вторник, 8 мая 2012 г.

МЭР СУМ ГЕННАДИЙ МИНАЕВ: «Каждый должен жить по доходам и самостоятельно оплачивать коммунальные услуги»


Планами по привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор, а также по развитию и благоустройству с корреспондентом журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство» поделился мэр Сум Геннадий Минаев.  Состояние ЖКХ украинских городов далеко не соответствует
поставленным в программе реформирования отрасли задачам. Вместе с тем, местная власть не рассчитывает на помощь чиновников центрального аппарата, а пытается решать накопившиеся проблемы своими силами. Планами по привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор, а также по развитию и благоустройству с корреспондентом журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство» поделился мэр Сум Геннадий Минаев.
-Геннадий Михайлович, одна из киевских компаний недавно объявила о намерении направить в модернизацию Сумского водоканала 60 млн грн. Насколько проект реален? Как он будет реализовываться?
 - Думаю, что нереально. Депутаты не проголосуют. У нас же «страусиная» политика, причем на всех уровнях. Везде друг друга подозревают и обвиняют, в итоге - полное бездействие. После презентации этой компании ко мне обратились еще две фирмы, которые заявили о намерении представить свои инвестиционные программы. Скоро познакомимся с их предложениями. Так что пока об этом нет смысла говорить.
 Дорожная карта, как я ее представляю, довольно длительная: надо еще выделить объекты в целостный имущественный комплекс, провести его оценку. И все это должно завершиться конкурсом, как того требует законодательство. Он не может произойти с одним участником. Но учитывая критическую финансовую ситуацию - долги за потребленную электроэнергию составляют уже более 12 млн грн, а ежемесячные убытки предприятия составляют 1,8 млн грн (это еще плюс 22 млн грн за 2012 год), решение нужно принимать быстро.
 Как вариант, на первом этапе можно заключить с инвестором договор совместной деятельности. Хотя здесь есть определенные риски - как для инвестора, так и для водоканала и городского совета. Но надо что-то делать и немедленно! Это моя ответственность перед жителями города Сумы за качественное, круглосуточное водоснабжение и водоотведение, и я буду это делать!
 -А те компании, которые заинтересовались водоканалом, знают о его состоянии?
 - Конечно. Они уже получили документы. Фирма, которая проводила у нас свой экспресс-аудит, попросила дополнительно только пять или шесть документов. Перед этим приезжали представители пяти компаний, которые были приятно удивлены тем, что им для понимания ситуации и анализа сразу же выдают всю документацию, включая уставные и бухгалтерские документы, штатное расписание предприятия, отчет о финансовой деятельности, всю техническую документацию и другие важные бумаги. Как говорится: приезжайте - будем рады. Вот только такие презентации мы уже не будем проводить на водоканале, коллектив которого выступает против изменения формы управления. Проведем в помещении горисполкома с участием группы менеджеров предприятия.



 -Что в первую очередь нужно сделать на водоканале?
 - Единственный выход - дальнейшая модернизация насосного оборудования, что позволит значительно уменьшить потребление электроэнергии. Это тот источник, который сокращает расходы и при неизменном тарифе дает гарантии возврата инвестиций. Сегодня в себестоимости услуги у нас «сидит» 39,9% затрат на электроэнергию. Я расписал дорожную карту, раздал депутатам в профильные комиссии (планово-бюджетную, по вопросам ЖКХ) для обсуждения и принятия решения. Хотелось бы верить ...
 Не дай Бог, и если что-то случится на водоканале, и воды в городе не будет несколько дней, то все сразу проникнутся остротой проблемы вместо того, чтобы вводить превентивные меры, планово идти к намеченной цели: качественной воды, круглосуточной бесперебойной работы водоснабжающего комплекса, работы без перебоев. Сегодня у нас с главным инженером горводоканала ночные смены: из-за оттепели проседает и движется почва - соответственно провисают, деформируются или рвутся трубопроводы. Чтобы спокойно спали те, кто придет после нас, нужно принимать решение сегодня. Стратегическое решение, плановое.
 Кстати, я тоже только со временем изменил свою позицию в отношении ООО «Сумытеплоэнерго». Сначала мне казалось, что ТЭЦ должна быть исключительно в коммунальном управлении. Наконец убедился, эффективный арендатор вполне справляется. Покажите мне город, где теплотрассы заменяются километрами? За шесть лет - 48,2 млн грн прямых инвестиций в модернизацию ТЭЦ, а главное, в теплосети - более 6,1 км новых теплотрасс в двухтрубную исполнении и 12,2 км капитально отремонтированных!
Это не считая плановых капитальных ремонтов оборудования за счет амортизационных отчислений и прочих оборотных средств - всего на сумму 63,5 млн грн. Думаю, водоканал также должен пойти путем аренды или концессии. Хотелось бы, чтобы руководить этим предприятием пришел настоящий хозяин, честный, не аферист. У нас водоканал небольшой, около 6 млн грн поступлений в месяц. Это не тот объект, на котором можно «отмыть» миллионы и стать олигархом.
 -Готова ли смета комплексного проекта модернизации водоканала?
 - Безусловно. Мы составили смету проекта в 2010 году. Необходимо 386 млн грн. После его реализации Сумской водоканал вышел бы на передовые позиции. К тому же в 2007 году в Министерстве ЖКХ мы представили несколько проектов для Сум. Проект по водоканалу был рассчитан на 10 лет. Программа предусматривала софинансирование из государственного и местного бюджетов: в течение первых пяти лет город должен был вложить 60 млн грн, государство - до 150 млн грн. Затем мы представили эту же программу международным донорам для получения кредита в 10 млн евро от ЕБРР. Под 4% годовых. И, что немаловажно, под гарантии государства.
 Отбор мы прошли, но, к сожалению, через полгода капиталисты свернули свою деятельность в Украине. Итак, проект так и не был реализован. Кстати, предыдущим сумским депутатам этот проект не понравился. Карма.
- Людей всегда больше волнуют проблемы с обслуживанием жилья ...
 - Меня тоже. Жилье - самый больной вопрос. Только в центральной части Сум за несколько последних лет сменилось три ЖЭКа, но, по сути, для людей ничего не изменилось. И не изменится. Беда в том, что мы как общество вышли из социалистической системы, стоим на крыльце уже несуществующего дома и постоянно стучим назад в закрытую дверь. Мы за 20 лет не привили людям первичных признаков собственности, и они не считают себя хозяевами своих домов. Хотя на генетическом уровне это должно сохраниться.
- Для меня как потребителя неважно, кто обслуживает дом, важно как.
 - Вот в этом и вопрос. Вы не потребитель. Вы хозяин. И вы должны сказать, что я - хозяин этого дома, и я буду решать, как он будет обслуживаться. Вот тут и пропасть! На сегодня 97% сумских квартир приватизированы, у каждой есть владелец. Но проблемы домов и контроль за обслуживанием, как и раньше, головная боль местной власти! Почему?
 В Риге в 1994 году приняли закон о том, что 1 января 1999 года все дома будут частными. При этом многие дома не сделали кондоминиумы и остались в якобы коммунальной собственности, но власть определила управляющих этими домами. Следующие 5 лет Рига была в броуновском движении - люди решали, как будут жить в новых условиях. Есть неприятный момент расслоения общества. Мы от этого все равно никуда не денемся.
 В Украине произошло расслоение общества на бедных и олигархов, а должно было на большее количество категорий. Каждый должен жить по доходам и самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. Государство льготами и субсидиями должно помогать исключительно социально незащищенным людям. Другого пути нет. Не нужно популизма
-Если все зависит только от собственника, то зачем тогда в городе в 2011 году появилось КП «Сумижитло», на обслуживание которого отдали 85% жилого фонда. И все это под лозунгом механизма контроля?
 - В 2002 году, когда коммунальные ЖЭКи обанкротились и их искусственно сменили на частные, в Сумах состоялась коммунальная революция. Я не называю это реформой. Революция была сделана в пользу определенных лиц, которые стали владельцами новых структур по обслуживанию жилья. По сути, город разделили на вотчины, исключив процесс конкуренции. В большинстве случаев это привело к тривиальному «дерибану» платежей жителей.
 КП «Сумижитло» - также не панацея. Это предприятие переходного периода, призвано сохранить жилой фонд к передаче его в ОСМД. Сохранить путем учета платежей по каждому дому отдельно, целевого их использования, путем оплаты работ подрядным организациям по факту их выполнения, что дает гарантию выполнения работ. Можно сказать, что это жилой ресурсный центр для каждого коммунального дома. И финансовый, и имущественный.
 Интересно, что ускорил процесс создания предприятия начальник областного управления Госгорпромнадзора Игорь Пантелеев. Как выяснилось в ходе «лифтового кризиса» (в феврале 2011 года в Сумах отключили более 300 подъемников, отслуживших 25 летний срок), каждый коммунальный дом, каждый лифт в нем должен иметь хозяина - балансодержателя. А у нас же после банкротства коммунальных ВРЖЕУ жилой фонд «висел в воздухе», номинально учитывался на балансе управления ЖКХ горисполкома.
 Так, исполнительным комитетом в апреле 2011 года в экстренном порядке было принято решение о создании коммунального предприятия, но уже в формате управляющей компании. Это уже потом, на конкурсе, заявив наименьший тариф, «Сумижитло» выиграло пять лотов. Однако, все ведомственные и кооперативные дома никоим образом не «загоняются» под его «крышу».
 К слову, о кооперативах. В Сумах у жителей жилищно-строительных кооперативов полностью убито чувство собственности. Они покупали квартиры за собственные средства, но их обслуживали те же ЖЭКи, брали с них ту же квартплату. Все потихоньку забыли, что это их собственность. В Харькове ситуация иная. Там созданы районные Ассоциации ЖСК, и люди там, даже в советские времена считались хозяевами и сами решали все вопросы.
 В Сумах сейчас все это будет тяжело восстанавливаться. И начнется все с тех же лифтов. Они, несомненно, собственность кооператива, но должен быть определен ответственный за их эксплуатацию. И этот вопрос членам жилищно-строительных кооперативов придется решать в ближайшее время. Это и есть правильная постановка проблемы. Мучительная, но правильная.
 -В чем проблема?
 - В апреле-мае Госгорпромнадзор остановит очередную партию лифтов, исчерпавших 25-летний срок. У меня навязчивый вопрос, на который мне никто не может дать ответ. Почему их должна ремонтировать исключительно местная власть? Почему государство, в свое время позволило «криво» приватизировать жилье: квартиры приватизированы, все остальное в доме повисло в воздухе? Почему не вместе - городской совет, государство и жильцы дома, которые являются владельцами квартир? Ведь финансировать ремонт лифтов в кооперативных домах я не должен и не могу - запрещено Бюджетным Кодексом. А они остановятся.
-В чем разница между жителями? Где справедливость?
 -Люди должны избавиться от иллюзий. Надо, чтобы с высоких трибун им, наконец сказали, что их ждет в будущем. Я уверен, что у государства нет и никогда не будет средств на капитальный ремонт частной собственности частных лиц. Дома, что сегодня якобы находятся в коммунальной форме собственности, в действительности таковыми не являются. Это частная собственность частных лиц. Законодательно должно быть прописано, что собственники жилых и нежилых помещений в жилых домах должны одинаково участвовать в расходах по содержанию дома, работать на дом, придомовую территорию и фасад. И это также должно отражаться в Жилищном Кодексе.
 -Пока этого нет и в ближайшее время, похоже, не будет, так что же делать?
 - С нашей стороны - ремонтировать ... А жителям начинать задумываться и объединяться сначала в домовые комитеты, потом - в общества совладельцев. Их представители уже никому не позволят никаких «махмадер».
-Некоторое время назад Сумы звучали как неблагоприятный регион по вывозу ТБО. Что сейчас?
 - С мусором все в порядке. Борьба ведется. Улицы и контейнерные площадки подметают, мусор вывозят строго по графику. Я эту тему на коленях «пропахал» вдоль и поперек, и в буквальном, и переносном смысле. Коммунальный полигон для захоронения мусора развивается. В прошлом году мы стали участниками Национального проекта «Чистый город» по строительству мусороперерабатывающего завода. Сейчас разрабатываем проектную документацию, затем конкурс среди инвесторов. Перспектива есть. Но ... есть и вопросы.
 Беседовала Инна Клишко, корреспондент журнала «ЖКХ Украины»

Комментариев нет:

Отправить комментарий