воскресенье, 28 августа 2011 г.

ГЛАВНЫЙ АГРАРИЙ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ Григорий Калетник: «Чиновникам пора перестать искать поводы, чтобы приберечь землю для себя»

Свободная продажа земли настораживает украинцев. С одной стороны, хочется распоряжаться приватизированным участком и отчуждать  по рыночным ценам. С другой стороны, многие опасаются, что отмена моратория на куплю-продажу сельхозземель приведет  хаосу.  Что граждане могут приобрести и что потерять в результате реформы, в эксклюзивном интервью МАИР рассказал глава Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник.


- Григорий Николаевич, почему в Украине до сих пор нет единой базы и полного кадастра земель? Ведь еще в 2004 году Всемирный банк реконструкции и развития выделил нашей стране ссуду в сумме свыше 100 млн. долларов на создание кадастровой системы, а также выдачу государственных актов о праве собственности на землю жителям сельской местности. Эти деньги использованы по назначению?
 - Эти деньги были выделены, в основном, на изготовление государственных актов о праве собственности на землю. Но за шесть лет работы этого проекта использовано лишь 23,7 млн. долл. США - примерно 12% от суммы кредита. К сожалению, за этот период сменилось несколько правительств, а вместе с ними поменялись руководители Государственного комитета земельных ресурсов. Каждый из них кивает друг на друга. Так что теперь выяснить, почему в системе государственного земельного кадастра  информация почти по 70% земельных участков, по которым зарегистрированы правоустанавливающие документы, отсутствует, сложно.
- Возможно, выделенные средства давно разворовали?
- Нет, слава Богу. Эти средства есть, их просто не использовали. Что касается работы над государственным земельным кадастром, я думаю, на нее повлияло и то, что постоянно принимался мораторий на запрет продажи земли. Этим «защитным колпаком» все прикрывались, потому что никто не хотел ничего делать, пока был мораторий.
- Государственный земельный кадастр разве не предполагает, что необходимо создать общую базу данных владельцев земли?
- Она необходима тогда, когда действительно будет в полном объеме работать закон о рынке земли. Он под себя подтягивает инвентаризацию и размежевание земель государственной и коммунальной собственности. Поэтому есть взаимосвязанный комплекс, его нельзя воспринимать как что-то отдельное.
- Вы хотите сказать, что нельзя принять один закон, который касается земли, отдельно от другого?

- Это все равно, что принять закон об организации полетов в космос, но при этом не иметь своего космодрома. Что тогда изменится? Если что-то принимать, то надо сделать так, чтобы оно было нужно и не лежало на полке. Отсутствие комплексного подхода к земельным вопросам и привело к тем негативным явлениям, о которых мы сегодня говорим. Чтобы привлечь  внимание к этим вопросам, я и поднял вопрос о проведении парламентских слушаний. Причем привлечь внимание не кулуарно -  мол, давайте тихонько протянем законодательство.
Я считаю, что земельное законодательство должно обсуждаться публично. И не для того, чтобы «выпустить пар». Публичность обсуждения должна сформировать в Украине точку зрения и показать, в том числе властным структурам, куда сегодня склонилась чаша весов украинского общества. Чтобы снова не навредить и не сделать что-то вопреки общественному мнению. И если мы видим, что общество не поддерживает такие-то намерения, то надо разобраться, почему. Возможно, необходимы какие-то разъяснения, у людей нет достаточной информации.
А если мнение большинства граждан Украины строится на реальных аргументах, то надо это обязательно учитывать. То есть либо разъяснять людям и доказывать, что такие нормы нужны, либо исключить из законодательства те нормы, которые вызывают споры в обществе и не воспринимаются. Поэтому с нового года у нас развернута очень широкая дискуссия. Мы провели три комитетских слушания. По количеству участников это были практически парламентские слушания. Поэтому обсуждаем и формируем базу именно для законов «О рынке земель в Украине» и «О государственном земельном кадастре».
- В некоторых городах чиновники придумали схему, по которой вполне законно вымогают с людей деньги за приватизацию земли. Меняя генеральные планы, они вносят в них так называемые «красные линии», которые проходят на территории земельных участков, где люди прожили больше 20 лет…
- Чиновникам пора перестать искать поводы, чтобы приберечь землю для себя. Надо людям выдавать акты. Если перед этим было решение сельского, городского или областного совета - значит, решение уже принято и никаких красных линий не было. Они появились в воображении тех или иных чиновников. За такие искусственные препятствия в получении государственных актов на земельные участки надо просто бить по голове чиновников!
- Кто это должен делать?
- Это должна делать власть. Те, кто сегодня держит губернаторский жезл, городского головы. Они должны сегодня за это стопроцентно отвечать. Потому что никакими нормативными документами, рекомендациями в Украине ничего не предусмотрено такого, что бы тормозило выдачу государственных актов. Я уже несколько раз получал жалобы от граждан, подключался к этим вопросам, и людям сразу же выдавали государственные акты.
- Григорий Николаевич, регистрацию прав на землю сегодня связали с правами на недвижимое имущество. Теперь большинство вопросов на уровне сельсоветов уже не решить - надо обращаться к нотариусу. А это отнюдь не бесплатная процедура. С Вашей точки зрения, за внесение сведений о праве собственности на землю в государственные базы данных надо платить?
 - Я могу ответить на Ваш вопрос только как народный депутат, а не как глава комитета. Потому что я стою на той позиции, что все действия с землей должны проводиться при полном участии и полноценной ответственности органов местного самоуправления (сельского, районного советов и т.д.). С них надо спрашивать, предусмотрев административную и уголовную ответственность. И они должны этим заниматься. Потому что это размежевание полномочий. Приравняли документооборот по земле с документами на недвижимость. С моей точки зрения, это огромное неуважение к святой земле.
С недвижимостью у нас происходят разные катаклизмы. То упал дом, то его снова построили. Это недвижимость. А земля все время есть. Она дает людям возможность жить, обеспечивать себя продуктами питания.
К сожалению, в воображении определенных чиновников наша земля стала недвижимостью. Они внесли изменения в законодательство еще два года назад. Таким образом, всю эту регистрацию теперь должен осуществлять частный нотариус в городе. Во-первых, Вы абсолютно правы, когда говорите, что это очень большие неудобства для людей. Во-вторых, немаловажен вопрос и об ответственности частных нотариусов. Да, нотариуса могут лишить лицензии в случае нарушения закона. Но практика показывает, что благодаря  нотариусам при отсутствии закона о рынке земли она все равно продается. Почему? Потому что есть разного рода лазейки, которые используются вполне успешно.
Нельзя отвечать и за цену. Частный нотариус может это сделать бесплатно, а может поставить такие расценки, что государству снова придется вмешиваться. Поэтому правильнее, с моей точки зрения, чтобы этими вопросами занимались сельсоветы. Продумать механизм и ввести отдельную должность для сотрудника, который бы мог проводить нотариальные действия в тех вопросах, которые касаются оформления  прав на землю. Во-первых, это было бы дешево и более точно. Во-вторых, людям не пришлось бы по сто раз ездить в город. Я думаю, что к этому вопросу еще вернутся. Это сейчас так все благопристойно выглядит. А что будет в дальнейшем, когда будет разрешена купля-продажа земли?
- Свободная продажа земли не приведет к хаосу?
- Если такое случится, я сразу сложу полномочия главы комитета. У нас в комитете уже сформировалась общая точка зрения, и мы поддерживаем друг друга в том, что, работая сегодня над законодательством по земельным отношениям, мы должны написать его как врачи клятву Гиппократа. Чтобы своими действиями не навредить. Поэтому мы сначала анализируем у себя в комитете, как та или иная новая законодательная норма скажется на ситуации, которая сложилась в Украине. Будет она позитивной или негативной? А лишь потом выносим это в сессионный зал.
Некоторые нас подталкивают к скорейшему введению свободной продажи земли. Я не знаю, кто и что получит от свободной продажи земли. Нет такой аналитики. Те, кто с высоких трибун говорят, что сразу пойдут большие инвестиции в Украину, не могут показать конкретных расчетов, как и рассказать, на чем они базируются. Слышим в ответ лишь одно: «Кто-то сказал». Но я точно знаю, что в результате земельной реформы и отмены моратория мы должны остановить вымирание сел, сделать их привлекательнее для молодежи.
При этом нам нельзя запускать свободный рынок земли, не отработав законодательство комплексно. Иначе мы потеряем сельское хозяйство полностью. Земельные паи будут проданы так, как кому-то заблагорассудится, а потом возникнут проблемы с доступом на поля техники, с тем, чтобы их засеять.
Например, когда выдавались первые сертификаты от имени государства на 2 га земли, эти земли были привязаны к координатам. То есть к конкретному полю. Предусматривалось также, что к нему надо провести дорогу. У нас же еще миллион гектаров посевной земли находится под дорогами в Украине. Так что государство должно, с одной стороны, обеспечить свободную продажу земли. Но вместе с этим подумать, как сохранить и дать возможность развиваться сельскому хозяйству. Поэтому мы сейчас работаем над законопроектом «О консолидации земель», и в нем самым главным должно быть то, каким образом обеспечить возможность изъятия участка из одних координат и сформировать отдельные массивы в других.
- Может, следует все-таки повременить с отменой моратория?
- Если проанализировать выступления представителей разных регионов нашей страны, которые мы услышали на комитете за последние месяцы, можно сделать вывод, что мораторий способствует развитию теневого оборота земли. Кроме того, он вступает в противоречие с действующим законодательством и порождает серьезные проблемы. Приведу пример. Сегодня значительное количество наших граждан живет и работает в Молдове, Прибалтике, России, Беларуси, в странах Евросоюза и даже приобрели там гражданство. Им по завещанию или в наследство перешли земельные участки. В соответствии с законом, иностранный гражданин должен в пределах одного года вернуть землю Украине, украинскому гражданину. А как он может это сделать, если нет рынка земли, а есть мораторий на продажу? Существует только один способ - тоже написать завещание и самому умереть, тогда земля перейдет к другому человеку, который является гражданином Украины.
- Профильное министерство предлагает на 10 лет ограничить нецелевое использование земли, если будет разрешена продажа. Насколько эффективна подобная мера?
- Она ничего не дает. Если мы говорим о сельскохозяйственных угодьях, которые находятся не в пригороде Киева, то вряд ли там кому-то придет в голову посредине поля строить коттедж. Поэтому вопрос об изменении целевого назначения там не стоит. Но надо обратить внимание на случаи, когда землю получали под сельское хозяйство, а используют под склады и коттеджи. Поэтому вопрос о нецелевом использовании не стоит распространять на всю без исключения Украину, а следует применять в конкретных ситуациях. Ведь есть и другие варианты. Например, у фермера 5 тыс. га земли. И он хочет  возле пруда, откуда производит полив, построить себе дом. Как ему его построить, если есть запрет на 10 лет? Он же строит не склад, не ангар под вертолеты  и частные самолеты, а дом, в котором хочет жить как фермер. Так живут фермеры в разных странах мира. Почему нашим гражданам нужно запрещать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий