суббота, 22 января 2011 г.

ЭКОНОМИСТ. Роман Шпек: Бизнес готов поверить... Но коррупция и чрезмерное вмешательство государства в экономику еще сдерживает.


 Нынешний год обещает стать решающим для дальнейшего политико-экономического развития страны. Не увидев модернизированного лица экономики после двух лет кризиса, власти принялись внедрять обновленную “налоговую грамматику”, реформировать административную и пенсионную сферы, готовить Таможенный и Трудовой кодексы.   На чем нужно сосредоточиться, чтобы не провалить новую попытку экономической и евроинтеграционной трансформации? Об этом “День” спросил советника Президента Украины, старшего советника “Альфа-банка”, экс-министра экономики Украины, экс-главу постоянного представительства Украины при Европейском Союзе, выпускника МИМ-Киев Романа Шпека.

— Как вы оцениваете прошлогодние экономические успехи страны? Какие факторы станут определяющими для развития экономики в 2011 году?
— 2010 стал годом начала структурных реформ и возобновления экономического роста. Власть, наконец, консолидировалась и дозрела для принятия многих очень важных решений: утвержден закон о рынке газа, создан орган по формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сокращен дефицит бюджета, возобновлено сотрудничество с МВФ и Всемирным банком, начаты непростые, но необходимые реформы.
Самое главное достижение 2010 года, на мой взгляд, — это стабильная и предсказуемая макроэкономическая ситуация и предсказуемость на валютном рынке. В результате к коммерческим банкам стало постепенно возвращаться доверие населения. Об этом свидетельствует тенденция к росту депозитов физических лиц. Осенью объем депозитных вкладов вернулся на докризисный уровень.
— Так что, кризис мы преодолели?
— К сожалению, кризис продолжается. Процесс его преодоления очень длительный, но уже удалось справиться с основными негативными явлениями. Однако достигнутых темпов экономического оживления (4—4,5% ВВП) еще недостаточно (отечественная экономика еще не вышла на докризисный уровень) для масштабной модернизации экономики, что предусмотрено программой Президента Украины. Поэтому все усилия властей и бизнеса должны направляться на достижение экономического роста 9—11% ВВП в год. Только тогда Украина приблизится к двадцатке экономически развитых стран мира. На мой взгляд, украинская экономика вернется на докризисный уровень во второй половине 2012 года.
К экономическим минусам 2010 года я бы отнес еще большой дефицит бюджета и финансирование значительной его части за счет облигаций внутренних государственных займов (ОВГЗ): около 69 миллиардов гривен. А это забирает кредитные ресурсы у реального сектора экономики. Из-за досрочной уплаты налога на прибыль и несвоевременного возврата НДС многие предприятия чувствовали дефицит оборотных средств. Еще не решена проблема детенизации экономики и “серого” ввоза товаров на таможенную территорию Украины (например, нефтепродуктов и не только).
И хотя в целом платежный баланс по итогам 2010 года положительный (за счет прямых инвестиций и переводов украинцев, работающих за границей), но структура импорта свидетельствует, что в страну завозятся товары, которые производятся или потенциально могут производиться отечественными предприятиями. В целом тревогу вызывает отрицательное сальдо торгового баланса и особенно структура импорта.
Так, в 2010 году существенно возросла доля импорта продукции металлургии. Это свидетельствует о том, что украинские металлурги выбирают более легкий путь: они производят очень простую и невысокого качества продукцию. Для развития же отечественного машиностроения нужно качественное сырье или полуфабрикаты, которые приходится покупать за рубежом. Это, к сожалению, не единственный пример. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию внутреннего потребительского рынка за счет продукции украинской промышленности. Внутреннему оживлению будет способствовать реализация масштабных инфраструктурных проектов, запланированная реформа ЖКХ и т.д.
СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ — УСКОРИТЬ
— Как советник Президента Украины — на чем посоветуете главе государства сделать главные экономические акценты в 2011 году?
— Нужно еще быстрее проводить структурные реформы. Эти реформы следует реализовывать в двух направлениях. Первое — изменение структуры экономики за счет развития инновационных производств и выпуска нового продуктового ряда, который будет успешно осваивать внутренний и внешние рынки. Второе направление — усиление конкурентоспособности отечественного предпринимательства. При этом очень важно уменьшить энергоемкость продукта.
— Видите ли, позитивные сдвиги в плане стимулирования энергоэффективности и развития инновационной экономики на уровне бюджета?
— Нынешние доходы государственной казны позволяют выполнять только социальные функции: 80% всех средств идет на финансирование социально защищенных статей. С этим нужно что-то срочно делать, ведь в Украине количество работающих и пенсионеров фактически сравнялось. Если не провести пенсионную реформу, то ситуация может быть непредсказуемой.
На мой взгляд, энергоэффективность и инновации нужно стимулировать за средства частных инвесторов при условии благоприятного инвестиционного климата, а не бюджета. К сожалению, в последнее время в Украине не улучшился инвестиционный климат, а по уровню экономических свобод мы опустились на две ступеньки — на 164 место в соответствующем рейтинге. Поэтому власти должны сделать все, чтобы усилить доверие инвесторов.
ИНВЕСТОРЫ УБЕЖДЕНЫ 50 НА 50
— Означает ли это, что планы правительства по привлечению в 2011 году 100 миллиардов гривен могут не осуществиться?
— Любой рейтинг — оценка субъективная. Но негативная тенденция отмечена. В процессе подготовки Налогового кодекса отечественные бизнесмены, участники Европейской бизнес-ассоциации, Американской торговой палаты показали, что у бизнеса осталось еще много вопросов не только к изменению законодательства, но и к реальной практике его использования. Например, у меня как представителя банковского сектора вызывает вопрос судебная система, которая часто принимает неправосудные решения. Деятельность нотариусов выходит за рамки законов, а уровень коррупции и государственного вмешательства в экономику еще недопустимо высокий. Все это приводит к настороженному отношению инвесторов. Поэтому все действия властей должны быть направлены на улучшение инвестиционного климата.
— Так ваше бизнес-чутье что подсказывает: правительственные планы по привлечению инвестиций осуществлятся или нет?
— Сейчас инвесторы убеждены 50 на 50. Доверять Украине заставляет реалистичный бюджет с 3%-м дефицитом, сотрудничество с МВФ и Всемирным банком, Налоговый кодекс, дерегуляция и административная реформа. Инвесторы готовы поверить в Украину, но коррупция и чрезмерное вмешательство государства в экономику еще сдерживает их интерес.
— Какое влияние на банковскую систему Украины будет иметь Налоговый кодекс?
— Кодекс будет способствовать общеэкономическому развитию, поскольку ускорит темпы роста ВВП. Появление единой “налоговой грамматики” для банковского сектора позитивно. Хотя, с точки зрения специалистов бухгалтерского учета, документ несколько усложняет учет и вводит дополнительные ограничения для банков, например, дополнительные ограничения по расходам на работу с нерезидентами (в том числе с “упрощенцами”), что может привести к расторжению действующих договоров с такими предпринимателями.
На банки также возложена обязанность контролировать уплату налогов с доходов физических лиц во время приема платежных документов на выплату доходов этим лицам. Кроме того, банки должны предоставлять налоговым органам информацию о выплаченных доходах физическими лицами по продаже инвестиционных активов, в том числе ценных бумаг и банковских металлов и тому подобное.
— Кодекс также содержит пункт о налогообложении депозитов и о предоставлении налоговикам информации о счетах физических лиц. Как считаете, не спровоцирует ли это отток средств из банковской системы?
— Нет, не думаю. Депозиты физических лиц облагаются налогом во всех цивилизованных странах, если это не “оффшорная” зона. Украинцы хотят жить как европейцы, но давайте посмотрим, кто обеспечивает европейцев всеми благами. На Западе обязательны только две вещи — смерть и уплата налогов. Все остальное — добровольно. Даже рождение необязательно, потому что его можно прогнозировать или предотвращать. А вот налоги платят все. Поэтому менять государство и уровень жизни нужно, начиная с себя.
Я считаю, кроме законодательства, украинцам необходимо менять еще и свою ментальность. Я общаюсь со многими участниками экономического процесса, которые не всегда хотят платить все налоги. На вопрос: “Почему не платишь?” — получаю ответ: “Налоги высокие” или “Неизвестно куда пойдут эти деньги”. Сейчас парламентом принят закон о доступе к публичной информации. Пожалуйста, спрашивайте, куда эти деньги пошли, контролируйте прозрачность их использования, но платите все налоги.
Словом, чтобы жить по-европейски, нужно научиться платить налоги и перестать быть социально ленивыми. Ведь эти черты, на мой взгляд, сегодня присущи многим украинцам. В моем понимании нынешний украинец — это человек, который работает, много отдыхает, не в полном объеме платит налоги. Украинец постоянно ищет кого-то: то ли мессию (уже видим, к чему это привело), то ли Президента, который бы за него решил все проблемы на пути к европейскому образу жизни. Почему-то мы привыкли считать, что, проголосовав один раз в пять лет, выполнили свою функцию по улучшению социального благополучия, а избранные — пусть отрабатывают. Это неправильно. Никто не построит в нашем доме рай, кроме нас самих. Поэтому не нужно быть социально и политически ленивыми.
В 2011 ГОДУ ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ВОЗОБНОВИТСЯ
— Говоря о строительстве этого рая для каждого, скажите, стоит ли украинцам надеяться на возобновление ипотеки? Каких ставок ждать?
— В 2011 году ипотечное кредитование возобновится. Получить жилье в кредит поможет легализация доходов граждан, которую начинает Налоговый кодекс, и постепенная стабилизация экономической ситуации в стране. До кризиса банки закрывали глаза на зарплату в конвертах и брали на себя повышенные риски. Однако кризис научил быть осторожнее. Поэтому среди условий получения ипотеки банки будут выдвигать, в первую очередь, легальную зарплату и первоначальный взнос. Размер ставки ипотечного кредита в случае годовой инфляции 9% составит около 15—18% (в зависимости от оценки банком финансового состояния клиента).
— А что будет с депозитными гривневыми ставками?
— При инфляции 9% годовых их стоимость будет колебаться в пределах 11—13%.
— По экспертным оценкам, в банковском секторе находится более 40 миллиардов гривен свободных средств. Как заставить их работать в реальном секторе экономики?
— На мой взгляд, в банковском секторе сегодня обращается около 30 миллиардов гривен свободных средств. Финансовые учреждения не спешат отдавать их в виде кредитов реальному сектору экономики, потому что сейчас на рынке ощущается дефицит надежного клиента. Плюс к этому прибавляется непрозрачность украинских судов. Вследствие этого банки, наученные горьким опытом кризиса 2008 года, ищут менее рискованные операции. Именно поэтому они покупают государственные ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ. Чтобы банки начали кредитовать, реальный сектор должен работать над собой: избавиться от долгов, заключать долгосрочные контракты, а не только на один-три месяца.
В “ТЕНИ” ОБРАЩАЕТСЯ 150—170 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН
— Роман Васильевич, все эти требования может выполнить только крупный бизнес, имеющий кредитную историю. А как быть с малым и средним, который и является двигателем экономики, что доказывает опыт Европы? Где ему брать кредиты?
— Банки не могут раздавать всем желающим деньги. Банк — это финансовое учреждение, которое, выдавая кредиты, несет определенные риски. Поэтому заемщик должен быть платежеспособным. Налоговый кодекс способствует выведению в легальное поле малого и среднего бизнеса, ведь сегодня в “тени” обращается 150—170 миллиардов гривен. Эти средства находятся вне банковского обращения и обслуживают какую-то экономику. Поэтому у банков появляется больше доверия к этому сегменту предпринимателей. Полагаю, что в 2011 году начнется кредитование малого и среднего бизнеса. Также за пределами банков, по различным оценкам, находится 50—70 миллиардов долл. Если часть этих средств на основе доверия вернуть в официальное обращение, как много можно сделать...
Как оцениваете эффективность управления государственными банками, и адекватную ли цену платит государство за удержание их “на плаву”?
— Национализированные банки управляются неэффективно. Это видно по их финансовой деятельности и выделению государством дополнительных расходов на их содержание. На мой взгляд, правительству стоит как можно быстрее передать национализированные банки в частные руки. Государство может оставить в своей собственности определенную часть их акций, чтобы после возобновления прибыльной деятельности этих банков продать ее. Главное — не допустить дальнейших расходов из государственного бюджета.
— Если бы правительство выставило эти банки на продажу сейчас, “Альфа-банк” принимал бы участие в этих торгах?
— “Альфа-банк” может быть в числе претендентов на приобретение национализированных банков, если процесс продажи будет простым, понятным и без политики.
ЗАЯВЛЕНИЯ ФЮЛЕ — ЭТО НЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
— На протяжении семи лет вы были главой постоянного представительства Украины при Евросоюзе. Поэтому хочу спросить вас о последнем визите в Украину еврокомиссара по расширению ЕС Штефана Фюле. Западные СМИ назвали его предупреждением украинскому Президенту, а сам еврокомиссар во время общения с прессой сообщил, что в случае развития в стране недемократических процессов со стороны ЕС возможен ответ. Такое заявление еще более интересно в контексте того, что сейчас официальный Брюссель рассматривает вариант запрещения выдачи виз в еврозону белорусским чиновникам из-за притеснения оппозиции в этой стране и сомнения в демократичности президентских выборов. Как опытный дипломат и знаток отношений Украины с ЕС, скажите, что именно означает визит и заявления господина Фюле?
— На мой взгляд, его слова достаточно понятны: ЕС готов продолжать углублять сотрудничество с Украиной, готов и к компромиссам во многих вопросах, которые не находят сейчас решения. Но компромиссов не будет в вопросах исконно европейских ценностей (демократии, свободы прессы, развития гражданского общества и тому подобное). Я не думаю, что господин Фюле приехал в Украину кого-то защищать или поучать. Он может защищать лишь общеевропейские ценности.
— Но во время предыдущих визитов представителей ЕС такого ранга подобных намеков и ноток тревоги относительно украинской демократии не звучало?
— Я занимаюсь украинской евроинтеграцией с 1996 года. За все это время вопросам политических и демократических свобод всегда уделяли особое внимание. Возможно, сегодня запрос на эту тему больше возникает в украинском обществе. Поэтому во время визита все ждали, что же скажет Фюле, как он оценит демократические процессы в стране. Но этот визит плановый. Не думаю, что приезд и заявления господина Фюле — дипломатическое предупреждение, потому что должностные лица его уровня никогда никого не предупреждают, а выражают консолидированную позицию стран — членов ЕС. Украинские власти прекрасно понимают логику мышления и поведение своих европейских партнеров. Они понимают и прогнозируют, какую реакцию могут вызвать их действия.
— Так вы считаете, что визит господина Фюле не будет иметь негативного влияния на украинско-европейские отношения?
— Если в будущем украинскими судами будут приняты неправосудные решения, то может и отразиться. Однако если решения в конкретных делах в случае их передачи в суд будут приниматься в рамках судебной или следственной практики действующего законодательства, то последствий не будет.

Источник: http://www.day.kiev.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий