В Запорожье, на улице Воронежской,1 в девятиэтажке живут два увлеченных человека - Виктор Роман (ударение на первом слоге) и Евгений Карпов. Учитель и ученик. Первому под 80, второму – 54. Оба страстные фанаты сравнительно редкой породы голубей в нашем крае - почтовых или спортивных, как их теперь называют. Голубятни их рядом, во дворе дома. Очень аккуратные, современные, чистые. Здесь они проводят все свободное время. Здесь и встретились мы с ними в один из июльских выходных.
Часть 1. Виктор Роман: «Из Беломорска в Запорожье мой голубь прилетел на третий день, преодолев 2200 километров».
-Виктор Иванович, обычно увлечение голубями начинается с детства. У вас тоже так было?
-Не совсем. Я родился в Закарпатье, мечтал о голубях еще в детстве. Но дело в том, что их там в то время практически не было. Там же граница рядом. А когда в 1956 году приехал в Запорожье, тут уже голуби начали появляться. Их привозили из-за границы. Причем, разными путями, порой нелегально: то в сапог засунут, то еще как-то, но уже привозили.
- А в чем была проблема? Почему голубей не было? Не разрешали водить?
-Держать никто не запрещал, но их не было, их уничтожили. Было время, может, помните, когда в Запорожье уничтожили всех диких голубей. Да и не только в Запорожье, так было по всему Союзу.
-Что-то припоминаю. А с чем это было связано?
-Ну, объявили, что голуби, якобы, заражают людей орнитозом. И началось везде! Куда я только не ездил. Даже в Баку был. И везде пусто.
-Подобную компанию проводили и китайцы. Только не против голубей, а против воробьев. Уничтожили всех до одного. Мол, они уничтожают зерновые культуры. А потом выяснилось, что воробьи приносят больше пользы, чем вреда. Без них нарушился баланс экологический. Потом китайцы спохватились и стали закупать воробьев за границей. Целыми контейнерами привозили. Так, видно, и с голубями в СССР получилось.
-Совершенно верно. А жил я тогда напротив телецентра, на втором этаже. Стал думать: как же сделать, чтобы держать голубей. И додумался: на балконе сделал небольшую будку, приобрел две пары летных голубей, посадил их в эту будку. Но там же не развернешься, да и выпускать я их не мог. Просто любовался на них и все. Потом решил сменить квартиру. Вступил в кооператив и получил новую. После этого я стал уже серьезно заниматься голубями.
- А где вы работали?
-Лет 25 был строителем, потом лет 10 работал на «Укрграфите». В 50 лет (горячий стаж) ушел на пенсию. И, естественно, целиком и полностью занялся своим голубиным хозяйством.
-Украина славится николаевскими, летными, а у вас оказались почтовики. Чем они вас привлекли?
-Еще в молодости поехал я как-то на родину, в Закарпатье. Встретил там своего знакомого голубевода. Раньше у него были летные голуби, а тут смотрю – почтовые. Спрашиваю – почему? «Понимаешь, - говорит, - летные голуби – это для мальчишек. А мне уже не хочется гонять их и заглядывать вверх, как они там летают. Такие голуби – для молодежи. А почтовики – это серьезная птица и для серьезных людей. В общем, он меня тогда убедил. И с тех пор я занимаюсь почтовыми. Это действительно очень интересная птица.
- Чем же интересны ваши голуби?
- Я вам скажу так. Во-первых, они очень преданы своему месту обитания. Где бы не оказались, они идут домой. Они страдают, если их выбросишь где-то. В отличие от других пород голубей. Те не страдают, быстро адаптируются в новых условиях.
- В чем заключается их страдание?
- Почтовик болеет. Он хочет домой. Бывает непогода, дождь, а он все равно тянется домой. Ну, если отощал, то он старается набрать свой прежний вес и только тогда пускается в дорогу, домой. И бывает так, что нет его месяца три, а потом он все-таки прилетает.
- В общем, если я, допустим, купил у кого-то пару почтовых голубей, то очень долго придется приучать их к своей голубятне. Так?
- Очень долго. У меня был такой случай. Я привез себе голубя-почтовика из Закарпатья. Специально ездил туда. Он прожил у меня год закрытым. То есть, я его не выпускал. Появилось потомство. Потом пришел ко мне друг, попросил показать ему это потомство. Ну, и нечаянно мой новичок выпорхнул из клетки. Сел на крышу девятиэтажки. Ну, думаю, далеко не улетит, вернется, ведь у него подрезаны крылья. А через две недели звонит из Закарпатья бывший хозяин этого голубя, говорит, прилетел, приезжай, забирай. А туда от нас около тысячи километров.
-О почтовых голубях и сегодня ходят легенды. Я читал, что в средние века они были основным средством почтовой связи между влюбленными. Разумеется, между представителями имущих классов. Для бедных такая роскошь была недоступной, потому что, стоил голубь как породистый рысак. И еще: голубей категорически запрещалось отстреливать, так как считалось, что в них вселялись души умерших. За убийство голубя была даже предусмотрена смертная казнь.
-Это не легенды, а сущая правда. Действительно в годы гражданской и Великой Отечественной войн почтовые голуби выполняли серьезные боевые задания, спасали жизни людям. Это же разведчики. В европейских государствах они и сегодня на воинском учете. Был такой конкретный случай в годы Великой Отечественной. Корабль потерпел крушение. Нет никакой связи с внешним миром. А как подать сигнал о помощи? У них была пара голубей. Они их выпустили. К месту назначения долетела одна голубка. Команда корабля была спасена. А голубке той в Лондоне поставили памятник. Есть памятник голубям и в Бельгии.
-Против голубей-воинов у противника были какие-нибудь средства?
-Конечно. Существовала система перехватки голубей. Против них тренировали соколов, а потом их выпускали. И сокол сбивал голубя.
-В годы войны – понятно. Там почтовики достойно выполняли свою миссию, даже памятники заслужили. А чем они проявляют себя в мирное время?
-Сегодня понятие «почтовые голуби», можно сказать, устарело. Сегодня их называют спортивными голубями. Именно как спортсмены они и отличаются сегодня.
-И как успешно выступали на соревнованиях лично ваши голуби? Какие-то рекорды ставили?
-Еще как! В течение десяти лет, еще при Союзе, я только один раз занял третье место. А то все время мои голуби были первыми. Мы каждую субботу возили их на соревнования – в Харьков, Белгород, Курск, Орел, в Москву, Ленинград и т.д.
- Как это практически выглядело? Я имею в виду, не в мешках же вы их возили?
- Видите клетку? Вот в таких клетках и возили. По 20 и больше голубей в одной клетке. Поездом возили. А в Москву, Ленинград, Беломорск – самолетом.
- Туда же, наверное, приезжали голубеводы и с других городов Союза? Как подводились итоги? По каким показателям?
- Каждый голубевод привозил туда 40 налетанных (не новичков) голубей. Все они окольцованы. На кольце все их паспортные данные: сколько налетал голубь и т.д. И потом подсчитывают, кто какое место занял. Был у меня голубь – чемпион Украины. Клички конкретной у него не было. Я называл его Япон, по родовой линии. Очень здорово летал.
-Какое самое большое расстояние может преодолеть спортивный голубь?
-До пяти тысяч километров. В зависимости от погоды и т.д.
- Самый высокий результат у ваших голубей, какой был?
- Ну, вот из Беломорска выпускали на 2200 километров. Первый голубь пришел на третий день. Потом приходили остальные. Примерно в течение недели. Но там что плохо? Там очень много ястребов. Оттуда далеко не всем птицам удается вырваться. Из Беломорска в зачете были три моих голубя.
- И что это означает?
- Это означает, что из 100 голубей 20 должны прилететь.
- Вы занимаетесь голубями более 60-ти лет. Какие голуби вам особенно запомнились?
- Есть породная линия - японец. Вот они хорошо проявили себя. Я уже говорил, что мой Япон стал чемпионом Украины, налетал где-то 12 тысяч километров.
- Имеется в виду его участие в разных соревнованиях?
- Да, с разных расстояний.
- Откуда берет начало эта породная линия?
- Как-то поймали на корабле в Одессе моряки голубя и принесли его голубеводу Красненко ( его уже нет в живых). Он решил подобрать для него голубку. Было две голубки – одна из ФРГ, другая – из ГДР. Вот от них и пошла эта породная линия. А назвали их японцами. Очень хорошие голуби этой линии, преданные.
Пришел ко мне как-то парень, просит продать ему пару голубей. Говорю: выбирай. Взял он молодых птенцов, прямо с гнезда, они даже еще по двору не летали. А через две недели они вернулись ко мне из Балабино. Вот так.
- Кроме японца, какие еще породные линии у вас есть?
- Больше встречается янценская. Янцен – это голубевод из Бельгии. Линия голубей называется по хозяину, который ею занимается. Почтовики – это все голуби из Бельгиии, Германии, Голландии, Словакии, Болгарии, Румынии, Польши, Канады, США.
-В Украине такой породы нет?
-Нет, все эти голуби оттуда.
-Вы много ездили со своими голубями. Но для этого же требуются деньги и время. Или это были командировки от клуба?
-Во-первых, это было в советские времена, когда местные власти поощряли развитие голубеводства в городе. Командировок нам никто, конечно, не оплачивал. Ездили за свои и в выходные дни. Но тогда все это было нам посильно. Голубей, скажем, отправляли поездом. И платили за это всего 10 рублей. А теперь попробуйте отправить багаж до Москвы за 10 гривен.
Корма обходились нам тоже не дорого. Клуб договаривался с хозяйствами, и мы покупали зерно по четыре копейки за килограмм. Так что серьезных проблем с этим у голубеводов не было.
-Сколько птиц имеется сегодня в вашем хозяйстве?
- Примерно 100 голов. На год беру для них тонны полторы зерна. Вполне мог бы выкормить кабанчика. Но для меня голуби милее, чем кабанчик. Раньше немного торговал птицей. Это что-то давало. Сегодня уже не торгую, держу для себя, для души.
Николай Зубашенко, журналист
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий