вторник, 25 января 2011 г.

Режиссер Марлен Хуциев: «Я боялся возвращаться туда, где был счастлив». Пресс- архив.

 

 Сентябрь 2001 года.  В  Запорожье  побывал  известный  кинорежиссер,  один  из  создателей  художественного  фильма  «Весна  на  Заречной  улице»  Марлен  Хуциев.   Как известно, этот фильм режиссер снимал именно в Запорожье. На  вопрос,  почему  за  45  лет  после  выхода  картины  на  экраны  он  ни  разу  не  приезжал  в  Запорожье,  Марлен Хуциев ответил  так: «Я  боялся  возвращаться  туда,  где  был  счастлив». Газета  «Досье»  много писала об  истории  создания  этого  киношедевра,  опубликовав   серию  материалов  на  эту  тему. Поэтому не случайно, что  Марлен  Хуциев и дал интервью газете «Досье».

 - Марлен  Мартынович,  первый  раз  Вы  приезжали  в  Запорожье  совсем  молодым  человеком,  начинающим  режиссером.  И  вот  через  45  лет  Вы  снова  на  запорожской  земле.  Какие  чувства  Вы  испытываете?   Каким  представился Вам наш  город?  

-Возвращаться  в  молодость  всегда  интересно,  но  в  то  же  время  есть  опасность  разочароваться:  все-таки  время  делает  свое  дело.  В  Запорожье  полвека  тому  назад  вместе  с  моими  друзьями  -  Миронером,  Тодоровским  и  Рыбниковым – мы  были  счастливы,  мы  делали  кино,  нас  окружали  замечательные  люди.    

И  вот  я  снова  в  Запорожье.  Я  вижу  всеобщую  любовь  к  фильму,  созданному  нами,  вижу  таких  же  замечательных  людей,  как  и  тогда.  Я  очень  сожалею,  что  нет  сегодня  моих  друзей  по  творчеству.  Они  бы  порадовались  вместе  со  мной.  Я,  конечно,  страшно  взволнован.
       
Ну,  а  город у  вас  прекрасный.  У  меня  даже  такое  впечатление,  что  я  приехал  не  в  Запорожье,  а  в  Сочи.  Разумеется,  во  многом  я  его  не  узнаю,  он  изменился.   Соединились  новый  и  старый  город.  Он  как-то  распахнулся,  похорошел.  В  нем  много  зелени.  Я  с  трудом,  но  с  удовольствием,  узнаю  те  места,  где  велись  съемки.

- Теперь снимается  документальный  фильм  «Всегда  весна  на  Заречной  улице».  Как  Вы  относитесь  к  идее  его  создания?

  был  очень  тронут,  когда  узнал  об  инициативе  запорожцев.  Сразу  подумал,  что  это  мой  счастливый  случай.  Жаль,  повторяю,  что  сегодня  уже  многих  нет  в  живых,  с  кем  мы  вместе  делали  «Весну  на  Заречной». 

- Это  не  будет  обновление,  переосмысливание  старого  фильма?

-Нет,  конечно,  это  будет  совершенно  другой,  новый  фильм.  Понятно,  определенная  связь  со  старым  остается,  без  этого  не  обойтись.  Его  авторы  намерены  рассказать  по-своему  о  запорожцах  старого  и  нового  поколений,  о  славных  делах  металлургов  «Запорожстали»,  показать  преемственность    лучших  их  традиций.  Зрители  увидят  на  экранах  свой  город – в  прошлом  и  сегодня.  В  фильме  не  будет  никаких  политических  параллелей.  Уважение  к  человеку  труда – вот  то  общее,  что  объединяет  оба  фильма.  Я  думаю,  что  это  будет  интересный  фильм.
 

 - Вы  участвуете  в  создании  этого  фильма?

- Только   как  гость,  но  не  как  режиссер.  Да  это  было  бы  и  бестактно  с  моей  стороны.  Посягать  на  авторство  я  просто  не  имею  права.  Конечно, в  силу  того,  что  я  человек  этой  профессии,  я  не  смогу  совсем  остаться  в  стороне.  Буду  давать  какие-то  советы.  Но,  тем  не  менее,  отбирать  у  создателей  нового  фильма  инициативу    не  собираюсь.  Скажу  больше,  в  ходе  общения  и  с  генеральным  директором  кинокомпании  «Пигмалион»  Юрием  Сирманом,  и  с  режиссером–постановщиком  Алексеем   Колмогоровым  я  убедился,  что  они  крепко  в  этом  соображают,  знают  что  и  как  делать.

- Марлен  Мартынович,  наша  газета  немало  рассказала  своим  читателям  об  истории  создания  «Весны  на  Заречной  улице».  Однако  есть  вопросы,  ответить  на  которые  можете  только Вы, один  из  ее  создателей.  Например, как появилась  идея  создания  такого  фильма?

- Впервые  такая  идея  появилась  у  Феликса  Миронера,  с  которым  мы  вместе  учились  во  ВГИКе  и  даже  жили  в  одной  комнате.  Еще  будучи  студентами,  мы  написали  совместный  сценарий  для  нашей  дипломной  работы,  которая  называлась  «Градостроители».  Речь  в  ней  шла  о  строителях.  И  вот  он  поделился  своей  идеей  создать  фильм  о  металлургах.  Сначала  это  была  одноактная  пьеса,  которая  затем  вылилась  в  сценарий.  Так  что   автор  этого  сценария  – Феликс  Миронер.  К  сожалению,  рано  ушедший  от  нас.

Но  тут,  мне  кажется,  надо  отдать  должное  и  еще  одному  человеку,  без  которого  идея  фильма  могла  бы  и  не  осуществиться.  Свою  студенческую  практику  мы  проходили    на  Киевской  киностудии,  где  директором  был  Александр  Валентинович  Горский. Потом  в  силу  каких-то  конфликтов  его  сняли  с  директорства    и  перевели  на  Одесскую  студию.  И  вот,  когда  началось  оживление  кинематографа,  Александр  Валентинович  вспомнил  о  нас,  учениках  знаменитого  режиссера  Игоря  Савченко,  и  пригласил  нас в  Одессу,  на  студию.  Нам,  вчерашним  выпускникам,  он  доверил  создание  нового  фильма.

-  Когда    пришло  ощущение,  что  фильм  удался?

- Во  время  съемок  мы  не  думали  над  тем,  что  это  будет  какой-то  особый  фильм.  Мы  просто  работали  и  все.  Нам  было  интересно.  Правда,  когда  повезли  фильм  сдавать  в  Киев  на  студию,  то  получили  поздравительную  телеграмму  от  Горского.  Какое-то  ощущение  целостности   работы  у  нас  в  это  время  появились.  Хотя  отдельные  сцены  нам  казались  неудачными.

-Но  зрителям,  я  слышал  такие  высказывания  запорожцев,  фильм  понравился  сразу.

- Когда  фильм  вышел  на  экраны,  я  и  Феликс  Миронер  решили  проверить,  как принимает  его  зритель.  Для  этого  инкогнито  мы  побывали  в  двух  кинотеатрах  Москвы,  где  он  демонстрировался.  И  мы  заметили,  что  зрители  активно  реагируют  на  все,   что  происходит  на  экране.  Например,  с  экрана  прозвучит  какая- то  остроумная  реплика,  а  в  зале  уже  проговаривают  ее  продолжение.  Значит,  некоторые  зрители  видели  этот  фильм  уже  несколько  раз. Конечно,  нам  это  было  приятно.

- Немного  о  Николае  Рыбникове,  пожалуйста.

-Очень  талантливый  актер.  Его  способности  проявились  еще  во  время  учебы  во  ВГИКе.  Он  учился  в  мастерской  известного  советского  кинорежиссера  и  актера,  народного артиста  СССР,  профессора   Сергея  Герасимова.  В  деканате  ВГИКа  хранится  папка  с  перечнем  ролей,  сыгранных  студентом  Рыбниковым  на  экзаменах  и  зачетах.  Назову  лишь  несколько  фрагментов,  в  которых  довелось  ему  играть. 

Это  Клочков  в  чеховской  «Анюте»,  Кошевой  в  «Тихом  Доне»  Шолохова,  Дон-Жуан  в  «Каменном  госте»  Пушкина,  Жюльен  Сорель  в  «Красном  и  Черном»  Стендаля,  роль  Петра  в  «Юности  Петра»  Алексея  Толстого  и  т.д.  А  сколько  сыграно  в  сценариях,  написанных  самими  студентами,  сколько  было  учебных  этюдов,  отрывков!

Очень  талантливый  он  был  актер  и  человек  хороший.  Во  время  съемок  мы  все  жили  в  одной  гостинице.  Мы  были  молоды,   разыгрывали  друг  друга,  шутили.  Рыбников  тоже  принимал  в  этом  участие.  О  том,  в  каких  фильмах  он  снимался,  перечислять  не  буду,  Вы  их  знаете.

- Запорожцев   интересует,  как  сложилась  дальнейшая  судьба  главной  героини  фильма  Нины  Ивановой.  Что-то  ее  нигде  не  видно  и  не  слышно.

- После  «Весны  на  Заречной  улице»  она  снялась  еще  в  двух-трех  фильмах  и  больше  не  снималась.  Работала  вторым  режиссером  на  студии  имени  Горького.  А  когда  для  кинематографа  наступили  трудные  времена  в  связи  с  развалом  экономики,  она  уехала  в  Петербург,  где  живет  и  сегодня.  Работает  старшей  медсестрой  в  больнице,  с  кино  никаких  дел  не   имеет. 

Отказывается  от  всяких  творческих  встреч.  Я  приглашал  ее  в  Запорожье,  но  она  отказалась.  Просила  извинить  ее  и  передала  запорожцам  привет.  Понять  ее  можно.  Скорее  всего,   она  не  хочет,  чтобы  зрители  разочаровались,  увидев  ее.   В  фильме  она  очень  обаятельная  и  молодая.  К  сожалению,  с  возрастом  внешность  человека  меняется,  причем  не  в  лучшую  сторону.

Кстати,  Нина  Иванова – не  профессиональная  актриса.  Она  когда-то  в  детстве  сыграла  в  фильме  «Жила-была  девочка».  Потом  играла  в  дипломной  работе  одного  из  ВГИКовцев.  Там  мы  и  обратили  на  нее  внимание.  Сыграла  в  «Весне»  она,  конечно,  чудесно.

-  Мы  долго  не  могли  разобраться  с  улицей  Заречной.  В  Запорожье  на  этот  счет  существуют  две  точки  зрения.  Одни  утверждают,  что  такая  улица  существовала  во  время  съемок  фильма  в  нашем  городе.  Другие  считают,  что  это  авторский  вымысел.

-  Процесс  этот  шел  в  обратном  порядке.  Сначала  Миронер  придумал  сценарий.  Поэтому,  я  думаю,  что  Заречная  улица  в  Запорожье  появилась  уже  позже.  Кстати,  после  наших  съемок  отдельных  эпизодов  фильма  в  Одессе,  там  тоже  появилась  улица  Заречная.  Впрочем,  тут  ничего  удивительного  нет.  Мы  фильм  скатали  с  Запорожья,  а  запорожцы  взяли  у  нас  название  улицы.  
 

- Вы  открыли  для  кинематографа  Запорожье.  После  «Весны»  в  нашем  городе   снимались  около  десятка  различных  фильмов.  А  повлиял  ли  наш  город  на  вашу  творческую  судьбу?

- Я  признаюсь,  мне  было  даже  страшно  возвращаться  туда,  где  я  был  счастлив.  То  есть,  в  Запорожье.    Наверное,  поэтому  так  долго  я  и  не  мог  сюда  приехать.  И  хотя  я  не  приезжал  сюда,  я  всегда  помнил  об  этом  городе.  Ведь  с  ним  связан  такой  весомый  кусок  моей  жизни.  К  60-летию  начала  Великой  Отечественной  войны  я  снял  вместе  с  сыном  фильм  «Люди  сорок  первого  года».  Так  вот  там  есть  эпизод  о  Днепрогэсе.  Это  я  настоял  на  том,  чтобы  он  там  был.  Я  никогда  не  забывал  Запорожье.

- Снимая  на  «Запорожстали»  эпизоды  фильма,  Вы,  наверное,  в  какой-то  мере  и  сами  стали  металлургом.

- Металлургом   я, разумеется,  не  стал,  но  мое  сердце  принадлежит  этой  профессии.

- Марлен  Мартынович,  для  запорожцев  Вы  всегда  желанный  гость.  И,  естественно,  им  хотелось  бы  знать  о  Вас  как  можно  больше.  О  том,   как  складывалась  ваша  творческая  биография,  личная  жизнь,  каковы  ваши  планы  на  будущее  и  т.д.  В  общем,  придется  Вам  удовлетворить  наше  любопытство  на  этот  счет. Например, почему   у  Вас  такое редкое имя – Марлен? 

- Своим  именем  я  обязан  отцу.  Он  был  коммунистом  с  дореволюционным  стажем.  Свято  верил  в  коммунистические  идеалы.  У  них  была  договоренность  с  мамой:  если  родится  дочь,  то  называет  она,  а  если  сын,  то  право  это  остается  за  отцом.  На  рабочем  столе  отца  всегда  стояли  портреты  Маркса  и  Ленина.  Поэтому  я  и  стал  Марленом.  Но  ничего,  я  не  жалуюсь.  Оно  нисколько  не  мешает  мне  в  жизни.

- Вы – народный  артист  СССР.  Гордитесь  этим  званием?

- Мне  очень  нравится  это  сочетание – Советского  Союза.  Я  как-то  не  придавал  раньше  значения  этой  награде.  А  теперь,  когда  Союза  нет,  я  ею действительно горжусь.  Тогда  это  звание  утверждалось  в  самой  высшей  инстанции.  В  общем,  направо  и  налево  его  не  раздавали.  Его  надо  было  заслужить.  Поэтому  почему  бы  и  не  гордиться.

- Вы  являетесь  президентом  Гильдии  режиссеров  России.   А  еще  Вы  профессор  ВГИКа.  У  Вас  есть  ученики?

-  Разумеется.  Двое  из  них  приехали  со  мной  в  Запорожье.  Это  Володя  Тумаев  и  его  жена  Лида.  Хорошие,  перспективные  режиссеры.  Мои  ученики  работают  в  Молдавии,  в  Польше.  Стать  широко  известным  сегодня  очень  трудно.  Но  все  они  уже  проявили  себя  как  творческие  личности.  Например,  Пичул ( «Маленькая  Вера»)  и  другие.

-Что  в  творческом  плане  делаете  Вы  сегодня?  Над  чем  работаете?

  настоящее  время  я  работаю  над  многосерийным   радиофильмом   о  Пушкине.  Надеюсь  к  зиме  его  закончить.  В  планах  у  меня  есть  еще  фильм  о  двух  встречах   Толстого  и  Чехова.  Министр  культуры  России  обещал  выделить  на  это  деньги. Сценарию  фильма  предшествовала  пьеса,  написанная  в  соавторстве  с  моим  сыном  Игорем,  который  тоже  приехал  со  мной  в  Запорожье.  Пьеса  уже  поставлена  в  Липецком  театре.

 -В  вашем  фильме  «Два  Федора»  главную  роль  исполняет  Василий  Шукшин.  Как  Вы  его  открыли  для  себя?

- Я  искал  актера  на  главную  роль  в  этом  фильме.  Мне  посоветовали  попробовать  Шукшина,  тогда  еще  студента  ВГИКа.  Словесно обрисовали  его  портрет  и  характер.  Я  пришел  в  институт,  вижу,  навстречу  мне   спускается  по  ступенькам  человек  в  солдатской  гимнастерке  и  кирзовых  сапогах.  Я  сразу  догадался,  что  это  он. 

Сыграл,  как  Вы  знаете,   он  эту  роль отлично.  Конечно,  как  человек  он  был  своеобразный,  с  характером.  Во  время  съемки  фильма  с  ним  приключился   такой  казус.  Где-то  он  не  поладил  с  милицией,  проявил  несдержанность,  взорвался  и  даже,  кажется,  «съездил»  представителя  правопорядка  по  зубам.  Ему  дали  14  суток. 

А  тут  съемки,  без  него  не  обойтись.  Пришлось  мне  вмешаться,  просить  милицию   отпустить  его  на  съемки.   Там  навстречу  пошли,  но  привезли  его  на  студию  под  стражей.  Он  играл,  а  милиционер  сидел  в  переднем  ряду,  аплодировал  ему.  А  когда  закончилась  съемка,  снова  увезли  в  свое  заведение.
          
Актер  он  был  исключительно   одаренный  и  писатель  хороший.  Уже  тогда  не  расставался  он  со  своей  тетрадкой,  при  случае  пописывал.  Конечно,  мы  тогда  не  догадывались,  что  из  него  выйдет  большой  писатель.

-Марлен  Мартынович,  Вы  в  прекрасной  физической  форме.  Как  Вам  удается  ее  поддерживать? 

-Просто  я  умею  притворяться ( смеется).

-Ну,  а  мечта  какая-нибудь  есть?

-Мечтаю  о  том,  чтобы  не  было  таможенных  проверок  на  границе  между  Украиной  и  Россией.

Николай  Зубашенко, газета «Досье», сентябрь 2001 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий