четверг, 9 декабря 2010 г.

Новый мэр Запорожья Александр Син: “Мэр Запорожья - это человек, который должен отстаивать интересы города и его жителей, и я знаю, с кем надо говорить по этому поводу..."



Победа представителя «Батькивщины» Александра Сина на выборах мэра Запорожья стала одной из главных неожиданностей 31 октября. В своем первом интервью, данном РБК-Украина, новый голова Запорожья рассказал о том, как будет работать со своими политическими оппонентами - Партией регионов. Кроме того, А.Син очертил круг задач, которые он видит среди первоочередных на посту городского головы одного из крупнейших промышленных центров восточной Украины.

РБК-Украина: Планируете ли Вы ротацию среди своих заместителей, начальников управлений и коммунальных предприятий? Вы еще не обсуждали с нынешним и.о. мэра и его политсилой какие-то принципы квотирования ключевых постов?

Александр Син: Назначение заместителей - это вопрос консультаций с теми политическими силами, которые сформировали горсовет, включая Партию регионов, которая сегодня составляет большинство, поэтому игнорировать данный вопрос было бы ребячеством.

Слово «квотирование» мне не нравится. Мне бы больше понравилось, если бы это был такой состав горисполкома, который дал бы всем политическим партиям уверенность, что они смогут контролировать деятельность мэра и исполкома, а мне - уверенность, что я смогу контролировать их. Договоренности должны быть достигнуты на таком уровне, чтобы все стороны могли быть уверены в том, что у них есть механизмы контроля, и те принципы, которые они провозглашают, воплощались в жизнь.

Что касается начальников управлений, то здесь я буду рассматривать эффективность работы руководителей в процессе. Буду уделять внимание общественным комитетам, которые дадут оценку их работе: если человек не справляется, его нужно будет менять. Подчеркиваю, это буду решать не я, а горожане. Никаких политических разборок здесь не хочу.

РБК-Украина: Какие приоритетные вопросы в жизнеобеспечении и развитии города, на Ваш взгляд, нуждаются в обсуждении с Президентом и премьер-министром?

А.С.: Давайте скажем так: мэр Запорожья - это не тот человек, который должен что-то обсуждать с Президентом или премьер-министром. Мэр Запорожья - это человек, который должен отстаивать интересы города и его жителей, и я знаю, с кем надо говорить по этому поводу. Но, безусловно, это проблема мостов, проблема экологии, формирования бюджета, хотя последний вопрос все больше подвергается жесткой формализации.

РБК-Украина: Готовы ли Вы к смене губернатора в Запорожской области? Причем ,на губернатора со стороны, который начнет проводить от имени Президента более жесткую политику без оглядки на местные элиты?

А.С.: Вопрос губернатора не входит в мою компетенцию и обсуждать его я в принципе не должен. Что касается позиции губернатора, то, как я должен найти общий язык с горсоветом, так же обязан найти общий язык и с губернатором, от которого в области, да и в городе, зависит очень многое.

РБК-Украина: Какие отношения у Вас сложились с нынешним губернатором Борисом Петровым, как в ходе избирательной кампании, так и в целом?

А.С.: Абсолютно нормальные отношения, были и остаются. Я считаю очень важным, что в ходе этой избирательной кампании нами не были сказаны друг другу некие слова, которые могли бы перечеркнуть возможность ведения диалога в дальнейшем. Мы оставили возможность для ведения цивилизованных переговоров.

РБК-Украина: Как Вы планируете выстраивать отношения с местной организацией Партии регионов, составляющей большинство в горсовете?

А.С.: Планирую вносить на рассмотрение горсовета именно те предложения, которые будут поддержаны горожанами. Убежден, Партия регионов, которая пользуется поддержкой в Запорожье, не может делать вид, что это что-то лично мое. И я не буду вносить предложения, которые будут касаться лично меня или моей партии. Как только я начну генерировать такие предложение, то дам повод выдвигать аналогичные проекты противоположной стороне, и тогда моя позиция, как мэра, ослабнет. До тех пор, пока я буду генерировать предложения, с которыми согласны горожане, мои позиции будут сильны. А механизм общественных комитетов поможет выявить, есть ли поддержка в каждом конкретном случае.

РБК-Украина: Кого из представителей местной бизнес-элиты Вы видите в своих союзниках на посту мэра? Сегодня в Запорожье «Батькивщину» поддерживает, прежде всего, ЗАО «ЗАЗ», и Вы баллотировались на пост мэра как советник главы правления «ЗАЗа» Николая Евдокименко. Но насколько данная группа близка лично Вам? И, встречались ли Вы уже, в качестве победителя выборов с представителями групп «Мотор-Сичи», «Индустриал-банка»?

А.С.: Я не встречался ни с кем и не вел консультации, но после официального вступления в должность на сессии горсовета планирую провести встречи и с директорским корпусом, и с представителями бизнес-элит. Я должен понимать их отношение и должен найти поддержку с их стороны.

Но не надо переоценивать мэра, как некоего вершителя судеб в городе. На самом деле задача мэра - консолидация политических и бизнес-элит. Иначе я буду вынужден свалиться в практику кулуарных договоренностей с каждым представителем, и, как сказал один мой знакомый, «денег не хватит со всеми договориться». Бюджета не хватит, земли, собственности.

Я вижу свою сильную позицию в том, чтобы идти по пути консолидации, когда решения будут приниматься вместе. А когда говоришь с каждым в отдельности, то это может привести к возникновению вопросов, столкновению разных интересов, и, таким образом я загоню себя в безвыходную ситуацию. Тогда я буду вынужден принимать решения в пользу той или иной стороны, и рано или поздно войду в противоречие со всеми.

Также задача мэра - лоббизм программ развития крупных предприятий Запорожья, на которых сегодня работают тысячи, десятки тысяч людей.

РБК-Украина: И как Вы видите данный лоббизм?

А.С.: Модернизация мощностей - это дело собственников, но у большинства предприятий есть свои программы развития, которые требуют поддержки на уровне Кабинета министров и Верховной Рады. Мэр должен выступать лоббистом этих вопросов. Речь идет о том, развивать выгодные для города бизнес-идеи, а не разрушать чей-то бизнес.

РБК-Украина: Сегодня по итогам местных выборов в масштабах всей страны слышатся прогнозы о сворачивании института местного самоуправления. Какую оценку ситуации Вы можете дать? Готовы ли Вы участвовать в работе Ассоциации городов Украины, как это делал Ваш предшественник Евгений Карташов?

А.С.: Однозначно я буду участвовать в работе Ассоциации. А ослабление института местного самоуправления во многом предопределено тактикой выживания, которую представители этого самоуправления реализовывали в жизни, вместо того, чтобы проводить сильную социальную или экономическую политику. Запорожье, по сути, сегодня послало сигнал политикам, что если с людьми говорить о принципах, то они это воспринимают.

Я этот пример приводил, и еще раз приведу. Когда я шел на выборы, мне сказали: «Выборы в местные советы - это выборы желудком, поэтому не надо говорить об идеологии, больше говори о вещах приземленных - дорогах и крышах». Я начал говорить о принципах перестройки городской власти и получил отклик. Поэтому лидерам местного самоуправления стоит задуматься о том, что люди готовы к пониманию или к участию в таком диалоге, и не нужно сводить их исключительно к роли потребителей.

РБК-Украина: С кем из новоизбранных мэров областных центров Вы знакомы? Готовы ли совместно с ними продвигать какие-то проекты в рамках развития местного самоуправления?

А.С.: Да, я знаю некоторых мэров, в частности - мэра Днепропетровска. Встречался с ним несколько раз, когда мы оба были заместителями. Знаю Мельника в Хмельницком. С остальными пока не знаком. Думаю, что у нас, у мэров, интересы очень похожи, и у нас априори есть темы для диалога и сотрудничества.

РБК-Украина: Какие конкретно темы?

А.С.: Дороги, ЖКХ, долги за газ наших теплокоммунэнерго. В Ассоциации городов Украины я бы предложил более активно использовать интеллектуальный потенциал. Например, у нас там 25 мэров областных центров, можно было бы сказать: «Давайте напишем список из 25 проблем, каждый из нас возьмет по три их них, - ведь у разных городов в разных регионах своя специфика, - и разработаем какие-то общие управленческие решения для этих проблем». Ассоциация может обрабатывать поступившие предложение и на их основании делать уже обобщающее. Это должны быть хорошие проработки, с планом изменений на законодательном уровне.

В Запорожье те же 25 проблем, что в Сумах или во Львове. Только, может быть, иная степень их болезненности. В результате, если каждые три месяца мы сможем генерировать 25 управленческих решений, это будет немало для всей страны.

РБК-Украина: Сейчас одной из главных проблем в экономике страны является принятие Налогового кодекса. Малый и средний бизнес заявляет об усилении налогового прессинга с помощью уже существующих норм. Как Вы намереваетесь отстаивать интересы запорожских предпринимателей в обострившейся конфронтации между ними и фискальными органами?

А.С.: Налоговый кодекс имеет много интересных новаций и его нельзя назвать абсолютно плохим документом. Принципиальная ошибка состоит в том, что людей, которые торгуют на рынках, втянули в это преобразование. Их следовало бы, если не выводить за рамки Налогового кодекса, то хотя бы выписать для них более мягкую систему трансформации.

Рыночники - это часть предпринимателей, которая, с одной стороны, имеет наименьшие доходы. С другой стороны, они наиболее сгруппированы в силу того, что они стоят все вместе на одном рынке. Для них распространить информацию «от человека к человеку» дело часа, максимум - двух.

В понимании Карла Маркса они представляют сейчас ту часть общества, которая наиболее мобилизована для протестных выступлений. Сегодня их втягивают в преобразования, которые большинство из них объективно не потянет. Надо делать разницу между «Седьмым километром» в Одессе и вещевым рынком в Запорожье - это совершенно разные уровни доходов. А авторы кодекса, мне кажется, думают, что на всех рынках зарабатывают, как на «Седьмом километре». Поэтому, если рыночников вынести в отдельный раздел и делать для них не столь резкие изменения, то с остальной частью бизнеса в цивилизованном диалоге можно прийти к формуле налоговой реформы.

РБК-Украина: А то, что есть сейчас - требования уплаты налогов наперед, постоянные штрафные санкции по спорным причинам, проблемы с возмещением НДС?

А.С.: Это в большей степени «неуставные отношения». Думаю, что смогу предложить несколько вариантов решения проблемы, но не хочу переоценивать свои возможности. Но если такие проблемы возникают у промпредприятий, то уже завтра эти проблемы придут в город, поэтому оставаться в стороне я не могу. Возвращаясь к теме налоговой реформы. Полагаю, новации будут менее болезненны, если правительство введет, например, налог на недвижимость для богатой части населения, в частности, как один из инструментов снятия социальной напряженности. Я намереваюсь с этой идеей выходить на центральные органы власти.

РБК-Украина: Каковы приоритетные направления для привлечения инвесторов в Запорожье? Какой сектор экономики в городе будет для них наиболее привлекателен?

А.С.: В Запорожье сегодня недооценен потенциал отраслевой науки и все, что связано с этим. Есть очень серьезный потенциал в вузах и отраслевых институтах, которые деградировали все последние годы. Есть перспектива в создании кластера в отрасли энергосбережения. В Запорожье есть очень сильные наработки и много компаний, которые занимаются этим вопросом.

Я знаю опыт фонда «Эффективное управление», который написал для Донецкой области проект создания кластера металлургии. При том, что, казалось бы, собственники разные, но они нашли сегодня механизмы и за счет создания кластера усилили свои позиции. Однозначно заслуживают внимания темы хранения и переработки сельскохозпродукции.

Есть огромный потенциал в сельском хозяйстве, но он сдерживается отсутствием сильных предприятий, которые занимались бы ее хранением и переработкой. Возьмем те же овощи, к примеру. Мы в области в состоянии накормить себя овощами и фруктами, но поскольку нет условий для хранения, то все здесь выкупается, вывозится, и уже к январю нам начинают завозить продукты обратно, продавая их втридорога. Сельское хозяйство такие проблемы само не решит.

РБК-Украина: Еще в бытность заместителем губернатора, одной из главных проблем региона Вы называли непрозрачность города и области для иностранных инвестиций. Проще говоря, инвесткомпания из Франции не способна через Интернет узнать, есть ли в Запорожье свободные земельные участки или объекты, где они расположены, для каких целей их предполагается использовать. Готовы ли Вы к созданию информационных проектов для привлечения инвесторов? Ведь для этого придется преодолеть сопротивление госструктур, предоставляющих такие данные на платной основе.

А.С.: Прежде всего, слабым местом Запорожья является отсутствие целостной программы стратегического развития. Когда разрабатывалась стратегия для всей области, город не захотел принимать в этом участие. А такая стратегия должна быть первым шагом в прозрачности и понятности для внешнего инвестора.

Я знаю, как ее разрабатывать, знаю экспертов, которые были здесь обучены в рамках общего проекта с Канадой, посвященного вопросам регионального развития и местного самоуправления, и которые готовы к работе. При этом эта стратегия не будет стоить сумасшедших денег.

РБК-Украина: Насколько возможно привлечение в запорожское ЖКХ частных инвесторов, которые готовы взять в концессию тот или иной сегмент коммунальных услуг?

А.С.: Сейчас - уже возможно. Сегодня тарифы являются достаточно высокими, и мы находимся в той точке, когда этот бизнес уже интересен для частных инвесторов.

РБК-Украина: Город готов к добровольно-принудительному переходу на систему ОСМД, как в аспекте готовности инфраструктуры и жилищного фонда, так и в плане готовности горожан к столь жесткой самоорганизации?

А.С.: Горожане не готовы брать ответственность и выдвигать из числа жильцов председателей. Как человек, который жил в кооперативном доме, скажу, что найти председателя - это огромная проблема. Плюс к этому, есть боязнь: «Мы сейчас возьмем дом, нас бросят, и мы будем затем сами барахтаться».

Этой боязни нет у ЖСК, которые изначально собирались как люди, которые отвечают за дом. Поэтому сейчас оптимален домовой комитет в качестве промежуточного варианта, как общественная организация, которая ни к чему еще не обязывает, но которая начинает активно участвовать в управлении домом. И если люди увидят, что этот механизм эффективен и работает, они сделают второй шаг.

РБК-Украина: Городская власть готова доводить до адекватного состояния жилищный фонд при сдаче его объединениям жильцов?

А.С.: Пока не очень готова. Мы понимаем, что денег для этого сегодня нет. Но я могу показать другую сторону медали. Люди будут ждать, что им отремонтируют дома, и все это приведет к созданию еще больших проблем. Правда лежит где-то посередине. Власть должна сделать шаг навстречу горожанам, но и люди должны осознавать, что чем раньше они возьмут ответственность за свои дома в свои руки, тем быстрее их проблемы будут решаться.

Сегодня поводом для объединения жильцов является энергосбережение в домах, потому что на тарифы уже нельзя не обращать внимание. Вот у меня в доме функционирует система обратной циркуляции горячей воды, и мы реально платим в два раза меньше, чем соседний дом, где по утрам вынуждены долго сливать остывшую горячую воду из стояков.

Можно бесконечно ждать, пока городская власть отремонтирует систему циркуляции или найти какой-то ресурс и сделать это с городом на паях. Мы можем восстанавливать систему в первую очередь там, где люди готовы внести свою долю, таким образом, делая это на большем количестве объектов одновременно, и стимулируя горожан к объединению для решения своих вопросов

Комментариев нет:

Отправить комментарий