Протодиакон Русской
Православной Церкви Андрей Кураев рассказал Firstnews об атеистах, причинах
обращения людей к оккультизму и задачах Церкви. Также он прокомментировал
скандальные инциденты, в которых были замешаны работники Церкви. По его мнению,
в больших мегаполисах и крупных городах должны служить
умудренные опытом священники. Монахов же необходимо собрать в монастырях в глухих деревнях.
умудренные опытом священники. Монахов же необходимо собрать в монастырях в глухих деревнях.
Сейчас
очень модна тема атеизма. Вы как-то сказали, что атеистов нет, а есть люди,
занимающиеся оккультизмом. И в тоже время есть большое количество людей,
которые называют себя атеистами...
- Редко встречаются люди,
которые свободны от оккультных предубеждений. Человек может считать себя
атеистом, но его атеизм отнюдь не тотален и не целостен. Он атеист в том
смысле, что не ходит в церковь. Но в то же время он воспринимает тот бред, что
несет РЕН-ТВ, ТВЦ и им подобные оккультно возбуждающие каналы: всевозможные
мистические и псевдонаучные передачи об НЛО, цивилизациях атлантов и т.п..
Заключается
ли причина в том, что людям нужно во что-то обязательно верить?
- Причина обычно совсем другая –
отсутствие культуры мысли. Человек не умеет соотнести одни свои тезисы с
другими своими же тезисами. По четным дням он думает так, по нечетным -
противоположно. Клиповое мышление убивает культуру мысли.
А
если говорить о Церкви, какое сейчас ее место в современной мирской жизни
общества?
- Это общество само должно
определить. Например, в Средние века Церковь помогала решать главные задачи
общества – прокормиться, отбиться от врагов. Например, монах мог взять оружие и
пойти сражаться на Куликовскую битву. Монах никогда не должен браться за
оружие. Случай на Куликовом поле, когда на битву вышли два монаха, - это
исключение из правила. А правило гласит, что монах не может браться за оружие.
Он вообще добровольно отказался
от прописки в этом мире и от борьбы за свои права в нем. Поэтому убийство
монаха как убийство заведомо безоружного в европейском средневековом праве
каралось более строго, чем убийство обычного человека.
Что касается вопросов голода,
то даже в Средние века перед Церковью не могло стоять такой задачи. Церковь все
же не Помгол и не Госрезерв. Лишь в 16-17 веках на Руси Церковь считалась
резервным стабилизационным государевым фондом. В годы неурожая она раздавала
запасы зерна и тем самым помогала держать цены на зерно, чтобы оно не слишком
дорожало. Но эта ситуация одной страны и одной эпохи.
Но
тогда какие функции Церковь выполняет в мирской жизни?
- Приоритетная задача Церкви -
это просто быть Церковью, искать Царство Божие. Самое лучшее в жизни людей -
это то, что удается без программ и постановлений. То, что просто получилось.
Просто выросло. Например, нельзя сказать, что Сергей Радонежский, когда
основывал Сергиево-Посадскую Лавру, хотел основать там культурный центр. Совсем
нет. Он скорее хотел уйти от культуры в пустынь. Но получилось именно так.
Точно также и сейчас. Что удается - это именно то, что удается, а не то, что
постановлено, утверждено и профинансировано.
Несколько
дней назад Дорогомиловский суд Москвы вынес приговор иеромонаху Илии, который
на дорогом автомобиле Mercedes ездил ночью по Москве на большой скорости и
попал в аварию, в которой погибли люди. Почему, по вашему мнению, происходят
подобные инциденты с людьми, которые, по сути, ушли в монастырь и приняли
монашество?
- Это такое эхо советской поры.
В царской России одной из главных проблем были монахи, которые не жили в
монастырях. Они ходили по стране, что-то проповедовали, шарлатанили и шаманили
по сходной цене. Но церковь принимала жесткие меры к "братии Шаталовой
пустыни" и с этим все же справилась. Потом пришла Советская власть, и
такие монахи вновь появились, ибо они были изгнаны из обычных разоренных
монастырей.
В начале 90-х большинство
монахов жили и служили отнюдь не в монастырях. Затем у церковного руководства
руки всё не доходили, чтобы всех монахов собрать по монастырям. Да и трудно
это: монах, поживший по своему уму в миру, уже не способен вернуться к
послушнической жизни в общежитии монастыря. Заметьте: все скандалы происходят
именно с теми монахами, которые живут не в монастырях. Это те, кто оказались на
приходе в большом городе.
Связано
ли это с тем, что очень сложно придерживаться жестких ограничений монашеской
жизни, находясь в эпицентре светской жизни столицы?
- Это ошибка тех, кто их
назначал. Нельзя таких молодых людей ставить на самостоятельные должности и
оставлять их в Москве. Одно дело, если человек 30 лет прожил в монастыре - он
может с накопленным багажом выйти в мир. А когда ему 25 лет и он саму
монастырскую жизнь еще не видел?! Нет, пусть такие люди сначала поживут среди
комаров в глухой деревне в скиту, а потом уже будут настоятелями городских
храмов.
Как
вы считаете, после всех прошедших судебных процессов не пострадал ли имидж
Церкви?
- Если кто-то стал по-другому
относиться к Церкви, то это плохо характеризует интеллектуальный уровень этого
человека. Если ранее он считал, что в церкви все безгрешны, значит, он верит в
весьма фантастический тезис о том, что может быть какая-то идея, все адепты
которой в массовом порядке и без исключений будут праведниками. В 21 веке
верить в такое как-то стыдно…
Если же, узнав о
духовно-транспортном происшествии с двумя монахами, он поменял свое мнение о
многомиллионной Церкви, то это опять двойка. Ибо тут уже нарушение элементарной
логики.
Это как если бы кто-то узнал,
что завхоз некоей районной больницы замешан в распиливании бюджета, и после
этого стал бы обвинять всех медиков в моральной и профессиональной деградации и
назло им перестал чистить зубы и ходить к своему стоматологу.
ДОСЬЕ.
Дело иеромонаха Илии
Несколько дней назад
Дорогомиловский суд Москвы вынес приговор в отношении иеромонаха Илии (Павла
Семина). Он был признан виновным в нарушении правил дорожного движения, которое
повлекло смерть двух человек. По версии следствия, он ехал на автомобиле
Mercedes G на большой скорости по Кутузовскому проспекту, спровоцировал аварию
и въехал в зону ремонтных работ, где сбил трех человек. Двое их них скончались,
еще один рабочий получил тяжкие травмы. Суд приговорил Семина к 3 годам лишения
свободы, а Патриархия лишила его сана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий