пятница, 4 февраля 2011 г.

Тяжелая атлетика Леонида Жаботинского. Часть 4. Земляк Виктора Ющенко и друг Арнольда Шварценнегера




Двукратный Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, самый сильный человек планеты второй половины 60-х годов ХХ  столетия, заслуженный мастер спорта, генерал-лейтенант,  Почетный гражданин египетского города Суэца и украинского - Запорожья Леонид Жаботинский.  В эти дни  известному запорожцу исполнилось 73 года.  Леонид Иванович -  наш собеседник.
«…Для меня спорт – это отстаивание чести Родины на международных соревнованиях. И я благодарен судьбе за предоставленную мне такую возможность. Я всегда стремился к тому, чтобы на состязаниях, в которых принимал участие, поднимался на флагшток  флаг Родины и исполнялся гимн в честь моей страны…»



-  Леонид Иванович,  как Вы стали работать  в Москве?

- В Спортивном комитете Министерства обороны СССР мне предложили полковничью должность, обещали  однокомнатную квартиру. На семейном совете решено было держать курс на Москву.  В апреле 1984 года, в должности старшего офицера спортивного клуба Министерства обороны СССР, я приступил к исполнению своих служебных обязанностей. Отвечал за развитие в Вооруженных Силах бокса, фехтования, тяжелой атлетики, всех видов борьбы и восточных единоборств. Скажу откровенно, работал я с удовлетворением, служба шла легко.

- Ваша служба в Министерстве обороны СССР, конечно, была связана с командировками по всему Союзу?

- И не только по Союзу. В 1987 году руководство Министерства национальной обороны Демократической Республики Мадагаскар обратилось в Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР с просьбой оказать практическую помощь в развитии спорта островного государства. С этой целью в эту страну было командировано несколько специалистов по различным видам спорта, в том числе и по тяжелой атлетике. Так я оказался на Мадагаскаре, где провел целых три года.

- Ну, и как, научили островитян работать со штангой?

- В этой республике  тяжелая атлетика в то время не имела признания, а в армейском спортклубе этим видом спорта вовсе не занимались до моего приезда. Так что начинать приходилось практически с нуля. А на втором году моего пребывания там большинство моих подопечных уже выполняли нормативы мастеров спорта. Моя работа на острове была отмечена правительственной наградой Республики Мадагаскар. Указом президента я был награжден орденом «За содружество между государствами».

- В общем, вы привезли оттуда орден и  массу впечатлений. Все-таки, как пишут географы, остров Мадагаскар уникален и по флоре, и по фауне.

- В этом я убедился. Да и традиции островитян тоже по-своему любопытны. Особое место в мире животных острова занимают хамелеоны. Их там – тьма! Однажды я видел, как местные знахари использовали этот феномен в качестве шоковой терапии при лечении психических расстройств у своих пациентов. Эту процедуру они осуществляли довольно нетрадиционным способом. Пациента после обработки заклинаниями подводили к реке и трижды погружали его в воду. Пока больной еще не отошел от удушья, ему в лицо бросали хамелеона более полуметра длиной. Если пациент бросался в бегство, считалось, что к нему вернулся здравый смысл. Такой больной считался излеченным.

- У нас в Украине развелось тоже немало знахарей и шаманов, которые используют не менее жесткие методы лечения людей: предлагают настои на тараканах и т.д.

- Кстати, на Мадагаскаре тараканы тоже водятся. И не чета нашим. Там каждый таракан весит 50-60 грамм. Представляете!  Если их потревожить, начинают шипеть, прямо как сказочные змеи-горынычи.

- Мадагаскарский климат вам пошел, наверное, на пользу. Слышал, что вы вернулись оттуда сильно похудевшим.

- На 65 килограммов похудел.  Туда приехал - было 180, а когда уезжал – 115 килограммов весил. Но потом врач сказал, что так резко менять свой вес небезопасно для здоровья. Пришлось снова  вес поднять немного. Вернулся из Мадагаскара в Москву и вскоре уволился из Вооруженных Сил. Это было в декабре 1991 года, когда Горбачев в последний раз в качестве Президента уже не существующего государства обращался по телевидению к народу.

- Полковник Жаботинский ушел в отставку и вспомнил о своем педагогическом образовании?

- Ну, тут было так. Через несколько недель после увольнения в запас я получил от земляков из Запорожья письмо такого содержания: «Уважаемый Леонид Иванович! Просим дать согласие на избрание Вас атаманом войска Запорожского, которое возрождается в лучших традициях былой казачьей вольницы на Днепре. На Сечевой Раде казаки решили, что кому, как не вам, двукратному олимпийскому чемпиону, полковнику, быть во главе нашего войска, наставлять казаков в их ратном и мирном труде…».

-И вы отказались от такого  предложения? Может, действительно бы навели порядок в рядах наших казаков. А то они никак не определятся: кто у них главный?

- Дело в том, что у меня на руках в то время было уже другое письмо – приглашение из Московского коммерческого института. Мне предлагали занять должность проректора по административно-хозяйственной работе в этом учреждении. Это было практически рядом с моим домом. И я согласился.

- Но в казаки вас все-таки приняли и даже портрет ваш нарисовали для музея Запорожского казачества…

- Да, было такое. Даже объявили, что я казак №1. А я говорю: как же так?  Российский посол в Украине Виктор Черномырдин - казак №1 и я – то же самое? В общем,  с 1995 года  работаю первым проректором Московского института предпринимательства и права, где  одновременно заведую кафедрой физической культуры и спорта.

- Леонид Иванович, весь мир знает вас как легендарного тяжелоатлета. И мало кому известно о других ваших увлечениях. Не знал о них и я, пока не прочитал книгу «На вершине Олимпа». Оказывается, вы рисуете, поете, играете на гитаре. Любите музыку, у вас прекрасная коллекция записей голосов оперных певцов. У вас большая библиотека. Вы увлекаетесь поэзией.

- То, что вы перечислили, свойственно любому культурному человеку. А что касается музыки и литературы, то у нас это семейное. Рая тоже увлекается этим.

- Когда вы отмечали свое 70-летие, знаю, что было много поздравительных телеграмм и приветствий в ваш адрес. В Украине вас чем-то наградили?

- Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Мне его вручил посол Украины в Москве.

-  Вы родились в Сумской области.  Виктор Ющенко тоже оттуда родом. Вы с ним знакомы?

-  Знаю, что он родился неподалеку от моих родных мест. Но мы с ним незнакомы.

-  Вы гражданин России?

-  Да. Но жена проживает в Запорожье. Летом она здесь на даче, а зимой – в Москве.

- Оглядываясь на прожитые годы, как вы оцениваете их? Принесли они вам то, что вы ждали от жизни?

-  Думаю – да. Я дважды был на вершине Олимпийской славы. У меня замечательная семья, надежные друзья. Как спортсмен и гражданин я был, есть и остаюсь патриотом своего Отечества. Для меня спорт – это отстаивание чести Родины на международных соревнованиях. И я благодарен судьбе за предоставленную мне такую возможность. Я всегда стремился к тому, чтобы на состязаниях, в которых принимал участие, поднимался на флагшток  флаг Родины и исполнялся гимн в честь моей страны.

-  Судя по вашему спортивному виду, могу предположить, что со спортом вы и сегодня дружите.

- Обязательно. Правда, вид спорта сменил. Теперь я регулярно участвую в авторалли. В составе сборной ГИБДД Московской области выступал на соревнованиях в Германии, Голландии, Австрии, Франции. Крутить баранку обожаю с молодых лет.

 - Кумир молодежи, бывший голливудский киноактер, а теперь – губернатор штата Калифорния (США) Арнольд Шварценеггер в свою очередь считает вас своим кумиром. И даже приглашал вас к себе в Калифорнию.  Ездили?

- В январе 2004 года я неожиданно получил от него телеграмму. В ней содержалось его личное приглашение  посетить США и побывать в Калифорнии. Приглашение было мне и супруге.

-  Так вы с ним уже были знакомы?

- Летом 1965 года в составе спортивной делегации, куда входили Олимпийские чемпионы, я побывал в столице Австрии – Вене. Были мы там по приглашению газеты «Фольксштимме», как раз ее юбилей отмечался. Там я дал автограф коренастому юноше. До сих пор держу в памяти текст, написанный по-русски на протянутой мне открытке. Я тогда написал: «Желаю тебе, Арни, быть сильным и знаменитым на весь мир человеком! Леонид Жаботинский – чемпион Олимпийский игр 1964 года по тяжелой атлетике». Было мне в то время 26 лет, а Арнольду –  17 годиков.

- И ваши пожелания, написанные тогда на открытке, оказались пророческими…

- Конечно, тогда я и предположить не мог, что так будет. Так как Раиса Николаевна не могла ехать со мной, я предложил старшему сыну Руслану. Он с удовольствием согласился.

-  Встреча двух мировых чемпионов проходила, конечно, на высоте…

- Поселили нас в прекрасном 5-звездочном отеле. Отдохнули после длительного перелета, а на следующий день я встретился с Арнольдом. После крепких рукопожатий и объятий в его губернаторском кабинете, он через переводчика вкратце рассказал о своей жизни и о том, как строил спортивную, кинематографическую и политическую карьеру. Как добился успеха в бизнесе.

-  Что вас впечатлило особенно во время этой встречи?

- «Хозяйство», которым в настоящее время управляет Арнольд Шварценеггер, очень внушительное. И в этом я убедился воочию. На губернаторском самолете мы облетели всю Калифорнию.

- Спортивные какие-нибудь мероприятия были предусмотрены программой посещения Америки?

- Я имел возможность вместе с губернатором Калифорнии воочию наблюдать чемпионат мира по бодибилдингу среди женщин, который проходил в административном центре штата Огайо – Колумбусе. На этих соревнованиях, за которыми я следил из ложи почетных гостей, спортсмены устраивали художественное позирование, позволявшее наиболее эффективно продемонстрировать развитие из мышечной системы. Арнольд Шварценеггер познакомил меня с «Мисс Олимпия» - Линдой Миррей. Я благодарен Арнольду за предоставленную мне возможность побывать у него в гостях.

- Наши местные газеты писали, что и вы пригласили Арнольда Шварценеггера в Запорожье, где должен был состояться международный турнир тяжелоатлетов. Он дал согласие приехать в Запорожье?

- Да, такая договоренность есть. Но у Шварценеггера сейчас в штате много проблем, связанных со стихийными бедствиями. Так что, пока нет возможности осуществить запланированный проект. Но я надежды не теряю на встречу с Арнольдом на запорожской земле.

- Запорожская земля, я так понимаю, стала для вас второй родиной.

- Я очень люблю свой город, и тоскую по нем, когда нахожусь вдали. За последние годы он значительно изменился в лучшую сторону. Несомненно, большая заслуга в этом  Евгения Григорьевича Карташова, который совместно с депутатским корпусом уделяет большое внимание вопросам комплексного развития города. Он много делает для того, чтобы Запорожье стало ведущим городом Украины. Я особенно благодарен Евгению Григорьевичу за понимание, поддержку и грамотный подход в решении проблем всех видов спорта в городе, в том числе и тяжелой атлетики. Я верю, что при таком отношении руководителя города к спорту, музей Леонида Жаботинского обязательно будет построен.

- Фонд Леонида Жаботинского – это что?

- Это возможность материально поддерживать молодых талантливых атлетов и оказывать благотворное содействие процессу реабилитации спортсменов-ветеранов. Будучи Почетным гражданином Запорожья, я всячески способствую возрождению здесь былых традиций тяжелой атлетики. В этом замечательном городе рождаются очень талантливые дети. Подрастая, они тянутся в спорт. Сейчас мой младший сын – Вилен Леонидович ведет строительство спортивно-оздоровительного комплекса и музея спортивной славы. Я надеюсь, что в ближайшее время сюда придут мальчишки и девчонки, которые в будущем на больших спортивных аренах прославят не только Запорожье, но и всю Украину.

Николай Зубашенко, журналист
  
ДОСЬЕ.
Леонид Иванович Жаботинский. Родился в 1938 году в селе Успенка Краснопольского района Сумской области. Двукратный Олимпийский чемпион в супертяжелом весе (1964, 1968 г.г.),  пятикратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы, многократный чемпион СССР. Двадцать один раз вносил поправки в таблицу европейских и мировых рекордов. За феноменальные успехи в спорте награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Кроме многочисленных спортивных наград, имеет знаки отличия Украины, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Награжден орденами и медалями ряда зарубежных государств. В 2004 году за заслуги перед Россией в деле укрепления ее обороны и безопасности  удостоен ордена Петра Великого, в 2008 году указом президента России награжден орденом «Дружбы».  Окончил Харьковский педагогический институт,  Одесское военное артиллерийское училище имени Фрунзе, аспирантуру Киевского института физической культуры, где успешно защитил диссертацию. Вице-президент Федерации тяжелой атлетики России.
Уйдя из большого спорта, посвятил себя научно-педагогической деятельности. Несколько лет был проректором Московского государственного университета коммерции. В настоящее время – первый проректор Московского института предпринимательства и права, где одновременно заведует кафедрой физической культуры и спорта. Кандидат педагогических наук, профессор, действительный член и профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации. Является автором нескольких книг, большого количества учебных пособий и многочисленных публикаций. Леонид Иванович – Почетный гражданин двух городов: Суэца, что в Египте, и города Запорожье.  Отец двоих взрослых сыновей, мастеров спорта по тяжелой атлетике и дедушка двух внучек.

источник: 
«ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ» http://operkor.wordpress.com.

Комментариев нет:

Отправить комментарий