среда, 20 марта 2024 г.

Конец добрососедства / Записки советника президента США по национальной безопасности


С Америкой граничат всего два государства – Мексика и Канада. Несмотря на хорошие отношения с обеими соседками, Мексика представляет для Америки в случае упадка гораздо большую угрозу – из-за своей политико-экономической неустойчивости.

Если на протяженной канадско-американской границе обстановка в основном спокойная, то американо-мексиканская граница, несмотря на небольшую длину, выступает очагом насилия и этнической напряженности, каналом наркотрафика, незаконной торговли оружием и нелегальной иммиграции, а также источником политической демонизации.

И хотя в экономическом отношении от Штатов зависят обе страны-соседки, ВВП которых примерно равны, около 15 % мексиканской рабочей силы трудится в Америке, а доля мексиканского населения, живущего за чертой бедности, в два раза превышает соответствующую долю канадского населения. Кроме того, внутренняя политическая динамика Мексики отличается большей нестабильностью, и ее взаимоотношения с Соединенными Штатами исторически складывались более бурно.

Поэтому если на Канаде упадок Америки отразится отрицательно, Мексику он ввергнет в тяжелый внутренний кризис с крайне пагубными последствиями для американо-мексиканских отношений.

За последние десятилетия Штатам и Мексике удалось наладить вполне благополучное взаимодействие. Однако их экономическая взаимозависимость и демографическая связь, сложившаяся за годы активной иммиграции мексиканцев в Штаты, а также общая для обеих сторон угроза безопасности, исходящая от трансграничного наркотрафика, еще больше усложняют отношения между двумя странами и делают их более зависимыми от влияния международных перемен.

Американцы привыкли принимать относительную стабильность Мексики как данность, не видя в ней прямой угрозы стратегическому положению своей страны и безопасности всего Западного полушария. Поэтому существенное ухудшение американо-мексиканских взаимоотношений и последующие события окажутся серьезным потрясением для американского народа, в большинстве своем не представляющего, насколько отличаются американская и мексиканская версии развития отношений между их странами в прошлом.

В американо-мексиканских отношениях присутствовали как конфликты, так и сотрудничество. Предпосылками к конфликтам зачастую служило усиление внутренней напряженности и политической неразберихи в Мексике, когда Америка опасалась наплыва беженцев, но при этом не упускала возможности расширить границы за счет более слабой соседки. 

Наиболее яркие примеры – непоследовательное и временами своекорыстное применение Штатами доктрины Монро; захватнические войны, закончившиеся в 1848 году присоединением Техаса, Калифорнии и юго-западных штатов (около половины тогдашней территории Мексики) и вильсоновская оккупация Веракруса во времена Мексиканской революции. С другой стороны, в результате сотрудничества обеих стран (а также Канады) было подписано соглашение НАФТА о создании зоны свободной торговли – крупнейшей в мире на сегодняшний день.

Два века подъемов и спадов в американо-мексиканских отношениях свидетельствуют о неотъемлемых трудностях в налаживании такого асимметричного сотрудничества. Опасения с обеих сторон, политическая нестабильность Мексики и периодические захватнические тенденции у американских властей часто рубили нормализующиеся отношения на корню.

Географическая близость только усложняла урегулирование, с одной стороны, делая более насущным экономическое сотрудничество и взаимодействие в области безопасности, а с другой – превращая политическую нестабильность и панику в препятствия для добрососедской взаимопомощи. Поэтому, учитывая всю эту череду больших компромиссов и острой напряженности, выстраивание конструктивных американо-мексиканских отношений всегда было нелегкой задачей для руководства обеих стран.

Америку и Мексику объединяют общие культурно-личностные связи, а также экономические и оборонные проблемы, в совокупности придающие взаимовыгодный характер региональному партнерству. До сих пор политическая и экономическая устойчивость Штатов помогала сглаживать такие острые углы, как экономическая зависимость, иммиграция и наркоторговля. Однако ослабление Америки скорее всего снизит ее экономическую устойчивость и политическую осмотрительность, обостряя вышеупомянутые проблемы.

Кроме того, оно может повлечь за собой рост националистических настроений, болезненную реакцию в вопросах национального самосознания, паранойяльные взгляды на внутреннюю безопасность и нежелание тратить ресурсы на чужое развитие. Поэтому стабильное сотрудничество с Мексикой вряд ли встретит народную поддержку.

В таких условиях внутренняя политика Соединенных Штатов будет скорее всего больше склоняться к протекционизму, по примеру европейских стран после Первой мировой. Вряд ли Штаты продолжат создавать организации (такие, как Североамериканский банк развития), способствующие региональному (в первую очередь мексиканскому) экономическому росту посредством совместно финансируемых инициатив. Скорее Штаты начнут предоставлять субсидии влиятельному отечественному бизнесу, в ущерб мексиканскому экспорту. Роль Америки как мирового лидера нередко помогала защитить ее торговую политику от протекционистских внутриэкономических настроений.

В результате мексиканская экономика будет серьезно подорвана, что повлечет за собой социальные и политические потрясения, еще больше обостряющие два самых щекотливых вопроса в американо-мексиканских отношениях: иммиграцию и наркоторговлю. От решения обоих зависит напряженное, временами несвободное от злопамятства сотрудничество между Штатами и Мексикой.

Для продуктивного партнерства от Америки требуется справедливое обращение с мексиканскими иммигрантами и помощь Мексике в борьбе с наркоторговлей. Однако внутренние и региональные перспективы слабеющей Америки почти наверняка заставят ее еще больше демонизировать мексиканскую иммиграцию и побудят усомниться в готовности Мексики бороться со своими наркокартелями. Штаты скорее прибегнут к более радикальным решениям (запрет на въезд или депортация иммигрантов, усиление или дислокация войск на границе), тем самым сводя добрососедство на нет и, возможно, разжигая геополитическую конфронтацию.

Причиной наплыва иммигрантов из Мексики (особенно незаконных) служит резкий контраст между политико-экономической обстановкой в Мексике и Соединенных Штатах. Со временем поток мигрантов достиг огромных масштабов: в 2009 году в Америке их проживало 11,5 миллиона. Приблизительное количество нелегальных иммигрантов из Мексики, проживающих в США, – около 6,6 миллиона человек.

И наконец, общее число этнических мексиканцев в Америке сейчас достигает порядка 31 миллиона (10 % населения Штатов), и большинство из них сохраняют тесные связи со своими мексиканскими родными. По понятным причинам граждан Мексики и мексиканское правительство тоже волнуют условия проживания иммигрантов в Соединенных Штатах.

Так, например, строгий иммиграционный закон 2010 года, направленный на ужесточение наказаний и правил депортации нелегальных иммигрантов, вызвал бурю негодования в Мексике. И хотя президент Обама отменил этот закон, Америка в глазах мексиканцев успела резко потерять в привлекательности.

Согласно обзору Исследовательского центра Пью за 2010 год, после вступления в силу аризонского закона лишь 44 % опрошенных мексиканцев относятся к Соединенным Штатам положительно – по сравнению с прежними 62 %.

Ужесточение мер и отношения Штатов к мексиканским иммигрантам усилит неприязнь со стороны Мексики и пагубно отразится на американо-мексиканском партнерстве. После 11 сентября вопрос охраны границ стал для внутренней безопасности одним из первоочередных – призрак исламского террориста, проникающего через мексиканскую границу, усилил народные страхи, что привело к требованиям закрыть границу наглухо.


Решение Штатов в буквальном смысле отгородиться от Мексики пограничной стеной уже всколыхнуло антиамериканские настроения, вызвав неприятные ассоциации со «стеной безопасности», возведенной Израилем на Западном берегу, и Берлинской стеной. У слабеющей Америки проницаемость мексиканской границы и соответствующий поток иммигрантов будут вызывать еще большие опасения, приводя к принятию еще более жестких мер, – и так далее по нарастающей.

Растущий антагонизм может повлиять и на сотрудничество в борьбе с наркоторговлей, которая уже вызывает активное беспокойство обеих стран. Поскольку Штатам удалось справиться с колумбийской наркоторговлей, Мексика постепенно занимает нишу Колумбии в этом незаконном бизнесе – 90 % направляющегося в Соединенные Штаты кокаина теперь проходит через Мексику. В результате в Мексике усиливается криминогенная обстановка (вспомним, например, Хуарес) и волна насилия перехлестывает через границу.

И хотя Штаты и Мексика назначили борьбу с трансграничной наркоторговлей приоритетным направлением политики, проблема еще далеко не решена. Насилие набирает обороты, коррупция не ослабевает. С 2006 года преступления, связанные с наркотиками, унесли жизни 5000 мексиканцев; в 2009 году 535 сотрудников мексиканской полиции погибли при исполнении[116]. В общем и целом все эти факторы оказывают непосильное давление на местные и государственные власти Мексики и на правоохранительные органы Штатов.

Если США ослабнут, сложность победы над наркотической пандемией будет расти в геометрической прогрессии, поскольку финансовые и военные ресурсы сократятся, а политика станет более односторонней. Если из-за роста антиамериканских настроений в Мексике, вызванного экономическим протекционизмом Америки и ужесточением иммигрантской политики, тесное партнерство между Севером и Югом прекратится, последующая потеря мексиканским правительством настроя на полное сотрудничество с США ослабит эффективность любых мер Америки по борьбе с наркоторговлей.

Кроме того, без поддержки Штатов мексиканское правительство не справится с наркокартелями, и тогда начнутся пагубные для американской безопасности попытки заставить мексиканские власти пойти на поводу у наркобаронов. Коррупция в Мексике догонит и перегонит тот уровень, который наблюдался в стране до перехода власти от Институционно-революционной партии (ИРП) к открытой многопартийной демократии в 2000 году. Возвращение к подобному состоянию только усилит антимексиканские настроения в Штатах.

Ослабление партнерства между Америкой и Мексикой может повлечь за собой региональные и даже международные перестановки. Отход Мексики от демократических ценностей, ослабление экономической мощи и политической стабильности вкупе с опасностью разрастания наркокартелей ухудшит перспективы Мексики стать региональным лидером с проактивной и положительной программой.

В этом, возможно, и будет заключаться последний аспект пагубного влияния упадка Америки: ослабленная, менее стабильная, экономически менее жизнеспособная и проникнутая антиамериканскими настроениями Мексика, утратившая возможность конструктивно конкурировать с Бразилией за партнерское региональное лидерство или способствовать формированию стабильности в Центральной Америке.

В этом контексте также может усилиться роль Китая в постамериканской региональной политике Западного полушария. В рамках своего медленного движения к усилению глобального влияния КНР начала крупномасштабные инвестиции в страны Африки и Латинской Америки. Например, Бразилия и Китай давно пытаются наладить стратегическое партнерство в области энергетики и технологий. Это не значит, что Китай попытается захватить власть в этом регионе, однако он определенно выиграет от ослабления регионального господства Америки, помогая более открыто настроенным против Америки странам в экономическом развитии.


В более долгосрочной перспективе потенциальное ухудшение отношений между слабеющей Америкой и раздираемой внутренними проблемами Мексикой может привести к особенно опасному явлению: проникнутая национализмом и распаляемая приграничными столкновениями Мексика захочет, восстанавливая историческую справедливость, вернуть исконные территории. Политико-экономическая действительность заставила мексиканцев загнать поглубже историческую память об отнятых Штатами землях, чтобы не портить выгодные отношения с самым сильным государством Западного полушария и (впоследствии) единственной в мире супердержавой.

Однако в той действительности, где Мексика перестанет рассчитывать на ослабевшие Соединенные Штаты, столкновения на почве трансграничной наркоторговли могут легко перерасти в вооруженный конфликт. Несложно представить партизанские рейды через границу под лозунгом возвращения исконных мексиканских территорий – примеры подобного перерастания бандитизма в патриотическую борьбу истории известны. Дополнительным (и очень удобным) предлогом может стать представление об антииммигрантских настроениях в Штатах как о дискриминации, требующей ответных мер. Отсюда недалеко до следующего довода: большая плотность мексиканского населения на бывших мексиканских территориях заставляет задуматься о территориальном самоопределении.

Сейчас подобные рассуждения выглядят фантастикой, не имеющей отношения к реальности, однако нужно учитывать, что геополитическая картина в случае заката американского могущества резко изменится и затронет в том числе когда-то натянутые, но в последнее время вполне дружеские отношения между Америкой и Мексикой. В этом случае Америка утратит один из своих главных козырей, обозначенных в главе второй, – геополитически безопасное расположение, не отягощенное конфликтами с соседями.

Збигнев Бжезинский,  

политолог, социолог, историк. Идеолог внешней политики США, в 1977–1981 годах советник президента США  Д. Картера по национальной безопасности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий