среда, 22 июня 2011 г.

ГЛАВА КОМИТЕТА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ АЛЕКСАНДР ПЕКЛУШЕНКО: «Государством не было создано никаких реальных механизмов для защиты прав членов кредитных союзов»



В стране разгораются страсти вокруг кредитных союзов, деятельность которых государство не способно полноценно проконтролировать. Чтобы предотвратить возникновение на их базе новых «финансовых пирамид», правоохранители предлагают ликвидировать этот вид деятельности как таковой. О том, останутся ли в стране кредитные союзы, и когда граждане смогут вернуть потерянные вклады, в эксклюзивном интервью МАИР рассказал глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности Александр Пеклушенко
.

- Министр внутренних дел предложил запретить кредитные союзы, чтобы они не выстраивали мошеннических схем. Некоторые страны мира в свое время тоже отказались от развития таких союзов из-за того, что их работу очень трудно регулировать. При этом кредитная кооперация активно развивается, например, в США и Канаде. С Вашей точки зрения, насколько необходимы кредитные союзы в Украине? Будут ли они запрещены в Украине, как это предлагает сделать МВД?

- Несмотря на проходящий кризис, большинство кредитных союзов сегодня продолжают работать стабильно и прозрачно, своевременно рассчитываются по всем обязательством, большинство из них уже начали наращивать кредитование населения, некоторые
союзы даже получили прирост депозитного портфеля. Это при том, что все они работают с национальной валютой.

Необходимость кредитных союзов в Украине подтверждается количеством лиц, которые пользуются их услугами. Так, за 9 месяцев 2010 года, по данным Госфинуслуг, кредитными союзами было предоставлено свыше 227 тысяч кредитов. Иными словами, такими услугами воспользовалось 0,5% населения Украины. Средний размер выданных кредитов, по данным Госфинуслуг, составляет 7 тысяч гривен. Следовательно, кредитные союзы занимают сектор мелкого потребительского кредитования потребностей домохозяйств. Жизненно необходимым является присутствие этих небольших финансовых институций в сельской местности и небольших городах. Приведу пример: в Каменец-Подольском районе, где живет около 170 тысяч жителей и работает примерно 20 банковских структур, всего один кредитный союз за 2010 год выдал свыше 9 тысяч кредитов на общую сумму 37 млн. грн., то есть кредиты получили свыше 20% домохозяйств.

Следовательно, расширение видов кредитования кредитными союзами способствует постепенному увеличению конкуренции на рынке финансовых услуг, что положительно отражается на их качестве и цене.

- Уголовные дела по большинству кредитных союзов расследуются годами. В них сотни потерпевших, но нет никакой надежды, что люди получат вернут свои деньги. Рассматривается ли вариант рефинансирования таких проблемных кредитных союзов?

- Особого внимания заслуживают те кредитные союзы, которые реализуют разнообразные сомнительные финансовые схемы, в частности, с участием банков, страховых компаний и торговых сетей, а также те, котороые фактически работают в режиме «финансовых пирамид», предлагая своим членам высокие проценты по вкладам, не обеспеченным реальными доходами от кредитной деятельности. При этом реакция на такого рода случаи со стороны государственных органов, призванных согласно законодательству осуществлять контроль за деятельностью кредитных союзов, часто оказывается несвоевременной, недостаточной и неэффективной. Проблемой является и то, что среди кредитных союзов, которые имеют существенные трудности, значительная часть крупных кредитных союзов. Потому на долю 25% тех проблемных союзов приходится приблизительно 25-30% всех активов союзов и, соответственно, всех вкладчиков.

Если провести анализ структуры вкладов в кредитные союзы, то можно увидеть, что львиную долю вкладов – свыше 75% составляют вклады до 25 тысяч гривен, еще 11% составляют взносы от 25 тыс. до 50 тыс. грн. Таким образом, как вариант, можно рассматривать рефинансирование проблемных кредитных союзов через механизм выкупа обязательств таких союзов по цене не выше 50 тыс. грн. на каждого вкладчика с последующим обращением взыскания на имущество заемщиков с целью покрытия задолженности, которая возникла в результате такого возврата.

- Какие вопросы не были урегулированы на законодательном уровне, которые позволили строить на основе кредитных союзов финансовые пирамиды? Что необходимо изменить, чтобы избежать подобного в будущем?

- На протяжении почти 10 лет существования кредитных союзов специальное законодательство, которое регулировало их деятельность, ограничивалось общим Временным положением о кредитных союзах в Украине, введенным в действие Указом Президента Украине в сентябре 1993 года. В свою очередь, полноценный специальный закон был принят только в конце 2001 года, а соответствующая подзаконная нормативно-правовая база начала формироваться лишь с появлением регулятора в лице Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины. На данный момент специальный в этой сфере Закон Украины «О кредитных союзах» уже требует существенной доработки с целью устранения необоснованных препятствий и существующих рисков в деятельности кредитных союзов на современном этапе их развития. С целью усовершенствования действующего законодательства на данное время в Комитете прорабатывается несколько разных законопроектов.

- Будет ли в ближайшее время создан отдельный фонд для вкладчиков кредитных союзов?

- Вклады на депозитных счетах в кредитных союзах по состоянию на октябрь 2010 года, согласно данным Госфинуслуг, составляют 2134,9 млн. грн., то есть менее 1% от суммы вкладов физических лиц в банках (по данным НБУ это свыше 260 млрд. грн.). По оценочным данным, платежи кредитных союзов могут составить не более 4 млн. грн. в год.

Учитывая это, логичным было бы расширение полномочий существующего Фонда гарантирования вкладов физических лиц на кредитные союзы. В то же время, такой подход вызывает сопротивление банковских кругов и одновременно не решает в целом вопрос гарантирования средств, которые получили другие финансовые учреждения, в частности, страховые компании (страхование жизни) пенсионные фонды, специфика деятельности которых делает невозможным объединение функций гарантирования средств физических лиц в одном фонде на базе Фонда гарантирования вкладов.

В то же время создание большого количества фондов гарантирования по отдельным видам субъектов рынка не является целесообразным в связи с отсутствием источников финансирования операционной деятельности таких фондов и дублированием ими отдельных функций Государственного регулятора в части разработки и внедрения дополнительной отчетности, проведения проверок деятельности, а также применения мер влияния.

- Когда закон о создании такого фонда будет рассмотрен парламентом во втором чтении?

- В данное время Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам расследования обстоятельств и причин современного состояния дел в системе кредитной кооперации проводит комплексный анализ и предоставляет правовую оценку неотложных проблем кредитной кооперации, что в результате должно привести к выработке ряда целостных предложений относительно устранения законодательных и институционных проблем кредитной кооперации. Комитет надеется, что завершение работы временной следственной комиссии и рассмотрение Верховной Радой Украины ее окончательных итогов в результате приведет к оптимальной доработке и рассмотрению законопроектов об урегулировании деятельности кредитных союзов, которые сделают невозможными массовые нарушения прав потребителей небанковских финансовых услуг и нормализует ситуацию в кредитной кооперации в целом.

- Часто ли в комитет, который Вы возглавляете, обращаются с жалобами вкладчики кредитных союзов? Оказываете ли Вы им помощь? Приведите, пожалуйста, примеры.

- На протяжении трех последних месяцев в Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности поступило около 40 жалоб и заявлений граждан - членов кредитных союзов Украины. Это гораздо меньше, чем за предыдущее полугодие. Однако, суть вопросов, которые поступили в письменном виде в этот период от пострадавших граждан-вкладчиков кредитных союзов не изменилась. Речь идет о содействии в возвращении вложенных денежных средств. При этом жалобы поступили как от отдельных граждан, так и коллективные.

В результате проработки Комитетом письменных обращений пострадавших граждан-вкладчиков от деятельности кредитных союзов Украины была организована работа регулятора рынка финансовых услуг - Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины по проверке каждой отдельной жалобы, на которую был предоставлен исчерпывающий ответ каждому пострадавшему вкладчику. Направлены обращения Министру внутренних дел с жалобами граждан относительно ответственности отдельных руководителей кредитных союзов, которые привели к потерям вкладов граждан. Также народными депутатами Украины – членами Комитета проведен комплексный анализ системы кредитной кооперации на основании, которого по инициативе руководства Комитета Верховной Радой Украины была образована Временная следственная комиссия по вопросам расследования обстоятельств и причин современного состояния дел в системе кредитной кооперации.

Кроме того, ввиду крайне напряженной ситуации, которая складывается на рынке кредитной кооперации, Комитет для увеличения эффективности государственной политики в указанной сфере и решения этой проблемы 11 января 2011 года обратился к Президенту Украины Виктору Януковичу с предложением о целесообразности создания межведомственной комиссии, которую возглавил бы вице-премьер-министр Украины.

Комитет своей главной задачей видит не решение проблем одного-двух кредитных союзов, а обеспечение решения системных проблем, которые имеют место в системе кредитной кооперации, а также подготовку и доработку соответствующих законопроектов, которые регулируют ее деятельность.

- Неоднократно политиками высказывались предложения принять Закон, которым средства, не возвращенные вкладчикам кредитных союзов, должны быть отнесены к государственному долгу, и предусмотреть финансирование из государственного бюджета возвращение денег обманутым гражданам. Вы поддерживаете эту идею?

- В отличие от банков, кредитные союзы никогда не имели доступа к внешним источникам поддержки ликвидности, что особо критично в условиях системных финансовых кризисов. Одновременно со стороны государства не был сделан ни один практический шаг в направлении решения этой проблемы. Также не были созданы надлежащие нормативные и институционные условия для развития собственной финансовой инфраструктуры рынка кредитной кооперации.

Государством не было создано никаких реальных механизмов для защиты прав членов кредитных союзов, которые являются одновременно их владельцами и клиентами. Формальное возложение этих задач на Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг Украины не решило проблемы по существу в силу существующего конфликта интересов между осуществлением функций государственного регулирования, надзора и защиты прав потребителей финансовых услуг.

- Сегодня обсуждается вопрос пенсионной реформы, одним из этапов которой станет накопительная система. Не повторят ли негосударственные пенсионные фонды судьбу кредитных союзов? Как в этом случае защитить деньги будущих пенсионеров?

- Обсуждение введения накопительной пенсионной системы (второго уровня) происходит сегодня в рамках законопроекта, разработанного правительством. Исходя из норм этого законопроекта, администрирование страховых взносов накопительной системы предлагается осуществлять через Пенсионный фонд Украины. Участники II уровня будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства, через 2 года после введения уплаты страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Система негосударственного пенсионного обеспечения действует в Украине уже шесть лет. Деятельность субъектов этой системы направлена на накопление средств на будущую пенсию путем аккумулирования, сохранения и инвестирования средств участников. Законодательная сбалансированность и урегулированность обеспечивает в системе равновесие и стабильность на продолжительную перспективу. Решение о возложении функций аккумулирования, сохранения и инвестирования пенсионных средств в накопительной системе пенсионного страхования на негосударственные пенсионные фонды не будет нуждаться в дополнительных средствах на создание институционных компонентов накопительной системы. Созданы и действуют системы персонифицированного учета и автоматизированной отчетности о состоянии накопительных пенсионных счетов участников пенсионного обеспечения.

Источник: http://mair.in.ua/interview/show/id/7505

Комментариев нет:

Отправить комментарий