пятница, 21 декабря 2018 г.

Винницкий архиерей Симеон: Московский патриархат всегда в Украине поддерживался государством.


Что затормозило процесс создания Украинской православной церкви, почему все мы причастны к обогащению Московского патриархата и какова судьба священников, которые не поддержат решение общества относительно церковной юрисдикции, читайте в интервью владыки Симеона 
Depo.ua.
— Украина получила свою поместную церковь, избран ее предстоятель, который в январе получит Томос. Все эти события вышли за чисто религиозные рамки. Параллели с какими историческими событиями светской и политической жизни можно здесь провести?
— Президент неоднократно подчеркивал, что предоставление украинской церкви статуса автокефальной приравнивается к провозглашению Акта о независимости Украины. Так исторически сложилось, что Украина является православной страной. Но, к большому сожалению, из-за всех перипетий церковной жизни православные верующие разделились. Поэтому единственная автокефальная церковь была желанна и 100 лет назад, и, видимо, раньше. Но особенно нужна сегодня, когда наш народ разобщен и по регионам, и по вере. Именно поэтому создание Православной церкви Украины является началом объединительного процесса.
За независимость воевали веками, веками проливали кровь, отдавали жизни, а к нам она пришла с “росчерком пера” в Верховной Раде, Актом о независимости Украины. Так же и автокефалия. Другие страны ждали и получали ее в течение длительного времени, а Украине ее принесли “на блюдечке”. И большая часть тех, кто должен был бы принять ее и радоваться, сказали: “Нам не нужно, нам хорошо и в таком статусе, который на сегодня есть”.
Конечно, Московский патриархат всегда в Украине поддерживался государством. Я это знаю, ибо я там был 22 года. Нам способствовали, нам помогали. А насчет Киевского патриархата — да, в Западной Украине к нему относились более дружелюбно, а в остальных регионах страны считали раскольниками. И Московский патриархат на этом выигрывал. Вместо того чтобы проповедовать Христа, постоянно вели полемику, кто каноничен, кто благодатен, кто правильный, а кто раскольник.
— Эта полемика сейчас утихнет?
— Она продолжается. Московский патриархат остается на своих позициях. Но раньше никогда не было столько желчи, столько злобы, как сегодня. Я такого никогда не наблюдал. Я не вижу там любви, а там, где нет любви, нет Бога.
— 15 декабря, во время Объединительного собора, ваша кандидатура была выдвинута на пост предстоятеля Украинской православной церкви. Как вы оценивали свои шансы быть избранным?
— На Собор вместо обещанных 10—12 епископов Московского патриархата пришли только двое (вторым был митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр. — “ДС”). Какими могли быть шансы, когда остальные были те, к кому мы не принадлежали, с кем мы не имели никакого общения, а с некоторыми даже не были знакомы? Для меня было удивительным, что во втором туре 28 архиереев проголосовали за меня. За владыку Епифания было 36.
— Говорят, что вашу кандидатуру поддерживал президент. Насколько это соответствует действительности?
— Пожалуй, это пошло из-за СМИ. Как ни крути, я винницкий архиерей. А сегодня принято говорить, что при власти винницкие, а значит, хотят протащить своего. Это все светские разговоры. Да, мы разбирались и с президентом, и с премьер-министром, тем более что он был винницким мэром и с властью были хорошие отношения. А в сентябре я поехал в Америку по своей церковной линии, и тогда же поехал владыка Филарет. И когда мы приехали в Нью-Йорк, там как раз началась сессия ООН, где был президент. И тут же “Союз православных журналистов” напечатал, что Порошенко повез Симеона знакомиться с Филаретом и с американскими властями. И с тех пор пошли слухи, что следующим патриархом будет Симеон Винницкий, потому что так хочет президент. И Москва крутила это по всем каналам.
Но на все воля Божья. Возможно, у президента или премьера было желание, чтобы так случилось. И если бы представителей Московского патриархата на Соборе было много, это событие было бы прогнозируемо. Но когда 42 архиерея Киевского патриархата, 15 автокефальной церкви и два МП, как не считай, но никак не сходилось, чтобы я занял первое место.
— Накануне Собора вы получили письмо Вселенского патриарха Варфоломея о том, что вы находитесь под юрисдикцией Константинопольского патриархата, а следовательно, все дальнейшие действия со стороны любой церкви относительно вас, вашего духовенства и верующих считаются недействительными, неканоническими и не будут иметь никакой юридической силы. Если бы этого письма не было, вы бы пришли на Собор?
— Это была предупредительная осторожность. Мы с владыкой Александром знали, что если мы идем на Собор, то со стороны нашего священноначалия обязательно будут последствия. Даже говорили, что заседание Синода МП будет проходить в один день с Собором и на нем будут одобрять решение относительно тех, кто будет принимать участие в Соборе. Но решением Священного Синода Константинопольского патриархата от 11 октября Украина находится под его церковной властью. И мы с владыкой Александром подали патриарху апелляцию как высшей инстанции, как в свое время это сделали Филарет и митрополит Макарий.
— Почему же остальные архиереи МП, которые поддерживают идею Украинской православной церкви, не воспользовались такой возможностью?
— Обращение к Вселенскому патриарху о своем согласии с предоставлением автокефалии подписали 10 или 12 епископов, хотя в Константинополе надеялись, что их будет больше, как можно больше придет на Собор и тогда предстоятель будет со стороны Московского патриархата. Но внезапно кто-то из тех, кто должен был прийти, или заболел, или внезапно оказался за границей. И на регистрацию мы с владыкой Александром пришли только вдвоем. А если учесть, что владыка Александр не является правящим епископом, то есть не имеет за собой епархии и духовенства, приходов, людей, то получается, что только я один. Поэтому весь жар и пал на мою голову. И даже часть священников, которые меня поддерживали и поддерживали Украинскую православную церковь, остались в раздумьях или дали задний ход.
Катерина БАРКАЛОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий