суббота, 12 января 2019 г.

АХ, ЧАВЕЛА! Его носили на руках после концертов, выстилали цветами путь к автомобилю…



Николай Сличенко. Единственный  из   цыган,  удостоенный   звания  «Народный  артист   СССР».   Лауреат   Государственной   премии   СССР.  Педагог   и  певец.  А   еще  он  художественный   руководитель  театра   «Ромэн»,   единственного  профессионального  цыганского  театра   в   мире. Имя Николая Сличенко гремело на весь СССР.
Актер, режиссер, певец, голос которого знали миллионы поклонников музыки в Советском Союзе и за рубежом. Его носили на руках после концертов, выстилали цветами путь к автомобилю.
Родился 27 декабря 1934 года под Белгородом, по другим источникам — 21 декабря в Белгороде в семье оседлых цыган-сэрвов. Часть детства пришлась на Великую Отечественную войну. Во время неё Николай потерял многих родных: в частности, отца  расстреляли на его глазах в 1942 году.
После войны семья поселилась в цыганском колхозе в Воронежской области, тогда Николай услышал о существовании цыганского театра в Москве.
В 1951 году Николая приняли в театр «Ромэн» артистом вспомогательного состава, где он работал с ведущими актёрами театра, среди которых: Ляля Чёрная, М. В. Скворцова, С. И. Андреева, М. И. Черкасова, С. Ф. Шишков, И. И. Ром-Лебедев, В. Ф. Бизев, Н. Г. Нарожный, С. С. Золотарёв, И. В. Хрусталёв.
В 1952 году на выездном спектакле «Четыре жениха» по пьесе И. Хрусталёва в Загорске (сегодняшний Сергиев Посад) ему довелось сыграть роль Лексы, заменяя заболевшего актёра Сергея Фёдоровича Шишкова. Позднее, по мере взросления, сыграл в этом спектакле ещё и роль Бади.
В дальнейшем Николая Алексеевича начали вводить в спектакли текущего репертуара; всего к данному моменту он сыграл свыше 60 ролей в родном театре, снялся в ряде фильмов, в том числе в картинах «В дождь и солнце», «Мой остров синий», «Свадьба в Малиновке».
В 1972 году окончил высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (ныне — РАТИ), где учился у народного артиста СССР А. А. Гончарова.
В 1977 году стал главным режиссёром театра «Ромэн». В театре, в кино, на эстраде Сличенко исполняет цыганские, эстрадные песни, старинные романсы.
Создал на базе Музыкального училища имени Гнесиных студию подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн», открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте имени Бориса Щукина.
Сличенко — художественный руководитель знаменитого цыганского театра «Ромэн», единственного в мире профессионального цыганского театра.
Семья
•Первая супруга — Сетара Ахмедовна Казымова (род.19 октября 1931 в Москве; служила в театре «Ромэн», позже танцевала в цыганском ансамбле «Буревестник»). Были в браке с 1952 по 1960 год.
•Сын — Алексей.
•Вторая супруга — Тамилла Суджаевна Агамирова (род. 21 мая 1928 года), народная артистка РСФСР (1988), актриса театра «Ромэн» и кино.
•Трое детей. Дочь — Тамилла Сличенко (род. 1963), актриса театра «Ромэн»
•Племянница — Заслуженная артистка России Ольга Янковская; прима «Ромэн»
•Внук — Николай Сличенко; певец, участник проекта «Фабрика звёзд-3»             
Новохоперские цыгане отмечают  Международный день цыган, который  бывает  8  апреля. Они накрывают столы и вспоминают, как помогли народному артисту СССР  Николаю Сличенко.
В Новохоперском районе проживает немало представителей этой национальности. В 30-х годах здесь, в поселке Дубовое, даже был образован цыганский колхоз «Лоло Октябрь» («Красный октябрь»). Несколько лет в нем прожил Николай Сличенко. Вот что он сам вспоминал в одном из интервью:
- Во время войны из Харькова мама отправила меня в цыганский колхоз «Лоло Октябрь» - был такой в Новохоперском районе Воронежской области. Надеялась, что там я хоть немного отъемся. В колхозе жили мои родственники - не близкие, но родная кровь. В этой деревне меня приняли, приютили: в каждом доме я был как сын, как брат. Мне давали кусок хлеба, усаживали с собой за стол. Потихонечку я там рос, помогал взрослым, был учеником кузнеца.
Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала - ну и я старался от остальных не отставать. И чем больше взрослел, тем чаще мне говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву - есть там театр «Ромэн». Шел не то 49-й, не то 50-й год - мне уже было тогда 16 лет, и я понимал, что все это несбыточные мечты. Но мысль стать артистом запала в душу, и как-то я спросил: «А как мне туда добраться? Каким образом дойти до Москвы?». И тут седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?». Колхозники ведь тогда зарплату не получали, за галочки работали. Несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Таким вот образом меня собирали в дорогу. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в вагон. Билет был в один конец.
А вот что вспоминает жительница Воронежа Нина Анисимовна Горшнева (в девичестве Сиднивец). В поселке Дубовое она родилась и работала там учительницей в цыганской школе:
- Колю Сличенко я помню. Он приехал в колхоз вместе с дедушкой. Поселились харьковчане в доме известного цыгана, снявшегося в фильме «Последний табор». Мальчишкой Коля был озорным и веселым, хорошо пел и танцевал. Вместе с ним и другими ребятами мы давали концерты для полеводческих бригад.
В Новохоперском районе до сих пор живут потомки председателя колхоза Михаила Боброва, который отправлял Сличенко в Москву.
- Дед в цыганском колхозе был в большом почете. Цыгане, конечно, не всегда стремились работать, иногда могли сказать председателю: «Подожди, у нас свои дела». Но он следил за этим строго. Его слушались, - рассказал внук Михаила Боброва Юрий. - У многих за работу и почетные грамоты были, и вымпелы разные. У дела было 9 детей. И Сличенко он приютил. А когда тот уезжал в Москву, отдал ему свои сапоги. Когда Сличенко учился в Москве, цыгане передавали ему гостинцы. Дед умер в 1962 году. Похоронен в Кочерге. Конечно, он уже знал, что Сличенко достиг успеха. И радовался этому.
Председатель цыганского колхоза Михаил Иванович Бобров чуть-чуть не дожил до того дня, когда Николай Сличенко вернулся в Новохоперск и дал в клубе железнодорожников один-единственный концерт. Было это в начале 70-х годов. Клуб был переполнен. Воспоминания о том концерте новохоперцы хранят до сих пор.  Новохоперские цыгане очень гордятся тем, что помогли Николаю Сличенко
Николай Сличенко и Тамилла Агамирова: более   полувека   вместе
Главный цыган СССР...
 Имя Николая Сличенко гремело на весь СССР. Актер, режиссер, певец, голос которого знали миллионы поклонников музыки в Советском Союзе и за рубежом. Его носили на руках после концертов, выстилали цветами путь к автомобилю. Одна знаменитая оперная дива сказала, что готова положить жизнь к его ногам. Поклонницы безнадежно вздыхали, а он всю жизнь боготворил только одну женщину.





Очи страстные
Тамилла Агамирова, юная выпускница Бакинского театрального института, давала концерты в Свердловске, куда на гастроли приехал цыганский театр "Ромэн". Легендарная Ляля Черная познакомилась с девушкой в отеле и, еще не подозревая, что перед ней профессиональная артистка, уже сыгравшая графиню в фильме "Дон Кихот", разглядела в девушке истинный талант.
Черная пригласила Тамиллу на просмотр, после чего Агамирову единогласно приняли в труппу театра. Она без труда завоевала сердца художественного совета, и это неудивительно. Тамилла Агамирова, азербайджанка с царской статью, была невероятно прекрасна. В ее лике было столько величия и внутреннего света, так много женственности и утонченной грации, таинственного восточного величия... Она обладала не только музыкальным талантом и пластичностью, но и хорошей актерской школой. В театр пришла подлинная звезда с небывалым творческим потенциалом, которая могла сыграть и в древнегреческой трагедии, и в современной пьесе.
Вскоре Тамилла стала первой актрисой “Ромэн”, много и успешно снималась в кино, была обожаема поклонниками, когда в театр пришел начинающий актёр Николай Сличенко.
Главный цыган
До всенародного признания Сличенко пришлось пройти нелегкий путь. Родился он в семье оседлых цыган под Белгородом. Детство мальчика пришлось на войну. На глазах у Коли фашисты расстреляли его отца. Много лишений пришлось испытать семье, пока их не приняли в колхоз. Когда Николай услышал о существовании цыганского театра в Москве, он, не задумываясь, поехал на прослушивание, и был принят в труппу. Однако, несколько лет ему пришлось работать артистом вспомогательного состава.
Как-то на одном из праздников театра, буквально без подготовки, акапелла, Сличенко спел цыганский романс. В зале все замерли, затем тишина взорвалась бурными аплодисментами. У некоторых даже выступили слезы. Еще бы: держать такой талант на вторых ролях...
С тех пор творческая карьера артиста резко пошла вверх. Он снялся во многих фильмах, сыграл более 60 ролей в родном театре, прославился как исполнитель эстрадных, цыганских песен и старинных романсов. В народе его прозвали "главным цыганом Советского Союза".
В 1977 году Сличенко стал главным режиссером театра "Ромэн". Этот "храм искусства" уникален тем, что является уникальным в своем роде, профессиональным цыганским театром в мире.  Актер признается, что "Ромэн" - это вся его жизнь. Здесь он провел больше полувека, а главное - встретил свою любовь.
Неразлучные
В цыганском театре родился не только крепкий творческий союз, но и семья, которая более чем за пятьдесят лет не утратила нежных чувств друг к другу. Тамила и Николай могут часами молча смотреть на огонь в камине в своем загородном доме, молчать, но только бы быть рядом, чувствовать тепло и видеть родные глаза. У пары уже взрослые дети, много внуков и правнуков, но жена и сейчас - его муза, а он - ее оплот.
Николай вспоминает, что сначала им с Тамиллой пришлось жить в крохотной комнатушке в коммуналке. На свадьбу денег не было, потому что в театре платили сущие гроши. Но была любовь. И еще ощущение, что в предыдущей жизни они тоже были вместе. Так у них все дружно получалось: вдвоем налаживали семейный быт, четко распределив обязанности по дому, вместе растили детей, давая отдохнуть друг другу, когда малыши не давали ночью спать. Вместе строили дачу, сажали деревья...
Говорят, что на какое-то время надо расставаться, чтобы сохранить чувства, но это не тот случай. Сличенко рассказывал, что, уезжая на гастроли, безумно тосковал по жене. Однажды ей срочно сделали визу за границу, чтобы он не разорвал контракт.
Они всегда все делали вместе, даже в вечернюю школу вместе ходили. Тамилла так же села за парту, хоть уже имела высшее образование. Она знала, что Николаю, которому война помешала получить аттестат, будет легче, если они начнут учиться вместе.
С тех пор, где бы он ни давал выступления, она всегда находилась подле него. Тамилла тихонько стояла за кулисами, слушая, как Николай поет, а зал буквально рыдает, но слова песни обращены к ней, хранительница его очага, женщине, которая каждое мгновение с ним: и в горе, и   в  радости.
8 мифов о цыганах.
 Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. «Моя Планета» решила разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.
 Цыгане — кочевой народ
 Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами.
Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.
 В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).
 У цыган есть барон
 Флорин Чоаба был известным цыганским бароном и «королем всех цыган». Он скончался 18 августа 2013 года.
Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.
 Цыгане умеют гипнотизировать и гадать
 Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение — яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.
 Цыгане — единый народ.
 Родиной цыган принято считать Индию
  Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.
 Мужчины-цыгане носят серьги.
 Цыгане не работают и не учатся
 Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн"), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.
 Цыгане никогда не служили в армии
Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.
 Цыганки — вольнолюбивые
 Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.
Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов
38 фактов о цыганах
 1. «Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.
2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т. ч. литература.
3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.
4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).
5. Поскольку цыгане группы рома — европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.
6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19–20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т. е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.
7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита. Этнически, цыгане являются потомками ариев, с дравидийской примесью (дравиды — коренное население Индии, завоёванное ариями, одна из древнейших владевших письменностью культур, на момент завоевания была более развита, чем культура кочевников-ариев).
8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индусы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дом» в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.
9. Византию цыгане покинули в период завоевания её мусульманами, в надежде получить помощь от единоверцев-христиан (наивные были люди и времена). Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.
10. Есть гипотеза, что прозвище «египтяне» цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово «цыгане»: «атсингане». Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли «рома» и сами себе дали прозвище «кале», т. е. чернявые, смуглые
11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.
12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).
13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.
14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.
15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.
16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган — III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.
17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в каннибализме.
18. В 18–19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.
19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.
20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.
21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.
22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.
23. Цыгане — известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т. п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа). Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев».
24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).
25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т. ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Боб Хоскинс, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую культуру.
26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.
27. По данными МВД, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация с цыганскими мошенничествами и наркоторговлей и в России.
28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.
29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.
30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Словакии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.
31. Одно из самых интересных цыганских понятий — это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.
32. Короткие волосы у цыган — это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.
33. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.
34. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
35. Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган — ёж, жареный или тушёный.
36. Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.
37. Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ» (цыгане не «акают») и значение «деньги».
38. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
Киевский   театр   «Романс»
Первый и единственный в Украине государственный профессиональный цыганский театр, работающий в жанрах музыкальной драматургии, классического романса и национального фольклора. Основан в 1993 году Игорем Крикуновым, некогда ведущим актером московского театра «Ромэн». Ныне Крикунов - заслуженный артист Украины, художественный руководитель театра, режиссер, актер театра и кино, исполнитель цыганских песен, педагог, общественный деятель.
За последнее десятилетие театр «Романс» неоднократно награждался почетными наградами и дипломами: орденом Николая Чудотворца «за приумножение добра и мира на земле», «Золотой медалью» Международного московского цыганского фестиваля «На рубеже веков», дипломом лауреата фестиваля «Кхаморо» (Чехия), дипломом международного фестиваля «Театр III-го тысячелетия» (Украина), дипломом XXXV Международного фестиваля искусств «Криница» (Польша) и др.
Но самая большая, даже по названию, гордость театра - Большая золотая медаль, завоеванная на московском фестивале «На рубеже веков» в 2000 году. В 2003 году «Романсу» присвоен статус государственного.
В репертуаре театра - не только театрализованные программы, но и музыкально-драматические спектакли: «Цыганская муза» по произведению украинской поэтессы Лины Костенко, мюзикл «Цыганы» по произведениям А. Пушкина и Гарсиа Лорки (в нем, кроме актеров театра, заняты звезды украинской эстрады Ани Лорак, Дима Климашенко и Оксана Хожай), «Легенда о скрипке» – спектакль в инсценировке худрука театра, в котором автор соединил между собой мир музыки великого Паганини и мир цыганской музыки через уникальный музыкальный инструмент – скрипку.
Визитной карточкой театра «Романс» является концертная программа «Та песнь, что любишь ты…», составленная из лучших произведений цыганского музыкального искусства. Благодаря деятельности Игоря Крикунова в Украине с 2000 г. проводится международный фестиваль цыганского искусства «Амала».
За это время в фестивале приняло участие более 100 коллективов и исполнителей 20 стран: Ида Келарова (Чехия), Росарио и Рамиро Лопес (Испания), Джаго (Польша), группа «Амала» (Словения), Бейла Горват (Украина), ансамбль «Мэрцишор» (Молдова), В репертуаре - не только театрализованные программы, но и музыкально-драматические спектакли и др. Киев
Источник: http://primetour.ua/ru/excursions/theatre/TSyiganskiy-muzyikalno-dramaticheskiy-teatr--Romans-.html
Источники: romanykultury.livejournal.com и ibigdan.livejournal.com

По   материалам   интернета   подготовил   Николай   Зубашенко
Опубликовано: http://ukrvedomosti.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий