Эксклюзивное интервью министра
здравоохранения Украины Александра Квиташвили агентству
"Интерфакс-Украина"
Вопрос: Почему до сих пор в ВР не зарегистрированы законопроекты о начале реформирования здравоохранения?
Ответ: Этот вопрос не ко мне.
Минздрав давно подал законопроекты в Кабмин, а Кабмин должен вынести их в
парламент. Думаю, уже практически все процедуры пройдены, в ближайшие дни
законопроекты будут зарегистрированы. Они уже согласованы и в них учтены все
замечания.
Вопрос:
Чем вы объясните острую критику со стороны профильного комитета Верховной Рады,
которая в последнее время звучит в вашу сторону и в сторону Минздрава?
Ответ: У нас с профильным
комитетом всегда была нормальная коммуникация, но, возможно, некоторые из
депутатов попали под влияние каких-то групп, которые не заинтересованы в
изменениях. На самом деле, в сфере здравоохранения очень многое меняется, и эти
группы уже не могут по-старому вести свой "бизнес".
Я полагаю, для того, чтобы
результат реформирования системы здравоохранения был более четким и вызывал
одобрение, депутатам-членам профильного комитета нужно было общаться со мной и
с Минздравом. Например, в последний раз глава комитета на коллегии министерства
критиковала нас за то, что мы не делаем то, что мы уже сделали несколько недель
назад, а информация об этом была обнародована на сайте. Так что такие вещи тоже
встречаются.
В то же время в принципе
критика – это абсолютно нормальная вещь. Главное, чтобы все понимали: сдвинуть
процесс с мертвой точки можно только если действовать сообща. Когда критикуют и
говорят, что Минздрав что-то делает неправильно, нужно предложить правильный
вариант. А этого пока, к сожалению, я не видел.
Кстати, у меня также есть
небольшие претензии к комитету по вопросам здравоохранения. Это законодательный
орган, но за шесть месяцев я от него не увидел ни одной законодательной инициативы.
Они должны писать законы, а не только критиковать Минздрав. Минздрав - это
исполнительная власть и есть какие-то моменты, когда исполнительная власть
предлагает изменения, но законами, в первую очередь, должна заниматься
законодательная власть – парламент и профильный комитет.
Вопрос:
Вас критикуют за то, что вы не развиваете стратегию, которую подготовила
Стратегическая совещательная группа (СДГ), в состав которой вы входили до
прихода в Минздрав. Члены СДГ полагают, что вы забыли о совестной проделанной
работе...
Ответ: Стратегия была написана,
одобрена, принята и вывешена на сайт Минздрава уже давно. Если члены СДГ
почитают подготовленные нами документы, они удивятся тому, насколько полно в
этих законопроектах применены разработки СДГ.
Вопрос:
Есть ли у вас взаимопонимание с Кабмином?
Ответ: У нас очень хорошие
взаимоотношения с премьер-министром. Мы презентовали ему нашу концепцию, с его
стороны была 100%-ная поддержка. Он хорошо понимает тему, быстро выхватывает
самые главные моменты, быстро разбирается. Мы находили с его стороны понимание
и тогда, когда я еще не был министром, и сейчас. Думаю, Кабмин сегодня работает
намного лучше, чем в начале года. В декабре-январе мы еще друг друга не знали.
Сейчас очень хорошо налажены коммуникации. Если будет такая динамика, реформы
будут.
Вопрос:
Почему вы не озвучиваете кандидатуру на должность главы Гослекслужбы и почему
глава Гослекслужбы до сих пор не назначен?
Ответ: Мы выбрали кандидата. Я
лично два дня проводил интервью более чем с 30 кандидатами. Мы выбрали шесть
кандидатур, которые мне понравились. Из этих шести я выбрал одного, чью
кандидатуру мы подали на рассмотрение Кабмина. В ближайшее время Кабмин одобрит
или не одобрит ее.
Вопрос:
Эта кандидатура согласована с фармацевтической общественностью?
Ответ: Откровенно говоря, мое
мнение: фармацевтическая общественность должна заниматься своим делом –
фармацевтическим производством, независимо от того, кто будет возглавлять
Гослекслужбу. Глава Гослекслужбы – это не главное. Главное, чтобы была система,
на которую не влияет, кто именно возглавляет эту службу.
Когда мне предлагают сравнить
ситуацию здесь и в Грузии, я всегда отвечаю, что в Грузии тоже были
заинтересованные бизнесы, но никому и в голову не приходило вмешиваться в
назначения главы департамента, какого-то заместителя министра или главы
госслужбы. Это говорит не о том, что в Грузии бизнес был пассивен, а о том, что
в Украине очень субъективная система, которая зависит о того, кто стоит во
главе, а не от закона.
Поэтому бизнес в Украине считает, что он
должен влиять на назначения. Это нужно менять – когда будут реализованы наши
инициативы, не будет иметь значения, кто начальник Гослекслужбы. Возвращаясь к назначению, скажу, что кандидат
на должность главы Гослекслужбы будет проходить собеседования в Кабмине с
премьер-министром, который и будет его назначать.
Вопрос:
Чем этот кандидат на должность главы Гослекслужбы показался вам лучше других?
Ответ: Для меня было несколько
основных критериев. Первое, чтобы у человека не было никаких порочащих его
связей с фарминдустрией. Второе: нужен был человек, который был бы хорошим
функционером и управленцем, который понимал бы работу и задачи службы. Третье:
это опять таки должен был быть максимально незаангажированный человек.
Я изучал информацию обо всех
кандидатах, искал в Интернете, звонил, расспрашивал. Например, были хорошие
кандидаты, у которых оказывались фирмы, занимающиеся регистрацией лекарств,
поэтому я их отбраковывал. Я спрашивал кандидатов буквально: "Я читал о
вас то-то и то-то. Это правда?" Они мне отвечали, старались объяснить, что
и как.
Такой подход я считаю абсолютно
нормальным. Так нужно делать. Конечно, я могу ошибиться - никто не застрахован
от ошибок, но ошибся я или оказался прав, увидим уже довольно скоро.
Вопрос:
Недавно на фармацевтическом рынке разразился скандал вокруг следственных
действий СБУ и МВД в представительстве японской фармкомпании "Такеда"
и ее партнера - украинской компании "Кусум Фарма". Речь шла о якобы
незаконной регистрации препарата "Актовегин", одного из самых
продаваемых ан украинском рынке. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
Ответ: Я не могу
прокомментировать эту ситуацию, поскольку в Минздрав по поводу этого конфликта
никто не обращался. СБУ и прокуратура нам ничего не сообщали, а сама компания
"Такеда" по этому вопросу с нами также не общалась.
Вопрос:
На фармрынке существует мнение, что все возникающие конфликты - результат
целенаправленных действий одной компании, которая хочет подмять под себя весь
фармрынок Украины и даже управляет Минздравом через вашего первого заместителя.
Что вы думаете по этому поводу?
Ответ: Эти мифы я развеиваю
последние шесть месяцев. Пусть хоть кто-нибудь приведет мне хоть один факт
того, как мой первый заместитель управляет мной или как кто-то управляет мной или
моим заместителем. Пока никаких конкретных фактов ни мне, ни кому-либо другому
никто не предоставил. Если же у каких-то компаний возникает конфликт, в котором
принимает участие СБУ или прокуратура, то причем тут Минздрав? Нужно задавать
вопросы СБУ и прокуратуре.
Понятно, что крупные компании
пытаются подстраивать рынок под себя. Так происходит не только в Украине - это
мировая практика. Компании между собой борются всегда, используя разные методы,
а государство выступает в роли судьи и регулятора, который стоит на страже
интересов пациентов, чтобы конкурентная борьба компаний не навредила
потребителям.
Поэтому очень важно, чтобы в
Украине Минздрав не стал каким-то орудием в руках какой-то фармкомпании или
бизнес-группы. И когда произойдут системные изменения, которые мы сейчас
предлагаем, ни Гослекслужба, ни Минздрав не смогут быть орудием в руках
заинтересованных групп. Пока, к сожалению, получается: если "твой"
чиновник сидит на какой-то должности, то он может влиять на конкурентов. И нужно
не только менять этих чиновников, но и менять систему, чтобы исключить такую
возможность.
Например, если сроки на выдачу
какого-то документа составляют от 90 до 240 дней, это дает возможность
чиновнику решать, кому дать 90, а кому 240. Регуляции, дающие чиновнику
возможность манипулировать, нужно убирать, поскольку они порождают
коррупционную составляющую, которая и дает возможность крупным компаниям влиять
на процесс.
Вопрос:
Эти регуляции можно убирать приказами Минздрава или нужно менять законы?
Ответ: Многие из таких
регуляций идут на уровне закона. Законов Украины очень много, они регулируют
очень узкие сферы, а регуляции расписаны очень детально. В принципе, у
исполнительной власти не остается никакого пространства для маневра.
Та же проблема - в
исполнительной власти, когда многое решается на уровне Кабмина, а у Минздрава
есть очень немного возможностей что-либо менять: приходится оперировать
изменениями постановлений или законов, которые приходится очень долго со всеми
согласовывать. Были ситуации, когда премьер давал поручения, а мы не могли их
выполнить два месяца, поскольку такая система – бумаги "ходят" по
кругу.
Вопрос:
Приходится ли в вопросах проведения реформы сталкиваться с сопротивлением
медиков? Есть противостояние с клиниками или все-таки вас поддерживают?
Ответ: Думаю, что поддерживают.
Я был в разных больницах, в разных областях, говорил с разными людьми.
Процентов 90% медиков, включая главврачей, поддерживают необходимость
изменений. Они понимают, что дальше так нельзя жить. Недовольные, конечно же,
будут. Я жду некоторого сопротивления от главных врачей, которые сидят на
потоке денег и не захотят отойти от этого. Но есть и огромное количество
главврачей, которые ожидают изменений в системе здравоохранения и чье мнение
пересилит мнение недовольных.
Думаю, именно автономия клиник
позволит расставить все на свои места. Минздрав не будет увольнять недовольных
- государство должно отходить от монополии управления здравоохранения, мы
должны быть закупщиками услуг, а сеть должна эти услуги предоставлять по
тарифам, которые государство будет оплачивать. Финансовые решения, конечно,
будут находиться под контролем Минздрава, но управлением будет заниматься сама
клиника.
Сегодня, например, я подписал
около 300 документов, среди которых много таких, которые можно было бы принять
на уровне отдельных клиник. Автономизация клиник позволит им финансово
развиваться и самостоятельно принимать решения.
Вопрос:
Когда будет готов расчет стоимости медуслуг?
Ответ: Расчет делается в рамках
протоколов лечения с учетом того, какие манипуляции нужно провести при
определенном протоколе и сколько может стоить такая мунипуляция. Это будет
объединение украинского и европейского решения, адаптация европейских
протоколов. Впрочем, в медицине нет национальных протоколов – все лечат
согласно достижениям мировой науки по одному сценарию.
Но чтобы рассчитать правильно,
нужен не только протокол, но и статистика. Многие обижаются, когда я говорю,
что в украинской медицине нет статистики. Но то, что у нас есть, устаревает,
как минимум, на шесть месяцев, а чтобы правильно реформировать систему,
статистику, нужно получать в режиме он-лайн, а для этого нужны современные
технологии.
Все страны, прошедшие через
реформу, внедрили электронную систему управления. Когда закупщик –
государственный орган, который платит за услуги, получает электронный счет от
больницы и оплачивает. Чтобы сделать то же самое в Украине, нужно сначала
внедрить электронную систему, собрать всю информацию в единое целое, а уже
затем осуществлять расчеты. Думаю, чтобы это сделать, нужно, как минимум, год.
Впрочем, такая работа уже
началась. У нас этим займется очень сильная команда, которая начнет работать к
концу июня. В работе, которую им предстоит проделать, нет ничего уникального,
поэтому мы постараемся все сделать быстро.
В рамках этой работы будет
создан единый реестр пациентов, электронные базы докторов, будет проведена
паспортизация всех клиник, больниц скорой помощи. Это - обязательно, поскольку
без этого невозможно реформирование и страховая медицина. Таким образом, в
течение года мы поймем, сколько стоит медицинская услуга. Сейчас пока мы
понимаем только, что тратим на здравоохранение 59 млрд грн.
Вопрос:
В паспортизации клиник также примут участие частные и ведомственные клиники?
Ответ: Официально паспортизация
государственных клиник началась 1 июня. Надеюсь, что реально она может начаться
к концу июня. Специалисты будут проверять, что есть в клинике из того, что
должно быть, а что не работает.
Ведомственные и частные клиники
тоже пройдут паспортизацию. Конечно, частные клиники могут отказаться от
участия в паспортизации, но тогда они не смогут рассчитывать на получение
бюджетных средств - если у нас не будет полной и проверенной информации о
клинике, мы не будем включать ее в государственное финансирование.
Вопрос:
По вашему мнению, какое место частная медицина должна занимать в системе
здравоохранения в Украине?
Ответ: По имеющейся у меня
информации, доля частной медицины в системе здравоохранения в Украине - всего
3%. Это очень мало. Многие европейские страны каждый год уменьшают долю
государственной медицины. Содержать сегодня клинику очень дорого, нужно
обновление технологического оборудования, повышение квалификации врачей.
Таким странам, как Украина,
которые находятся в переходном периоде, сейчас тяжело элементарно содержать ту
сеть медицинских учреждений, которая существует на сегодня. Поэтому важно,
чтобы в системе здравоохранения появлялись частные деньги. Это не значит, что
кто-то должен покупать какие-то клиники, это значит, что клиники должны иметь
возможность привлекать частные деньги, принимать их на свои счета и расходовать
по своему усмотрению, например, за аренду и лизинг аппаратуры на 4-5 лет. Это
то, что для государства очень тяжело, дорого и создает возможности для
коррупции. В результате главврач за счет бюджета "выбивает" себе
дорогостоящее оборудование, а затем оказывается, что оно не установлено и не
используется годами. А когда клиника сама будет распоряжаться своими деньгами,
оно точно будет работать.
Вопрос:
Что вы будете делать, если окажется, что в тендерах 2015 года победили те же
компании, которые побеждали в прошлые годы, завышали цены и не выполняли свои
обязательства?
Ответ: Мы сделаем все, чтобы
этого не допустить. В идеале, я полагаю, нужно сделать "черный список"
компаний, которые не должны допускаться к торгам не только в Минздрав, но
вообще где бы то ни было. Кроме того, должны быть четкие критерии компаний,
которые могут принимать участие в госзакупках.
Кроме того, я не понимаю, когда
компании-производители, иностранные компании, которые имеют в Украине
представительство, не участвуют в торгах, а тендеры выигрывают посредники –
такие тендеры не могут быть дешевле.
Поэтому мы обошли все
фармкомпании и всех пригласили к участию в торгах. Мы обещали, что будем совершенно
открытыми, прозрачными, не будем "делать схемы". Фармкомпании
ответили, что посмотрят, как будут происходить процессы.
Т. е., если мы увидим у
компании нехорошую историю с закупками, мы постараемся ее отсеять от тендера.
"Черный список" для стран с переходной экономикой – вещь необходимая.
Это касается не только фармацевтики, но и строительства, и компаний,
предлагающих какие-то услуги госорганам. В Грузии работал "черный
список", и это было очень эффективно. Я не знаю, кто его должен
сформировать и как сделать, чтобы он был легитимным, но он должен быть.
Коррупция в системе
здравоохранения в Украине достигла того уровня, что с нами не хотели работать
даже международные организации - ЮНИСЕФ или ВОЗ. Они боялись и считали, что все
интересы в госзакупках уже перераспределены. Мы их убеждали переговорами,
уговорами, встречами, пытались сделать так, чтобы они могли поверить в то, что
Украина - это страна, которая готова меняться и проводить реформы.
Вопрос:
Есть несколько непопулярных в СМИ тем, касающихся сферы здравоохранения, в
частности, трансплантология или медицинский туризм. Минздрав планирует
заниматься этими вопросами?
Ответ: Трансплантология в
Украине – это полная катастрофа. Сегодня украинские пациенты и украинские
хирурги уезжают за границу, чтобы там проводить операции. А мы из бюджета
оплачиваем эти операции, которые осуществляются в зарубежных клиниках. Это
абсолютно не понятная для меня вещь. Нужно менять законы, чтобы украинские
врачи могли делать трансплантации украинским пациентам в своей стране.
Что касается медицинского
туризма. В Украине есть огромное количество клиник, которые принимают
иностранных пациентов, и это нужно развивать. Но для этого нужно, чтобы не было
войны, чтобы иностранные пациенты видели: здесь спокойно.
В целом я убежден: Минздрав
должен заниматься как раз такими стратегическими вопросами, как развитие
трансплантологии и медтуризма, а не распределением квоты спирта или закупками.
Функции министерства – это стратегия, развитие отрасли, новые технологии.
Надеюсь, что если не в моей карьере министра, то после меня кто-то этим
займется.
Вопрос:
Как вы относитесь к тому, что вас могут уволить?
Ответ: Если не будут идти
реформы, то я просто не вижу себя в роли министра. Мне непонятно, чем бы я мог
заниматься, если все остается по-прежнему. Мне непонятно, чем я буду
заниматься, если Верховная Рада уйдет на каникулы, не приняв подготовленный
нами пакет законов о реформировании. Его нужно проголосовать до каникул, иначе
время будет упущено.
Но я не хочу уезжать и просто
уходить с должности. Я хочу сделать хотя бы первый шаг в направлении реформы. Я
еще раз повторю: реформа – это процесс, который должен проходить постоянно.
Главное, чтобы люди, которые будут после меня, продолжали генеральную линию в
развитии здравоохранения, чтобы не было возможности развернуть ситуацию в
обратную сторону. А кто будет министром - это второстепенная вещь.
Вопрос:
Вам предлагали взятки?
Ответ: Нет. Я сразу сказал, что
ничего брать не буду, возможно, поэтому и не предлагают. Если предлагают
"нематериальные" блага, например, какой-то круиз на два дня, я тоже
отказываюсь, потому что не хочу быть зависимым. Если ты принимаешь какую-то
ценность, которую тебе предлагают не по-человечески, а из-за твоей должности,
ты попадаешь в зависимость. Я никому ничего не должен.
Не могу сказать, что меня не
интересуют материальные ценности, но я не хочу из-за них загубить свою карьеру
и репутацию. Сейчас я могу сделать хорошее дело, например, изменить систему,
чтобы она работала без взяток и по закону – такой шанс выпадает раз в жизни.
Вопрос:
Вы довольны тем, что стали министром здравоохранения Украины?
Ответ: Мне тяжело. Я даже принял
решение не перевозить сюда семью, потому что если бы перевез, я бы все время
проводил на работе. Поэтому мне легче вырваться к родным на выходные. В то же
время в должности министра очень интересно. Я человек, который знает свою цель
и старается довести дело до конца. Когда увижу, что система изменилась, я
пойму, что выполнил свою задачу. Впрочем, я не вижу себя в политике. Я не люблю
политику. Вообще.
Комментариев нет:
Отправить комментарий