2008 года бердичевские районные чиновники, превышая свои служебные полномочия, не имея на то права, передали на основании поддельных документов двум предприятиям под выращивание сельскохозяйственных структур в пользование 180 га земли, которые принадлежат по праву постоянного пользования воинской части. В результате этого государству был нанесен ущерб на общую сумму свыше 1,7 млн. грн. В марте 2011 года военной прокуратурой Житомирского гарнизона по данному факту возбуждено уголовное дело.

- Военная прокуратура Центрального региона Украины подала иск в Окружной административный суд Киева с целью отмены приказа Министра обороны Украины от 30.06.2005 года, которым госпредприятию Минобороны «28 Управление начальника работ» передано недвижимое имущество военного городка №247, расположенное на 27 км Столичного шоссе. А в 2006 году на основании упомянутого приказа и разрешения Министра обороны военное госпредприятие продало 11 зданий общей площадью свыше 2000 кв. м частной фирме. Решается ли вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении министра, подписавшего этот приказ?

- Для того чтобы возбуждать уголовное дело, должны быть достаточные основания. Пока их нет. Я хотел бы подчеркнуть, что сегодня земля пока не стала предметом купли-продажи. И задача военных прокуроров предупреждать и своевременно реагировать на факты разбазаривания земель обороны и возвращать их государству.

Источник: http://mair.in.ua/interview/show/id/9008

Комментариев нет:

Отправить комментарий