пятница, 16 декабря 2011 г.

БУДНИ ЯХТЕННОГО ЖУРНАЛИСТА

 
Мне очень повезло с первым заграничным путешествием. Вместо традиционной для большинства неискушенных туристов схемы — самолет-отель-самолет, я неделю жил в турецких водах Средиземного моря на борту самой настоящей яхты. Строго говоря, это был не отпуск, а командировка — журнал «Банзай» и Центр Бизнес-Образования (ЦБО) организовали любительскую парусную регату, ну а я был в ней глазами и ушами «Эха Москвы в Екатеринбурге».

За 7 дней наша флотилия сменила несколько марин (так называются места, где швартуют яхты), а участники провели пять гонок. Перед стартом регаты все мы пережили непростое испытание — сорокамильный переход из Гёчека к месту старта — в Мармарис (позже я узнал, что на этом месте больше двух тысяч лет назад уже стоял город; такая древность, что даже не по себе). Переход этот длился около семи часов, которые стали откровением. Ветер поднял приличные волны (примерно по метру высотой), и я узнал, что такое морская болезнь.
Представьте, что вы несколько часов подряд катаетесь на качелях, вам плохо, но слезть нельзя. При этом дует ветер и периодически вас обливают соленой водой из ведра. Примерно так я себя чувствовал. Пришлось отдать морю все, что было съедено накануне. Это оказалось достаточной жертвой, чтобы умиротворить Посейдона. Больше до конца регаты не возникало даже намека на морскую болезнь. Организм адаптировался к морю и получал только позитивные ощущения, даже во время качки. Да и столь длинных «марш-бросков» больше не было. Другие участники путешествия, насколько я знаю, перенесли первый переход гораздо легче, чем я. Может, все дело в таблетках от укачивания, которых в моей аптечке не оказалось.
И почему парус не показывают по телевизору? Более красивого зрелища не отыскать, честное слово. Запомнил удачный кадр, сделанный нашим фотографом: паруса трех яхт, наклонившихся в разные стороны, образовали гигантский цветок лотоса. В первой же гонке мы увидели потрясающий финиш женской команды «Лаки стар». Их яхта шла второй, буквально за сто метров до финиша. Преимущество яхты–лидера выглядело солидным, и я был уверен, что женщины займут почетное второе место. Однако штурман «Лаки стар» Сергей Мусихин грамотнее выполнил финишный маневр и первым пересек линию финиша. Экипаж Мусихина, кстати, всю регату претендовал на победу, но в итоге остался только на третьем месте.
 
Позже наш шкипер Анатолий Чёрный объяснял мне, сколько факторов надо учитывать капитану парусного судна, чтобы прийти первым. Тут и настройка яхты, сила и направление ветра, и волна, и морские течения и поведение соперников... От матросов требуется терпение и моментальное выполнение всех команд. Они «откренивают» судно, свесившись на борт, противоположный крену, поднимают и убирают паруса, выходят на связь с судейской лодкой, если потребуется.
Помните новость про самую лучшую в мире работу? Это когда разыскивали смотрителя для тропического острова. Ответственно утверждаю, что работа яхтенного журналиста столь же прекрасна. Если гонка проходила в заливе, мы выходили в море, выставляли буй — ориентир для поворота яхт и дрейфовали поблизости в ожидании участников. За это время я, как правило, успевал позагорать, искупаться, выпить чаю — под открытым небом, с каким-нибудь экзотическим вареньем или с турецким медом, который совсем не тот, к которому мы все привыкли. К концу чаепития лидеры уже подходили к повороту. Эти моменты — одни из самых захватывающих в гонке. От старта до буя яхты идут более-менее ровно либо выполняют «лавировку», и тогда не понять, кто первый, а кто последний. На знаке же картина проясняется, это одно из главных мест для обгона. Иногда яхты проходят в сантиметрах друг от друга.
Когда все яхты проходили рубеж, мы убирали буй и шли в какую-нибудь живописную бухточку. Там вставали на якорь, и наш чудо-шкипер Анатолий готовил отменный обед. Например: греческий салат и рагу из свежих овощей с куриным мясом. Запивали все это кисломолочным напитком — айраном. Что? Вы пробовали айран из уральских супермаркетов и вам не понравилось? Мне тоже. Но стакан айрана, выпитый жарким днем на борту заякоренной в бухте яхты, — это божественно. То же самое можно сказать о желеобразном турецком йогурте, в который можно добавлять любое варенье или сироп… Но я увлекся.
Отобедав и переварив все это великолепие, мы возвращались в марину, куда к этому времени успевали вернуться спортсмены. Они, кстати, после гонок тоже проводили время подобным образом. В марине я готовил репортаж о прошедшей гонке, который наутро следовало передать в Екатеринбург, и отправлялся гулять по окрестностям — благо мы три или четыре раза переходили в новое место. Одно мне запомнилось особенно.

 
Представьте только: марина близ Екинчика, сухопутной дороги к которой не существует. Причал находится у подножья горы. Местность стилизована под поселение древних: развалины каменной стены, дорога, круто уходящая вверх, в конце ее — морской ресторан и смотровая площадка. Пока поднимаешься, сжигаешь нужное количество калорий. В душевой выдают странную обувь, похожую на котурны древнегреческих актеров. Только платформа не из пробки, а деревянная и вместо шнуровки — пара тонких ремешков.
Вечером у яхтсменов — свободное время. На палубах яхт накрывали столы и за ужином обсуждали перипетии прошедшей гонки, слушали морские байки шкиперов, травили свои, пели под гитару и даже играли в Мафию. Словом, походная романтика с поправкой на современность. Не зря на нашей яхте часто крутили диски Никитиных и Митяева.
Вечерний морской воздух, наверное, усыпляющее действует на меня. Большинство вечерних посиделок я покидал самым первым. Спускался в кают-компанию, пил чай и укладывался спать. Кстати, только на яхте я понял, что такое эргономически правильно организованное пространство. Что бы ты не искал на яхте, очень быстро обнаруживаешь, что это находится под рукой и готово к применению. Эффективно используется каждый сантиметр небольшого пространства, и поэтому шесть человек свободно уживаются на одной лодке.
О регате можно говорить очень долго. Например, о ресторанах, в которые мы заходили выпить чаю с восточными сладостями, и с нас не брали денег из уважения к заслугам нашего шкипера. Или о чудесных больших моторных яхтах, которые в изобилии пришвартованы в маринах. Или об иностранцах-пенсионерах, которые на заслуженном отдыхе увлеклись яхтингом и вот так запросто расхаживают по Средиземному морю… Или о морских узлах, из бесконечного многообразия которых я научился вязать всего два, зато самых надежных. Продолжать в таком духе я могу очень долго, но время уже позднее и мне пора отправляться в каюту, чтобы успеть выспаться. Спокойной ночи!
Комментарий Олега Орлова, «ФедералПресс», участника регаты «Банзай покоряет мир 2010»:
— Яхтинг, наверное, самый красивый и интересный вид спорта в мире. Обидно, что он практически не доступен для большинства жителей средней полосы России, так как даже те периодические попытки проведения регаты, например, в Екатеринбурге — представляют собой достаточно жалкое зрелище.
Регата «Банзая», наверное, самое интересное, что есть в России и мире в любительском яхтенном спорте. Так как помимо своей основной сути мероприятия — спортивной составляющей, это еще и лучший командообразующий тренинг. Никакие «веревочные тренинги» не дадут вам больше сплочения, чем неделя с коллегами по работе на одной яхте. И еще, наверное, вы нигде больше не увидите, где такое большое количество топ-менеджеров, по 6-8 человек на каждой яхте, под нецензурную брань шкипера, обращенную к ним, с радостью бросались выполнять его указания.
Комментарий Надежды Лайчук, «Центр Бизнес-Образования» (ЦБО), участницы регаты «Банзай покоряет мир 2010»:
— Как оказалось, вести борьбу можно не только физическую, в реальной гонке, но и интеллектуальную. «Фишкой» регаты стали управленческие поединки в экшн-формате — «Первый Турнир по Управленческой борьбе среди бизнесменов-любителей яхтинга»! Три вечера подряд все желающие собирались, чтобы побороться в умении отстаивать свои интересы и достигать цели. Уже в начале турнира завязалась отчаянная борьба, и мы поняли, что будет очень жарко! :) Во время тайм-аутов игроку помогали целыми экипажами яхт. Отчаянные дискуссии наполняли тихие турецкие бухты драйвом. Усмирял же пыл игроков незабываемый turkish tea…

Регата стала проверкой на прочность моих нервов. Нашу яхту преследовал сплошной экшинг и невезенинг. В день третьей гонки, когда мы отчаливали от пирса, наспех сброшенный в воду швартовочный канат попал в винт двигателя и намертво закрутился там. Через 10 минут гонка — а мы заблокированы на яхте! Шкипер, не медля ни минуты, бросился в воду, за ним по очереди мужская половина экипажа. Уходило драгоценное время, судейское судно в заливе уже объявило регистрацию и перекличку, и ждать нас никто не был обязан. Мы кричали «Help!» на всю бухту, но всем было безразлично. Наши мужчины с окровавленными руками всплывали, чтобы глотнуть воздуха, пока рабочий марины не подбежал и не помог нам отрезать муринг (швартовочный канат). Морским галопом мы кинулись в залив, на ходу поднимая паруса, радостно крича по рации, что наш борт готов к гонке! За пару минут до старта мы прибыли в залив, отлично приняли старт и, несмотря на такие невезения, смогли занять в гонке 3-е место!
Парусная регата «Банзай покоряет мир-2010» подарила нам красоту турецких марин, море драйва, экшена, сплоченности команды, сильнейших переживаний на всю жизнь!
Даниил Румянцев,
спортивный обозреватель «Эхо Москвы – Екатеринбург»



Комментариев нет:

Отправить комментарий