Белла Трандина – один из самых успешных дизайнеров ювелирных изделий во всем мире, сегодня живет в Иерусалиме. У нее особая любовь к янтарю, поэтому украшения она делает только из этого удивительного камня. Желание побеседовать с Беллой не было случайным. Беседа получилась искренней, и читатель сам может в этом убедиться. Фото предоставлено Беллой Трандиной
- Белла, вы называете себя «дизайнером украшений из янтаря», а не ювелиром.
Б.Т.: Я – не ювелир, а чистый дизайнер, и это у меня наследственный дар от дяди, известного в свое время карикатуриста Леонида Сойфертиса. Моя девичья фамилия – Сойфертис.
- Значит, есть такая специальность – дизайнер ювелирных изделий, Вы учились ей еще в Союзе?
Б.Т.: Нет, все не так просто. По образованию я инженер-технолог авиационных двигателей, но проработала по специальности только несколько лет: потому что это было не мое призвание (поняла не сразу), и потому что в Союзе простому инженеру было не прокормить семью. А кормила семью я шитьем. Этот дар перешел ко мне от бабушки, матери отца. Она умерла, когда отцу было всего 8 лет. Бабушка, нигде не учась, великолепно шила верхнюю одежду, обшивала всю округу – местечко Немирово. Во мне дар шить и прорвался, с 16 лет шью.
- На самом деле, умение шить неразрывно связано с дизайном. Вы, фактически, развивали свой дизайнерский дар с отрочества. А инженерное образование, может быть, тоже сыграло свою положительную роль – помогло отшлифовать ваши способности, рационализировать их, если можно так выразиться?
Б.Т.: Безусловно, любое знание и умение не пропадет зря. Приехав в Израиль, я начала зарабатывать на жизнь шитьем. Мне было уже 40 лет, иврит выучить не смогла. Шила девять лет, до 1999 года, пока не сорвала спину. Получила инвалидность, и после этого уже шила гораздо меньше. А потом начала сдавать щитовидка, и я оказалась на операционном столе. После операции ничего не могла делать, и почувствовала, что вхожу в глубокую депрессию.
- Когда это произошло?
Б.Т.: Четыре года назад. Почувствовав, что жизнь теряет смысл, решила позвонить брату в Москву. Он, услышав меня, сказал: «Немедленно приезжай». Я приехала, мы начали беседу, а он меня сразу и спрашивает: «Белла, чем бы ты хотела заняться?» Я, подумав немного, говорю: «Моя самая большая мечта, еще с юности, – научиться делать украшения из янтаря». Он мне: «Так, в чем загвоздка? Я дам тебе необходимую сумму, и осуществляй свою мечту!» Он так и сделал. Я вернулась в Израиль окрыленная, и начала осуществлять свою юношескую мечту.
- Белла, а почему именно янтарь вас так привлек к себе?
Б.Т.: Будучи еще на первом курсе института, мы с родителями поехали в Прибалтику, остановились на несколько дней в Булдури. Там был маленький частный магазин изделий из янтаря. Туда я бегала каждый день, глаза мои впитывали это богатство. Мне очень захотелось купить что-нибудь на память. А я – студентка, денег нет. Попросила у отца, она смог дать только 15 рублей. Я купила на эти деньги самый маленький кулончик. Храню его до сих пор как реликвию.
- То есть, вас потянуло к янтарю, и Вы не можете объяснить почему?
Б.Т.: Не могу.
- А как началось осуществление вашей мечты после возвращения в Израиль? Вы стали учиться где-то?
Б.Т.: Да, конечно. Я через Интернет, и не только, буквально грызла науку о янтаре. К сожалению, об этом камне написано очень мало.
- Что Вы узнали о нем, расскажите.
Б.Т.: Балтийский янтарь – самый старый, ему 30-50 млн. лет. Есть одна известная на весь мир шахта, где добывают янтарь, под Калининградом. Но самый лучший янтарь, самый прозрачный, гладкий вылавливают из Балтийского моря.
- Разработана какая-то специальная техника ловли янтаря?
Б.Т.: Вылавливают янтарь два раза в год – в конце ноября и в конце февраля, сразу после шторма. Есть места в Балтийском море, где на расстоянии 100 метров от берега начинается глубина. Вот на этой морской границе, между глубиной и мелью, после шторма со дна поднимается ил и все добро вместе с ним. Называют ее «пучиной». Она и поднимает кусочки янтаря со дна. В это время ловят янтарь сетью, как рыбу. Конечно, специальной сетью, и обмундирование у ловцов специальное.
- Как выглядит янтарь, поднятый со дна морского?
Б.Т.: Он может быть совершенно непонятен, покрыт коркой. Нужно потом эту корку счищать. Бывает, что и не весь покрыт коркой.
- В это время года ужасно холодно, вода ледяная. Ловцы янтаря заходят в воду?
Б.Т.: Да, они идут по дну, продвигаясь по этой «пучине», находясь в ней, не глубже. Море гонит их к берегу, они сопротивляются. У ловцов янтаря специальные сапоги из резины. Раньше, когда не было резины, ловцы янтаря надевали кожаные сапоги до самого пояса. Пользовались совками, а не сетью, как сейчас. Набирают совок вместе с илом, идут к берегу, высыпают, опять возвращаются в море, и так полдня люди находятся в ледяной воде. Сейчас проще, есть оборудование специальное, мини катера, сети.
- Шахтный янтарь, он другой?
Б.Т.: Да, он немного другой. Каменную породу надо отламывать, он слоистый. А морской янтарь после очищения – прозрачный. Кстати, из морского янтаря были сделаны первые очки в 16 веке. Он и лупой может быть.
- Есть янтарь разных цветов. У вас я вижу на руке белый.
Б.Т.: Белый янтарь – мой самый любимый. Он неочищенный, это корочка дает ему белый, скорее, молочный цвет. Очищенный янтарь обычно золотистого цвета.
- Янтарь признан лечебным камнем. Вас он лечит, Белла?
Б.Т.: Хочу, прежде, сказать, что как раз белый янтарь – самый лечебный. Янтарную кислоту, которую научились выделять в начале 30-х годов, начали использовать в изготовлении лекарств, помогающих организму восстановиться после операций. Применяют ее и в профилактике. Например, человек знает, что у него больные почки. Он может носить янтарь в кармане, поближе к почкам, и, таким образом, предотвратить приступ. Я со своей щитовидкой ношу янтарные бусы, поближе к больному месту.
- То есть янтарь – это камень, который не лечит, а предохраняет или помогает восстановиться организму. Янтарь обладает особой энергией, не случайно его используют, как талисман, способный охранять от опасности.
Б.Т.: Известно, что в 16-17 веке основным оберегом у европейских воинов был янтарь. Воины брали с собой в походы только янтарь. Кто побогаче был, отдавали камень ювелиру, чтоб сделал оправу.
- Значит, еще в средние века появились мастера-янтарщики?
Б.Т.: Не совсем так. Если ювелир хорошо знал янтарь, умел его обрабатывать, то он мог назвать себя «янтарщиком». Ведь, у янтаря есть много хитростей. А те ювелиры, которые только оправляли янтарь, не обрабатывая его, были просто ювелирами.
- Белла, Вы знали о лечебных свойствах янтаря раньше вашего заболевания щитовидной железы?
Б.Т.: Нет, я не знала. Но я знала, что этот камень необычный, живой, что ли. Я знала из разговоров, что этот камень имеет особый контакт с организмом. Когда я была беременна, попросила у мамы кольцо с янтарем и носила его. К концу беременности вижу – камень мутнеет. Пошла к врачу, говорю, что надо бы мне уже родить. Врач на меня смотрит странно: «Вы что? У вас живот еще не опустился». А я ему говорю: «Вот, янтарь помутнел. Что-то не то в моем организме».
Врач подумал, что я не совсем в порядке, так он на меня посмотрел. Я тогда пришла домой и говорю мужу, что надо ускорить роды естественным образом, янтарь мутный. И мы начали вручную двигать мебель, драить паркетный пол, сделали его полированным. У меня начались легкие схватки.
Мы поехали в больницу, а мне говорят: «Рано еще, живот не опустился», а я отвечаю, что у меня схватки и янтарь мутный. В больнице мы остались, и к вечеру я родила девочку с признаками переноса. На два дня переносила. Если бы меня янтарь не предупредил, я не знаю, насколько бы я переносила ребенка. А перенос также плох, как и недонос.
- Как вам сейчас помогает янтарь?
Б.Т.: Дело в том, что болезнь щитовидки – это противная болезнь. Любое раздражение извне, самое безобидное, приводит тебя в сильное волнение, даже дрожь. Например, зайдет моя дочь домой и «не так» поздоровается – все, меня уже начинает колотить. С появлением янтаря в доме, от постоянного прикосновения к этому камню, я полностью успокоилась, стала относиться ко всему гораздо спокойней. И квартира моя обрела другой воздух, успокаивающий.
- У вас в доме очень много янтаря: и в салоне - куда не бросишь взгляд – янтарь, и в другой комнате – весь рабочий стол в янтаре. Белла, как вы думаете, может янтарь – он проводник энергии свыше?
Б.Т.: Да, конечно, я в этом нисколько не сомневаюсь. Мне друзья из Петербурга прислали статью о том, как одна женщина сделала из недорогого янтаря несколько бус. Она ездила в Прибалтику каждый отпуск, покупала с рук небольшие камешки янтаря на свои скудные средства, и в течение нескольких лет собрала эти бусы. И тогда, когда ей нужно было серьезно успокоиться или принять какое-нибудь важное решение, она надевала все свои янтарные бусы на шею, и происходило то, что можно назвать соединением с высшей силой.
Я после этой статьи задалась вопросом: почему меня потянуло к янтарю? И ответила сама: мне послала его добрая высшая сила, чтобы передать успокоение. И это произошло именно тогда, когда мне нужно было срочно успокоиться, и когда моя жизнь после операции потеряла смысл.
- Белла, Вы сами же продаете свои изделия из янтаря. Как Вы знаете, кому что подойдет?
Б.Т.: В основном, я продаю свои работы через Интернет, не видя клиента. Мне пишут по Интернету: хочу то-то и то-то. Я начинаю задавать вопросы: какой ваш рост, цвет волос, овал лица. И я начинаю ему предлагать, посылаю примерные фотографии. Меня спрашивают: «А Вы уверены, что мне это подойдет?». Я уверенно отвечаю – да.
Часто бывает, что заходит женщина, а я уже знаю, что ей предложить. Предлагаю – точное попадание. Единственный вопрос, который я задаю всегда: «Какой суммой Вы располагаете?» Хочу сказать, что я люблю продавать, и эта дополнительная любовь дает мне интуитивно почувствовать практически «вслепую», кому и что подойдет.
- У вас хорошо развит художественный вкус, вы реализовали свои способности, поэтому, видя человека, Вы быстро дорисовываете ему украшения. Плюс ваша любовь к своему делу и доброжелательное отношение к людям – все это дает прекрасный результат. Спасибо большое за интересную беседу.
Источник: http://www.epochtimes.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий