воскресенье, 3 июня 2012 г.

ВАДИМ КРИВОХАТЬКО: «Продажа земли загонит экономику в минус»

 В понедельник, 28 мая состоялся выпуск учащихся Вольнянского профессионального лицея Запорожской области. Лицей специализируется на подготовке механизаторов и водителей для сельского хозяйства. Последний звонок - время не только подведения итогов, но и традиционного вручения подарков учебным заведениям. Одним из таких подарков, который будет главным «учебным пособием»,
стал новенький трактор МТЗ-82. Вручил его руководитель Запорожской областной организации ПП «УДАР Виталия Кличка» Вадим Кривохатько. Подарок по нынешним временам, что и говорить, редкий. Тем более, что подобных подарков от государства давно уже не ждут не только в Вольнянском лицее.
      -    Вадим Викторович, почему такой необычный подарок - трактор? Обычно учебным заведениям дарят компьютеры, телевизоры...
      -    Во-первых, лицей мы считаем для себя подшефным. Это не первая наша акция в помощь этому учебному заведению. В прошлом году, конечно. Мы помогли с закупкой запасных частей для учебной техники, «переобули» в новую резину. Нужно отдать должное руководству лицея: они делают все возможное, чтобы лицей работал полноценно. Но машинно-тракторный парк абсолютно изношен. А во-вторых, потому, что мы понимаем, что учить будущих механизаторов, слесарей по ремонту сельхозтехники «на пальцах» или на фотографиях в компьютере просто невозможно. Трактор, по существу, основной «предмет» в обучении. К тому же, у лицея больше ста гектаров земли и без техники организовать настоящий учебный процесс нереально.
      -    Рабочие профессии как-то в одночасье утратили свою былую привлекательность. Это касается практически всех отраслей экономики. Испытываете ли вы дефицит кадров?
     -  Кадровый вопрос сегодня очень остро стоит в сельском хозяйстве. Хорошего механизатора найти, пожалуй, труднее, чем бухгалтера, экономиста или юриста. Без по-современному подготовленных кадров не будет результата ни от элитных семян, ни от гербицидов, ни от удобрений. Если некому эксплуатировать новую технику, применять новые технологии. Замечу также, что наши коллеги в Германии, Польше, Голландии не стесняются учиться и в пятьдесят, и в шестьдесят лет. Так что нынешние выпускники, если они хотят стать по-настоящему эффективными и востребованными специалистами, должны понимать, что их учеба не закончилась, а только начинается. А вообще, необходима смена поколений в агропромышленном комплексе. Мы сегодня используем постсоветский ресурс во всем: в кадрах, в технике, в технологиях, в науке.

      
-Как бы вы охарактеризовали ситуацию в нашем агропромышленном комплексе?
     - Сельское хозяйство в таком же тяжелом положении, как и вся экономика Украины. Нет государственного подхода. Все сводится к тому, чтобы любой ценой заработать деньги. Сегодня, сейчас. Не зависимо от того, калечишь ли ты землю, или добиваешь до ручки промышленное предприятие. Но как, и благодаря чему сегодня собственник зарабатывает, государство совершенно не интересует.
     Село брошено и никому не нужно. Разорвана связь между громадой села и хозяйствами. Раньше колхоз содержал не только собственно себя, но и нес огромную социальную нагрузку. Дороги, амбулатории, водоводы, школы, детские сады, Дома культуры были на содержании колхозов. Социальной сферы на селе как таковой, нет. А та, что осталась, держится, по большому счету, на совести руководителей отдельных хозяйств. Мы выжимаем последнее из оставленного нашими предшественниками. Если дальше так пойдет, то нас ждет настоящая катастрофа.
      -Но есть же и сельхозпредприятия-лидеры...
      -В основном лидеры - это ответвление от бизнеса людей, сколотивших состояние на торговле металлом или энергоносителями. Появились «лишние» деньги - вложим их в сельское хозяйство. Поработали - не вышло, понравилось что-то другое, - все распродали, бросили, изъяли средства, и гори пропадом село, его соцсфера и проблемы жителей. А что, деньги его, куда хочет, туда вкладывает, он - инвестор...
      -    Ну, а крупные агрохолдинги, с многомиллионными оборотами, с мировыми рейтингами?
      -    «Проблема» агрохолдингов в том, что их хозяева не живут в селе, а то и в Украине вообще. В лучшем случае у них менеджеры из этой области. Они собственники денег, которые вкладываются в наиболее прибыльные сегодня секторы. Но исключительно - в бизнес. Для них наше село - лишь минусы в годовом балансе. Зачем им клубы, больницы, школы?
     -Кому, в таком случае решать проблему всех остальных?
     -Государству, больше некому. Сегодня в украинском селе живет четырнадцать миллионов граждан. В случае повсеместного внедрения современных технологий, для обработки земли в Украине достаточно 800 тысяч работников. За рубежом эта проблема решается предметно. Там что, нет богачей, которые моментально бы скупили всю землю? Да за один день!
Но государство ведет четкую и жесткую политику, заботясь о будущем страны. Там выставлена такая цена за землю, что не хватит и четырех жизней, чтобы вернуть деньги. В Германии, например, стоимость гектара пахотной земли достигает 40 тысяч евро. Это без капиталовложений в технику, обучение, оплату труда - для нас заоблачную, в семена, агрохимию, склады и прочее.
Там государство давно поняло, что важно не только валовое производство, а чтобы житель села смог заработать и прокормить семью, не превращаясь в обузу для государства. Действуют десятки государственных, заметьте, государственных, не частных, программ. Пришедший в этот сектор получает дотации, господдержку. В Голландии фермер, имея 7-10 гектаров земли, обеспечивает свою семью. Главное, не просто собрать зерно, а чтобы все, кто трудится, заработали. В Украине же круг тех, кто зарабатывает на земле, неуклонно сужается.


     
- С Европой понятно. Нам ведь тоже говорят, давайте сделаем, как там. Пусть земля будет товаром, свободно покупается и продается и тогда село расцветет.
     - С точки зрения классиков экономики, земля - товар, как и все материальное. Но мы видим примеры, где с учетом особенностей государства, традиций, если хотите, государство отходит от классической теории. Вводятся ограничения, позволяющие сохранить землю для следующих поколений. Да, вроде бы можно заработать, все распродав. Но это будет разовый заработок для государства. Еще раз повторяю - разовый. Но если земля сдается в аренду, то страна, ее граждане сотни лет будут получать прибыль.  Но если земля станет частной собственностью, она превратится исключительно в вещь. Арендатор обязан соблюдать севооборот, сохранять плодородие, ведь придет конец аренде и с него спросят. А если земля в частной собственности, то тогда - хочу сею, хочу - пять лет не сею, пусть волки в бурьянах бегают. Как вы повлияете на этого человека?
     - Но может после внедрения рынка земли, ее продажи мы вообще станем мировым лидером?
-А разве для этого обязательно продавать землю? Мы теряем свои преимущества из-за бездумной политики государства. Аграрии просто не могут сегодня внедрять новые технологии, поскольку постоянно теряют оборотные средства из-за кулуарных игрищ. То мы разрешаем вывоз, то мы запрещаем. И зерно, к примеру, гниет в портах. Не выпустили зерно за рубеж, скупили за бесценок, квоты выдавали в ручном режиме, рассчитывая сорвать куш. 
Передержали - цена рухнула. Никто не заработал. Аргентинцы заработали. А нас не воспринимают как надежных партнеров. Государству надо до шести миллионов тонн для обеспечения продовольственной безопасности? Купите и пусть лежат. Выбрасывайте на внутренний рынок для регулирования цен. Дайте аграрию заработать. Это же вернется сторицей. Или нам в селе нужны исключительно бедняки? Предприниматели, едва сводящие концы с концами?
     -Все просто. Почему так не делается?
  -Потому, что государством не руководят люди, мыслящие стратегически и патриотично. Нынешняя власть видит в предпринимателе или врага, или источник обогащения. Причем личного. Складывается впечатление, что чиновники просто получают удовольствие от того, что могут запретить или разрешить. Никогда ручное управление экономикой, государством в целом не давало результата. Оно давало очень кратковременный эффект, за который потом приходилось очень серьезно расплачиваться.
Во власти сегодня нет команды стратегически мыслящих людей. В управление государством пришли люди из бизнеса. Но из бизнеса не современного. Если сравнить с Европой, то это XVIII столетие - период становления капитала. Они сделали состояния на близости и влиянии на чиновников, грабеже бюджета, теневой приватизации, махинациях с собственностью, устранении конкурентов, партнеров. Фактически это люди, живущие по законам прошлого, но пытающиеся руководить настоящим и будущим
       -Но если все же решат землю превратить в товар?
    -Тогда ее скупят те, у кого есть свободные средства, накопившие капитал не чем угодно: на нефти, на газе, на металле... А те, кто работает на земле, вынуждены будут в панике вымывать оборотные средства, чтобы сохранить хотя бы нынешние   площади.   Будут   выкупать землю, и отказываться от соблюдения севооборота, покупки техники, удобрений, семян. Я уже не говорю о зарплатах и социальных вопросах. Продажа земли загонит экономику в минус, не только финансовый. Аграрий не купит стройматериалы, не наймет строителей, не купит у металлургов швеллер, у машиностроителей - трактор, не купит дизтопливо потому, что прокультивирует в два раза меньше. Кому повезет - землю удержат. Но потом несколько лет будет очухиваться, имея низкую производительность. А наше место на рынке с удовольствием займут другие. Причем надолго, если не навсегда.
-В чем вы видите выход?
-Наша земля, как бы банально это ни звучало, наше богатство. Наш вечный капитал. Наша безопасность. Продовольственная, да и вообще безопасность государства. Для Украины, с нашими уникальными черноземами, жизненно важно, чтобы земля была в украинской юрисдикции. Я считаю, что аренда является для нас оптимальным вариантом. Не менее, чем на десять лет. Когда вложенные средства можно полноценно обернуть, рассчитаться с долгами, выплатить все платежи, достойные зарплаты и получить прибыль. Сохранив, повторюсь, плодородие.
Единственное, чем может сегодня заявить о себе Украина - земля, аграрный бизнес. Мы можем быть решающим игроком на мировом рынке. Зачем же лишать себя такой перспективы?
Записал Владимир МОСКАЛЕНКО, «Миг»

Комментариев нет:

Отправить комментарий