среда, 22 декабря 2010 г.

ПИСАТЕЛЬ. Виктор Ерофеев: Похвала Сталину.



 На минувшей неделе стало известно, что в проекте «Имя России. Исторический выбор» с большим отрывом лидирует Иосиф Сталин, второе и третье места пока занимают Владимир Высоцкий и Владимир Ленин. Нет ничего скандального в том, что Сталин может стать главной фигурой отечественной истории. Никогда не обижай человека, который любит Сталина. Не кричи на него, не топай ногами, не приходи в отчаяние, не требуй от него невозможного.
Это тяжелобольной человек, у него нечеловеческая болезнь—духовный вывих. Не сочувствуй ему—он придет в бешенство от твоего сочувствия. Не пытайся его переубедить—его не переубедишь. Выключи все свои эмоции, погаси свои глаза, смотри на него холодным равнодушным взглядом—его болезнь питается твоими эмоциями, его душа жаждет твоего гнева. Лучше купи ему портрет Сталина и ласково прибей гвоздями к стенке.

Как хорошо, что Сталина любит полстраны! Было бы куда хуже, если бы вся страна любила его. Полстраны не любит Сталина—разве это не надежда на будущее?

Я не люблю Сталина. Половина страны любит Сталина. Что мне делать с любящей половиной?
Любовь половины родины к Сталину—хорошая причина отвернуться от такой страны, поставить на народе крест. Вы голосуете за Сталина? Я развожусь с моей страной! Я плюю народу в лицо и, зная, что эта любовь неизменна, открываю циничное отношение к народу. Я смотрю на него как на быдло, которое можно использовать в моих целях. И чем больше я укореняюсь в цинизме, тем ближе я сам иду к Сталину, сближаюсь с ним в его двоемыслии, становлюсь его подобием. Мне для победы не жалко и миллионов голов, я знаю, что уцелевшие будут лизать мне ботинки.

Я долгое время презирал всех тех, кто любит Сталина. Мне казалось, что любить Сталина могут только одни идиоты. Но потом я изменил свое мнение. Я изменил свое отношение к идиотам. Быть идиотом—в этом ничего нет постыдного. В русской интеллигенции всегда легкомысленно завышали значение человека. Любовь к Сталину—расплата за это легкомыслие.

Кто сказал, что Сталин умер? Сталин живет среди нас. Он живет в сердцах больных старушкек, мечтающих о справедливости, он живет в униженных и оскорбленных, которые лишились права на жизнь, он живет в бандитах и уголовниках, которые не боятся убивать, он живет в милиционерах и чиновниках, которые верят в свою безнаказанность, он живет в верхних эшелонах власти, которая считает, что умеет править страной, он живет в вертикали власти сверху донизу.

Он живет в молодых людях, которым чуждо чувство ответственности, он живет в националистах, которые считают, что мы лучше всех, и фашистах, которые были многие годы сталинскими союзниками, он живет в тех, кто мечтает о возрождении Российской империи и высокомерно относится к соседям, а затем устраивает истерики по поводу того, что соседи с отвращением отворачиваются от Сталина.

Сталин жив—он живет в переделанном советском гимне, в продажных журналистах, в наших церковнославянских коммунистах, в монашеской ностальгии по византийским хитросплетениям. Сталин жив—он живет в школьниках, которые насилуют своих одноклассниц, в силовиках, которые порядок нередко путают с кодексом тюремного поведения. Сталин жив, потому что мы—жертвы нашей несчастной истории, которую мы никогда не хотели узнать. Сталин жив, потому что садомазохизм—это наша народная игра. О, как много у нас скопилось Сталина! Любить Сталина—это прежде всего глумливо мстить тем, кто не похож на тебя. Сталин—это смердящий чан, булькающий нашими пороками.

Я знаю, что я никогда не изменю своего мнения о Сталине: это мнение у меня окончательное. Однако некоторые думают, что подавляющее большинство людей, которые любят Сталина, перестанут его любить, если их коренным образом изменить: уничтожить их невежество, открыть глаза, накормить и научить уважать людей. Это наивная ошибка.

Нельзя перестать любить Сталина, если Сталин—гарант нашей цельности, опора нашего идиотизма. Человек непонятной для России культуры, пришедший издалека, Сталин ничего хорошего для России не сделал. Ничего. Все то хорошее, что народная молва приписала Сталину, от сытной жизни до победы над Германией, недостоверно. Однако мы не только сыновья и дочери Сталина, мы и его исторические родители.
  
Только на нашей земле Сталин пустил корни и дал плоды. Его любят за то, что мы сами по себе ничего не можем. Нам нужен то грузинский диктатор, то голландский тренер. Мы не умеем жить. Нам нужен колокольный звон с водкой и плеткой, иначе мы потеряем свою самобытность. Но плетка нам не мешает, а водка помогает любить Высоцкого, второго после Сталина народного любимца. Никогда не обижай человека, который любит Сталина: он сам себя на всю жизнь обидел.
Виктор ЕРОФЕЕВ, писатель

Комментариев нет:

Отправить комментарий