суббота, 26 мая 2012 г.

ВАДИМ КРИВОХАТЬКО: «Эти выборы могут стать последними»




На вопросы корреспондента газеты «МИГ» отвечает председатель Запорожской областной организации партии «УДАР» Виталия Кличко Вадим КРИВОХАТЬКО.
– Почему именно Запорожье было избрано местом проведения съезда партии «УДАР»? В политикуме наш город считается вотчиной Партии регионов…
 – Я бы не сказал, что Запорожье - вотчина ПР. Виталий Кличко назвал Запорожье колыбелью украинской демократии, которую не припишешь нынешней Партии регионов.
Ну и потом, Запорожская область находится в центре юго-востока Украины. Мы граничим с Донецкой, Днепропетровской и Херсонской областями. Запорожская область - это ворота в Крым. Так что проведение здесь столь важного партийного форума вполне логично. Это еще раз подчеркивает, что партия «УДАР» является не столичным кабинетным проектом, не партией одного региона. «УДАР» - это партия общенационального масштаба. Думаю, что проведение съезда здесь, это и оценка деятельности областной организации. Ведь 70 процентов нагрузки по организации и проведению съезда легло на ее плечи.
– А не было ли со стороны власти попыток помешать проведению съезда? Вы ведь четко заявили о своей оппозиционности к нынешнему режиму.
 – Вначале были, скажем так, определенные эмоциональные заявления и действия некоторых людей. Но потом, проанализировав ситуацию, поняли, что от таких действий, будет только хуже. И все вернулось в цивилизованное русло.
 – Как вы оцениваете результаты съезда с технологической, внутриорганизационной, так сказать, стороны?
– Ясно, что не все было, так как хотелось бы в идеале. Не было, как принято говорить, единого порыва. Да это, наверное, и не нужно. Задачей съезда было показать общенациональный масштаб партии и цели, которые она перед собой ставит. Единство подходов в оценках проблем страны всех областных организаций. Мы озвучили позицию партии по принципиальным вопросам сегодняшнего дня.
 – От Виталия Кличко ждали четких ответов. Именно как от политического деятеля…
– Эти четкие заявления и прозвучали. Согласен – одно дело размышления политика в интервью для СМИ, некая дискуссия. И совсем иное, когда политик высказывает свои мысли в форме официальных заявлений, на официальном партийном мероприятии. Они, фактически, приобретают юридический статус, становятся руководством к действию для всей партии. Внутрипартийным законом, если хотите.
Наиболее важным я считаю то, что Виталий Кличко на съезде в Запорожье однозначно заявил – «УДАР» будет идти по партийным списках самостоятельно. Многим нашим оппонентам хотелось, чтобы оппозиция слилась в некую аморфную массу. Растворилась друг в друге. К примеру, часть избирателей «Батьківщини» не воспринимает лидеров «Фронта змін» и наоборот. Кому-то, может быть, не нравится Кличко… Мы считаем, что таким образом мы бы потеряли часть голосов. А этого нельзя допустить.
– Определилось отношение партии и к выборам в мажоритарных округах…
– При некоторых отличиях между «УДАРОМ» и нашими партнерами из Комитета сопротивления диктатуре [по-украински – КОД – ред.] мы полностью согласны с принципом выдвижения в одномандатных округах наиболее рейтингового кандидата от оппозиции. Независимо от того, какую конкретно оппозиционную партию он представляет: «Батьківщину», «Фронт змін» или «УДАР». Ошибок, допущенных на выборах мэра Обухова, когда из-за несогласованности действий оппозиции на территории, победил кандидат от власти, больше нельзя допустить.
– Виталий Кличко заявил о еще одной задаче, стоящей перед «УДАРОМ» – начать смену поколений в украинской политике
– Наша задача привести в парламент новых людей, политиков с новыми взглядами. Нынешняя партия власти, я имею в виду не только Партию регионов, но и их партнеров по правящей коалиции КПУ и партию Литвина, хочет противоположного. Оставить там тех же людей, которые находятся в Верховной Раде по несколько созывов подряд? И что, какие у них результаты работы, они вас устраивают? Множество нынешних народных депутатов составляет уже какую-то закрытую касту. Чуть ли не новые дворяне. Их надо «вернуть на землю», напомнить, откуда они. Может, через пять лет вне власти они как-то по-другому посмотрят на свою прежнюю деятельность.
– На пресс-конференции по итогам съезда Виталий Кличко заявил, что он был недоволен деятельностью прежнего руководства областной организации. Потому и настоял на переизбрании…
– Знаете, люди просто не вели никакой деятельности, ожидая указаний и центра, и централизованного финансирования. Говоря прямо, сидели и ждали, что смогут на растущем рейтинге партии и ее лидера обеспечить себе если не депутатский мандат, то комфортное политическое будущее. Фактически партии, как таковой, просто не было. Люди паразитировали на партийном бренде, превращая партию в фикцию.
– Что вам удалось сделать с февраля этого года, когда вы возглавили областную организацию «УДАРА»?
– Хвалить самого себя как-то не с руки. Но я считаю, что решение о проведении партийного съезда в Запорожье является и оценкой нашей деятельности. Растет количество партийцев, и я могу сказать, что формируется костяк партийной организации, который, по моему мнению, способен эффективно провести и избирательную кампанию, и вести партийную деятельность в будущем.
– Но массового потока желающих записаться в партию Кличко ведь нет?
– Нет. Но я знаю, что очень многие приглядываются к новым партиям - и к «УДАРУ», в частности, а не такие же они как и все прежние, не временный ли это проект? И я людей понимаю. Ведь сколько уже было политических сил, заявлявших о своей новизне и отличии от других, а потом исчезнувших.  Многим непонятно, как в таком регионе можно быть оппозицией на деле, а не на словах. Не проект ли это Партии регионов?
– Собственно «УДАР» в этом как раз и подозревают.
– Думаю, после того количества грязи, вылитой на нас после съезда, у людей нет сомнений, что мы не являемся проектом Партии регионов. Иначе руководители Запорожской организации «УДАРА» не подвергались бы уголовным преследованиям. Не прослушивались бы столь активно телефоны активистов партии. Не возникали бы внезапно проблемы у предпринимателей, поддерживающих партию.
– Кстати, лично вас упрекают в том, что вы сменили не одну партию.
– А как, скажите, было не уйти из «Сильної України»? Как лидер партии без обсуждения с однопартийцами мог самолично объявить, что партия прекращает свое существование и куда-то вливается? Мы же помним, как Партия регионов прессовала членов "Сильної України" на местных выборах. Он хоть у одного спросил, как там у вас дела? Ведь в Донецке, например, руководители местного отделения партии до сих пор находятся под арестом. Тигипко помог им? Весь блеск и пудра с него слетели.  Я что, следом за таким человеком должен был покорно пойти в Партию регионов?   Пусть лучше меня обвиняют, что я из «Сильної України» перешел в «УДАР», чем хвалят за вступление в Партию регионов.
– Еще одним поводом для обличений Кличко на местном уровне стала его сотрудничество с крупным предпринимателем Евгением Черняком, к которому, скажем так, в Запорожье разное отношение...
–Черняк – не самый худший представитель запорожского бизнеса.  Виталий Кличко четко заявил, что Евгений Черняк является партнером по трансляции боев братьев Кличко на телевидении. Кличко и Черняк  в этом плане что, занимаются чем-то предосудительным и незаконным? Нет. Но даже в такой ситуации Кличко-политика и Черняка-предпринмателя не связывает ничего.
Мне доподлинно известно, что Евгений Черняк не претендовал на членство в партии "УДАР". Мы так же не слышали, что кто-то предлагал Черняку вступить в партию. И, безотносительно персоны Евгения Черняка. Беда в том, что украинскому бизнесу нужно искать какой-то приют у политиков. Это проблема современной Украины.
– Вас как раз и упрекают, что вы зажиточный человек, эдакий олигарх, потому, мол, и стремитесь в политику.
 – Я исповедую принцип разумной достаточности. Любой человек должен иметь возможность зарабатывать столько денег, чтобы хватило на содержание семьи, обустройство нормального быта, отдыха, получения образования детям. Но я также понимаю, что нельзя спрятаться от проблем общества за шикарным забором.
Хотя я прекрасно понимаю, что в нынешних условиях финансовая состоятельность оппозиционного политика является поводом для проявления "принципиальности" контролирующих органов. Например, я в 2005-2006 годах возглавлял Вольнянскую райгосадминистрацию. И вот, два месяца назад, после того, как я возглавил областную партийную организацию "УДАРа", власти решили проверить мою деятельность на посту главы района. Семь лет это никого совершенно не интересовало и вдруг такое внимание.
 Знаете, им как-то не верится, что я мог работать на этой должности, руководствуясь простым правилом - чтобы после того, как я уйду с должности, мне не плевали в спину, а моя жена и дети спокойно ходили по улице.  Конечно, можно фальсифицировать все, что угодно. Но тем, кто этим займется, следует помнить - за все придется отвечать. Такого, как при Ющенко: "Хлопцы, выкурим трубку мира и пойдем дальше", не будет.
– Виталий Кличко особо остановился на проблеме избирательного правосудия. которую он назвал одной из главных для сегодняшней Украины...
– В стране, где действуют законы, не нарушая которые невозможно выжить, такое "правосудие" является инструментом власти по подавлению неугодных. Благодаря этому очень легко, например, бизнесмена "поставить на место". Что вынужден делать предприниматель? Договариваться. Иначе бизнеса не будет, а коллектив потеряет работу. Мы докатились до абсурда, когда без взятки не растаможишь товар, не пройдешь налоговую проверку.  Но в подобной ситуации находятся уже и чиновники, и госслужащие. Есть целый список должностей, где невозможно не быть втянутым в коррупционные схемы. Человеку заявляют: “Или ты кладешь на стол деньги, или к вечеру ты уволен”.
 – Власть это понимает? Там ведь тоже множество бизнесменов.
 – Возможно, бизнесменам от власти немного легче. Сейчас давят самых ярких, заметных, тех, кто открыто не согласен. Но власть должна понимать, что это не может продолжаться вечно. Революции начинаются не тогда, когда прессуют Кривохатько и Кличко, а когда "маленький человек" доведен до отчаяния. Тогда им уже не нужен будет Кличко. Появится кто-то и пойдут крошить всех подряд.
– Какими вы видите парламентские выборы в таких условиях?
 – Выборы, если они честно проведены, без фальсификаций, могут показать власти отношение народа к ее деятельности. Вот вам сигнал, опомнитесь! А не наращивайте давление. Сейчас я вижу обратное. Никто из власти не говорит сам себе: “МЫ же не то делаем”
 – Вы определились со своим отношением к выборам 2012-го?
 – Я не скрываю, что намерен выставить свою кандидатуру в 84-м округе: Вольнянск, Гуляйполе, Новониколаевка. Но хочу подчеркнуть, что сейчас идут консультации с нашими коллегами по КОДу. Перед всеми оппозиционными партиями стоит одна задача - чтобы участие кандидата от оппозиции не было холостым выстрелом. А власть хочу предостеречь – нечестная, фальшивая победа вылезет боком.
– Каковы у "УДАРА" отношения с другими оппозиционными партиями?
– У нас деловые, прагматичные отношения. Нет какого-то там братания, да это и не нужно. Тут в Запорожской области не будет каких-то закулисных игр.
– Будут ли запорожцы в партийном списке "УДАРа"?
– Я считаю, что наша область имеет право на представительство в списке. Но это должны быть кристальные люди, чтобы никто не смог сказать, что партия набрала не пойми кого. Считаю, что открытые списки в этом помогут. Виталий Кличко заявил, что кандидаты будут обсуждаться с избирателями и покупки мест у нас не будет. Сегодня у партии есть только кандидаты в кандидаты. Стопроцентной гарантии выдвижения никто не получил. Все будет зависеть от работы в ближайшие месяцы, до обнародования списка.
– Несколько удивило, что Кличко не смог назвать свою запорожскую команду...
– Это несколько не так. Кличко сказал, что поскольку пришлось менять руководство парторганизации, команда новая, и лучше о ней расскажет ее председатель, и указал на меня. Если кому-то кажется, что непроизнесенные фамилии - это проблема, то пусть так и считают. Кстати, задававшие этот вопрос, ко мне почему-то не подошли. Видимо, это их на самом деле не интересует. Неужели вы верите, что Кличко, проведя два напряженных дня подготовки съезда, не знает, кто с ним работал?
– Многие партии страдали от непрофессионализма их членов территориальных и участковых комиссий. "УДАР" готовит своих людей для работы в комиссиях?
– Такая работа ведется именно сейчас. К сожалению, мы вынуждены исходить из того, что власть будет пытаться фальсифицировать выборы. И все наши съезды, выступления, статьи и билборды ничего не будут стоить, если мы не подумаем о дне выборов и ночи подсчета голосов. Ты можешь объездить всю страну и пожать руку каждому избирателю. Но, увы, люди доведены до такого состояния, что за сто гривен готовы сделать, что угодно: вбросить бюллетени, подделать протоколы, уничтожить документы. Абсолютно не задумываясь о последствиях для себя лично и для страны. Это вина и власти, и политиков, и оппозиции. В течение двадцати лет роль человека свелась к роли винтика в процессе выборов.
Легко демонстрировать честность и благородность, если ты богат. Когда ты не знаешь, чем завтра накормить детей, очень трудно устоять перед соблазном "легких" денег. Предыдущая власть тоже несет за это ответственность. Никто не был наказан за фальсификаций. Наказывали, да и то условно, каких-то "стрелочников". Мы постараемся объяснить людям, что получая сто гривен, вы, на самом деле, себя обкрадываете. Приводя к власти тех, кто вас будет грабить.
–Как быть с апатией, неверием избирателя? Ваш лидер на съезде говорил о том, что вы должны убедить людей прийти на выборы.
– Есть социология. Сорок процентов избирателей сейчас не хотят идти на выборы. Это страшный результат.
– Что вы им скажете?
– Это не просто пролог к президентским выборам, как рассказывают политологи. По сути, это будет выбор направления развития страны.  Если партия власти получит большинство, то следующего президента уже будет выбирать парламент. Люди должны понять, что, не придя на выборы, они дадут власти возможность фальсификаций.
Мы должны донести до людей, что эти выборы могут стать последними, где можно еще кого-то выбрать. Что нельзя наступать на одни и те же грабли. Хотела Партия регионов реванша, хотел Янукович реванша за 2004-й год, когда ему, как считают его избиратели не дали развернуться, развить свой потенциал. Пожалуйста, развернулся - и Янукович, и его власть.
ПРИМЕЧАНИЕ.
«Хроники и комментарии» публикуют интервью с разрешения Вадима КРИВОХАТЬКО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий