В начале 1950-х годов в СССР резко возрос спрос на патефоны, грампластинки, баяны и другие музыкальные инструменты. Особенно большим спросом у населения пользовались грампластинки с популярными в то время песнями «Мишка, где твоя улыбка?» и «Пять минут». Промышленность не могла обеспечить пластинками всех желающих. И как следствие, тут же стали плодиться теневые дельцы, которые в полукустарных условиях выпускали дефицитные пластинки и сбывали их в торговую сеть.
Расследованием этих махинаций поручили заняться лучшим сотрудникам столичного управления БХСС Федору Невзорову и Александру Данилову. Изучив ситуацию, оперативники выяснили, что сырье для кустарных пластинок похищается с Апрелевского завода в Подмосковье. А за матрицами, с которых затем штампуются пластинки, подпольные дельцы регулярно наведывались в Московский дом звукозаписи.
Поскольку в махинациях принимали участие десятки человек по всей стране, оперативникам столичного БХСС пришлось налаживать контакты с коллегами из других регионов и совместно разрабатывать операцию по задержанию дельцов. На жаргоне сотрудников БХСС операция получила название «Музыканты».
Для начала столичные сыщики выехали в те города Советского Союза, где, по оперативным данным, орудовали дельцы. Особенно часто в оперативных донесениях фигурировали Одесса, Львов, Чернигов, Харьков и Ростов-на-Дону. В каждом из этих городов Невзоров лично устанавливал тесные деловые контакты с коллегами, организовывал круглосуточное наблюдение за потенциальными преступниками, по крупицам собирал интересующую сыщиков информацию.
В Ленинграде аналогичную
работу проводил Данилин. А когда выяснилось, что в аферах участвуют дельцы из
Белоруссии и Прибалтики, Данилину пришлось совершить несколько служебных
поездок и в эти республики.
Суть этой напряженной оперативной работы сводилась к следующему: доказать, что сырье, которое отгружалось с Апрелевского завода грампластинок в адрес тех или иных предприятий и организаций, не соответствовало тому, о чем было указано в накладных документах. С этой целью оперативники отслеживали вагоны, в которых перевозилось сырье, и тщательно взвешивали контейнеры с пресс-порошком и таблетками.
Иногда в пути следования поезда останавливали, вскрывали вагоны, после чего специально приглашенные для этого эксперты определяли качество перевозимого сырья. Если определить на месте не получалось, пробы сырья отправлялись на исследование в Москву, в лабораторию научно-исследовательского института пластмасс.
В
результате, как и ожидали оперативники БХСС, оказалось, что содержимое многих
вагонов не соответствовало бумагам. По документам следовало, что с Апрелевского
завода куда-нибудь в Одессу или Харьков отправлено сырье низкого качества или
отходы, а в действительности это были высококачественные таблетки или
пресс-порошок, пригодный для производства грампластинок.
Итогом операции
«Музыканты» стал арест девяти работников Апрелевского завода грампластинок во
главе с заведующим производством Дорошенко и начальником отдела сбыта
Мироновым. В ходе следствия арестованные граждане признались, что за взятки
отгружали своим подельникам из других регионов высококачественное сырье в виде
порошка или таблеток, из которых, собственно, и делают пластинки. По документам
же это сырье оформлялось как отходы или сырье низкого качества.
Постепенно, друг за другом были ликвидированы все преступные группы, принимавшие участие в «музыкальных» аферах. В результате дело разрослось до масштабов общесоюзного, и заканчивать его пришлось следователям Прокуратуры Союза ССР.
В общей
сложности по делу о грампластинках было арестовано и привлечено к уголовной
ответственности более двадцати человек. У преступников было изъято денег и
ценностей на общую сумму пять миллионов рублей.
Открытые источники
Комментариев нет:
Отправить комментарий