Добро пожаловать на остров Утопия или как нам повышают налоги на импорт авто!
На протяжении последних десяти лет я по мере необходимости (пару раз в неделю или чаще) сообщаю автопрессе все новости на законодательном поле автобизнеса с анализом происходящего в стране. Но именно последние пять лет я все чаще практиковался в эпистолярном жанре. Причина проста: сообщения стали практически ежедневными, т.к. все чаще властьдержащие вспоминают про автобизнес и пытаются его зарегулировать (как говорят, “глаза мозолит”).
Понятно, что десять лет назад, когда в Украине в год продавалось 10-15 тыс. новых автомобилей, то авторынок власть не особо интересовал... Когда же авторынок достиг полмиллиона новых авто в год, то сразу же возникло уйма желающих со стороны власти навести на нем “порядок” (с их точки зрения “порядок”!). Теперь авторынок снова упал до 162 тыс. авто, но “руки все тянутся и тянутся”.
В начале позапрошлого года уже был в 10 раз увеличен акцизный сбор (например, для автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 см³ с 0,1 Евро до 1 Евро с кубика) — мы нахмурились, но стерпели. Потом в качестве подарка к 8-ому марта украинским автолюбительницам г-н Терехин инициировал 13% спецпошлину на импорт авто (мы роптали — но выдержали), а теперь снова... И это уже смешно!
Древняя легенда повествует о царе, который решил поднять налоги и поручил наблюдать за реакцией подданных. Народ роптал, но терпел. Он еще повысил налоги, народ выдержал. Поднял налоги еще раз и приказал выяснить, как реагируют подданные. И тут гонцы принесли тревожные известия: народ даже не протестовал, народ начал смеяться! И тут царь сообразил, что перегнул палку и остановился...
Так вот — очередная попытка ввести через спецрасследование спецпошлину на автомобили с объемом от 1000 до 2200 см³ с целью (вдумайтесь!) защитить отечественных автосборщиков вызывает просто взрыв смеха! А почему бы заодно не ввести налог с владельцев слонов и жирафов, живущих в “хрущевках” или обложить “подоходным” инопланетян? Результат по поступлениям в бюджет будет примерно одинаков!
Я с интересом ознакомился с позицией уважаемого мной народного депутата Василия Горбаля в блоге “Как “выйти сухим” из торгового круговорота ВТО? Часть 2” “Украинской правды” и опровержением моих аргументов, но хочу возразить по сути:
В. Горбаль пишет, что “Во-первых, Укравтопром в своей заявке ни слова не сказал о квотах, предложив ограничить импорт автомобилей (и то, не всех) путем повышения пошлин до 34%. Так что случай с Узбекистаном к данному делу не имеет решительно никакого отношения. Во-вторых, Комиссия пока не устанавливает квоты, а лишь рекомендует Кабмину это сделать.”
Что на это можно сказать? Вы считаете, что повышение пошлин дополнительно на 34% мало? По сути — это запрет на импорт, так как повышение цены импортного автомобиля на 40,8% (34% спецпошлина плюс 6,8% НДС на спецпошлину) сделают их неконкурентоспособными по сравнению с такими же автомобилями, которые будут ввозиться в Украину в виде машинокомплектов с последующим прикручиванием колес. Кроме того, надо внимательней учить матчасть, в решении Комиссии по Узбекистану четко изложено: не рекомендует, а поручает! Да и вопрос не в словах. В истории Украины я не знаю случая, когда Кабмин не поддержал бы даже рекомендации Комиссии, а тут ведь не рекомендует, а поручает.
А самое главное, “Укравтопром” в своем заявлении к Минэкономики просит установить на самые популярные автомобили с объемом двигателя от 1500 до 2200 см³ дополнительную спецпошлину не 34%, а 47%!!! А в таком случае (47% спецпошлины + 9,4% НДС на спецпошлину) рост налогов, а значит, и рост цены на импортные автомобили составит 56,4%, т.е. автомобили с объемом двигателя до 2,2 литра подорожают больше, чем на половину. Их импорт просто прекратится! Причем на автомобили свыше 2,2 литра для обеспеченных людей (3,5 литровые Прадо, 6-литровые Кадиллаки Эскалейды, Порше, Ламборджини, на которых предпочитают ездить Ваши коллеги по Раде) уровень налогов, а значит, и уровень цен не изменится! Т.е. не богатые платят за бедных, а бедные — за богатых, так как именно люди с достатком ниже среднего были основными покупателями авто с объемом 1500 — 2200 см³.
Нас просто хотят принудительно вернуть в времена Советского Союза. Я не хочу утверждать, что все так было плохо, но я прекрасно помню, как я молодой лейтенант вместе с другими офицерами тянул жребий, когда на часть выделили один 412-ый Москвич, и не вытянул... Тогда купить “Жигули”, “Москвич” (да хотя бы “Запорожец”) было недосягаемой мечтой миллионов, а на иномарках ездили единицы: дипломаты, киноактеры, футболисты и “теневики”. Так вот такого возврата “back in the USSR” я не хочу! Тем более, что после того, как на 56,4% подорожают импортные автомобили, отечественные автосборщики обязательно воспользуются моментом: “Шара приплыла...” и повысят цены на свою автосборку, т.е. свою прибыль на 20-30%.
Тезис Василия Горбаля, что “Временное (до 4 лет) повышение импортных пошлин как раз и нужно украинским заводам, чтобы сократить эту техническую отсталость, освоить выпуск более совершенных моделей и, главное, повысить локализацию их производства в Украине, создав сеть отечественных поставщиков комплектующих.” также не выдерживает критики. Скажите, а 12 лет с 1998 года, когда украинские заводы получили беспрецедентные льготы, было мало украинским заводам?
В течении длительного времени тот же АвтоЗАЗ-Деу не уплачивал ни единого налога. Более того, государство дотировало смежников ЗАЗа из бюджета (представьте себе, я поставил на ЗАЗ товар, получил из бюджета возврат НДС, а ЗАЗ-то не плательщик налога на добавленную стоимость). А пошлина 25%, существовавшая достаточно длительное время? А “терехинская” надбавка к 13% пошлине в 2009 году? И этого всего было мало Укравтопрому, и Вы просите еще 4 года? Если предыдущих беспрецедентных преференций было мало, почему Вы вдруг считаете, что еще 4 года льготного режима для автосборщиков и 4 года мучений для простых украинцев помогут укравтопрому? Может, стоит заняться не поиском автоимпортеров, виновных в бедах украинских автосборщиков, а поискать внутренние причины негараздов (как в анекдоте: может, не кровати переставлять, а контингент девочек поменять?). Или автосборщики считают, что плохой народ им достался — украинцы их автомобили не покупают?
Утверждение уважаемого мной народного депутата, что “нынешняя 10%-ная пошлина — это ненадолго. По условиям вступления Украины в ВТО, в 2013 году ее уровень должен сократиться до 5%.” также не выдерживает критики.
По условиям вступления в ВТО, 5% уровень пошлины к 2013 году будет касаться исключительно автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 см³ (код 8703 24 10 00) и так называемых motor caravans автомобилей для временного проживания людей (8703 23 11 10, 8703 23 11 30), а таких автомобилей не более 5-7% от общей доли автоимпорта!.
Для импортных автомобилей с объемом двигателя от 1000 см³ до 2200 см³, против которых начато спецрасследование, никакого снижения ни на сотую долю процента от существующей 10% пошлины правилами ВТО не предусмотрено на ближайшую сотню лет.
А теперь попробую спрогнозировать во сколько раз возрастет поступление в Госбюджет от импорта автомобилей после введения спецпошлины... Думаю, вообще прекратятся... Мне уже смешно! Смех — последняя грань перед абсурдом. Так что приглашаю Вас вместе посмеяться над “прозорливостью и государственной мудростью” чиновников, решивших таким образом “защитить” укравтопром и пополнить государственную казну... Смейтесь, господа, таким образом мы снимаем стресс и продлеваем жизнь... А чувство юмора нам пригодится надолго. Подозреваю, что украинские чиновники из года в год долго будут нас смешить...
Я еще бы понимал, если бы было предложено увеличить налоги на предметы роскоши, заставить богатых платить больше, в том числе и за возможность ездить на роскошных авто. Но почему надо увеличивать налоги именно на нововвезенные недорогие автомобили с объемом от 1000 см³ до 2200 см³, которые покупает средний класс? Т.е., дорогие автомобили, которые покупают и передвигаются по дорогам Украины украинские олигархи и чиновники — табу! Их трогать нельзя? Мне это напоминает лозунг: “я уже наворовал, а теперь давайте все прекратим воровать!” Ведь первоначальное накопление капитала (по Марксу) в нашей стране уже завершилось, т.н. “шановна элита” уже определилась и уже катается на “предметах роскоши” — дорогих автомобилях. Так почему бы не ввести налоги на уже имеющиеся у богатых дорогие авто или недвижимость?
Но помнится давеча подобный законопроект в Верховной Раде так и не был поддержан... Вместо этого делается попытка заставить бедных платить за богатых! Хочешь купить недорогое импортное авто — плати в 3 раза больше. А на дорогие авто повысить не дадим... К нашему корыту никого не пустим — самим места не хватает... Я предлагаю для торжества социальной справедливости ввести налог не на импортные дорогие автомобили, а на удовольствие в них передвигаться по посткризисной Украине, т.е., на все уже существующие в Украине роскошные авто. Причем, я абсолютно чужд позиции “завистника Шарикова”. Но если платить, то всем, а то получается “с друзьями — по дружбе, а с врагами — по закону”... Причем, предложенная в проекте бюджета норма об обложении спецналогом метража дома при превышении его площади 1000 м² также, наверняка, вызывает смех у 99% наших сограждан. Ведь санитарная норма метража жилья на одного человека, при недостатке которой могут поставить на квартирный учет в очередь, как и в советские времена, — 8,5 м²...
Олег НАЗАРЕНКО,
генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров
ФОТО:citroen.autocentre.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий