За последнее десятилетие не стало многих лидеров и членов организованных преступных группировок. Но сотни тех, кто прошел «школу» 1990-х, а потом – тюремную, начинают выходить на волю. Захотят ли они отыграть утраченные позиции, присоединившись к своим бывшим подельникам, которые на какое-то время затаились, вросли в бизнес и власть? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью МАИР ответила замначальника управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими подразделенями, которые ведут борьбу с организованной преступностью, прокуратуры города Киев Ольга Варченко.
- Ольга Александровна, сейчас на волю выходят те, кто отличился на преступной ниве в «лихие» 1990-е. Ничем, кроме кулаков и паяльников, они работать не умеют, а отбивать себе «место под солнцем» надо. Проявляются подобные банды в последнее время или нет? Можно ли сказать, что уже начался новый передел сфер влияния в криминальном мире?
- Я думаю, что сегодня нельзя так говорить. Подразделения по борьбе с организованной преступностью оперативно и жестко реагируют на любые попытки криминала как-либо поделить территорию и сферы влияния. Сегодня преступность очень отличается от той, которая была в девяностые годы, когда на улицах происходили такие события, о которых и вспоминать страшно.
Теперь схемы, которые используют в своей преступной деятельности ОПГ, более изысканны и продуманы. Они отличаются экономической направленностью. Сегодня не в моде силовые захваты, когда взял молоток и пошел убивать и грабить людей. Теперь преступники тщательно продумывают, как грамотно завладеть крупной суммой денег, при этом стараются не выставлять то, что делают, напоказ. Конечно, по таким преступлениям сложнее собрать доказательную базу, но их интереснее расследовать.
- Что это за люди? Те самые ранее судимые?
- В том-то и дело, что нет. Как правило, они имеют основное место работы, где их характеризуют с позитивной стороны. Но эти люди владеют определенными навыками, которые используют в нужном для них направлении.
Например, в этом году мы направили в суд уголовное дело по группе, которую возглавляла женщина – руководитель филиала одного из банков. В состав группы входили ее подчиненные: кассиры, администраторы и т.д. Все вместе они завладели средствами граждан на общую сумму 715 тысяч гривен. Схема их работы была построена на том, что они присваивали деньги клиентов, которые они вносили как текущий платеж за кредит или его пролонгацию. Сотрудницы банка выдавали им документы, где указывалось, что деньги внесены на счет, а на самом деле они их попросту делили между собой.
Еще одна группа, участники которой знакомятся сейчас с материалами дела, тоже специализировалась на кредитных деньгах. Правда, они получали их, закладывая в банк чужие квартиры. Для этого арендовали жилье, но еще до оплаты за него просили у хозяина документы, подтверждающие право собственности. Объясняли тем, что за них заплатит фирма, но шеф хочет увидеть бумаги, не доверяя на слово сотрудникам. А потом с этими документами шли в банк и по поддельному паспорту оформляли кредит. Они получали крупную сумму наличными, а хозяева даже не подозревали, что теперь они числятся должниками перед банком.
- Наверняка и «подручные средства» для реализации преступных схем, теперь используются совсем иные…
- Вы правы. Даже в части такого вида мошеннических схем, как «автоподставы», задействуют довольно дорогие вещи. Так, была разоблачена группа, участники которой брали в аренду дорогие машины. Последним автомобилем, например, был Porsche Cayenne. Заранее наждачной бумагой злоумышленники делали царапину на своем автомобиле, а потом имитировали ДТП.
Когда водитель выходил, чтобы обсудить с «хозяином» Porsche это происшествие, его сообщники делали той же наждачной бумагой царапину на второй машине. А дальше шел довольно интенсивный психологический прессинг, в ходе которого водителя второго авто «делали» виноватым. Под давлением этих мошенников люди отдавали очень крупные суммы денег.
Но самое интересное, что когда Porsche Cayenne был задержан, в салоне нашли бумаги, где была выписана четкая инструкция, как надо себя вести с сотрудниками ГАИ, если их остановят. Также там были тематические рекомендации о том, как поступать в той или иной ситуации с тем или иным водителем. Например, если водитель начинал скандалить и пытался вызвать ГАИ, они сворачивались и, ничего не делая, уезжали. А если он пытался найти компромисс с мошенниками - оставались до победного, пока не получали деньги. Общая сумма ущерба, который был установлен, - 436 тысяч гривен.
Что касается групп, которые используют методы, «отработанные» в девяностые годы, то они, к сожалению, тоже встречаются. Например, сотрудниками столичного УБОП были задержаны трое мужчин, которые, объединив свои усилия, занимались тем, что вымогали деньги у предпринимателей. Если предприниматель не шел им навстречу, они вывозили непокорного в лес, где набрасывали ему на шею удавку. Люди боялись, что их могут убить, и отдавали то, что просят. Все участники этой преступной группировки ранее судимы, для них это был нормальный способ зарабатывания денег. Сейчас это уголовное дело слушается в суде.
Еще по одной группировке, участники которой получили «криминальное образование» именно в 1990-е годы, уже вынесен приговор. Все, до чего они додумались, выйдя на свободу, это объединиться и совершать разбойные нападения на магазины в отдаленных районах столицы. Нападали на продавщиц с ножами, пистолетами, забирали выручку. Причем они наверняка понимали, что за подобные преступления уголовное законодательство предусматривает очень длительные сроки заключения, а, значит, овчинка выделки не стоит. Но ничего другого они не умеют и не хотят делать. Действия подобных группировок, их подходы к совершению преступлений весьма примитивны. Как я уже сказала, они моментально пресекаются правоохранительными органами.
- На территории Киева в свое время неплохо прижились грузинские воры. Потом их, их стали успешно отлавливать и выдворять из страны. Как сегодня обстоит дело с этническими ОПГ?
- На территории столицы периодически появляются так называемые гастролеры, выходцы из стран СНГ. Например, в Киеве и Киевской области орудовала вооруженная банда, в состав которой входили четыре гражданина Молдовы. Благодаря слаженным действиям сотрудников уголовного розыска, она была выкрыта.
- Чем занимались эти гастролеры?
- Они напали на дома граждан, проживающих в частном секторе. Причем делали это специально тогда, когда хозяева были дома, чтобы они им сами рассказывали, где спрятаны деньги и драгоценности.
А вот их российские «коллеги», наоборот, грабили особняки киевлян и жителей Киевской области в их отсутствие. В эту преступную группу входили четыре человека, один из которых на данный момент находится в розыске. Остальных трех задержали практически на месте происшествия.
Как выяснили оперативники, они сняли квартиру, где хранили награбленное, а для того, чтобы передвигаться в поисках «походящего дома», арендовали автомобиль. В Российской Федерации эти лица находились на учете в правоохранительных органах, некоторые из них ранее судимы. В Украину они приезжали как гастролеры. Все преступления раскрыты, изъяты вещественные доказательства, а потерпевшим уже практически все вернули.
- Вы сказали, что банда, в которую входили молдаване, была вооружена. Они убивали хозяев особняков?
- Слава Богу, нет. Но тяжкие телесные повреждения у людей зафиксированы.
- Недавно пресс-служба прокуратуры Киева сообщила, что на рассмотрение суда направлено уголовное дело по группе молодых людей, которые совершали ограбления, представляясь сотрудниками правоохранительных органов. Вы могли бы рассказать о них подробнее?
- В группу входило 8 человек. Эти люди использовали форменную одежду офицеров вооруженных сил Украины. Переодевались, а потом наведывались в квартиры, которые использовались под салоны эротического массажа. Они рассчитывали на то, что потерпевшие не будут никуда заявлять, поскольку деятельность их может быть незаконна. Тем более, что они представлялись сотрудниками правоохранительных органов, а не все разбираются в знаках отличия. Люди открывали дверь, на них нападали и выносили все ценное, что там было. Пресекли их деятельность фактически тем, что в одном из салонов не открыли дверь, а вызвали милицию. И при выходе из подъезда вся группа была задержана.
- Что они забирали - деньги?
- И драгоценности, и деньги, и паспорта потерпевших. Например, в одном случае было вынесено ценностей на сумму 27 тысяч гривен, во втором – 36 тысяч. Потерпевших от их действий было достаточно много.
- После запрета игорного бизнеса, люди, которые зарабатывали на нем миллионы, ушли «в тень», но прибыльное дело все равно не бросили. Журналисты неоднократно публиковали расследования о компьютерных залах, где выставлены игровые автоматы. Почему правоохранители закрывают на это глаза?
- Почему закрывают? В этом году у нас были выявлены две группы, которые нелегально занимались игорным бизнесом. В первую входило четыре человека. Фактически ее организатор подыскал лиц, которые ранее занимались игорным бизнесом, то есть, работали и в казино, и в зале игровых автоматов. Под них он арендовал помещение, в котором разместили 75 игровых автоматов. В помещении находились охранники, администратор и кассир. Организатор им доверял и откровенно сразу рассказал, чем они будут заниматься. И они дали на это согласие. По заранее оговоренным правилам кассу они отдавали организатору, а он платил им заработную плату.
Клиентами в этом заведении были, в основном, их прежние клиенты, приятели, просто знакомые. В это заведение не могли попасть посторонние люди, там работали камеры видеонаблюдения и на входе, и в зале. Кроме того, на каждого клиента заводилась специальная анкета.
Что касается второй группы, которая функционировала в составе шести человек, то здесь уже была выстроена целая сеть клубов. В каждом заведении был свой человек, который имеет опыт работы в игорном бизнесе. Их схема была аналогичной, но под прикрытием компьютерных клубов туда тоже впускались не посторонние люди. Игроков, которые постоянно ходят в клубы, знают в таких кругах, потому что это специфические люди. Игромания – это болезнь сродни наркомании, она практически неизлечима. Они проигрывают в одном месте, сразу идут в другое - а вдруг там повезет.
Когда была задержана эта группа, изъяли большое количество игровых автоматов и довольно крупные суммы денег. В одном зале ежедневная выручка составила 346 тысяч гривен, в другом заведении - 889 тысяч гривен, еще в одном - 490.
- Какие сроки грозят устроителям таких игр?
- Санкция статьи, по которой возбуждены оба уголовных дела, предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 50 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан. Все подсудимые на данный момент знают о том, что такие штрафы предусмотрены законом, поэтому пытаются изменять свои показания, используют все способы защиты, которые только возможно, чтобы избежать ответственности.
- Говорят, что не замечали в своих клубах игровых автоматов и вообще не ведают, откуда они там взялись?
- Рассказывают, что не знали о существовании запрета на такой род деятельности, как игровой бизнес. Но это их не оправдывает. Эти лица и раньше работали в аналогичной сфере, а из-за запрета потеряли работу. Поэтому они сознательно шли на такое преступление.
- Ольга Александровна, в последнее время на скамье подсудимых нередко оказываются депутаты и чиновники высокого ранга, которые, похоже составляют конкуренцию и экономическим, и криминальным ОПГ, объединяя в своем «творчестве» множество разных статей Уголовного кодекса. Сложно расследовать преступления, в которых подозреваемые занимают высокие посты?
- Очень сложно не только расследовать, но и слушать такие дела в суде. Подсудимые постоянно придумывают себе несуществующие болезни, чтобы их освободили из СИЗО, изменили меру пресечения. Такая ситуация, например, у нас по группе чиновников и руководителей коммунальных предприятий, которые присвоили средства, предназначенные на реконструкцию линии скоростного трамвая. Ущерб, нанесенный стране этим преступлением, составил 23 млн. гривен.
Кроме того, была разоблачена группа, где бывший депутат райсовета совместно с одной из чиновниц управления по благоустройству и еще один посредник занимались тем, что обманывали предпринимателей, которым выдавали липовые разрешения на установку малых архитектурных форм. Группа завладела 1 млн. 289 тысяч гривен. Есть заявленные иски граждан.
Происходило это следующим образом. Одна из участниц этой группы работала в управлении по благоустройству и видела, как выглядят такие бланки. Они сканировались вместе с подписью и печатью, проставлялись на новый документ, который распечатывался на принтере. Люди, ничего не подозревая, получали такие вот «документы».
Когда к ним впоследствии пришли проверяющие, то увидели, что бланки не соответствуют стандарту. Потом выяснилось, что под таким номером выданы совершенно другие разрешения.
Бывший депутат использовал свое положение, предприниматели ему верили. Он был даже не посредником, а фактически организовал эту группу, которая действовала в период с 2007 по 2009 годы. В данное время оба эти уголовных дела слушаются в суде, рассказывать о них подробнее можно будет только после вынесения приговора.
Источник: http://mair.in.ua/inquest/list
Комментариев нет:
Отправить комментарий