среда, 19 октября 2011 г.

ПЕРВЫЙ ЗАМ. ПРОКУРОРА КИЕВА Дмитрий Лупеко: «Сейчас сложностей с практическим применением изменений в уголовное и административное законодательство не возникает»


 Антикоррупционное законодательство должно отучить чиновников брать взятки, «перенаправлять финансовые потоки» в свою пользу, а также «небескорыстно» влиять на принятие тех или иных решений.  О том, насколько действенной оказалась борьба с коррупцией  в эксклюзивном интервью МАИР рассказал первый заместитель прокурора города Киев Дмитрий Лупеко.

- Дмитрий Александрович, что изменилось после вступления в силу «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине»? Стало проще работать или сложнее?
- Раньше в законодательстве не было определения понятия «коррупционных преступлений» как отдельного вида преступлений. Не было предусмотрено и их деления на те, которые могут быть признаны всегда коррупционными, и те, которые признаются таковыми лишь при определенных обстоятельствах. Так, к деяниям, которые содержат признаки коррупции, законодатель всегда относил значительную часть преступлений, совершаемых по корыстным мотивам должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
С принятием парламентом Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» были учтены международные документы по данному вопросу. Например, в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией (1995 г.) такое явление, как коррупция, определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях.
Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» впервые дано определение терминов коррупции и коррупционного правонарушения, а также таких понятий, как неправомерная выгода, конфликт интересов, непосредственное подчинение, близкие лица, члены семьи.
Например, конфликт интересов – это противоречие между личными интересами и служебными полномочиями, наличие которого может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или не совершение действий во время исполнения служебных полномочий.
Кроме того, статьей 4 этого закона значительно расширен круг субъектов, которые несут ответственность за коррупционные правонарушения. Если раньше это были, в основном, государственные служащие, которые работали в органах местного самоуправления, министерствах, ведомствах, контролирующих органах разных уровней, то сейчас к ним приравняли и тех, кто работает в государственных и коммунальных предприятиях, получает зарплату за счет государственного и местного бюджета, должностные лица иностранных государств, международных организаций. Также к таким субъектам отнесены лица, которые оказывают публичные услуги – нотариусы, аудиторы, адвокаты, эксперты-оценщики, арбитражные управляющие и другие.
Ответственность за коррупционные деяния будут нести и люди, которые работают в частных, коммерческих структурах,поскольку они тоже обладают возможностями влияния и могут использовать их с выгодой для себя. Конечно, речь идет о людях, которые выполняют организационно-распорядительские и административно-хозяйственные функции. Имеется в виду руководство определенным участком работы или определенным коллективом, когда человек сам распоряжается материальными ценностями или может влиять на этот процесс. Например, он заключает договор на поставку оборудования с теми люди, которые дают ему дополнительную взятку.
- Выходит, что у следователей теперь практически неограниченные возможности, и они могут «закрыть» под предлогом коррупционного правонарушения кого угодно?
- В своей работе следователь, как и раньше, должен придерживаться требований Конституции Украины, Уголовно-процессуального кодекса и других законодательных актов при расследовании преступлений этой категории. В антикоррупционном законе круг субъектов был расширен не потому, что преследовалась исключительно карательная цель, когда хочется наказать как можно больше людей. Он направлен на профилактику и предотвращение подобных преступлений.
Если мы говорим о том, что строим гражданское общество, то ожидаем, что люди станут сознательными и будут соблюдать законы своей страны. Ведь сегодня менталитет таков, что практически каждый человек, когда идет к чиновнику за банальной справкой, изначально задумывается о том, чем будет «благодарить». Поэтому идея была в том, чтобы пресечь на всех уровнях, где человек занимает какой-то пост и имеет влияние на принятие решений, возможность заработать незаконным путем.
Кстати, гражданам, которые дают взятки чиновникам, тоже придется отвечать перед законом. Их включили в круг лиц, которые несут административную ответственность за коррупционные правонарушения. Для этого были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
- Какой размер минимального штрафа предусмотрен в подобных случаях?
- Штрафы установлены исходя из необлагаемого минимума дохода граждан. Для определения размера штрафа используется сума в размере 17 грн.Санкция статьи предусматривает штраф в размере от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходом граждан. То есть, от 850 гривен до 1700 гривен. Поэтому стоит подумать, прежде чем готовить презент чиновнику. Тем более, что законодатель в некоторых случаях предусмотрел не только административную, но и уголовную ответственность.
- Сколько возбуждено уголовных дел о коррупции в этом году, сколько из них с момента вступления в силу закона?
- В течение текущего года в производстве следственных органов прокуратуры находилось 101 уголовное дело о преступлениях с признаками коррупции, по результатам расследования которых с обвинительными заключениями уже направлены в суд на рассмотрение по существу 84 уголовных дела по обвинениям 104 лиц (за аналогичный период прошлого года - 75 дел относительно 102 лиц). Общая сумма взяток по этим делам составляет свыше 4,7 миллиона гривен.
С момента вступления в силу Закона Украины ««Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» следственными органами прокуратуры Киева возбуждено 14 уголовных дел по преступлениям с признаками коррупции, из которых все за фактами получения и дачи взяток. По результатам расследования уголовных дел обозначенной категории с обвинительными заключениями направлено в суд для рассмотрения по существу 11 дел по обвинениям 12 лиц.
Среди привлеченных к уголовной ответственности лиц: бывший начальник отдела Государственной исполнительной службы; начальник отдела реализации движимого имущества ДОО Министерства обороны Украины концерна «Техвоенсервис»; главный специалист территориального управления Глававтоинспекции; главный специалист Управления защиты прав потребителей в Киеве; заместитель генерального директора научно-исследовательского института Государственного агентства резерва Украины; доцент кафедры государственной службы, менеджмента и обучения по международным проектам Института государственного управления в сфере гражданской защиты Национального университета гражданской обороны; участковый врач-психиатр Киевского психоневрологического диспансера №2.
Например, в августе текущего года было направлено в суд уголовное дело по обвинению начальника отдела реализации движимого имущества ДОО Минобороны Украины концерна «Техвоенсервис», который получил взятку в размере 13 тыс. грн. от гражданина за изготовление и выдачу ему заведомо ложного протокола о проведении аукциона по реализации конверсионной военной техники. Согласно этому протоколу гражданин должен был получить право на первоочередное получение двух автомобилей, общая стоимость которых составила 36 тысяч гривен.
Кроме того, продолжается расследование четырех уголовных дел, возбужденных с 1 июля текущего года, по которым к ответственности привлекаются два налоговых милиционера Голосеевского и Дарницкого районов, директор научно-исследовательского института спирта и биотехнологий продовольственных продуктов Минагрополитики и один сотрудник ОГИС Оболонского районного управления юстиции в городе Киев.
Также с момента вступления в силу нового антикоррупционного законодательства по городу Киеву составлено 40 протоколов об административных коррупционных правонарушениях. Например, 26.08.2011 г. направлен в суд протокол об административных правонарушениях относительно государственного регистратора одной из районных государственных администраций, который за вознаграждение в размере 300 долларов США способствовал гражданину в осуществлении государственной регистрации юридического лица.
- Когда принимался закон, многие эксперты отмечали, что в нем прописано множество составов преступлений, которые один от другого отличаются очень-очень мало, и применение которых на практике создаст колоссальные трудности. Вы согласны с таким мнением?
- В данное время каких-либо сложностей с практическим применением изменений в уголовное и административное законодательство, которые внесены Законами Украины ««Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения», не возникает.
На мой взгляд, изменения, которые были внесены в Уголовный кодекс Украины и дополнение его специальными нормами только облегчит их применение. Поскольку при принятии решения о достаточности оснований для возбуждения уголовного дела относительно виновного должностного лица за такие преступления и дальнейшей классификации его действий больше не требуется обращения за аналогией к общим нормам, которыми регламентирована ответственность за совершение преступлений в сфере служебной деятельности.
По сути, сейчас просто конкретизировали составы преступлений, разграничив ответственность для госслужащих и для представителей бизнеса. В Уголовный кодекс были добавлены такие статьи, как «Незаконное обогащение», «Подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги», «Злоупотребление влияние» и другие.
- Не боитесь, что сейчас все активно бросились бороться, а потом эти уголовные дела не будут иметь судебной перспективы?
- Каких-либо негативных тенденций в этом направлении ожидать не стоит, поскольку положения статей 94-98 Уголовно-процессуального кодекса Украины, которые регламентируют порядок возбуждения уголовных дел в части наличия поводов и достаточных для этого оснований не изменились. Надзор за законностью возбуждения правоохранительными органами столицы каждого уголовного дела, как и раньше, осуществляется прокурором и может быть проверен во время обжалования постановления о возбуждении уголовного дела в суде.
 В законе очень четко оговорены полномочия всех органов, которые могут выявлять и расследовать преступления, касающиеся коррупционных правонарушений. Генеральная прокуратура, в свою очередь, уполномочена обеспечивать системную координацию деятельности правоохранительных органов в вопросах противодействия коррупции.
- Планируется, что Министерство юстиции сформирует Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Кто будет иметь к нему доступ?
-В Единый реестр лиц, которые привлечены к уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения, будут включаться данные о людях, в отношении которых есть судебные решения о их виновности и эти решения вступили в законную силу. Порядок еще разрабатывается, поэтому сказать, кто будет иметь к нему доступ, сегодня сложно.
Возможно, информацию из этого реестра смогут получать специалисты, которые будут проводить специальные проверки по лицам, претендующим на должности, связанные с выполнением функций государства или органов местного самоуправления. Такая проверка будет проводиться с 1 января 2012 года.
- Что именно будут проверять?
- В первую очередь, полностью будут проверяться сведения об имуществе, подлинность диплома об образовании, данные о том, привлекался человек к уголовной ответственности или нет. Правда, одним из проблемных моментов, на который хотелось бы обратить внимание, есть то, что основанием для отказа при приеме на работу может служить только внесение недостоверных сведений, а вот факт совершения коррупционного правонарушения законодатель не оговорил. То есть, по сути, работодатель будет принимать решение по своему усмотрению.
- Но в законе выписано, что работодатель обязан уволить сотрудника, если в отношении него составлен протокол о коррупции…
- Вы абсолютно правы. Суд в течение трех дней направляет решение работодателю, и человека должны уволить. Но в законе не написано, что его не могут принять на работу на следующий день после увольнения. Исключение составляет только случаи, когда человека привлекают к головной ответственности, где наказанием является лишение права занимать определенное время ту или иную должность.
С моей точки зрения, если бороться с коррупцией, надо обязательно предусмотреть, что человека, совершившего такое правонарушение, нельзя повторно брать на работу. Особенно на должности в государственных структурах.
Беседовала Татьяна Бодня
Адрес статьи: mair.in.ua/interview/show/id/13500

Комментариев нет:

Отправить комментарий