После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. бюрократическая монополистическая буржуазия через контрреволюционный государственный переворот захватила власть в Китайской Народной Республике.
Китайские ревизионисты, собравшиеся вокруг Дэн Сяопина, предали маоцзэдуновский курс строительства социализма «с опорой на собственные силы», и — в отличие от социал-империалистического Советского Союза с его политикой отгораживания — с самого начала сделали ставку на интеграцию Китая в капиталистическую мировую экономику. Чтобы оправдать эту политику, Дэн Сяопин под демагогическим лозунгом «учиться у других стран» заявил:
«Предприятия с иностранным участием — это полезное дополнение к социалистической экономике, и, в конечном счёте, они хороши для социализма» (Избранные работы Дэн Сяопина на англ. яз. (Selected Works of Deng Xiaoping), т. Ⅲ.— цит. по: Конрад Зайц (Konrad Seitz), «Китай — мировая держава вернётся» (China — Eine Weltmacht kehrt zurück), с. 282).
Но в действительности совместные предприятия с иностранным участием, экспорт товаров и собственный вывоз капитала были предназначены не для ускорения социалистического строительства, а для реставрации капитализма в Китае. Уже в 1979 г. на юго-западе страны были основаны первые четыре капиталистические «особые экономические зоны». В 1984 г. ещё четырнадцать прибрежных городов были открыты иностранному капиталу. Последовали большие участки прибрежного пояса и в 1990-х — также и внутренние области.
Западные империалисты поддерживали Дэн Сяопина как гаранта быстрой и всесторонней реставрации капитализма. Международные монополии жадно ухватились за открытие китайского рынка с его примерно 1,3 млрд чел. и приглашение эксплуатировать трудящихся и полезные ископаемые Китая.
Иностранные прямые инвестиции в Китай в 1995 г. были уже в пятьдесят раз выше, чем в 1980—1985 гг. Притом, что в начале 1990-х такие инвестиции главным образом приходили из азиатского региона, после этого хлынул настоящий поток инвестиций из США, Европы и Японии. С 1991 г. до 2001 г. они выросли с 4,37 млрд долл. до 46,85 млрд долл., т. е. более чем в десять раз.
Табл. 32. Иностранные прямые инвестиции в Китай (ежегодный приток в млн долл.)
| Год | Прямые инвестиции | Мировая доля, проц. | Китай | Гонконг | Всего |
| 1980—1985 гг. 1 | 718 | 542 | 1 260 | 2,5 | |
| 1986 г. | 1 875 | 996 | 2 871 | 3,7 | |
| 1987 г. | 2 314 | 3 298 | 5 612 | 4,2 | |
| 1988 г. | 3 194 | 2 627 | 5 821 | 3,7 | |
| 1989 г. | 3 393 | 1 076 | 4 469 | 2,2 | |
| 1990 г. | 3 487 | 1 728 | 5 215 | 2,6 | |
| 1991 г. | 4 366 | 538 | 4 904 | 3,1 | |
| 1992 г. | 11 156 | 2 051 | 13 207 | 7,5 | |
| 1993 г. | 27 515 | 3 657 | 31 172 | 14,2 | |
| 1994 г. | 33 787 | 7 828 | 41 615 | 16,3 | |
| 1995 г. | 35 849 | 6 213 | 42 062 | 12,7 | |
| 1996 г. | 40 180 | 10 460 | 50 640 | 13,1 | |
| 1997 г. | 44 237 | 11 368 | 55 605 | 11,6 | |
| 1998 г. | 43 751 | 14 770 | 58 521 | 8,4 | |
| 1999 г. | 40 319 | 24 596 | 64 915 | 6,0 | |
| 2000 г. | 40 772 | 61 938 | 102 710 | 6,9 | |
| 2001 г. | 46 846 | 22 834 | 69 680 | 9,5 |
1. Среднегодовое за 1980—1985 гг.
Источник: Доклад о мировых инвестициях (World Investment Report) ЮНКТАД, различные годы.
Китай сегодня — центр азиатской стратегии международных монополий. Из 500 крупнейших концернов списка «Форчун» (Fortune) 400 представлены в Китае; некоторые из них господствуют над его рынком. Только в метрополисе Шанхай зарегистрированы 98 многонациональных корпораций Запада и Японии. Иностранные прямые инвестиции сосредотачиваются на 80 % в прибрежной зоне Китая, являющейся сегодня одним из пунктов концентрации международного капиталистического производства.
С реставрацией капитализма Китай превратился из оплота пролетарского интернационализма в новую социал-империалистическую державу. Об исходной точке этой политики в брошюре «От реставрации капитализма — к социал-империализму в Китае» говорится:
«Китайская новая буржуазия мечтает о завоевании места под солнцем в борьбе за передел мира. Стремление к максимальной прибыли вынуждает её к экономической, политической и военной экспансии» («Китай сегодня 7», с. 29).
Китай стремился быстро расширить свою экономическую и военную базу. Изначально он сцепился в ожесточённой конкурентной борьбе с социал-империалистическим Советским Союзом и вступил в союз с западными империалистами. США установили официальные дипломатические отношения с Китаем уже в 1978 г.
В 1979 г. были заключены далеко идущие соглашения по «сотрудничеству» в науке и технике, торговле и образовании, наряду с культурным соглашением. Кроме того, было договорено о «стратегическом союзе» для оттеснения советского влияния, связанным с обширным военным и экономическим сотрудничеством. Фактически, Китай развился в наиболее агрессивно растущую империалистическую страну.
В 1980—1990 гг. внешняя торговля Китая утроилась, а за следующее десятилетие более чем учетверилась. Китай вместе с Гонконгом развился в четвёртую крупнейшую торговую нацию мира. С 1990 г. Китай также имел возрастающий положительный торговый баланс, что позволило ему получить 159,7 млрд долл. в иностранной валюте только за 1997—2001 гг.

Диагр. 14. Внешняя торговля Китая
Ни одна империалистическая страна не могла сравниться с Китаем в темпах роста валового внутреннего продукта, составлявших с середины 1980-х в среднем 10 % в год. Китай постепенно выдвинулся вперёд в гонке великих держав, и в 2000 г. был на шестом месте в мире по величине валового внутреннего продукта. Рабочий класс и широкие массы Китая платят за этот империалистический «курс успеха» суровым демонтажем остатков социалистических достижений, массовой безработицей и политическим угнетением.
Под лозунгом «реформы государственных предприятий» китайские социал-империалисты сосредоточились на создании группы действующих по всему миру китайских монополий. В 1997 г. 1 тыс. крупнейших из тогдашних 128 тыс. государственных промышленных предприятий давали 60 % оборота. Начав с этой концентрации капитала, Китай продолжил создавать группы и объединения предприятий, которые затем выросли, влившись в ряды 500 крупнейших мировых корпораций.
К началу 1990-х львиная доля иностранного капитала была вложена в трудоёмкое производство в особых экономических зонах и сельских районах. Это изменилось в процессе реорганизации международного производства.
Взаимопроникновение с западным капиталом на самом развитом уровне производства стало центральной точкой приложения усилий Китая для получения иностранных инвестиций. Сформировались многочисленные крупные капитало- и техноёмкие совместные предприятия, сотрудничающие с китайскими государственными предприятиями. Бюрократически-монополистические капиталисты ухитрялись перенимать в совместных предприятиях современную технику, современные формы организации и т. д.
Одним из центров деятельности была автомобильная промышленность. Исследование «Автомобильная промышленность в Китае» (Die Automobilindustrie in China) говорит об этой стратегии:
«„Дойная корова“ китайского автомобильного сектора для китайского правительства — совместные предприятия. Это означает, что иностранная фирма выполняет значительный перенос технологий в Китай, а китайское правительство прямо вмешивается в переговоры и оговаривает передаваемые технологии… Кроме того, китайская сторона оговаривает в отношении совместных предприятий, что высокий процент (90 % или более) используемых частей будет произведён в Китае, а не импортирован из-за границы» (Адальберт Ниденцу (Adalbert Niedenzu), http://www.lehrer-online.de, 1 июля 2002 г.).
В 2000 г. в Китае было ещё около 136-ти производителей автомобилей. Три ведущих из них — всё совместные предприятия с западными корпорациями — произвели более 80 % китайских автомобилей. Более 60 % были построены только «Фольксваген» (VW) в сотрудничестве с китайскими корпорациями Автомобильный завод № 1 (FAW) и «Шанци» (SAIC).
Когда в декабре 2001 г. Китай присоединился к Всемирной торговой организации, китайский автомобильный рынок попал под нарастающее давление импорта. С 2001 г. по 2006 г. Китай должен сократить на 25 % импортные пошлины на автомобили, которые до сих пор составляли до 100 %. Поэтому китайское правительство стремится полностью сконцентрировать производство автомобилей в тринадцати крупнейших автомобильных фирмах и объединить их в три-четыре группы на самом развитом уровне. Тогда меньшие заводы будут закрыты, и значительная часть из ещё занятых в этом секторе 1,85 млн чел. (в 1999 г.) будет уволена. Таким образом Китай намерен в перспективе стать ведущим экспортёром легковых автомобилей.
На внутреннем рынке китайские концерны уже сегодня успешно конкурируют с иностранными соперниками даже в высокотехнологичных секторах: в начале 1990-х китайский рынок ПК ещё твёрдо удерживался в руках «Ай-би-эм» (IBM), «Компак» (Compaq) и «Хьюлетт-Пакард» (Hewlett-Packard). Уже в последнем квартале 1999 г. китайский производитель ПК «Ляньсян» (Legend) получил 27 % рынка, в два с лишним раза больше, чем «Ай-би-эм», «Хьюлетт-Пакард» и «Компак» вместе взятые.
Табл. 33. Накопленные прямые инвестиции Китая за рубежом (млрд долл.)
| 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2001 г. |
| 0,1 | 2,5 | 14,4 | 94,6 | 391,6 | 402,4 |
Сумма Гонконга и Китая
Источник: Доклад о мировых инвестициях (World Investment Report) ЮНКТАД, 2002 г.
Сами китайские многонациональные монополии всё больше делают прямые инвестиции за рубежом, что подчёркивает империалистический характер Китая. С 1980 г. по 2000 г. китайский вывоз капитала (включая Гонконг) вырос с 148 млн долл. до 402,4 млрд долл., т. е. в 2700 раз.
В значительной степени эти инвестиции пошли в Гонконг (воссоединённый с Китаем с 1997 г.); часть пошла в империалистические страны на вскрытие месторождений. Но в большей степени инвестиции вкладывались в эксплуатацию неоколониально зависимых стран. К 1998 г. Китай основал 195 совместных или чисто китайских предприятий в 24-х странах Латинской Америки, вложив 300 млн долл.
Китайская корпорация «Шоуган» (Shougang) сыграла ключевую роль в политике приватизации в Перу. Марксисты-ленинцы Перу писали в журнале «Куадернос полемикос» (Cuadernos Polémicos) в сентябре 1996 г.:
«Эта транснациональная компания купила железный рудник в Марконе в 1992 г. Она заплатила 120 млн долл., хотя только железо… стоило около 2000 млн долл. Далее из 150 млн долл. инвестиций, обещанных при покупке, было вложено только 35 млн долл., в то время как выпуск вырос более чем на 110 %, хотя коллектив сократился с 3200 до 1600 работников».
Рабочий день был удлинён с восьми до двенадцати часов, заработная плата была сокращена, уволенные рабочие должны были выехать из принадлежащего компании жилья. В 1996 г. 1083 оставшихся постоянных рабочих вышли на 42-дневную забастовку. Их требования шли гораздо дальше простой заботы о зарплате и были направлены и против «благ» неолиберализма и против наступления на национальный суверенитет их страны («Куадернос полемикос» за февраль 1997 г.).
Лидеры в экспорте китайского капитала — нефтяные компании. Взяв международные нефтяные монополии за модель, основную часть нефтехимической промышленности слили в два предприятия: Китайскую национальную нефтяную корпорацию (CNPC) на севере и «Синопек» (Sinopec) на юге. В самоописании КННК заявляет как «главную экономическую и техническую цель», что хочет стать одной из «ведущих мировых нефтяных компаний».
В 2001 г. КННК достигла оборота в размере 41,5 млрд долл. и сообщила об официальной прибыли в размере 5 млрд долл. «Синопек» достиг оборота в размере 40,4 млрд долл. По заявленному обороту, в списке «Форчун» КННК и «Синопек» на восьмом месте в мире соответственно среди энергетических и нефтяных концернов. В 2000 г. «Синопек» и филиал КННК «Петро-Чайна» (PetroChina) сумели занять 6,5 млрд долл. капитала, выпустив акции на биржах в Нью-Йорке и Гонконге. Главными инвесторами были «Эксон-Мобил» (ExxonMobil), «Би-пи» (BP) и «Шелл» (Shell). Новый капитал использовался в гигантских трубопроводных проектах и для дальнейшей международной экспансии. К примеру, «Петро-Чайна» планирует, в консорциуме с «Шелл», «Газпромом» и «Эксон-Мобил», построить газопровод длиной 4 тыс. километров от метрополиса Шанхай до пограничной провинции Синьцзян; инвестиционный объём проекта — 5,6 млрд долл.
КННК хочет утроить своё производство нефти за рубежом до 18 млн тонн в год с 2001 г. до 2005 г. Уже в 1993 г. КННК приобрела перуанские нефтяные месторождения. Только в 1997—1998 гг. Китай уплатил по меньшей мере 8,2 млрд долл. за нефтяные концессии в Судане, Венесуэле, Ираке и Казахстане. Также были проведены переговоры о нефтяных и газовых концессиях в Иране, Индонезии, Туркменистане и России.
Таким образом, за короткий период появилось две многонациональных китайских нефтяных корпорации, активно конкурирующих с американскими, европейскими и российскими предприятиями, в особенности на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Воссоединение 1 июля 1997 г. с Гонконгом, грабительски присвоенным Великобританией в 1841 г., означало качественный прыжок в развитии китайского социал-империализма. С властно-политической точки зрения это было важным шагом к созданию объединённого Великого Китая, заявленной цели китайской внешней политики. В 1999 г. последовала бывшая португальская колония Макао. Вместе с тем Китай подчёркивал свои претензии также и на Тайвань, которые, в частности, империалисты США отвергают и стремятся расстроить.
Гонконг одним махом увеличил вес Китая в мировой экономике и в кратчайшее время сделал его четвёртой в мире нацией-экспортёром. В 1994 г. 16 центов из каждого доллара США, вложенного в другую страну мира, были вложены в Китай или Гонконг; к 1997 г. эта доля ещё превышала 10 %. В виде Гонконга Китай имеет в своём распоряжении центр международного финансового капитала. Город рассматривается как третий международный банковский центр наряду с Нью-Йорком и Лондоном. Восемьдесят из ста крупнейших в мире банков работают там. С точки зрения рыночной капитализации, со своими 450 млрд долл. в декабре 2001 г. Гонконгская фондовая биржа девятая крупнейшая в мире. Гонконг играет ключевую роль в получении доступа к иностранному капиталу для китайских корпораций.
В ноябре 2002 г. Китай подписал рамочное соглашение с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) о создании зоны свободной торговли к 2013 г. С 1,7 млрд чел. она будет крупнейшей в мире.
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) в декабре 2001 г. служило дальнейшим шагом установления Китайской Народной Республики в качестве ведущей мировой империалистической великой державы. Этому предшествовали соглашения с США (1999 г.) и ЕС (2000 г.), в которых Китай должен был обещать в большой степени открыть свою экономику:
• Сокращение импортных пошлин до среднего уровня 8—10 % (до сих пор они составляют 65 % для спиртных напитков, 30 % для косметики, 25 % для кожаных изделий, до 35 % для машин и установок и т. д.).
• Постепенная отмена государственной монополии внешней торговли. Европейские компании, поставляющие нефть и удобрения, не должны торговать через государственных импортёров.
• Все ограничения на моторные транспортные средства в совместных предприятиях, по категории, типу и модели, снимаются в пределах двух лет.
• Устранение ограничений для филиалов международных монополий. В производстве моторов будут разрешены предприятия, полностью находящиеся в иностранной собственности (прежде были разрешены только совместные предприятия).
• Отчасти прямая привилегия иностранных финансовых групп. Иностранным страховым компаниям позволяется предлагать свои продукты (страховые полисы по здоровью, по возрасту и жизни) на два года раньше, чем китайским конкурентам.
• Для универмагов и розничных сетей отменяется требование совместных предприятий, наряду с ограничениями на размер магазинов.
• Китайское правительство гарантирует европейским предприятиям полную прозрачность и равный режим при торгах.
Посредством доступа к ВТО Китай нацелился на новую стадию интеграции в капиталистический мировой рынок. Чтобы оправдать это идеологически, ⅩⅥ съезд Коммунистической партии Китая (КПК) в ноябре 2002 г. принял теорию «трёх представительств», ещё раз ревизующую марксизм-ленинизм. С тех пор КПК представляет якобы все «прогрессивные производительные силы», которые, по крайней мере, в ревизионистской интерпретации, включают, главным образом, капиталистов — не только бюрократических капиталистов в руководстве партии, государства и экономики, но всё в большей мере также и частнокапиталистические элементы. Например, директор стального конгломерата «Шаган» (Shagang) Шэнь Вэньжун, чьё личное богатство оценивается в 155 млн долл., был делегатом партийного съезда. Руководитель правления многонациональной корпорации «Хайэр» (Haier) Чжан Жуйминь был избран в новый Центральный комитет КП Китая.
Допуск Китая в ВТО был попыткой других империалистов удержать рвущегося вперёд конкурента под контролем; он, однако, обостряет ситуацию, в частности, для азиатских соседей. Сообщение «Нойе цурхер цайтунг» (Neue Zürcher Zeitung) за 2 апреля 2001 г. о ситуации в соседней Индии ярко демонстрирует это:
«В особенности импорт из Китая — Народной Республики, Тайваня и Гонконга — захватил значительную долю рынка не только в категориях игрушек, бытовой электроники и батарей. Даже что касается субсидированных пищевых продуктов, текстиля и строительных материалов китайский импорт уже дешевле, чем местное производство. Между тем, на юге Индии китайский рис продаётся по цене ниже, чем у самого дешёвого местного риса. То же происходит в отношении индийских предметов одежды вроде сари и шали».
Китай сегодня — это уже ведущая военная держава в Тихоокеанской Азии. Страна имеет 2,5 млн солдат под ружьём, межконтинентальные ракеты с 400 ядерными боеголовками, и проводит собственную космическую программу. Официальный бюджет вооружений рос с середины 1980-х двузначными темпами и составил в 2002 г. 23 млрд евро. Военные стратеги США уже рассматривают Китай как стратегического конкурента. Объединённый Великий Китай в союзе с Японией мог бы фигурировать в будущем как новая империалистическая сверхдержава и серьёзный конкурент США.
Чтобы отвлечь внимание от империалистического характера Китая, его руководство до нынешнего дня называет его «развивающейся страной». Агрессивная социал-империалистическая политика прославляется как «сохранение национальной независимости» и обеспечение «свободы от империалистического угнетения» (правительственная «Белая книга» (Government White Papers), http://www.china.org.cn, 30 ноября 2002 г.).
Злая насмешка, что, несмотря на такое положение дел, современные ревизионисты и неоревизионисты в Европе всё ещё говорят о Китайской Народной Республике как о «социалистической» стране. На «Брюссельском семинаре», организованном неоревизионистской Рабочей партией Бельгии в 2001 г., была принята заключительная резолюция, отмечавшая подъём китайского социал-империализма как «появление большой независимой державы», утверждая:
«Полная реставрация капитализма в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе и подчинение этих стран империализму США, а также возрастающая агрессивность империализма (Ирак, Югославия/Косово) усилили антиимпериалистический характер китайской политики» (Международный коммунистический семинар «Империалистическая глобализация и мировой революционный процесс» в Брюсселе 4 мая 2001 г.).
«Антиимпериалистический» характер — это, наверное, эксплуатация перуанских сталелитейщиков или венесуэльских нефтяников. «Антиимпериалистическим» было бы тогда и китайское вторжение во Вьетнам в 1979 г. И «антиимпериалистической», согласно этой логике, является также китайская поддержка реакционного режима Мушаррафа в Пакистане, сотрудничество с США в так называемой «войне с террором» и так далее.
Неоревизионисты потеряли веру в революционную силу рабочего класса, загипнотизированы мнимой силой империализма, и отчаянно стремятся найти союзника в лице великой державы «реального социализма». При этом они переходят на позиции китайского социал-шовинизма.
С реставрацией капитализма и всё более агрессивным проведением империалистического курса общественные противоречия в Китае обостряются до предела. Всё более полная интеграция в реорганизацию международного производства подрывает обычный бюрократический капитализм китайского образца.
Прогрессирующая приватизация государственной промышленности подрывает насущную экономическую базу бюрократических капиталистов. Формирование в Китае международных монополий, а также возрастающее влияние западных международных монополий, ставят под вопрос традиционное господство ведущих руководящих партийных функционеров в государстве, хозяйстве и армии.
Современный ревизионизм китайского образца всё менее способен привязать массы к империалистической системе; даже последние остатки марксизма-ленинизма приходится всё более открыто пересматривать. Буржуазные комментаторы обеспокоенно указывают на обострение «кризиса идентификации» перед лицом всё более явного противоречия между капиталистической действительностью и псевдосоциалистической фразеологией КП Китая.
Несмотря на всю экономическую либерализацию, верхушка КП Китая когтями и зубами защищает свою претензию на исключительное господство от любого оппозиционного шевеления и допускает только чрезвычайно ограниченную буржуазную демократию.
Противоречие между городом и деревней, между прибрежными и внутренними областями, всё более заостряется. Согласно официальной статистике, душевой чистый доход на селе составлял в 1985 г. в среднем ещё 54 % от городского, но к 2000 г. это отношение ухудшилось до едва лишь 36 %. Безработица — десятилетиями неизвестная в Китае Мао Цзэдуна — приобрела драматические размеры.
В сельской местности, по оценкам западных институтов, безработны уже 150—200 млн чел. Более 160 млн мигрирующих рабочих устремились в города за последние двадцать лет. Они не получают от государства вида на жительство и могут быть выброшены из городов в любое время, как это случилось в Пекине.
В 1995 г. три пятых всех городских рабочих ещё были заняты на государственных предприятиях, но более 50 % из них собираются уволить в последующие годы по официальным планам. Уволенные теряют все права на пенсии от компании, медобслуживание и т. д.
Всё это в дальнейшем крайне обострит противоречие между рабочим классом и народными массами, с одной стороны, и бюрократически-монополистическими капиталистами, с другой,и породит свирепейшие классовые конфликты, предвестники которых прокладывают себе путь уже сегодня в массовых забастовках, происходящих несмотря на все репрессивные меры.

Комментариев нет:
Отправить комментарий