Афганистан, расположенный в самом сердце Азии, давно привлекал внимание историков и археологов своими древностями, но широкомасштабные археологические раскопки начались здесь лишь после Второй мировой войны. Одна из особенностей древней истории Афганистана – наличие в ней различных культур, одной из которых являлась бактрийская цивилизация.
До сравнительно недавних
открытий никто из ученых не предполагал, что в Бактрии существовал своеобразный
очаг древней металлургии. Сотни медно-бронзовых изделий: орудия труда и
всевозможные украшения, тяжелые церемониальные топоры со скульптурными
изображениями птиц, животных и людей, золотые и серебряные сосуды с чеканными,
гравированными сценами – все это выходило из древних бактрийских мастерских.
В 1978—1979 годы на севере
Афганистана, на холме Тилля-тепе, производились раскопки, во время которых
археологи обнаружили богатый некрополь с княжескими, а может быть, и царскими
погребениями.
В шести могилах было найдено
около 20 000 золотых изделий, большинство из которых составляли небольшие
золотые бляшки, некогда нашитые на погребальные одеяния. Эти бляшки, разных
форм и размеров, нередко были инкрустированы вставками из бирюзы, лазурита и
сердолика.
Все погребенные были похоронены
в богатых одеждах, расшитых золотым шитьем с нанизанными на золотые нити
жемчужинами. Одежды покойных застегивались на груди золотыми застежками,
которые были сделаны миндалевидной формы или в виде массивных двойных дисков,
инкрустированных бирюзой.
Одна из найденных застежек
представляет собой две одинаковые половинки из золота, отлитые в виде обнаженных
амуров, сидящих на рыбах, которым были приданы черты дельфинов. На головах рыб
сохранились пышные султаны, инкрустированные выпуклыми бирюзовыми вставками;
бирюзу и лазурит древние мастера использовали и для передачи рыбьей чешуи,
плавников и хвостов. Во рту у одной из рыб был зажат крючок, а у другой –
петля, с помощью которых обе половинки застежки соединяли рубаху у горла.
Сидящие верхом на рыбах амуры
одной рукой держатся за рыбьи султаны, вторая рука у них поднята вверх. Пухлые
лица амуров с отвислыми щеками и чувственно припухлыми губами далеки от тех
античных эротов, какие резвятся среди морских волн. Правда, в погребениях
Тилля-тепе были найдены такие же амурчики, сидящие на спинах дельфинов, но уже
имеющие за спиной крылышки.
Головы почти всех усопших
покоились в золотых и серебряных чашах; одна из них была в форме греческого
фиала, на котором была древнегреческая надпись. К верхней части надписи древний
мастер приклепал золотое деревце и небольшую фигурку горного козла. Деревце
имело прямой ствол, от которого отходят извивающиеся ветки, унизанные
жемчужинами (видимо, имитирующими плоды).
Небольшая пустотелая статуэтка
горного козла, стоящего в спокойной, даже горделивой позе, является подлинным
шедевром бактрийского искусства. Его чуть горбоносая морда с тонкими прожилками
и бугорчатыми мускулами щек сверху венчается сильно закрученными рогами; тонкие
уши-лепестки лишь подчеркивают почти царственный поворот головы архара;
изогнутая шея спереди украшена косматой головой. Ученые предположили, что эта
статуэтка являлась частью более сложной композиции, так как у архара были
кольца, на которые опираются его копытца, а также помещенная между рогами полая
трубочка.
В погребениях Тилля-тепе
археологи нашли короны и высокие головные уборы типа тиары. Так, например,
голову одной усопшей венчала золотая корона удивительно тонкой работы. Корона
была составлена из пяти резных пальметок, укрепленных в основании на широкой
ленте. Каждая из пальметок вырезана в форме стилизованного дерева, на ветвях
которого уютно примостились птички. Всё вместе (пальметки и лента) украшались
золотыми цветочками, богато орнаментированными жемчугом и бирюзовыми вставками.
Корона была на женщине, и это
еще раз подтверждает то высокое положение, вплоть до царского, которое у кочевников
занимали женщины. В короне отразилась и более древняя (чем у бактрийцев)
восточно-иранская мифология, связанная с представлением о «священном дереве» и
собирающих семена птицах и нашедшая косвенное выражение в «Авесте».
С головных уборов спускались
массивные золотые подвески, одна из которых была отлита в виде двух протом
лошадей, мордами обращенных в противоположные стороны друг от друга. Гривы и
уши животных были инкрустированы бирюзовыми вставками, а вниз от подвески
спускались золотые цепочки, заканчивающиеся дисками или резными листочками.
Среди найденных в Тилля-тепе
предметов замечательными являются и золотые двусторонние серьги, отлитые в
весьма сложной форме. Обе стороны серег сохранили одинаковое изображение
государя, борющегося со стоящими по его бокам драконами. Властные, суровые
черты лица передают облик правителя с бесстрастными, по-рыбьи поставленными
глазами и прямым носом. На голову правителя надета высокая корона, а на лбу его
отмечено пятнышко «тика», что говорит о несомненном влиянии Индии, где этот
знак служил показателем высокого социального положения.
Из-под короны на царские плечи
легкими косыми прядями спускаются длинные, пышные волосы, шею, по
предположениям ученых, охватывала гривна. Торс правителя облечен в короткий,
свободно запахнутый кафтан, туго перетянутый в талии поясом. Расставленные в
стороны руки царя упираются в рогатых и крылатых драконов, лошадиноподобные
морды которых изображены с широко раскрытыми пастями. Тела драконов (с
несколько неестественно вывернутыми назад ногами) украшены бирюзовыми,
лазуритовыми и сердоликовыми вставками.
Вниз от этой композиции,
причудливо переплетаясь, спускаются витые цепочки, образующие сетку, украшенную
фигурными бляшками с инкрустацией из кроваво-красного граната, голубой бирюзы и
синего лазурита.
Пальцы умерших были унизаны
золотыми перстнями. На одном из перстней изображалась богиня Афина, сидящая на
троне со щитом в руке. На перстне была сделана греческая (?) надпись,
выполненная в зеркальном отражении, что характерно для печатей, которыми
делались только личные оттиски.
Помимо описанных выше предметов, у многих погребенных были золотые ножны, железные кинжалы, золотые бляхи-фалары – украшения для конских уздечек, золотые плетеные пояса, а также золотые косметические сосуды со скульптурными фигурками, мелкие стеклянные и янтарные украшения, монеты…
Монеты и позволили ученым определить, что некрополь Тилля-тепе относится к рубежу нашей эры и скорее всего принадлежал правящему слою кочевников-кэчжей. Вероятнее всего, по их заказу и было сделано большинство ювелирных изделий местными бактрийскими мастерами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий