26 лет назад, в октябре
1986 года, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, в сопровождении
министра Э.А. Шеварднадзе, секретарей ЦК КПСС А.Ф.Добрынина и А.Н.Яковлева,
прибыл в Рейкьявик для встречи с президентом США Рейганом и его командой. Через
два дня Горбачев
выступал на итоговой пресс-конференции. Он говорил много и вдохновенно в духе так называемого нового мышления, мол, отныне Америка не является смертельным врагом для СССР. В частности, Горбачев сказал: «герой одного нашего русского писателя собирался, вы знаете, Америку «закрыть». Мы свободны от такого комплекса. Америка — это реальность». Тогда во всем мире заговорили о конце холодной войны.
выступал на итоговой пресс-конференции. Он говорил много и вдохновенно в духе так называемого нового мышления, мол, отныне Америка не является смертельным врагом для СССР. В частности, Горбачев сказал: «герой одного нашего русского писателя собирался, вы знаете, Америку «закрыть». Мы свободны от такого комплекса. Америка — это реальность». Тогда во всем мире заговорили о конце холодной войны.
Но вернувшись в Москву, Генсек вдруг дал иную
оценку происходящему: «Соединенные Штаты хотят экономически измотать Советский
Союз через гонку новейших и самых дорогостоящих космических вооружений, -
заявил он, выступая 14 октября того же года по телевидению. - Хотят создать
разного рода трудности для советского руководства, сорвать его планы, в том числе
и в сфере социальной, в сфере улучшения жизненных условий нашего народа, и тем
самым вызвать недовольство народа своим руководством, руководством страны».
Очевидно, что содержимое американского «ящика Пандоры» - секретной доктрины
NSDD-32, NSDD-66 и NSDD-75, как и всей закулисной геополитики в отношении СССР,
не являлось тайной для руководства страны.
К этому времени доктрина действовала уже
четыре года. Кстати, сразу же после ее подписания в 1982 года, помощник Рейгана
по Нацбезопасности Уильям Р. Кларк, непосредственный сочинитель NSDD-32,
организовал встречу президента США и Папы римского Иоанна Павла II.
Знаменательны эти переговоры тем, что Ватикан поддержал начинания Рейгана
против атеистического СССР – империи зла, являющейся самым опасным врагом католических
ценностей. Тем самым глава Ватикана объявил идеологический крестовый поход на
социализм. На той встрече было решено начать с Польши: «в нее нужно вбить клин,
чтобы треснул Варшавский Блок».
Впрочем, геополитические интересы Рейгана
касались не только СССР и его союзников. Помимо пунктов, направленных на
ослабление Советского Союза, в доктрине был обозначен ориентир на «доступ во
внешние рынки, к иностранным энергетическим и минеральным ресурсам, а также к
неподконтрольным пространствам и океанам». Очевидно, что для устойчивого
развития Соединенные Штаты нуждались в монополии силы.
США было о чем беспокоиться. Образ жизни,
получивший название «американская мечта», терял в мире былой лоск. Ширилось
движение панков. Левые идеи были очень популярны во Франции и Италии.
Одновременно Старый Свет и Советский Союз наводили мосты экономического и
политического содружества. Московский договор между СССР и ФРГ, подписанный 12
августа 1970-го года, устанавливал добрососедские отношения между бывшими врагами.
В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира, и, как итог, Москва
установила дружеские отношения практически со всеми западными странами, в том
числе и с Великобританией.
Заключались и крупные контракты.
Западногерманское акционерное общество «Рургаз» и внешнеторговое объединение
«Союзнефтеэкспорт» договорились о поставках в Германию 120 миллиардов
кубометров газа в обмен на 2,4 миллиона тонн стальных труб большого диаметра.
Экономическое, политическое и военное влияние Советского Союза в мире резко
усиливалось. Это был пунктуальный деловой партнер для Европы и одновременно
сильный политический конкурент для Вашингтона.
Именно поэтому все, что касалось СССР, с
пристрастием изучалось экспертами в США. Поскольку страны находились в разных системах
экономических координат, то оценки ВВП существенно разнилась. Так, по советским
расчетам, в 1985 году валовой внутренний продукт Советского Союза составил $ 2
118 млрд. По западным источникам – всего $ 914 млрд. В чем сходятся эксперты –
это в расходах на оборону. И Советский Союз, и США на эти цели потратили
примерно одну и ту же сумму: $ 277 млрд. и $ 258 млрд. соответственно, или 13,1
% и 6,4 % от ВВП (1985 год).
Под тяжестью таких оборонных расходов,
которые, как правило, являются невозвратными, рухнула бы любая страна. Между
тем за 15 лет, начиная с 1970 года (или с $ 433 млрд.), валовой внутренний
продукт СССР фактически вырос в 4,5 раза, тогда как американский ВВП - в 3
раза. Таким образом, советская экономика росла темпами более высокими, чем
американская. Кстати, в 1980 году положительное сальдо во внешней торговле СССР
составляла $ 7 млрд., из них миллиард приходился на конкурентоспособную
машиностроительную продукцию
Это же подтверждают данные ЦРУ о том, что в
80-х годах реальный ВВП на душу населения в СССР, пересчитанный по
покупательному индексу США, составлял примерно 8 тысяч долларов, чуть меньше,
чем в Германии ($ 9127) и во Франции ($ 9823), но выше, чем в Италии ($ 7680) и
в Греции ($ 4631). К примеру, чтобы купить один килограмм хлеба, москвичу нужно
было трудиться 17 минут, лондонцу – 25 минут, немцу – 27 минут. В целом же,
если сравнивать жителей Москвы и европейских столиц, был паритет доходов и
расходов по месячной корзине продуктов из 23 продовольственных товаров с учетом
коммунальных и кредитных платежей.
12 ноября 1982 года после смерти Л.И. Брежнева
решением Пленума ЦК КПСС был избран генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В.
Андропов. Потом – К.У. Черненко. Экономика страны по-прежнему развивалась
поступательно, не сбавляя темпов. В 1980–1985 годах среднемесячная зарплата
выросла с 168,9 до 190,1 рубля в месяц, в то же время средний индекс инфляции,
рассчитанный по 37 показателям, составил около процента в год. Практический
весь товар был изготовлен внутри страны, с параллельным стимулированием
внутреннего потребительского спроса – о чем сейчас мечтают лидеры всех развитых
стран.
Мясо было в свободной
продаже в кооперативах и на рынках, незначительно превышая ценники в магазинах.
Средняя урожайность зерновых достигла 18,9 центнера с гектара, что было
сопоставимо со средней урожайностью в Канаде (21,1 ц/га), в стране, со схожими
климатическими условиями. В РСФСР производилось до 130 млн. тонн зерна (в
нынешнем году около 75 млн. тонн). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1970
года Поль Самуэльсон в 1981 году написал буквально следующее: «Это упрощение —
предполагать, что большинству людей в Восточной Европе плохо живется».
Безусловно, нынешнее видение социализма, как строя с пустыми полками,
приходится на более позднее время – на время горбачевского апокалипсиса.
Тогда, в 1982 году, казалось, что 40-й
президент США Рональд Уилсон Рейган – по общему мнению американских
интеллектуалов – тупица, взялся за невыполнимую миссию. Но он хорошо помнил
рассказ О’Генри, в котором благородный жулик Джеффи сказал: «трест и похож, и
не похож на яйцо. Когда хочешь расколоть яйцо, бьешь его снаружи. А трест можно
разбить лишь изнутри». Точно так же СССР невозможно было победить, и решено
было разрушить изнутри, расшатав экономику страны.
Эту задачу в рамках NSDD-32 поручили директору
ЦРУ Уильяму Кейси, у которого был собственный кабинет в Белом Доме, и министру
обороны Каспару Уайнбергер. То, что Рейган вел себя как этакий глупый увалень,
который на каждом углу угрожал СССР, устраивало американских аналитиков. Никто
в США даже не помышлял о войне с СССР, но в Кремле неожиданно поверили в
реальную угрозу и резко увеличили оборонные расходы, особенно после слов
Рейгана: «Никто не хочет пускать в ход атомную бомбу, но враг должен ложиться
спать в полной убежденности, что мы можем выпустить ее».
Помимо этого США и Саудовская Аравия стали
финансировать моджахедов в Афганистане, закрывая глаза на резко увеличивающийся
наркотрафик в Европу. США отвечали за разведывательную и подрывную
деятельность, а саудиты вели активную идеологическую работу. Как итог,
ежегодные военные расходы СССР увеличились до 19% от ВВП. Об этом в 1988 году
сообщил министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе.
Одновременно с помощью опять-таки саудитов
началась атака на валютные поступления Советского Союза, который был вынужден
направлять значительные ресурсы на оборону. Надо сказать, что в то время в
арабском мире не было единства взглядов. Саудовцы недолюбливали Запад за
поддержку Израиля, но американцам удалось убедить короля Фахда и его шефа
разведки шейха Турки аль-Файси, что СССР несут его государству прямую угрозу. И
в самом деле, королевство было практически окружено прокремлевскими
государствами, армиями, которыми управляли военные специалисты из СССР. Так, в
Южном Йемене местную армию военному ремеслу обучали 1500 советских военных
советников, в Ираке — 1000, в Сирии — 2500, Северном Йемене — 500, в Эфиопии —
1000.
В результате закулисной игры американцев,
которые смогли сделать СА своим стратегическим партнером, нефть, стоившая в
1980 году $ 36 за баррель, опустилась в 1986 году до $ 17. Соответственно,
ежегодные доходы Москвы уменьшились на $ 19 млрд.
Третий удар американцы нанесли по
промышленности СССР. Для этого в Париже 19 января 1982 г. тайно собрался КОКОМ
(Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom – международная
организация по контролю над экспортом в СССР). Была разработана программа
«контролируемого технологического отставания» Советов, которая заключалась в
препятствовании продаж новых технологий и компонентов, и поставкой вместо них
«фальшивых или частично фальшивых данных и информаций». Проверенные посредники
и клиенты, имеющие репутацию надежных партнеров, стали продавать в СССР проекты
и технологически разработки, которые фактически уводили советский инженерные и
научные разработки в области компьютерных схем, газовых турбин, бурения нефти и
химических технологий в тупиковые направления. Потери оказались
многомиллиардными. Эти удары нанесли серьезный
урон стране, однако были не смертельными.
С приходом в Кремль М.С. Горбачева
экономическая ситуация резко изменилась. В считанные месяцы ухудшилась
монетарная политика: с одной стороны необоснованно возросли госрасходы, с
другой – упали «водочные» доходы, когда Горбачев вел «сухой» закон, не
предложив ничего взамен. Началась инфляция.
Более того, в Кремле не реагировали адекватно
на угрозы продовольственной безопасности, не увеличивали посевные площади, не
стимулировали производство зерна и не сокращали потери при транспортировке продуктов
питания (до 30%). Новая команда предпочитала покупать хлеб за рубежом. Вместо
скрупулезной работы в промышленности и в сельскохозяйственном секторе, брали
огромные займы в иностранных банках и тоннами продавали золото. Профессионалов,
которые подняли страну, увольняли, а на их должности ставили случайных людей,
таких же говорливых, как и сам генсек. В книге «Андрей Громыко. Полет его
стрелы: воспоминания и размышления сына» об этом сказано предельно четко:
«1989 год, Москва. «Образ Горбачева как некомпетентного
руководителя уже прочно утвердился в сознании отца.
– Почему его не снимают с поста Генсека? –
спросил я. – Ведь он не тянет, и это всем ясно.
– Снимать его некому, – сказал отец. – Он
произвел такую чистку партаппарата, что я невольно вспоминаю сталинские
чистки».
Экономика огромной страны, подобно самолету,
которым управляет некомпетентный летчик, может за короткий срок упасть в
стопор, лавинообразно разрывая внутренние и внешние хозяйственные связи. Это,
собственно, и произошло, причем очень быстро. Именно поэтому, направляясь в
октябре 1986 года в Рейкьявик, Горбачев, судя по всему, очень надеялся на
Запад, что «он ему поможет». Его лихорадочная эйфория после переговоров с
Рейганом, когда он сдал больше, чем просили американцы, напоминала состояние
неудачного наследника, который не в силах управлять отцовским имуществом,
продает за бесценок фамильные драгоценности.
Как итог, за время его правления личные доходы
граждан упали в три раза, а ВВП сократился на треть. Американцам оставалось
лишь найти «шоковых терапевтов», чтобы в доктрине NSDD-32 поставить последнюю
победную точку.
- Безусловно, политика Рейгана по ввязыванию
СССР в гонку вооружения подорвала экономическую мощь нашей страны, - говорит
руководитель центра Российско-американских отношений института США и Канады
Павел Подлесный. – Однако проблемы СССР носили системный характер. Они
заключались в том, что послевоенное советское руководство так и не решилось на
эффективные экономические реформы. С одной стороны, этому препятствовала
партийная номенклатура, с другой – внешние силы, которые умело манипулировали
высшим руководством страны.
«СП»:
- То есть Запад не хотел, чтобы в СССР проводились экономические
преобразования?
- В определенной степени подыгрывали самолюбию
Кремля, мол, Советский Союз – великая держава. А если так - зачем что-либо
кардинально менять. Однако попытки реформирования все же были. Так в 1965 году
председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин на сентябрьском пленуме ЦК
КПСС протолкнул постановление «Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». Была
задумка поставить экономику страны на хозрасчетный путь развития, в том числе
за счет стимулирования предприятий из прибыли. Брежнев прямо не
противодействовал, но и не оказывал необходимой поддержки. Страна получила
небывалый импульс развития, но стареющий генсек не был готов к дальнейшему
реформированию.
«СП»:
- Получается, что советская модель управления была не способна к кардинальному
реформированию, с тем, чтобы адекватно реагировать на меняющий мир.
- После Сталина в руководстве страны никогда
не хватало здравого смыла. В отличие от Брежнева, в Китае Дэн Сяопин не слушал
ни Запад, ни доморощенных политиков. И успехи его реформ впечатляют, а ведь
Китай не располагал энергетической и минеральной базой для успешного старта,
которые имелись у нас. Кроме того, мы всегда хотели догнать и перегнать
Америку. В Штатах, к примеру, разрабатывали одну ракету определенной
модификации, у нас – три. Деньги не считали. А то, что в Кремле испугались СОИ
( американская программа «Стратегическая оборонная инициатива» - ред.) и
надорвали бюджет Советского Союза военными расходами, это не от большого ума.
«СП»:
- Говорят, что хитрые действия КОКОМ и его агентов повели наши инженерные
направления по ложному пути, тем самым реализовав программу управляемого
отставания.
- Влияние КОКОМ на торможение
научно-технического прогресса в Советском Союзе нельзя как переоценивать, так и
недооценивать. Конечно, отсутствие интеграции в мировом пространстве
сказывалось, однако, причина было иной. Дело в том, что разработки советских
военных ученных не выходили за рамки военно-промышленного комплекса и не
работали на повседневную жизнь советских людей и, значит, не приносили прибыль.
В итоге мы смогли разработать многоразовый космический корабль и не смогли
наладить выпуск конкурентных бытовых товаров и победить внутренний дефицит
товаров. Я не особо верю в программу «контролируемого технологического
отставания». Быть может, что такая программа и была, но я не располагаю
достоверными источниками на сей счет. А, если повелись на нее, то опять-таки не
от большого ума.
«СП»:
- Кто же развалил СССР: Рейган или Горбачев?
- Рейган же не зря носит титул «разрушителя
СССР». Его доктрины оказались эффективным оружием. Горбачев, в свою очередь,
был заложником ситуации. Возможно, он думал, что управляемая демократия и
гласность снимут накал противоречий между СССР и Западом. Возможно, ему
пообещали за это разрядку и экономическую помощь. Но Горбачев совершенно не
занимался экономическими проблемами и не дождался обещанных дивидендов. С его
приходом страна фактически осталась без эффективного менеджмента. Как, впрочем,
и потом. После беспрецедентного разворовывания госсобственности и национальных
ресурсов в период так называемой ваучерной реформы Гайдара опять реально ничего
не меняется. Все, что делается, напоминает топтание на месте: шаг вперед – шаг
назад. Достаточно вспомнить пенсионную реформу. В плане реагирования на внешние
угрозы нынешняя Россия мало чем отличается от позднего СССР.
«СП»:
- Но американцы тоже взялись за дорогостоящий «антиядерный зонтик» и так не
смогли его развернуть…
- Да, сейчас США не располагает стопроцентной
защитой от наших ракет. Но «антиядерный зонтик» для них – национальная мечта,
узаконенная специальным законом. Начиная с появления в СССР первой атомной
бомбы, они всегда хотели жить в безопасном мире. Если к власти придет Ромни, то
ассигнование на ПРО возрастут. В США имеются все экономические и
научно-технические предпосылки, чтобы реализовать ее в полном объеме. Если же в
Белом Доме окажется Обама, то и он не откажется от ПРО, просто борьбу с
кризисом Барак считает первоочередной задачей. Но, как ситуация в экономике
нормализуется, он вновь вспомнит об инициативах Рейгана. Впрочем, сейчас
американцы больше опасаются не нашей триады, а перспективных ракетных
разработок Китая.
Фото Юрия Лизунова и
Александра Чумичева /Фотохроника ТАСС/
Источник: http://svpressa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий