пятница, 6 мая 2011 г.

НЕПОБЕЖДЕННЫЙ. В годы войны чемпион мира Иван Поддубный открыл ресторан для немецких офицеров. И получил за это благодарность от Сталина.



 Кто такой Иван Поддубный, думаю, объяснять нет необходимости. Он широко известен всему просвещенному человечеству, хотя его уже давно нет среди нас. Это борец с мировым именем, «чемпион чемпионов», «король ринга», как называли его современники. Он уроженец Украины. Родился в 1871 году в селе Красеновка Полтавской области (ныне Черкасская область). Его родословная идет от запорожских казаков. 

Впервые это имя я услышал, когда мне было десять лет. Заметив однажды, что я рассматриваю в книге рисунок «Три богатыря» (репродукция картины Васнецова), моя бабушка, указывая пальцем на Илью Муромца, заметила: «О! Так это же Иван Максимович Поддубный! Я его видела когда-то». И чтобы пояснить мне убедительнее свою мысль, рассказала такую историю.

В молодости бабушка жила в Пятигорске. О всемирно известном борце, шестикратном чемпионе мире Иване Поддубном знал тогда весь мир, о нем ходили легенды. И однажды эта легенда вместе с группой цирковых артистов (цирк шапито) появилась в Пятигорске, где жила тогда бабушка. Желающих попасть на спектакль с участием мировой знаменитости было много. Бабушке повезло: она попала на это представление. Впечатление, как она говорила, осталось незабываемое. Конечно, самым ярким номером той цирковой программы было выступление борцов, где победителем, как и всегда, оказался Иван Максимович.

- Это настоящий богатырь, самый сильный в мире, - резюмировала свой рассказ бабушка.
До беседы с бабушкой я думал, что настоящие богатыри бывают только в сказках. А тут вдруг Поддубный, вполне реальный человек, которого видела собственными глазами моя бабушка. С той поры у меня зародилось большое желание узнать о Поддубном как можно больше. Живым увидеть Ивана Максимовича не довелось. Он умер в 1949 году. Зато через восемь лет после его смерти я имел возможность пообщаться с его бывшим импресарио. С человеком, который был рядом с Поддубным много лет, который знал его хорошо и как спортсмена, и как человека. А произошло это таким образом.
Меня призвали в армию. Попал в город Ейск Краснодарском крае. Городок небольшой, тихий, уютный, на берегу Азовского моря. И там я узнал, что в этом городе провел последние двадцать лет своей жизни Иван Поддубный. И руководство воинской части организовало встречу с его бывшим импресарио, еще довольно бодрым старичком лет восьмидесяти.

 
Трудно припомнить все, что говорил на этой встрече бывший сподвижник чемпиона чемпионов. Да и нет смысла, потому что этапы жизни Ивана Максимовича, хроника его спортивных достижений изложены в его биографических очерках. И даже запечатлены на кинопленке. Я имею в виду фильм «Борец и клоун», посвященный Поддубному и цирковому клоуну Анатолию Дурову. Приведу лишь те эпизоды из воспоминаний импресарио, которые не вошли ни в одну из книг о Поддубном.
- То, что Иван Максимович был человек достаточно состоятельный, не секрет, - говорил сподвижник чемпиона. – И вот одно время стали распространяться слухи о его якобы жадности. Я много лет был рядом, видел и слышал его в разных ситуациях. И могу с полным основанием заявить, что Поддубный не был жадным. А слухи о его жадности вот откуда пошли. В рестораны он ходил обычно не один, а в окружении приятелей. И приятели его могли наблюдать иногда такую картину. Заканчивается обед, официант приносит счет. Иван Максимович его внимательно изучает, находит, что его обсчитали на копейку и начинает читать мораль официанту, что так делать нельзя, мол, надо все делать честно. Вот откуда и слухи.
Но ведь были и другие примеры, чему я неоднократно был свидетелем. Официантка приносит счет, все подсчитано точно. Иван Максимович достает десять рублей и вручает их смущенной девушке. «За что?» - спрашивает она Поддубного. «За то, дочка, что ты честно посчитала,» - отвечает. А десять рублей – это были большие деньги тогда. Можно было купить даже корову, и не только. Нет, Иван Максимович не был жадным.

И еще один любопытный факт услышал я тогда от бывшего импресарио борца. В годы Великой Отечественной войны Поддубный был в оккупированном немцами Ейске. Даже открыл ресторан для немецких офицеров. Это стало поводом для того, что граждане стали называть его предателем. И отношение к нему было соответственно негативным. А когда закончилась война и в адрес Поддубного пришла благодарственная телеграмма от самого Сталина, в которой он благодарил популярного борца за весомый вклад в дело Победы, поняли горожане, что Иван Максимович не был предателем. А ресторан, оказывается, как рассказывал импресарио, был просто ширмой. Там проходили встречи местных подпольщиков. Этот факт я точно не встречал в материалах о Поддубном.
На той памятной встрече в Ейске гостю был задан вопрос и о наследниках Ивана Максимовича. Тогда еще, по-моему, была жива жена борца – Мария Семеновна. Насколько помню, он ответил, что у Поддубного был сын, но он погиб в годы войны. Уже позже я прочитал в книге о том, что собственных детей у великого спортсмена не было. Был сын у Марии Семеновны от первого брака, которого Иван Максимович почитал, как родного. Именно он привил ему любовь к спорту, к классической борьбе. До войны он выступал как профессиональный борец в Ростовском цирке. Не раз ему доводилось выходить на поединок и со своим отчимом – мировой знаменитостью. Впоследствии Иван Машошин (так его звали) оставил профессиональную борьбу, окончил технический ВУЗ, работал главным инженером Ростовского автосборочного завода. Погиб в 1943 году при налете немецкой авиации

 
У Ивана Машошина был сын Роман, то есть внук Поддубного. По настоянию деда он тоже занимался классической борьбой. Потом был фронт, тяжелое ранение. От участия в борцовских соревнованиях пришлось отказаться.
Но вернемся к Ейску. Там, кстати, есть музей Ивана Поддубного. В то время, когда я там был,  музей формировался, но знаменитую металлическую трость борца я видел, с которой он обычно ходил на прогулку, я видел. Она весит без малого 20 килограмм. Импресарио по этому поводу рассказал такой случай. Был Поддубный в Америке, ему было уже 50 лет. По американским нормам он не имел права участвовать в соревнованиях. Ему долго пришлось убеждать американских чиновников в том, что он вполне здоров для выступлений. Журналист, который брал у Поддубного интервью, засомневался в том, что ему действительно пятьдесят лет.
- Подержите мою тросточку, - попросил журналиста борец, - Я достану паспорт.
Американец берет тросточку Поддубного и тут же роняет ее себе на ноги. Пришлось потом Поддубному извиняться перед журналистом за причиненную ему боль. Зато доказывать свою готовность к борьбе не пришлось – поверили без этого.
Там же в Америке был и другой прецедент у Поддубного. В то время там входил в моду новый вид спорта.  Суть его в том, что участники такого поединка ведут бой без правил, используют любые приемы, в том числе и болевые. И вот один такой борец стал провоцировать Ивана Максимовича: мол, я запросто поборю тебя – чемпиона чемпионов. Не веришь – давай попробуем. Посмотрел Иван Максимович на этого «борца» - шпингалет против него. А тот все подтрунивает, вызывает на ковер. Ну, Поддубный принимает вызов ради любопытства. Думает, почему бы не потешить публику. Публика в восторге: что же будет дальше?

 Пока Иван Максимович снисходительно рассматривал своего противника, тот мгновенно уцепился в пышные усы борца. Тянет их на себя. Боль невыносимая. Поддубный и так и сяк пытается высвободиться. Ничего не получается. Зал исходит ревом от восторга: чемпион чемпионов будет побежден. Но все же и здесь прославленный борец оказался победителем. Он схватил противника за кисти рук и так их сжал, что у того брызнула кровь из-под ногтей. Были спасены и усы, и честь чемпиона.

Побывал я и на могиле Ивана Максимовича. Обычное скромное надгробье, которое венчает любопытный знак, изображающий из себя гирю, книгу и лиру. Как нам тогда объяснили, это сделано в честь дружбы трех великих самородков – Поддубного, Горького и Шаляпина.
Со дня смерти великого спортсмена-борца прошло уже 60 лет. Но память о нем жива. И не только в городе Ейске, где он похоронен. Чтят память своего знаменитого земляка и в Украине. Как рассказал  председатель Запорожской городской федерации греко-римской борьбы, мастер спорта СССР, призер чемпионата мира среди ветеранов Валерий Смирнов, ежегодно в селе Красеновка Черкасской области, где родился Поддубный, проводятся турниры его памяти, в которых принимают участие борцы со всей Украины. И не только. Фактически это мероприятие, по словам Валерия Смирнова, давно уже превратилось в своего рода фестиваль, в грандиозный спортивный праздник.


Не забывают чемпиона чемпионов и в Запорожье. Здесь вышла книга о запорожских борцах, где Ивану Максимовичу и его запорожским соратникам – братьям Федору и Савве Гурским отведено самое почетное место. Кстати, борцы-профессионалы братья Гурские являются зачинателями греко-римской борьбы в нашем крае. А один из них – Федор Гурский, который после своей спортивной карьеры много лет работал председателем колхоза в селе Кирово Запорожского района, похоронен там же.
Бывал ли Иван Поддубный в Запорожье? Безусловно, бывал, выступал в цирке шапито. Об этом свидетельствует не только сохранившаяся афиша того времени, но и воспоминания человека близко знавшего Ивана Максимовича, запорожца Анатолия Федоровича Гурского, сына знаменитого борца, нашего земляка Федора Гурского. С ним встречался неоднократно, много интересного слышал от него о борцах Гурских и, конечно, об Иване Поддубном, с которым Анатолий Федорович был хорошо знаком, поскольку тот был в дружбе с братьями Гурскими и даже выступал с ними вместе в цирке.
Вместе с отцом Анатолий Федорович бывал в Ейске, в гостях у Поддубного. Приезжал Поддубный и в село Кирово, где Федор Федорович Гурский работал председателем колхоза. О том, приходилось ли Федору Федоровичу бороться с чемпионом чемпионов, Анатолий Федорович сказал мне так:
- Конечно. Но победить Ивана Максимовича он не мог. Да и никто его победить не мог. За сорок лет своей борцовской деятельности Иван Поддубный ни разу не лежал на лопатках. Правда, однажды на тренировке отец все-таки победил его. После чего Иван Максимович добродушно выговаривал отцу: «Федір, що ж ти робиш, бісів син!». Он был не только великий борец, но и замечательный человек – скромный, добрый, уважительный. О нем у меня сохранились самые светлые воспоминания.
Таким был наш соотечественник Иван Максимович Поддубный, 140- летие со дня рождения которого  отметила спортивная общественность.  Те, кто помнит и чтит выдающегося борца и замечательного человека.   
  Николай Зубашенко, журналист (специально для «Хроник»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий